Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация в системе современной логистики






В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка логистической информации, циркулирующей в логисти­ческих системах.

Логистическая информация – это целенаправленно собираемая совокупность знаний о фактах, явлениях, событиях, представляющих интерес и подлежащих регистрации и обработке для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия[22].

Существует три формы представления логистической информа­ции: символьная, текстовая, графическая.

Символьная форма основана на использовании символов – букв, цифр, знаков, в том числе знаков пунктуации.

Текстовая форма использует образующие тексты символы, но рас­положенные в определенном порядке.

К графической форме отно­сятся различные виды изображений, она является самой емкой и сложной.

Информационный поток – это совокупность сообще­ний, циркулирующих в логистической системе, между логистичес­кой системой и внешней средой, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Информационные потоки классифицируются: в зависимости от вида связываемых потоком систем – горизонтальный и вертикаль­ный; в зависимости от места прохождения – внешний и внутренний; в зависимости от направления по отношению к логистической сис­теме – входной и выходной.

Информационный поток может опережать материальный, следо­вать одновременно с ним или отставать от него. При этом информа­ционный поток может быть направлен как в одну сторону с матери­альным (такие преобладают в системах толкающего типа), так и в противоположную (характерны для систем вытягивающего типа).

Например, опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; опережаю­щий информационный поток в прямом направлении – это предвари­тельные сообщения о предстоящем прибытии груза; одновременно с материальным потоком поступает информация в прямом направле­нии о количественных и качественных параметрах материального по­тока; вслед за материальным потоком во встречном направлении мо­жет проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

Управлять информационным потоком можно следующим обра­зом: изменяя направление потока; регулируя скорость передачи данных в соответствии с уровнем их срочности, а также режимом работы их источников и приемников; ограничивая объем потока до ве­личины пропускной способности отдельных узлов преобразования данных или участка пути.

Информационный поток измеряется количеством обрабатывае­мой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята двоичная единица – бит или байт.

В практике хозяйственной деятельности информация может из­меряться также количеством обрабатываемых или передаваемых до­кументов; суммарным количеством документострок.

Вследствие перечисленного выше информационный поток в ряде случаев пред­ставляет собой более сложное явление, чем соответствующий ему материальный. Сложность обусловлена также и тем, что он охватывает и такие подразделения предприятия, через кото­рые материальные объекты прямо не проходят.

Информация становится логистическим производственным фак­тором. Благодаря ее эффективной обработке и использованию могут существенно со­кратиться расходы на складирование, достигнуто лучшее управление запасами, достигнута согласованность действий поставщика и потребителя, произведена эффективная за­мена запасов готовой продукции необходимыми запасами соответствующих полуфа­брикатов и сырья (экономятся оборотные средства, снижаются складские расходы) и т.п. Благодаря оперативному использованию инфор­мации удается, например, ускорить транспортировку за счет согласован­ности всех звеньев транспортной цепи. Примером негативного влияния недостатка своевремен­ной информации или ее ненадежности является накопление избыточных запасов материальных ценностей, поскольку недостаточная информированность потребителя, так же как и поставщика, обыч­но вызывает желание подстраховаться.

Информационная логистика (information logistics) – область ло­гистики, изучающая и решающая проблемы организа­ции и рациональной интеграции информационных потоков для принятия управ­ленческих решений в логистических системах.

Логистическая информационная система (ЛИС) – структура, состоящая из персонала, средств вычис­лительной техники, средств регистрации, передачи и отображения данных, необходимых баз данных (справочников), компьютерных программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объе­диненных связанной информацией, используемой ор­ганизацией для планирования, контроля, анализа и регулирования ее логистической системы. По характеру взаимодействия с окружа­ющей средой данные системы относятся к классу открытых.

ЛИС при квалифицированном исполь­зовании позволяет органически объединить все логистические под­системы, включая заготовительную, внутрипроизводст­венную, распределительную логистику и т. д., т. е. создать общий гибкий каркас, на который нанизываются все элементы ло­гистической системы.

ЛИС является частным слу­чаем информационной системы вообще, под которой принято понимать си­стему, предназначенную для хранения, передачи или обработки дан­ных.

Данные – это информация, представленная в формализованном виде, пригодном для автоматизированной обработки. Данные фор­мируются в группы, образуя компоненты баз данных.

