Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обследование произносительной стороны речи






План

1. Обзор методических пособий по обследованию звукопро-
изношения.

2. Этапы логопедического обследования ребенка.

3. Структура речевой карты и требования к ее заполнению.

Методические указания и дополнительный материал

Подготовку к данной теме следует начинать со знакомства с существующими методическими пособиями по обследованию состояния звукопроизношения у детей.

В настоящее время отработаны приемы выявления непра­вильного звукопроизношения с учетом принципов деятельно-стного и индивидуального подхода, системного анализа рече­вых нарушений, что отражено в современной литературе.

Одна из первых методик обследования звукопроизношения была разработана М.Е. Хватцевым. Основополагающие принци­пы обследования речи детей, в том числе и звукопроизноше­ния, были разработаны в Институте коррекционной педагоги­ки РАО сотрудниками лаборатории логопедии под руковод­ством Р.Е. Левиной.

На современном этапе развития логопедии как науки суще­ствует большое многообразие технологий обследования речи детей, включающих раздел «Обследование состояния звукопро­изношения»*.

Авторами разработаны наборы дидактического и наглядно­го материала по процедуре обследования.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следую­щие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1) ориентировочный этап, на котором проводится опрос ро­
дителей, изучение специальной документации, беседа с ре­
бенком;

2) дифференцировочный этап, включающий обследование
когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения

* См.: Методы обследования речи детей/ Под ред. Г.В. Чиркиной. — М., 2003; Чиркана Г.В., Чевелева НА., Филичева Т.Б. Основы логопедии. — М., 1989; Большакова С Е. Логопедическое обследование ребенка. — М., 1995 и др.


детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта;

3) обследование всех компонентов языковой системы, вклю­
чая звукопроизношение и фонематические процессы;

4) заключительный (уточняющий) этап, включающий дина­
мическое наблюдение за ребенком в условиях специального
обучения и воспитания.

При работе над третьим пунктом плана обратите внимание на то, что результаты обследования произношения заносят­ся в Речевую карту, которая состоит из следующих основных блоков:

1. Паспортные данные.

2. Анамнез.

3. Данные объективного обследования специалистов.

4. Состояние когнитивных и сенсорных процессов.

5. Состояние моторики.

6. Строение и подвижность органов артикуляции.

7. Произносительная сторона речи.

8. Состояние фонематических процессов.

9. Результаты обследования лексико-грамматического строя
речи.

 

10. Состояние письма и чтения (для детей школьного воз­
раста).

11. Проявления заикания (для заикающихся детей).

12. Логопедическое заключение.

13. План коррекционной работы.

14. Результаты исправления речи.

При логопедическом обследовании детей с дислалией необ­ходимо тщательно исследовать строение и подвижность орга­нов артикуляции, состояние фонематических процессов и про­износительной стороны речи, включающей общее звучание речи (темп, ритм, голос, тембр, дыхание, паузацию, дикцию) и звукопроизношение.

Обследование начинается с проверки изолированного произ­ношения звуков. Затем исследуют произношение звуков в сло­вах и предложениях.

При заполнении в Речевой карте блока «Обследование про­износительной стороны речи» используются следующие услов­ные обозначения (табл. 4.1).


 




Таблица 4.1

 

Форма нарушения звукопроизношения Условные обозначения Примеры Состояние фонематических процессов
Отсутствие звука отс (отсутствует) [р] -0 [л] — отс N
Искажение звука м/з (межзубный) бок (боковой) горл (горловой) нос (носовой) вел (велярный) увул (увулярный) [с] — м/з [л] — бок [р] — горл [л] — нос [р] — вел [р']- увул и т.д. N
Замена звука Þ [з] Þ [с] [р] Þ [л1 страдает
Смешение звуков Û [р] Û [л] страдает

 


3. Логопедическое обследование ребенка/ Авт.-сост.
СЕ. Большакова. — М., 1995.

4. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —
М., 2002.

5. Методы обследования речи детей/ Под ред. Г.В. Чирки-
ной. — М., 2002.

6. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого­
педии. — М., 1989.

7. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.

8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о
детях с недостатками речи. — М., 1997.


Дополнительные вопросы

1. Перечислите основные принципы обследования речи де­
тей. Как они реализуются при обследовании состояния звуко­
произношения?

2. Определите цель беседы с родителями в процессе обсле­
дования речи ребенка.

3. Объясните, почему в процессе обследования произноше­
ния необходимо обращать внимание на строение и подвижность
органов артикуляции.

4. Какие фонетические группы звуков обследуются у детей?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.