Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что Федеральный закон «О техническом регулировании» при всей его значимости и актуальности не лишен недостатков






Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что Федеральный закон «О техническом регулировании» при всей его значимости и актуальности не лишен недостатков и нуждается во внесении дополнений и изменений для их устранения.

Прошло три года, как этот закон официально вступил в силу, однако фактически он до сих пор не действует. Причины этого следующие:

во-первых, отсутствуют технические регламенты, без которых не могут функционировать подтверждение соответствия и аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (за прошедшие три с половиной года с момента его подписания принят только один техрегламент);

во-вторых, Федеральный закон по существу является отсылочным. В нем содержится более 25 поручений Правительству РФ об утверждении, установлении различных порядков, правил, методик, на разработку и согласование которых потребуются значительные усилия и время. Более того, для успешной реализации Закона необходимо скорректировать, по крайней мере, 119 ныне действующих федеральных законов и 847 постановлений Правительства РФ, которые находятся в противоречии с Законом. (Федеральный закон затрагивает интересы практически всех министерств, федеральных служб и агентств).

Для функционирования Федерального закона в переходный период и после его окончания необходимо было сразу же внести в него изменения и дополнения, а также сконцентрировать научные ресурсы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на разработку и своевременное представление для принятия и утверждения нормативных правовых актов, устанавливающих процедурные вопросы применения правовых норм Закона с тем, чтобы сократить срок переходного периода и ускорить применение важного закона в экономике. Данная работа не была своевременно проведена.

Закон " О техническом регулировании" заложил основы не просто " косметического ремонта", а радикальной перестройки системы, которая потенциально может существенно снизить трансакционные издержки, связанные с подтверждением соответствия обязательным требованиям и контроля за соблюдением таких требований. В то же время значительная часть положений закона, в частности, касающихся процедур оценки соответствия и государственного контроля (надзора) носит " рамочный" характер. Как было показано выше, реальный " дебюрократизационный" эффект данного закона зависит, во-первых, от содержания остальной нормативной базы технического регулирования и государственного контроля, а во-вторых, от правоприменительной практики, которая в свою очередь тесно связана с другими направлениями реформ (реформа государственного управления).

Соответственно, необходимо скорейшее окончание формирования нормативной базы технического регулирования, дальнейшее формирование которой, а также принятие технических регламентов, должно основываться на следующих общих принципах:

– придание законодательного статуса регламентам принятия решений органами исполнительной и законодательной власти, формальные ограничения на нормотворчество отдельных государственных органов;

– формализация и повышение транспарентности процедуры принятия регулирующих решений, оценки возможных альтернатив, издержек и результатов принятия решения, в том числе его воздействия на различные группы потребителей и бизнеса;

– преимущество менее жестких форм обеспечения соответствия перед более жесткими (обязательная сертификация должна восприниматься как исключительный, а не как обычный способ подтверждения соответствия);

– обязательная оценка конкурентных последствий принятия технических регламентов;

– введение правила ответственности государственных ведомств и чиновников за причиненные бизнесу убытки.

Следует также продумать вопрос стимулов для хозяйствующих субъектов и иных экономических агентов для участия в разработке технических регламентов и, шире, в развитии системы технического регулирования. Реальная многосубъектность политики технического регулирования является необходимым условием успеха реформы.

Конкретные меры, направленные на сокращение рисков, должны включать в себя:

определение, в каких случаях Правительства РФ считает необходимым (допустимым) принятие технических регламентов собственным постановлением;

учет проблемы взаимоувязывания требований различных технических регламентов при экспертизе проектов технических регламентов со стороны законодательной и исполнительной власти. Необходимость взаимоувязки технических регламентов должна быть учтена при разработке положений о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию;

1) обязательная оценка конкурентных последствий принятия технического регламента при проведении общей экспертизы проекта технического регламента. Возможно, при подготовке нормативных документов, определяющих порядок такой экспертизы со стороны Правительства, необходимо предусмотреть обязательную экспертизу со стороны федерального антимонопольного органа;

2) установление принципа, при котором при нарушении процедур разработки и публичного обсуждения проекта технического регламента соответствующий закон не может быть принят; обязательный учет мнения компаний, действующих в определенной сфере, но не участвовавших в разработке проекта регламента;

3) обязательное включение в тексты технических регламентов перечня нормативных документов, включая ГОСТы, СанПины и т.п., которые отменяются в связи с введением данного технического регламента.

4) разработка методических рекомендаций для контролирующих органов на переходный период, четко определяющих, каким образом определяется обязательность или необязательность требований, а также разъяснительная кампания для предпринимателей;

5) развитие правоприменительной практики по отзыву товаров, как по искам государственных контролирующих органов, так и по искам других заинтересованных субъектов (организаций потребителей и др.) с ориентацией на применение процедур отзыва к производителям или импортерам; учет такой практики с целью возможного уточнения процедур отзыва;

6) создание национальной системы учета и анализа случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов.

Будем надеяться, что данные меры найдут отражение в готовящемся законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании», а так же в практике применения закона «О техническом регулировании» соответствующими ведомствами. Без скорейшей адаптации данного закона практически не возможна нормальная реализация приоритетных национальных проектов, намеченных Президентом для исполнения Правительством РФ. Ведь техническое регулирование касается практически всех сфер производства, а именно производство играет определяющую роль в реализации данных проектов.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.