Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоаналитическая философия






Психоаналитическая философия возникла как новое метафизическое учение, осмысливающее скрытые тайники человеческой души, темные психические лабиринты (бессознательное, подсознательное), а также просветленные разумом уголки человеческой психики, или, иначе говоря, все, что поддается логическому, сознательному объяснению. Следует отметить, что и в бессознательном слое психики заключены богатые возможности для некой иррационализации человеческой жизнедеятельности. Это касается прежде всего проявления и экономии внутренней (духовной) энергии, которая заложена во внутренних слоях психики, во врожденных инстинктах человека.

Принципы медицинского психоанализа были сформулированы австрийским ученым Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Его бесспорной исторической заслугой явилось то, что он положил начало систематическому, собственно научному исследованию бессознательного. Психоаналитическое учение имеет множество аспектов. Прежде всего оно является учением о человеке, хотя данной тематикой не исчерпывается. Возникнув в лоне психиатрии как новый подход к лечению неврозов методом катарсиса, или психического самоочищения, психоанализ перерос в новое направление медицины и философской антропологии. 3. Фрейд, будучи практикующим врачом, исследовал причины и характер неврозов. Он обнаружил скрытый (бессознательный) слой человеческой психики, который прежде вообще был неведом и никем не изучался. Постепенно из медицинской методики лечения неврозов психоанализ вырос до уровня научной психологии, а затем и нового философского течения мысли. В работе “Я и Оно” модель личности предстает как комбинация трех элементов:

“Оно” – бессознательное (Оно, Ид). “Я” – сознательное (Я, эго). “Сверх-Я” - область социальных норм и нравственных установок (суперэго). Своего рода цензура, к-рая возникает как посредник между “Оно” и “Я”. Конфликт между “Я” и “Оно” в психоанализе считается неразрешимым. Сознательное “Я” не в состоянии полностью обуздать агрессивные порывы бессознательного “Оно”. Для подчинения их требованиям “принципа реальности” необходимо “Сверх-Я” - внутриличностная совесть.«Я» оказывается сдавленным с двух сторон – бессознательным и суперэго (общественных ценностей). Задача психоанализа – вывести Оно на свет разума. (там где было Оно, должно стать Я).

4. Философия культуры. “Каждый отдельный человек является фактическим врагом культуры, которая, казалось бы, должна представлять общечеловеческий интерес”. Почему? Все дело противостоянии принципов удовольствия и реальности. Общество заставляет полностью отказаться от деструктивных…., но и от сексуальных влечений – это процесс сублимации.

Психоаналитическая ориентация намного шире, чем фрейдизм, включает в себя теории других ученых (Адлер, Юнг, Фромм)

37. Позитивизм: основоположения и эволюция, исторические формы

Философское направление, отрицающее возможность познания закономерных связей и отношений действительности и ограничивающее роль науки описанием фактов, явлений.

Позитивизм - широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857). Во Франции этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России — Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и другие.

Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так:

· познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;

· вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догматическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;

· следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.

Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:

· В противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.

· Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности.

· Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.

Для позитивизма характерна вера в прогресс.

Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением. философское течение, современная форма позитивизма. а позитивизм-знания, основанные на опыте. Согласно неопозитивизму, цель философии сводится к логическому прояснению мысли. Философия – не теория, а деятельность по анализу научного знания и возможности его выражения в языке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.