Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественное сознание: структура, функции, сущность.






Проблема человека, проблема действительного гуманизма – сенс не только философии. Это контрапункт, к которому стягивается все без исключения – и историко-философское, и гносеологическое, и онтологическое, и собственно социально–философское проблематики. Ясно, что это фигурал, что это образно, но в принципе понятно, о чем идет речь. Человек - это центр всей Вселенной, имя которой культура человеческая, наука. Наука в принципе одна единственная, ее деление на всякие там разные – это сугубо относительное. Не в диалектическом даже смысле, а сугубо относительно. Для целей научения. А есть одна наука, с условными ее делениями на науки частные, общие и одна единственная всеобщая. На науки прикладные и фундаментальные. Включая все «неверные» - типа гуманитарные и негуманитарные. Да в человеческой культуре вообще нет ничего негуманитарного. Ни наук, ни институтов, ни родов деятельности. В чистом виде посмотреть на определение количества. Чистое количество. И немного не мало – целая математика. Ну, разве это вред. Индустрия редуцирования ложного сознания, причем по основанию «не могу», а «не желаю» - когда в основании не ложь принципа, а принцип лжи. Поэтому - эти градации условные. Есть одна наука. Есть полноценный интеллект, если он достроен, что называется «доверху».

Иноформа закона взаимного проникновения противоположностей Гегеля (безупречно сформулирована именно им). Открыт давно. Вся средневековая традиция с Гераклита о единстве противоположностей, - лук - тетева, учет – нечет, женское – мужское. Библия в той части – Книга книг – не устарела и не устареет никогда. Это, по сути дела, сокрализованная форма диалектики. В любом деле столько настоящего – сколько в нем диалектики. И даже в Книге, казалось бы, подводящей теоретическую основу под систему обскурантизма теоретического. С ней боролись, борются и будут бороться. Там есть то, что до сих пор поражает своей глубиной, совершенством. Другое дело знать историю – как оно туда попадало. Помните, как складывался период патристики, потом апологетика, потом схоластика и т.д.

Еще раз говорю: в любом деле столько настоящего – сколько в ней диалектики. А если оно настоящее, то, как в контрапункте, сходятся и по меркам пользы, красоты, добра и истины. Способ бытия человека- деятельность. Деятельность. Деятельность человека она разная: и отчужденная и несвободная, и творческая и т.д. Но. Она может происходить по меркам пользы (практически), истины (духовно), добра (чувственно) и красоты (чувственно). Однако тут же – вред, ложь, зло и уродство. И вот соотношения эти, балансы эти – это есть то, в чем мы. Если человечеству удается сознательно микшировать, нейтрализовать и все время запихивает куда-то туда, тогда имеет место «вперед и выше» – прогрессивное, поступательное, эволюционное развитие. Если нет – регрессивное, инволюционное, развитие «назад и ниже». Все. Вот в чем все это происходит. Когда я говорю настоящее – это там, где сходится, что составляет основу, сухой остаток человеческой культуры. Чтобы не вытворяли, если есть этот стержень, метроном, эти эталоны, образцы, то любая «чуть-чуть» культура, субкультура, псевдокультура, антикультура – очевидна. А если не очевидно, то есть она прячется – то обнаруживаема и развенчиваема.

Четыре закона диалектики. Закон взаимного проникновения противоположностей, закон взаимного перехода количества в качество, закон отрицания отрицания. А для чего это все нужно – закон действительного гуманизма. Четвертый закон. Закон действительного гуманизма. Как цель, как результат, как процесс, причем без всякого там финализма. Мол, достигнем, отдохнем и оттянемся. Кто ждет коммунизма в таком вот финализированном представленческом режиме, тот усвоил одну истину – ну, там же сказано «каждому по потребностям». Те ждут, когда объявят: «Старт!, - и с чемоданами, чтобы ухватить побольше». И какое тебя ждет разочарование, когда ты поймешь, что коммунизм – это не результат, это сам процесс. Кто-то в коммунизме уже жил, кто-то живет. Тут можно сказать, как Маркс сказал о разуме: разум существовал всегда, но не всегда в разумной форме. Мало того, что не всегда в разумной форме, не в форме практической всеобщности. То есть местами, иногда даже частно, но не в форме практической всеобщности. То есть не банализировался.

