Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русские революционные демократы(Герцен, Добролюбов, Огарев, Чернышевский)






Философской основой идеологии революционного демократизма был антропологический материализм, впитавший в себя идеи гегелевской диалектики (идею развития, идею движущей силы противоречия и др.). Формой изложения своих взглядов революционные демократы избрали в основном публицистику, художественную литературу и литературную критику. Легальные печатные органы революционных демократов XIX в. — журналы " Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». (Но нередко это были и нелегальные, бесцензурные издания, например, знаменитые герценовские «Колокол» и «Полярная звезда».) Экономическую и социальную основу будущего (социалистического) общества большинство революционных демократов видело в крестьянской общине, в свободном сельскохозяйственном и ремесленном труде. Социальное освобождение трудящихся мыслилось ими и как национальное освобождение.

В области этики антропологический материализм (и атеизм) принимал форму учения о «разумном эгоизме» — о том, что поступки человека должны согласовываться с его внутренними побуждениями, а значит, и готовностью сознательно пожертвовать личным благом и даже жизнью во имя общественных интересов и счастья народа.

Важнейшее значение для воспитания «новых людей», готовых к борьбе за свои идеалы и убеждения, должно, подчеркивали идеологи революционного демократизма, играть передовое искусство реалистическое и романтическое.

Особенность философии революционных демократов заключается в ее отчетливо выраженной социальной направленности. Ей присуща глубокая резкая критика крепостничества, стремление найти действенный путь его замены другим общественным строем. Она дала материалистическое решение ряда важнейших мировоззренческих проблем.

Ими всячески подчеркивается активность сознания, тот факт, что человек не только испытывает воздействие внешнего мира, но и сам может, опираясь на разум, изменять его. С помощью чувств и разума люди могут выработать верное представление о мире и самих себе. Революционные демократы отвергли идею о врожденном характере знания, считая, что оно формируется, вырабатывается людьми в процессе их взаимодействия с природой и с себе подобными существами. Постижение действительного знания представляет собой сложный процесс, в котором чувственное и рациональное не изолированы друг от друга, а находятся в единстве и взаимодействии.

Творчески подошли они и к решению проблемы истины. Так, Герцен утверждал, что содержание истинных знаний не должно противоречить действительности, что истина должна подтверждаться как мышлением, так и бытием. Чернышевский обосновал важное положение о конкретности истины, о том, что отвлеченных, абстрактных истин нет, что все нужно рассматривать с учетом обстоятельств, места и времени. Он приблизился к пониманию роли практики в качестве критерия истины, отмечал, что практика разоблачает обман не только в делах, но и в чувствах, мыслях. Однако подлинного научного объяснения содержания практики революционные демократы дать не смогли, рассматривая ее только как деятельность людей по " переработке природы".

Философско-материалистические взгляды, выработанные к тому времени Герценом и Огаревым, их понимание социально-политических вопросов, позже приведшее к революционному демократизму, оказались неприемлемы для Грановского, Кетчера, Корша, Боткина.и других. Чернышевский высказывает ряд положений, подтверждающих его материалистический взгляд на мир. Это - признание материи и таких ее общих свойств, как пространство, время, протяженность, диалектический характер ее развития и др.

В своих антропологических взглядах Чернышевский разделяет мысль Герцена о естественном происхождении человека, утверждает, что человека нужно рассматривать как одну " натуру", одно существо, т.е. как единство природного и социального. Но он идет дальше, подчеркивая важность не только биологической, но и социальной характеристики человека и отношений между людьми, отмечая, что мир человека есть мир социально-исторический, нравственно-свободный и положительно-деятельный. Тем самым был намечен путь преодоления абстрактного характера фейербаховского понимания человека.

32. Философия «русского космизма». Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

Наряду с доминирующей в России в XIX - XX веках религиозной философией, получает развитие русский космизм.Глав.идея-органическое единство человека и космоса.В русском космизме 3 течения: естественно-научное (Вернадский, Циолковский), религиозно-философское (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэтическо-художественное (Одоевский). Основные проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и проблемы понимания и др. Основатель-Федоров.Ярк.отличит.черт.рус.косм-он выступает своеобразным синтезом тех направлений космизма, которые ранее сложились в европейской философской мысли, и критической переработкой различных точек зрения во взглядах на мир./человек-земное существо. Но человек впадает в губительное заблуждение относительно своего земного бытия и вместо того, чтобы удерживать живительную связь с космическим целым, он все более теряет эту связь и связывает свою судьбу со случайностями прогресса. В противовес естественному космическому бытию, человек создает искусственную «машиноподобную» цивилизацию, которая отрывает человечество от космоса, людей друг от друга, нарушается понимание целостности мира и тем самым человек невольно разрушает свою собственную целостность, что ведет к духовной деградации и вырождению.Можно преобразовать сознание человека и обратить деградацию вспять.Идея распадающегося бытия и поиск новой идеи, которая позволяла бы заменить ее идеей внеземных форм, в косм.

Жизнь на Земле возникает, по Вернадскому, одновременно с возникновением планеты и количество биовещества в истории Земли сохраняется постоянным. Высшим этапом в развитии биосферы является возникновение ноосферы-сферы человеческого разума, на основе которой происходит взаимодействие человечества и природы. Человечество становится могущественным инструментом преобразования природы. Всё более возрастает влияние людей на развитие биосферы. Зародившись на Земле, ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, к выходу в космос и постепенно станет особым структурным элементом космоса.В концепции ноосферы Вернадского особое место занимает развитие науки(расцвет науки, она охват.все сферы, в ней происх.изменения, сближ.наук о природ.с науками о чел.).Человек должен взять на себя «функцию научного управления биосферным процессом, организованностью биосферы в целом».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.