Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные законы диалектики






 

Вообще, есть 4 основных закона диалектики, а не три, как принято, по обыкновению, утверждать:

• закон взаимного проникновения противоположностей;

• закон отрицания отрицания;

• закон взаимного перехода качества и количества;

• закон действительного гуманизма.

Что принято понимать под законом в форме научного познания? Закон как форма научного познания, - устойчивое, повторяющееся, объективное, существенное и необходимое во взаимосвязи (между кем то, чем то). Закон – это схваченное мыслью взаимодействие, которому свойственны вышеупомянутые свойства в одночасье. Каждый из них необходим, лишь вместе – достаточное основание, чтобы была научная форма познания и закона. Мышление на уровне законов – это наиболее правильное мышление.

От факта науки до закона путь не простой, и не прямой (тенденции, закономерность, нарастание признаков). Что есть закон? Как говорил Гегель - схваченная мыслью необходимость. Необходимость естественная, техническая, технологическая, общественная, историческая, философская...Это закон. И когда они открыты - их не кому не дано закрыть.

Несовершенство принимаемых законов принимается их исполнением, если его можно не праздновать, то это штука достаточно произвольная. Субъективная.

Закон – это форма мысли. По форме это явление сугубо субъективное. Но именно законом открытым оно становится при условии что то, что выражается, то взаимодействие, которые схватывается мыслью, должно быть объективно по содержанию. Хотя те, кто занимался проблемами детерминистики знают, что равно как есть случай закон, есть и закон случая. Случайность это тоже что-то не аномальное, случайность это проявление необходимости, пересечение минимум двух необходимостей.

Напоминаю вам интеллект человеческий в разрезе: обыденное сознание (право единичное), рассудочное сознание и разум (мышление синкретичное). Рассудок это уже черно – белое, рассматривающий все по определенности. Вот когда все определенно, тогда все по плану.

Основная рассудочная форма, которая оперирует на уровне сознания здесь – определение, дефиниция. Дайте мне определение.

Вторая особенность законов философских вообще, основных и неосновных, и принципов - это то, что не имеют определения, это то, что называется, по определению вытекает из предмета философии. Предмет философии все сущее, а все сущее мы договорились – субстанция, то есть материя, а все остальное ее продукты и свойства. Сознание одно из этих свойств, высшая форма как свойство отражения. Но такое свойство, которое можно соотнести с субстанцией. А субстанция, кроме прочих характеристик, имеет характеристику беспредельности. А если сознание все-таки - высшая форма отражения, то можно ли определенным образом отражать беспредельность?! Поэтому в случае с философией законы не формулируются, то есть формулируются их названия, но они не предполагают последующего определения, дефиницию.

Вторая особенность, это мы рассматриваем в вертикальном разрезе человеческий интеллект: объективное сознание, рассудок, разум. Разум это и есть диалектическое мышление. Это мышление, взаимопроникаемое опосредуемыми противоположностями, а не так, как в рассудке (или, или), не опосредованными. На уровне рассудка нельзя проникать в суть вещей, видеть их сущность. Такое позволительно только на уровне диалектического понимания явлений и вещей. Диалектика – это запрос на совершенно другое мышление. Мышление без определенностей.

Диалектика ведь само слово этимологически передает суть. Сократ. Диалектика само слово выражающееся сущность: «ди» – два, а «лектос» – речеть, говорить, то есть разговор двух с противоположными аргументами, поиск истины в столкновении двух аргументов. Искусство спора, то есть поиск истины в споре. Ученик Сократа Платон все свои труды по форме построил как диалоги Сократа с учениками. Сократ не оставил после себя не одной строчки написанного, потому что говорил, что после нас это кто-то может продать, но то что дошло до нас из наследия Платона свидетельствуют, что по форме носят характер диалогового. Единство лука и тетивы, мужское и женское. Это уже запрос на диалектику. Потом и Средневековье. Патристика и схоластика. Закон отрицания отрицания наиболее показателен в Библии. Там все на круги своя. По кольцу. Там вся она в диалектике.

Основательно сформулировал законы диалектики Гегель. От него, поэтому и пошла речь о 3 основных законах.