Наименьшим компонентом является элемент данных – инфор­мационный объект, определяемый его наименованием и совокупно­стью описывающих его значений (величин). Объектом может быть процесс, явление, предмет, страна, область науки и т. д.

Совокупность элементов данных, которая описывает рассматри­ваемый объект, именуется записью (например, изделие, – его номер, наименование, размеры, стоимость, материал, из которого оно изго­товлено). Для передачи данных последние формируются в блоки дан­ных. Для хранения они компонуются в файлы, каталоги, массивы, таблицы, списки.

Файл – это набор информации, рассматриваемый как единое целое. Это объект, имеющий свое имя и являющийся ос­новным элементом хранения данных. Расположение и структура данных в файле, включая размер и последовательность компонентов, определяются принятым его описанием. В файл добавляются новые и стираются ненужные записи. Каждый файл состоит из атрибутов и содержимого. Атрибутами файла является совокупность байтов, вы­деляющих его из множества остальных файлов. К атрибутам в первую очередь относятся его имя, тип содержимого, дата и время создания, фамилия создателя, размер файла, условия предоставления разреше­ний на его использование, метод доступа к нему.

База данных (БД) – совокупность текстовых и (или) цифровых дан­ных, систематизированных по определенным правилам, предусмат­ривающим общие принципы описания, хранения и манипулирова­ния исходной информацией. БД как правило, представляет собой несколько групп специальным образом организованных файлов. Для работы с БД используется система управления базой данных (СУБД). Основные характеристики базы данных задаются совокупностью требований, определяемых представлениями пользователей о необ­ходимой им информации. Каждая из отдельно рассматриваемых баз данных одновременно может обслуживать тысячи пользователей. Все большее распространение получают распределенные базы дан­ных и создаваемые на их основе информационные хранилища. Создание распределенных баз данных требует их тиражирования, копирования всех изменений, вносимых в одну из частей распреде­ленной базы. Данные в базе располагаются таким образом, чтобы их мож­но было легко найти и обработать. Эти задачи выполняются систе­мой управления базой данных.

Основными типами существующих БД являются реляционные, а также объектно-ориентированные базы данных.

Реляционная база данных – база данных логически организован­ная в виде набора отношений ее компонентов. Характерной особен­ностью реляционной базы данных является структура, выполненная в виде таблиц. Строки таких таблиц соответствуют записям, столб­цы – атрибутам (признакам хранимых данных). Использование реляционных баз данных позволяет: собирать и хранить данные в виде таблиц; обнов­лять их содержание; получать разнообразную информацию по атри­бутам или записям; отображать полученные данные в виде диаграмм или таблиц; выполнять необходимые расчеты по материалам базы.

Объектно-ориентированные базы данных – это базы данных, в которых данные представлены в виде объектов. В них создаются модули объектов, в том числе прикладных программ, которые управ­ляются внешними событиями с помощью графического интерфейса пользователя.

Хранение данных – процесс обеспечения целостности, доступ­ности и защищенности данных. Хранение данных является одной из главных функций информационной системы. Это связано с тем, что потеря либо искажение данных может иметь тяжелые по­следствия, поэтому применяется множество технологий хранения и восстановления данных, основной из которых является резервиро­вание данных.

Передача данных – процесс транспортирования данных из одной информационной системы в другую. Различают два вида передачи данных: синхронную и асинхронную передачи. В первом случае каж­дый блок данных укладывается в равные такты, отсчитываемые спе­циальным генератором, и работа передатчика и приемника подчиня­ются взаимной синхронизации, во втором случае этот режим не соблюдается. Для повышения надежности передачи могут использоваться подтверждения о получении адресатом данных.

Блок данных – последовательность символов фиксированной длины, используемая для представления данных. Это понятие является скорее техническим, т.е. важным в разрезе организации процессов передачи и хранения данных.

Обработка данных – процесс выполнения последовательности опе­раций над данными. Она выполняется в соответствии с вводимым через интерфейс заданием поль­зователя, либо в соответствие с имеющейся в ЛИС прикладной программой. Обработка может осуществляться одним либо группой процессоров в одной либо нескольких информационных системах, работающих параллельно. В последнем случае происходит распределенная обработка данных.

