Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекція 9. Материалистическая диалектика как научно-философская методология познания






 

В этой тематике важно различать такие проблемы: проблема метода в науке (наука как теория и наука как метод); проблема метода в науке (методы частные, общие, философские (всеобщие)); материалистическая диалектика как развивающаяся система принципов, законов и категорий; принцип, закон, категория как формы научного познания.

Принято считать, что основных законов диалектики три. Хотя, на самом деле, основных законов диалектики четыре. И здесь, слово «основные» несет содержательную нагрузку. Строго говоря, категории – это тоже законы, их можно рассматривать как неосновные, как уже конкретизирующие. В этом процессе категориального синтеза они занимают те ниши, которые обуславливают большую густоту сети, которая набрасывается на объект философского сознания. Законы мазками, а вот категории конкретизируют, всплывающие из принципов и законов основных. Если категория единственна, это свидетельство того, что он только-только входит в обращение, и она еще не созрела как познавательная форма, и строго говоря, еще не тянет на статус познавательной философской формы. А вот, когда уже обнаруживается ее «свое иное себя», то перед нами категориальная связка взаимодействия единства противоположностей. «Причина-следствие», форма детерминации, «форма-содержание», «сущность-явление», «единичное-всеобщее» и т.д. А завершенной, зрелой она есть, когда уже «единичное-общее-всеобщее», «качество-количество-мера». То есть категории живут, являются формами познания развития и указывают на то, что развивается все, в том числе и само развитие. И те формы мыслительные, при помощи которых выражается и, определенным образом, оформляется содержание познаваемое – они тоже развиваются. И рождаются, живут и умирают.

Вот, пример классический с категорией «материя». В этимологическом значение «вещество». После пополнения понятия материя адекватным содержанием, слово материя в значении вещество ведь никуда не делось. Просто выпало в осадок из всеобщего уровня. Открыли что-то и первая реакция на это – материя исчезла! А ведь исчезает не материя, а тот предел, до которого мы ее знаем. Знаем в виде вещества, знаем в виде поля. А, поскольку материя субстанциональна - она неисчерпаема, даже в видах своих, не говоря уже о единичных своих формах бытия. И понятие материя в том аутентичном понятии просто выпало в осадок, на порядок ниже. В сферу общую, в сферу физического. И понятием «вещество» физика и сейчас оперирует, как и многие годы назад. То есть материя исчерпала свой эвристический, методологический, мировоззренческий потенциал. Исчерпала. Утратила свою задачу гносеологического творчества. Потому, что потенциал весь уже актуализирован. Развивается все. И само развитие, и развиваются те формы, при помощи которых оно постигается.

Три основных принципа, три кита, на которых зиждиться научная философская теория познания. Не донаучная, не антинаучная, не вненаучная, не «я так бачу». Это три основных исходных вывода, на которых зиждиться научная философия познания – признание субстанциональности материи, признание развития как способа ее существования, и отражательная природа нашего познания. Если эти три принципа лежать в основе познания - ее можно разворачивать. Принцип - это как «эмбрион», «двухклетка, зигота». Эти три клетки – три принципа – которые в свернутом виде содержат в себе всю ту научно безупречную на сегодняшний день развернутую систему научно-философской гносеологии или философская теория познания. Или теория познания как теория отражения.