Законы диалектики как я уже сказал, имеют формулировку, но не имеют дефиниции, определения. Имея дело с неопределенным было бы странно определять! Законов диалектики 4. Один из законов, который не упоминается - закон действительного гуманизма. Традиция формулирования этого закона столь же длительна, как и остальных. Ее можно раскрутить от Протагора (человек есть мера всех вещей, там косвенно устанавливается о ком речь, не говоря конкретно о человеке). Впервые существительное человек появляется в христианской традиции, в средневековой традиции. Через лозунги христианского гуманизма. Далее через возрожденческую традицию французского утопического гуманизма, коммунизма. И наконец, улетучивается обидный предикат «утопический». Достижением действительности. Каждому, многим и всем. В форме практической всеобщности. Сердцевиной научной философии есть гуманизм. Ко всему остальному нужно относиться чисто инструменталистски. Задача гуманизма может ставиться только в форме практической всеобщности.

Следующая особенность законов: их 4.

Третья - в том, что «основные» несет нагрузку, не просто проходное и не к чему не обязывающие. Они действительно основные. Основные, которые поясняются категориальной связкой. «Форма-содержание», «сущность-явление», «необходимость-случайность» ит.д. Это все составляет ткань научного познания.

И еще особенность есть: в горизонтальном смысле, почему она универсальна, философия вообще? Диалектика универсальна – методологическое ядро, живая душа. Хрестоматийный глянец наводится.

На примере ячменного зерна рассмотрим диалектику. Диалектике вообще безразлично, что мыслить: рваные ботинки, старое пальто, или еще что-то. Все так. Иначе это был бы и не закон и не диалектический.

В философии есть категория качество, как характеристика кого-то или чего-то, отличного от всего остального. Качество – очень убогая категория. Просто есть и все.

Зерно, будучи помещенным в соответствующую среду, в землю – прорастает. Вот первое семья является отрицанием по отношению к исходному семени. Было одно месья, проросло, стало – много, колосков. При этом нет двух тождественных зерен. Двух тождественных вообще ничего нет. Полная тождественность – это одно и тоже. Именно поэтому и есть какое-то взаимодействие, потому что есть разность, различие, неотождествленность, противоположность.

Можно констатировать взаимный переход качества в количество: было одно зерно, стало – много других зерен. Ни одно из проросшихся зерен не тождественно исходному.

Здесь же на поверхности закон отрицания отрицания. Исходный момент, по мере прорастания - его первое отрицание, и выросло - и отрицание отрицание. Борьба наследственности и изменчивости, в результате, которого получается новое – и есть демонстрация закона взаимного проникновения противоположностей. Фотосинтез, ассимиляция-диссимиляция, эндо-экзо, что-то получает, что-то выделяет…сплошная диалектика – борьба и единство противоположностей по мере роста зернышка.

Человеческая деятельность может быть по меркам пользы (вреда), красоты (уродства), истины (лжи) и добра (зла). Все диалектика. Если нет зла, то нет и понятия добра. Одного без другого не бывает. В центре, что или кто? Кто, если пульс прощупывается. С этого начинается любое практическое познание. Любой акт познания начинается с вопроса: что это такое? А дальше 4 вопроса: почему, как, откуда-куда и для чего. Если есть вопрос, значит, будет и ответ.

Заметьте, все 4 закона диалектики обслуживают эти 4 основных вопроса (для чего, почему, как, откуда-куда) диалектики. Вся основная сеть - это конкретизация этих. Исчерпывающи ли эти 4 вопроса?! Нет. Все развивается. Развивается даже само развитие. Почему не быть и 5, 6 законам, объясняющим развитие.

Законы показывают источник этого, что или кто, о причине его, демонстрируют механизм этого развития, чего или кого, - о соотношении внутренних качеств и внешних определенностей, о направленности, ритмике, архитектонике этого, что ли кто, и о смысложизненном измерении – ради чего, для чего?! Так вот, закон взаимного проникновения противоположностей показывает источник развития, закон взаимного перехода качества в количество – механизм развития, а закон отрицания отрицания – направление развития.