Обработка может осуществляться в двух режимах, первый из них – интерактивный режим, второй – фоновый режим. Информа­ционная система может выполнять задания по обработке данных по очереди, но чаще всего она работает в режиме разделения времени.

Фоновый режим – технология, при которой обработка приклад­ных процессов осуществляется только тогда, когда компьютер свобо­ден от задач, решаемых в режиме реального времени. Фоновый режим позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы. В фоновом режиме выполняются прикладные программы, имеющие низкий приоритет, тогда, когда необходимые для этого ресурсы не использу­ются в интерактивном режиме для высокоприоритетных программ. В фоновом режиме выполняются также вспомогательные операции. Рассматриваемый режим, как правило, поддерживается многозадач­ными операционными системами. Прикладная программа, которая выполняется, либо может выполняться в рассматриваемом режиме также называется фоновой.

Архитектура информационной системы характеризует ее общую логическую структуру, аппаратное обеспечение, программное обес­печение (ПО), описывает методы кодирования информации (представления данных последовательностью символов). Архитектура определяет также интерфейс пользователя с системой.

Аппаратное обеспечение (hardware) – комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав инфор­мационной системы или сети.

Программное обеспечение (software) – комплекс компьютерных программ, обеспечивающий обработку или передачу данных, а также разработку новых программ.

Программное обеспечение совместно с аппаратным обеспечением являются важнейшими характеристиками информационных систем и сетей. Оно характеризуется функциональностью, качеством, размерами.

Функциональность представляется целями, которые должны быть достигнуты, типами используемых данных и результатами, ко­торые необходимо получить.

Качество программного обеспечения характеризуется скоростью обработки данных, отсутствием тупиковых ситуаций, поведением при возникающих отказах.

Размеры программного обеспечения определяют сложность ис­пользуемой системы, объем и типы ее запоминающих устройств, за­траты на обслуживание.

По видам выполняемых функций программное обеспечение де­лится на классы: системное, ядром которого является операционная система; прикладное, представленное комплексом прикладных про­грамм; инструментальное программное обеспечение, предназначен­ное для разработки программ всех видов, сетевое (если информаци­онная система входит в сеть).

К системному программному обеспечению относятся: операци­онные системы, операционные оболочки, операционные среды.

Операционная система – комплекс программ, обеспечивающий в информационной системе выполнение других программ, распреде­ление ресурсов, планирование хода вычислительного процесса; ввод-вывод и управление данными.

Операционная оболочка – комплекс программ, ориентирован­ных на определенную операционную систему и предназначенный для облегчения диалога между пользователем и компьютером.

В настоящее время функции операционной системы и операцион­ной оболочки совместились в так называемых операционных средах типа Windows. Данная операционная среда существенно расширила возможности пользователя в процессе работы в диалоговом режиме. Она является 32-разрядной, многозадачной и многопоточ­ной, характеризуется удобным графическим интерфейсом и создана для работы с персональными компьютерами. Используя ее, пользова­тель получает возможность работы сразу с несколькими прикладными процессами, каждый из которых на экране представляется в виде ок­на, внутри которого находятся данные, относящиеся к соответствую­щему прикладному процессу.

Операционная среда Windows выполняет свыше 600 функций по­лиэкранной технологии, она содержит также обширные средства ра­боты в сетях, характеризуется возможностью модульного рас­ширения архитектуры и способностью работать на многих аппаратных платформах. Фирма Microsoft предлагает для нее ряд платформ и стандартных прикладных процессов. Сама Windows также может использоваться в качестве операционной платформы, располагаясь над другими операционными системами. Развитием Windows стала сетевая операционная система Windows NT, аббревиа­тура NT происходит от New Technology.

Прикладное программное обеспечение – специальные профессионально ориентированные программные средства, направленные на решение узкоспециализированных задач. В эту группу входят в частности, интегрированные программные пакеты, системы управления базами данных, программы-планировщики, электронные таблицы, текстовые редакторы, деловая и презентационная графика.

Интерфейс пользователя – система взаимодействия человека с информационной системой. Адаптация комплексов прикладных процессов к образу мышления человека требует создания дружественных интерфейсов. Наряду с этим широко распространено другое понятие интерфейса как порядка (протокола) взаимодействия между объектами любой системы.