Вот, что здесь важно. Все три обстоятельства. Материя. Все есть материя. Все остальное ее продукты и свойства. Одно из этих свойств, одно из этих познанных взаимодействий – суть отражения. Свойство материальных систем оставлять след или взаимно воспроизводить особенности друг друга. Свойство называется – отражение. Мы уследили ее эволюцию в земном случае материи. И получили известный вам генетический ряд. Мы пишем на тоске мелом – это метафизическое мышление. А если диалектическое – в такой же мере доска пишет на меле. Это взаимодействие. Это всегда взаимодействие. Высшая форма отражения - сознание. Высшая форма, но отражения. Материя. Способ существования – развитие. Из бесконечного количества познанных взаимодействий, то есть свойств оно единственное может быть соотнесено паритетно. Только в сознание материя может посмотреться как в свое зеркало. Ибо сознанию присуща возможность всеобщего отражения. Не просто общей, а всеобщей. Это сознание называется не просто сознанием, а философским сознанием. А поскольку оно в самом себе противоречиво – познание и знание – философской методологией и теорией, материалистической диалектикой и диалектическим материализмом. Тут надо провести такую демаркацию. С одной стороны методологически отражение не постигает онтологический аспект проблемы. То есть, что материя есть, что способ существования – развитие. Это так называемая объективная диалектика. Развитие в самом объективном мире. В постановке, что есть сознание, только философия может ответить на вопрос. Естественные науки дают ответ на вопрос, что есть сознание. Сознание одного, другого, третьего. Но сознание «как здрасте» может ответить только философия. Ибо философия – это стихия всеобщности. Отражение. Только в том случае ты получаешь знание, результат как процесс познавания адекватное знаемому и познаваемому, когда это именно отражение. А не произвольное умозрительное конструирование – «я так бачу». Дело в том, что сознание как высшая форма отражения обладает относительной самостоятельностью. Как и все в культуре, это свойство можно использовать и в мирных целях и не в мирных. Создать такие конструкты, «вбухать» их в голову, они прорастут к сердцу, мысли станут чувствующими, а чувства мыслящими. Если отрицательные мысли и чувства соответствующие будут. И все это сдетонирует в ход наши практики. Если в голове - ложь, то в сердце - рознь, а в руках - резня.

Вообще, попранная, деформированная диалектика – это страшная штука. Все агрессии, нашествия, интервенции, воздействия, насилия, вульгарности и брутальности – это и есть частные случаи попранной диалектики. Диалектике безразлично, что она исследует - старые ботинки или общественную формацию. Все диалектично.

Есть практика, есть практики, и есть практикал. Практики – педагогическая, политическая, юридическая и т.д. Практика - любая предметная деятельность. А от практики, это вот «по шее» - это уже практикал. Вот так точно в творчестве. Есть творчество, есть творчества, а есть акт творчества.

Диалектика – это живая душа марксизма. А закон единства и борьбы противоположностей - суть и ядро диалектики. То есть вот она душа, а то ядро душу. Вот оно самое главное. Диалектика – это инструментарий, это средство. Не бывает средств без целей. Цель – средство – результат. Цепочка замкнутая. Когда цель подменяется средствами – беда большая.

Диалектика для того, чтобы видеть то, что закрыто временем и пространством. Чтобы уметь реконструировать прошедшие формы бытия и вычислять будущие. На этом основании, соотнося прошлое и будущее, адекватно понимать настоящее. Другого пути нет. А все этого для того, чтобы познавать, а так и знать. Познание и знание.

Диалектика – это инструмент. Инструмент. Чтобы скрывать, желательно без взлома, без насилия, без скрежета ларчики тайны бытия любого. Природного, естественного, общественного, исторического и т.д.

Генрих Степанович Батищев: «Кто ничегошеньки не понял в научной философии, дело может представляться таким образом, будто бы в ней хотя бы одно слово, которое было бы гуманистически нейтрально». Вот контрапункт, фокус, к которому стягивается все бесконечное многообразие философской проблематики. И гносеологической, и онтологической, и социально философской, и этической и т.д. Именно гуманистически. Не путать – гуманитарное и гуманистическое!

Когда сознание – высшая форма отражения, обладающая относительной самостоятельностью. За это ее и ценят. Она живет как бы собственной жизнью. И даже складывается впечатление, что мысли рождают мысли. Идеи вызывают к жизни идеи. Идеи вызывают к жизни вещи, предметы и прочее. Есть только то, что уже познано, и что еще не познано. И наше сознание постоянно стремиться познать дальше, глубже, точнее, от одного порядка к другому и т.д. А потенциально она устремлена к истине абсолютной. Но она никогда ее не постигает. Это выплывает из субстанциональности материи. Она беспредельна. Может ли быть предел познанию, если по природе своей оно отражение?! Да, можно беспредельно отображать определенным образом. Но философия имеет дело с беспредельным. Корень слова определенный «предел». Философия беспредельна, безначальная, бесконечна.