Есть такой феномен, как интеллигент. Русский, грузинский, армянский…, советский интеллигент. Звучит. А вы где-то слышали американский интеллигент? Или буржуазный интеллигент? Феномен интеллигентности в его персонифицированном носителе – это как раз то самое – носитель действительного гуманизма в теориях, в практиках, в чувствах. Все. Исполненная пафосом интеллигентности. А не джентльмены – как у них там, у предыстории. Хочешь сделать рабом – сделай невежеством. Раб – нем. Мы не рабы – рабы немы. Раб. Res – орудие, вещь.

Гегель: «в сущности все относительно». К середине 19 столетия три блока философии уже сложились. Есть онтология (учение об объективном бытие), есть гносеология (учение о субъективном бытие) и есть история философии. И в этом смысле Гегель, конечно не прав, говоря, что единственный способ познания философии – это история философии. Это, если иметь ввиду описание того пути, по которому шла философия. Но он абсолютно прав, что единственный способ познания чего либо, - и я бы это эксплицировал на все сущее, - это его история, это его жизнь. А вот этот, самый сложный, философское учение об объективно-субъективном бытие – социальная философия, - сияла. Она оборачивалась благодаря усилиям Маркса и Энгельса. Далее эксплицировали на массив в социальной материи вывод общефилософский – диалектико-материалистический. Общественное бытие определяет общественное сознание. Подразумевая под общественным бытием производством людьми неприродных форм самой природы.

Есть диалектика «Единичного – Общего – Всеобщего». «Человек – Люди – Человечество». Вот крайности, вот противоречия исчерпывающие. Человек – одно, люди – больше одного, но меньше всех, человечество – все, кто были, есть и будут. Человек- это проекция в будущее, в надежду, в мечту. Легче всего познавать прошлое. Оно было. Будущее – познавать сложно, но можно. Если праздновать науку! Одно из свойств науки – это опережающее отражение. Способность видеть то, что закрыто временем. А вот самое сложное – познавать настоящее. Это надо свести в единое осуществляющееся противоречие прошлое и будущее. Соотнести. В сущности все относительно. И рассмотреть это как соотношение противоположностей, осуществляющееся противоречие, становящееся, развертывающееся, разрешающееся. То, что для этого качества скачок – для другого возникновение. То, что для одного конец – для другого начало. Никто не ответит адекватно на вопрос, что с нами происходит, с миром, со страной, если он не знает, что происходило и что с нами должно происходить по исторической необходимости. А вот эта необходимость устанавливается только наукой, способной видеть то, что закрыто временем и пространством.

Человек, общество, человечество таковы – каков способ их бытия. Поэтому, если разберешься какая деятельность, несвободная, отчужденная, творческая, то сразу станет понятно, какой человек. Персонифицированный носитель творчества в форме практической всеобщности сущего – есть гений. То есть нормальный человек. Все остальные – отклонения от нормы. Ну, пошли искать этих «больных» на голову, на чувства, на практики.

Сознание. В нашем случае общественное – коррелят всеобщности (человечество). Когда я говорю общественное сознание, это не только по субъекту, по носителю, по единице субъектной. Вне общества сознание вообще невозможно. Сознание всегда общественное, даже если оно индивидуально. Рождается не человек, рождается «три кило живого весу» рода homosupiens, особь биологическая, существо разумное. Но, чтобы стать разумным, ему надо дорасти – быть в состоянии мыслить диалектически… Разумное мышление это абсолютный коррелят к диалектическому мышлению. Если оно не диалектическое, то какой же это разум. Это или обыденное сознание, или рассудок. Ребенок должен социализироваться, пройти процесс окультуривания. Семья, садик, школа и т.д. Образование – это концентрированная форма социализации. Но в принципе социализирует все – подворотня, шайка, зона, банда, армия и т.д. Все социализирует. «Три кило живого весу», индивидуальность, личность. Проходит процесс индивидуализации общественного (индивид берет у общества), а потом - обобществление индивидуального (индивид формирует общественное, получает из опыта сущего – общественное). Сознание определяет человека. 4 достаточных (минимальных) фактора, которые определяют человека – прямохождение, использование огня, труд и речь (слово, язык) как средство коммуникаций.