Платформа – функциональный блок, интерфейс и услуги которого (определяются стандартом, вводимым международной организацией или группой производителей) являются базой для размещения на нем процессов, объединенных какой-либо целью. Благодаря платформе размещенные на ней процессы могут использовать те функции, которые выполняют протоколы и операционные системы, составляющие архитектуру платформы.

Все существующие платформы принято различать на прикладные, транспортные, операционные и аппаратные.

Прикладная платформа служит для размещения прикладных программ.

Транспортная платформа обеспечивает передачу данных через коммуникационную сеть.

Операционная платформа выполняет набор прикладных процессов под управлением любой из групп входящих в нее операционных систем.

Аппаратная платформа определяет возможности использования различных устройств, составляющих аппаратное обеспечение системы.

Характеристики платформы подбираются таким образом, чтобы иметь возможность использовать ее для решения необходимого круга прикладных задач. Каждая платформа предоставляет на стандартном интерфейсе свои услуги и услуги находящихся под ней функциональных блоков.

Две и более взаимодействующие друг с другом информационные системы и соединяющие их каналы связи образуют информационную сеть.

Канал связи – средство или путь, по которому передаются сигналы или данные.

Различают два класса каналов связи: асинхронный и синхронный. В синхронном канале обеспечивается синхронизация выполняемого процесса передачи. Асинхронный канал характерен тем, что переда­ча через него не требует синхронизации работы отправителя и полу­чателя данных.

Каналы связи в зависимости от способа передачи сигналов клас­сифицируют по нескольким видам.

Симплексный канал направляет сигналы только в одном направ­лении.

Полудуплексный канал позволяет передать сигналы в двух на­правлениях, но поочередно. Такая передача экономически целесооб­разна в любых типах каналов при взаимодействии партнеров типа «запрос-ответ», когда перед ответом необходимо время для об­работки запроса. Например, при работе с абонентской системой, в которой расположена база данных.

Дуплексный канал осуществляет одновременную передачу сигна­лов в обе стороны, он используется в тех случаях, когда требуется высокая пропускная способность.

Наряду с информационной сетью различают коммуникационную сеть, часто именуемую также сетью передачи данных. На базе коммуникационной се­ти может быть построена не только одна, но и группа информационных сетей. Главной задачей коммуникационной сети является до­ставка адресатам без ошибок и искажения блоков данных, которые при этом не должны терять своей целостности. Важными в сети являются также операции по предотвращению перегрузок, больших очередей и переполнения буферов систем. С этой целью происходит управление потоком данных. На основе интеграции об­работки и передачи данных строятся интеллектуальные сети. Наряду с многопрофильными сетями распространение получают сети, предназначенные для выполнения определенных целей. Например, сеть Hermes, созданная Европейским объединением железных дорог; сеть Aeronet – информационная сеть Международного общества связи для авиации.

Высокопроизводительные коммуникационные сети стали имено­ваться базовыми сетями. Примером такой сети является сеть TWBNЕТ (Transcontinental Wide Band NET work) – Трансконтинентальная широкополосная сеть.

Коммуникационные сети подразделяются на корпоративные и государственные (общественные). Примером корпоративных явля­ются сеть корпорации World Com, сеть Mark III. Среди государствен­ных сетей широко известна французская сеть Transpac. В Европе со­здана международная коммуникационная сеть IXI.

В зависимости от технологии передачи данных выделяются сети с маршрутизацией данных и сети с селекцией данных. Первые каж­дый блок данных передают только одной системе – адресату, а вто­рые – всем системам.

В зависимости от покрываемой территории различают локаль­ные, территориальные, глобальные и смешанные сети.

Локальная сеть (другое название – локальная вычислительная сеть, ЛВС) – это сеть, информационные системы которой располо­жены на небольшом расстоянии друг от друга. Она охватывает не­большое пространство, чаще всего здание. Большие локальные сети именуются корпоративными сетями

Территориальная (региональная) сеть охватывает большое прост­ранство – район, область, регион, страну, группу стран. В том случае, когда она охватывает континенты, используется определение гло­бальной сети.

Глобальная сеть – это сеть, расположенная в нескольких стра­нах.

Метасеть – это глобальная сеть, состоящая из групп взаимодей­ствующих друг с другом территориальных сетей.