Инструментарий диалектики существует для того, чтобы отражать истинную реальность, объективную реальность, а не строить своевольные умозрительные конструкты. Можно творить, а можно вытворять. Если на ненаучном творить – то это и не творчество. Если правильный инструментарий, то и результаты будут адекватные. И сознание будет носить именно характер отражения, а не умозрительного конструирования.

Мир способом своего бытия имеет развитие, а диалектика – изучение этого развития. Есть объективная диалектика и есть субъективная диалектика. Первое – это объективное развитие. Второе – это познание этого объективного развития и развивающегося мира материального. То есть воспроизводство в формах движения мышления отражения форм движения самого бытия, объективной реальности и действительности. Формы мышления – теоремы, леммы, законы и т.д. И они тогда истинны, когда не просто содержательны, а когда их содержание объективно. Потому, что формы сами по себе всегда субъективны – их субъект вводит и вызывает их к жизни. И называет это закон. Тогда образ соответствует прообразу, денотату. Тогда истина, тогда сущность. Но мало просто отразить. В сущности все относительно. Это иноформа закона проникновения противоположностей: желаешь знать сущность, а не видимость, лживость, заблуждение – научись мыслить объект, предмет как отношение противоположностей одной сущности, как диалектическое осуществляющееся противоречие. Разворачивается и решается. Так вот все от разворачивания и до решения – это и есть развитие. Противоречие – это основа жизни, это двигатель жизни, бытия. Это источник развития. Если родился, то конечно помрешь. Смерть – это не противоположность жизни. Смерть – это противоположность старту- рождению. Вот то, что посредине – это и есть жизнь. Это классическая завершенная деонтологическая связка. Рождение, смерть в основе жизни.

Мы всегда действуем по определенным алгоритмам, по определенным методам, правилам. А их совокупность – это есть методики. А если еще и есть теория, описывающая их совокупность, последовательность применения – методология, учение о познании, о неналичной в сознании составляющей. Есть статичное знание добытое, продукт. А есть динамичное – добывание. Вот методология – это учение о познании. Теория – это добытое, функционирующее, загнанное на носители, учебники, а методология - это арсенал инструментария. Пройдемся по категориям единичное – общее - всеобщее. Так, частные науки. Сказать химия – это же ничего не сказать. Сказать химия воды – тоже ничего не сказать. Какой воды?! Мы можем назвать десятки, если не сотни методов, процедур, приемов, которые работают вот, к примеру, в этой узкой химии. Вот именно этой неокрашенной воды. Это называется единичные методы. Их много. А вот если в каком-то массиве - общие методы. Методы приходят и уходят. Их много и они различные. Индукция, дедукция, аналогия, верификация, фальсификация и многие другие. Но есть методы универсальные, общие. И тут маленький гимн большой диалектике. Периодическая система химических элементов Менделеева – это частный случай большой диалектики. Это же маленький гимн большой диалектики. Это же частный случай «универсальной» диалектики. Там же она вся. Та взаимный переход количества в качество. Меняется атомный вес химического элемента, на определенных этапах повторяются в периодах некоторые свойства металлов. Это «отрицание отрицание» в чистом виде. Единство противоположностей там вообще на поверхности - разница зарядов и т.д. Где бы взялось вот это обобщение всеобщего масштаба, если бы не было эмпирии. Формы движения материи по Гегелю – механическая, химическая, органическая. Энгельс немного расширил – механическая, химическая, физическая и социальная формы материи. И соответственно с ними коррелирует классификация наук. Притяжение – отталкивание, ассоциация – диссоциация, разница потенциалов, ассимиляция – диссимиляция, наследственность – изменчивость и т.д. Что такое закон? Форма научного мышления! Закон выражает устойчивые, повторяющиеся, объективное, существенные и необходимые во взаимодействии чего-то с чем-то, кого-то с кем-то или кого-то в чем-то. Вот если все эти характеристики наличествуют – закон. Принцип – это такой же закон, только лежащий в основе такой формы научного познания как теория, учения. Принцип – это закон закона.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.