И наконец, в чем смысл гуманизма? Не задавайте глупых вопросов, например - «В чем смысл жизни?». Смысл человеческой жизни в самой этой человеческой жизни, никаких вне себя смыслов она иметь не может. Поэтому, дайте человеку быть самим собой, имманентным существом, тождественным самому себе, неповторимому и уникальному, и востребуйте его таким. Не натаскивайте, не дезинформируйте, не ранжируйте, не подгоняйте, не дрессируйте человека. Потому, что он легко поддается всем этим воздействиям.

Человека трудно уронить, если он сам себя не роняет. Чем больше познаю, тем меньше знаю. Чем больше удовлетворил, тем больше хочется. Легко накормить голодного, - ты ему кинь что-нибудь, и он будет счастлив. Если на морозе стоит, а из одежды только сережки, ты на нее что-нибудь накинь, - она счастливая будет. Чем примитивней человек, тем ему легче (как животное, на уровне гомеостаза) - выпил, поспал, пожрал и т.д. Ключ к анатомии обезьяны – анатомия человека. Это значит, что набор костей у приматов похож. У человека не могут до сих пор решить вопрос с аппендиксом. Чтобы решить, нужно существо на порядок выше, чтобы объяснить исчерпывающе предыдущий уровень. По человеку поняли, зачем обезьяне та косточка, о которой раньше не знали.

В этом случае теорема Геделя безупречно диалектична: чтобы определить то, нужно выйти за его пределы. Внутри системы она не определяется. Это безупречная диалектическая система. Она указывает на бесконечную раскрытость. Любая система не может быть замкнутой, самодостаточной и закрытой в абсолютном смысле. А если она не закрыта гносеологически, то она и онтологически не может быть закрыта.

Законы диалектики можно все 4 закона переводить друг в друга. Закон отрицания отрицания – второе отрицание, закон взаимного перехода количества и качества – скачек в развитии, закон взаимного проникновения противоположностей – разрешение противоречий. Все эти результирующие этапы - одно и тоже. Законы взаимообуславливающие. Законы не то, чтобы одно и тоже. А то, что означают одну и ту же фазу. Механизм, источник, ритмика развития, смысложизненное.

Давайте возьмем закон взаимного перехода качества и количество. Здесь, как для педагогики, это более благодарно для примера. Качество есть внутренняя определенность вещи. Поскольку это определенность, поэтому это нечто, наличное бытие. Но поскольку законы взаимодействуют непосредственно или опосредовано, то логично было ввести, а оно было введено еще Платоном, количество. Это очень богатая категория. Настолько богатая, что есть отдельная самостоятельная наука о чистом количестве – математика. Математика – наука о количественных параметрах бытия и пространственных соотношениях. Она живет своей собственной жизнью. Там своя собственная внутренняя диалектика: возведение в степень, интегрирование, дифференцирование, возведение в корень и т.д.

Качество и количество взаимно обусловлены, это качественное количество и количественное качество и осмысливает их. Это наполняет их смыслом. Это – мера. По Гегелю мера и есть качество-количество и количество-качество. На пальцах это интервалы, в рамках которых изменения количественные не приводят к изменениям качества. Изменения происходят, но происходят в изменении свойств качества, а вот само качество не меняется в каком-то интервале. А вот нарушение этой границы приводит к смене одного качества качеством другим. Момент смены называется скачок, а процесс изменения свойств – постепенность. Гегель называл развитие узловой линией мер. Это скачки, а то, что между узлами – это постепенность.

Как вот происходит развитие?! Возникло, становится, развертывается и разрешается. Это клеточка развития в чистом виде. Родился и помер. Вот противоположности в составе синтеза. Говорят смерть – это противоположность жизни. Бред это! Смерть – это противоположность рождению, как финиш-старт. А вот, что посредине – вот это жизнь. И в этом смысле жить – это умирать. Попробуйте сказать краше, лучше…

Источник развития всего и вся в том, что все и вся саморазвивается. Все развивается. Развивается само развитие. Развитие существует потому, что оно носит источник развития само в себе – саморазвитие.

Диалектика – это методологическая грамотность. Это составляющая любого нормального человек. Человека разумного. А гений - это нормальный человек, все остальное – это отклонения от нормы. В любом деле, вещи столько настоящего, сколько в нем диалектики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.