Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы нарушения звуков






1. Отсутствие звука обусловлено несформированностью пра­
вильного артикуляционного уклада. Ребенок не может произ­
нести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в
употребляемых языковых единицах (слогах, словах, предложе­
ниях и т.д.). Например, абота (работа), одна (лодка).

2. Искажение звука, т.е. звук не исключается из слова, а
получает собственное, аномальное звучание, не характерное для
фонетической системы родного языка. Например:

межзубный двугубный горловой носовой боковой

боковой

[л]-

[с] - межзубный

носовой

 

Причиной искаженного произношения звуков, как и их от­сутствия, является недостаточная сформированность или нару­шение артикуляционной моторики. Подобные дефекты явля­ются фонетическими, или моторными.

3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетичес­кой системе родного языка. Например, лыба (рыба), дада (дядя) — схема 2.2.

Замена звуков, одинаковых по способу образования и разных по месту артикуляции: [к] =[т]

Замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различных по способу: [с] = [т]

Замена звуков, одинаковых по способу образования и разных по участию органов артикуляции: [с] = [ф]

Замена звуков, одинаковых по месту и способу обра­зования и различных по участию голоса: [з] = [с]

Схема 2.2

Замена звуков, одинаковых по способу образования и по активно действующему органу артикуляции и различных по признаку твердости/мягкости: [т'] = [т]

Замена одного звука другим объясняется недостаточной сформированностью как артикуляционной моторики (в резуль­тате чего с правильной артикуляцией данного звука ребенок не


 




справляется), так и несовершенством фонематического слуха (в результате чего данный звук заменяется другим, отличаю­щимся по артикуляционным или акустическим признакам). Поэтому замены по структуре являются фонетико-фонемати-ческими нарушениями.

В логопедии выделены 3 уровня неправильного звукопроиз-

ношения:

1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю груп­пу звуков;

2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изоли­рованно или в отдельных словах;

3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при уме­нии правильно произносить их изолированно.

Большинство авторов (Ф.А. Pay, M.E. Хватцев, О.В. Правди-на и др.) рассматривают смешение как уровень неправильного произношения, который характеризуется тем, что ребенок мо­жет правильно произносить звук изолированно, в слогах, словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другими, артикуляторно или акустически близкими звуками. Другие авторы считают смешение формой нарушения зву-копроизношения, имеющей фонематический (фонологичес­кий) характер (Ф.Ф. Pay, P.E. Левина, В.И. Селиверстов и др.). Достаточно обоснованной является и такая точка зрения, соглас­но которой при рассмотрении смешения необходимо учитывать, на какой стадии работы с ребенком логопед обнаружил данное явле­ние. Если смешение выявлено в ходе первичного обследования, то оно может быть рассмотрено как форма нарушения звукопроизно-шения с логопедическим заключением «Фонематическое недораз­витие». В случае когда смешение начинает проявляться в конце этапа автоматизации звука, данное явление следует рассматривать как 3-й уровень неправильного звукопроизношения.

Раскрывая лингвистическую характеристику недостатков зву­копроизношения, обратите внимание на то, что нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий гре­ческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы: — фонетические нарушения свистящих и шипящих зву­ков называются сигматизмом — от названия гречес­кой буквы «сигма», обозначающей звук [с], а фонети-ко-фонематические нарушения в этих группах (напри-


 


мер, замены шипящих звуков свистящими и др.) — парасигматизмом;

— фонетические нарушения звуков [л] и [л'] называются
ламбдацизмом, а фонетико-фонематические — пара-
ламбдацизмом
(от названия греческой буквы «ламб-
да», обозначающей звук [л]);

— фонетические нарушения звуков [р]и [р'] называются
ротацизмом, а фонематические — параротацизмом
(от названия греческой буквы «ро», обозначающей
звук [р]);

— фонетические нарушения звука [й] называются йота-
цизмом,
а фонетико-фонематические — парайотациз-
мом
(от названия греческой буквы «йота», обозначаю­
щей звук [j]);

— фонетические нарушения заднеязычных звуков называ­
ются каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, а фонети­
ко-фонематические — паракаппацизмом, парагамма-
цизмом, парахитизмом
(от названия греческих букв «кап­
па», обозначающей звук [к], «гамма» — [г], «хи> > — [х]).

Нарушения групп звонких и мягких согласных звуков спе­циальных терминов не имеют. Их называют дефектами:

— озвончения и оглушения;

— смягчения и твердости согласных звуков.
Значительно реже наблюдается неправильное произноше­
ние других звуков. Каждый вид имеет несколько разновидно­
стей (например, сигматизм может быть межзубным, боковым,
носовым и др.; парасигматизм — призубным, шипящим и др.).

Дополнительные вопросы

1. Объясните, почему устранение иностранного акцента и
диалектных особенностей произношения не требует специаль­
ной логопедической помощи.

2. Назовите признаки патологических нарушений звукопро­
изношения, отличающие их от возрастных.

3. Какие группы звуков обычно бывают нарушены у детей?
Объясните эту закономерность.

4. Чем отличается простое нарушение звукопроизношения
от сложного?

5. Чем характеризуются фонетические нарушения звуко­
произношения? Приведите примеры.


6. Чем характеризуются фонетико-фонематические наруше­
ния звукопроизношения? Приведите примеры.

7. Приведите примеры фонематических нарушений звуко­
произношения.

8. Ответьте на вопросы карточек программированного конт­
роля.


2. Назовите сходства и различия фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи. Материал, проиллюстриро­ванный примерами, оформите в виде таблицы.

 

Фонетический дефект Фонетико-фонематическое недоразвитие
   

 


Карточка 2.1. Какие особенности не характерны для нарушений речи?

1. Самостоятельно не исчезают, а закреп­
ляются.

2. Безграмотность речи.

3. Несоответствие возрасту говорящего.

4. Оказывают отрицательное влияние на
психическое развитие ребенка.

5. Являются диалектными особен­
ностями языка данной местности.

Карточка 2.2. Фонетическим дефектом является:

1) [с] — межзубный;

2) [р] — горловой;

3) отсутствие звука [л] в речи;

4) замена [т] = [с];

5) [л] - двугубный.

Карточка2.3. Фонетико-фонематическим дефектом является:

6) замена [т'] = [т];

7) смешение [ш] = [с];

8) [л] — двугубный;

9) отсугствие звука [р] в речи;

10)замена [р] = [л].

  1) замена [к] = [т]; 2) смешение [р] = [л]; 3) отсутствие звука [л] 4) замена [л] = [j]; 5) [л] — межзубный.

Карточка 2.4.

Фонематическим дефектом является:

в речи;

Практические задания

1. Разработайте содержание беседы с родителями, в которой в убедительной форме обоснуйте необходимость устранения на­рушений звукопроизношения в дошкольном возрасте.


3. Решите задачи практического характера.

Задача 2.1.

На приеме у логопеда — ребенок шести лет с мамой, кото­рая жалуется на «плохую», малопонятную речь сына.

При обследовании произносительной стороны речи отмеча­ются одноударный [р], межзубные свистящие звуки. Комбина­ции слогов: ca-за-са; ко-го-ко; ca-шa-ca и др. повторяет правиль­но. Общий звук в словах сова, пылесос, слон, стол; рог, пиро­жное, портной, мир и т.д. выделяет без ошибок. В указании предметных картинок на слова-паронимы затруднений не ис­пытывает.

Сформулируйте логопедическое заключение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.