Структурируем феномен сознания. Сама этимология слова уже о многом говорит. «Со-знание» - взаимодействие, это отражение. Есть прообраз, а есть идеальный слепок из него – образ. Вот это взаимосвязь – сознание. Сознание – это осознанное бытие. Ничем другим оно не может быть. Есть бытие материальное. Так оно начинается, а потом сознание обрушивается на самое себя. Это называется рефлексия. Самосознание. А что такое мышление? Мы же задаемся при помощи мысли. И отвечаем на вопрос – «что такое мышление?».

Структурировать сознание будем по субъекту, по уровням, по качеству и по формам.

По субъекту сознание может быть индивидуальным, групповым (больше одного – меньше всех) и собственно общественное. Источником всех остальных является индивидуальное сознание. Но этот источник сам по себе потенцирован. Это круговорот: от единичного к всеобщему, от всеобщего к единичному.

Любой субъект – носитель сознания. Он специфицирует то, что носит, то, что продуцирует, генерирует, использует в «фабрикационном» таком режиме воспроизводит. Есть классовое сознание, клановое сознание, есть расовое сознание, конфессиональное сознание, есть национальное сознание. Но это больше одно, но меньше всех. А есть общественное сознание как таковое. Одна голова хорошо, а два лучше. Общественное сознание наиболее рафинированно пространством и временем. Коллективное – качественнее, чем индивидуальное. «Коллектив не ошибается», «что ты прешь против коллектива»... Ошибаться может даже само человечество, а какой-то индивидуальный представитель может быть прав… Но ему при жизни скажут – «Дурак!». Джордано Бруно сначала спалили, потом канонизировали… При жизни надо успеть человеку сказать, что он нормальный человек. А гений – это нормальный человек, все остальные отклонения от нормы.

Уровни сознания: обыденное сознание, рассудок (первое отрицание по отношению к обыденному сознанию), разум (диалектическое мышление, - второе отрицание, или отрицание отрицание). Диалектическое – это мышление, адекватное мыслимому. Мышление, воспроизводящее в формах движения самого себя формы развивающегося мира. Точка пересечения двух необходимостей – случайность. Смерть – это горе для тех, кто остался жить.

Люди познают, чтобы фактически изменять. А сколько людей – столько интересов, целей. Это своеобразное «броуновое» движение.

По сущности человек существо социальное, а по природе – биологическое.

Есть хорошее слово «освоение», без насилия, воздействия, экспансии, а в режиме взаимодействия. Освоение. Не усвоение. Усваивать можно устрицы. Освоение –созидание своей самости. Тоже сказать диалектически противоречиво – «опредмечивание-распредмечивание». Ты опыт, умения, знания материализуешь, объективируешь, опредмечиваешь, но ты себя в режиме предметной деятельности. Если ты решаешь задачу – «дважды два…» - это твой предмет. Ведь опереться можно лишь о то, что сопротивляется. Вот преодоление этого сопротивление – это есть то, что поддерживает твой статус человека, то есть существа, способного создавать неприродные формы самой природы. Вот почему Маркс жалеет пролетария, а еще больше буржуя. Пролетарий, пусть не в человеческой форме, но развивает свою сущностную человеческую самость, а буржую и в этом отказано. Он живет в мире абсолютной видимости. Я урод, но отпугивающее действие моего уродства умножается «на ноль» тем, что я денежный человек. Я хром, урод, хрип, но я могу себе позволить дюжину красивых женщин.

Качественные уровни сознания. Психология и идеология.

Мышление никогда не бывает чистым интеллектом, оно всегда с эмоциями, темпераментом, волей, подсознанием, несознанием и т.д. Есть текст, есть подтекст, есть контекст, есть инотекст. Психология – это сознание плюс это все. Она идет от индивида.

Идеология – это совокупность идей. Это жизнь духа особого качества. Идеология – это духовная жизнь, преломленная сквозь призму интересов классового, расового, национального, этнического и т.д.

Зло и добро есть не потому, что есть злые и добрые, а потому, что есть, которым «по барабану», все равно. Есть диалектическое противоречие, а есть антагонистическое. Диалектическое разрешается, а антагонистическое – разрушается, ликвидируется, уничтожается. Антагонистические формы бывают только в социальной материи. В природе антагонизма нет.

Быть богатым и имущим – это совсем разные вещи. Богатство – это не то, что есть, - имущество. Богатство – это то, чего нельзя отнять. Это то, что инвестировано в голову, сердце и руки. Если он богатый способностями, умением, культурой общей, ты его до плавок, до сережек обдери, завтра – опять наряженный будет. Богатство – это очень богатая категория.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.