Управление сетью либо ее частью обеспечивает административ­ная система. На административную систему, именуемую в больших сетях центром управления сетью, а в малых – консолью, возлагают­ся следующие функции:

· сбор информации и учет работы компонентов сети (время рабо­ты соединений, сведения о загрузке каналов и ресурсах сети, регист­рация ошибок, сведения об отказах);

· подготовка отчетов о работе сети;

· осуществление диагностики компонентов сети, индикация их состояний;

· контроль передачи блоков данных в коммуникационной сети;

· восстановление работы после отказов и неисправностей, уда­ленной загрузки программ;

· управление конфигурацией (включение и выключение абонентских систем, ведение справочника сети, создание резервных каналов, изоляция неисправных компонентов);

· осуществление услуг для пользователей, связанных с показом им динамического состояния сети, и оказание помощи в разборе не­ясных ситуаций.

Если в сети функционирует несколько административных систем, то одна из них назначается главной. Работой каждой системы руководит админист­ратор.

Информационная логистика обеспечивает две стороны общего логистического процесса: оптимизацию и интеграцию каждого основного и его обслуживающих потоков по горизонтали, синхронизацию и интеграцию процессов управления по вертикали.

Интеграция информационных процессов означает, что любая информация подготавливается и записывается в базу данных только один раз, причем она может использоваться для разных целей. Ин­формационные процессы взаимоувязаны и взаимодействуют через посредство единой базы данных. Поэтому содержание и структуру базы данных надо проектировать совместно с учетом требований всех информационных систем предприятия.

Горизонтальная интеграция позволяет органично связать материальные и товарные потоки с общей системой планирования и управления на уровне организации. Наличие подобной связи в идеальном случае дает возможность добиться того, чтобы ни одно соответствующее решение о логистическом процессе не могло быть приня­то и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями ор­ганизации.

Вертикальная интеграция логистической информационной системы заключается в связи и воздействии друг на друга различных уровней в иерархии управления организацией, начиная со структур стратегического планирования развитием организации и кончая уров­нем оперативного руководства отдельными производственными уча­стками.

Вертикальная интеграция охватывает все уровни как прямыми – сверху вниз, так и обратными – снизу вверх связями, позволяя верх­нему уровню иметь достаточную информацию о состоянии отдель­ных элементов производства и оперативно реагировать на происхо­дящие изменения.

Информационное обеспечение логистики на предприятии представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и ана­лизу информации, связанной с его логистической деятельностью и является инструментом интеграции элементов системы логистического управления.

Документ – письменный акт установленной или общепринятой формы, составленный определенными компетентными должност­ными лицами, а также гражданами для изложения сведений о фак­тах, или удостоверения фактов, имеющих юридическое значение, или для подтверждения чьих-либо прав и обязанностей. В частности, документ может являться пись­менным подтверждением факта совершения логистической операции.

Выделяют первичные документы (путевой лист, товарно-транс­портная накладная и т.п.) и вторичные документы (журнал учета приходных ордеров и др.). Для первичных документов обязательны следующие реквизиты: наименование, дата составления, наименование организа­ции, от имени которой был составлен документ, содержание отображаемой опера­ции, ее измерители натуральном и денежном выражении, на­именование должностей лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее выполнения, личные подписи указанных лиц.

Маршрут документа – путь перемещения документа в процессе его обработки; упорядоченный список исполнителей, которых доку­мент «обходит» в течение своего жизненного цикла.

Документооборот может трактоваться как движение документов в организационном пространстве (образовано подразделениями предприятия, его подрядчиками и логистическими партнерами) и во времени с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.

Информационная готовность определяется способностью предприятия предоставлять запрашиваемые потребителем данные на всех стадиях выполнения заказа. Она рассчитывается как отношение числа быстрых и точных ответов на запросы к общему числу запросов за определенный промежуток времени.

Информационные технологии – совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации при соблюдении требований снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности работы с ними.

Трактовка термина «информационные ресурсы» дана в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.) В соответствии с ней информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

В соответствии со ст. 6 упомянутого закона информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как особый вид имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.

Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов. Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Государственные информационные ресурсы Российской Федера­ции являются открытыми и общедоступными. Исключение состав­ляет документированная информация, отнесенная законом к катего­рии ограниченного доступа. Обязательным условием включения информации в информационные ресурсы явля­ется ее документирование. Документирование информа­ции осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государ­ственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Россий­ской Федерации (ст. 5 упомянутого закона).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.