Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бабидские восстания 1848-1852 гг.






Неустойчивость внешнеполитического положения, поражения в войнах с Россией и в «битве за Герат» свидетельствовали о политическом кризисе в Иране. Военные экспедиции требовали огромных денежных затрат. Иранское правительство было не в состоянии само формировать и распределять бюджетные средства. Откупная система стала нормой. Это привело к финансовому кризису 1837-1838 гг. Правительство пыталось сократить дефицит бюджета, увеличивая налоги, что усиливало эксплуатацию податного населения. В сложившейся ситуации правящие круги Ирана не имели продуманной концепции общественно-политического развития. Это спровоцировало идеологический кризис. В среде иранцев-шиитов большим влиянием стала пользоваться секта шейхитов. Секта шейхитов возникла в XVIII столетии, в начале XIX в. деятельность секты поощрялась Фатх Али-шахом в противовес шиитам-ортодоксам.

Чем отличалось учение шиитов от учения шейхитов?

Шииты считают, что после смерти Пророка законными наследниками являются только потомки его двоюродного брата Али и его жены, дочери Пророка Фатимы. Они придерживаются пяти, по их мнению, главных принципов веры: 1. Вера в Аллаха. 2. Вера в единство Бога. 3. Вера в справедливость Бога. 4. Вера в Пророка. 5. Вера в имама, т.е. Махди. Шииты утверждают, что после смерти своего отца в 260 г. х., последний человек из рода Мухаммеда, двенадцатый имам Махди скрылся. Он вернется на землю в день Страшного суда, чтобы установить справедливый порядок на земле. Некоторые из шиитов наделяют Махди божественными свойствами. Эту идею разделяли и шейхиты. Однако шейхиты полагали, что люди постоянно нуждаются в руководстве. Поэтому Аллах не отказывает людям в своей милости, и среди верующих мусульман всегда должен быть некто, кто мог бы служить посредником между имамом и его народом. Шейхиты признавали главными только четыре «столпа» веры: 1. Вера в Аллаха. 2. Вера в Пророка. 3. Вера в имама Махди. 4. Вера в посредника (Баба) между имамом и верующими[1].

Одним из руководителей секты шейхитов был Али Мохаммад. Он родился в 1820 г. в Ширазе в семье торговца хлопчатобумажными тканями. В 1844 г. Али Мохаммад объявил себя Бабом, т.е. «вратами» в постижение Бога. Первыми сочинениями Баба были «Комментарии к суре об Иосифе» (1844) и «Беян» (1847). Слово «беян» означает «откровения». Баб считал, что человеческое общество развивается последовательно, сменяющими друг друга эпохами. Сами люди не могут изменить существующий порядок вещей. Бог делает это через пророка, которого он посылает людям в каждую эпоху. Такими пророками были Моисей и его Пятикнижие, Иисус и его Евангелие, Мухаммед и его Коран. Теперь настало время нового учения, нового пророка, новой Книги и новых правителей. Таким образом, деятельность сторонников Баба – бабидов была направлена, в первую очередь, против шахской власти. Историки советской школы называли выступления бабидов антифеодальными. Эта точка зрения, с некоторыми корректировками, сохранилась и в современных работах[2]. В последнем академическом издании «Истории Востока», автор главы об Иране Н.А. Кузнецова оценивает движение бабидов как религиозно-политическое с антифеодальной окраской.

Как же развивается движение?

Баб объявил Коран и шариат устаревшими, отменил молитву, пост, паломничество, закят. Сторонники Баба (бабиды) проповедовали аскетизм, широко использовали суфийско-дервишескую терминологию, придавали мистическое значение отдельным словам, буквам, цифровым сочетаниям. Кроме религиозной реформации, бабиды планировали создание нового общества – царства справедливости на земле. Первоначально такое общество предполагалось учредить в пяти провинциях: в Азербайджане, Мазендеране, Ираке Персидском, Фарсе и Хорасане, то есть в наиболее экономически развитых районах страны. В новом обществе должна развиваться торговля, в том числе и с иностранными государствами, улучшаться дороги и коммуникации, действовать единые деньги и т.д. Баб выступал за гарантии защиты собственности, прав личности, проповедовал равенство мужчин и женщин, большое значение придавал просвещению. В учении Баба эклектически объединены многие представления о Боге, развитии мира, управлении человеческим обществом Посланником, характерные для ортодоксального ислама, исмаилизма, суфизма и других религиозно-философских течений Востока[3].

Движение бабидов можно условно разделить на три периода:

1843-1848 гг. – мирное развитие событий, попытки бабидов привлечь на свою сторону шаха и его правительство;

1848-1852 гг. – разрозненные восстания в городах Ирана;

после 1852 г. – религиозный раскол в лагере бабидов: бабизм и бехаизм.

В 1844 г. Баб начал свои проповеди в Ширазе. Вскоре он предстал перед судом улемов и был приговорен к тюремному заключению. Из Шираза проповедник бежал в Исфаган, где его укрыл генерал-губернатор. После смерти губернатора Исфагана (1848) Баб был второй раз арестован. Суд в Тебризе приговорил проповедника к смертной казни. Именно здесь, в Тебризе Баб объявил себя Махди. Осенью 1848 г. умер Мохаммад-шах, в стране началась борьба за власть, ею и воспользовались бабиды для начала восстания против Каджаров. В 1848-1852 гг. по Ирану прокатилась волна народных выступлений. В них участвовали горожане («люди базара»), крестьяне, средние землевладельцы. Во главе движения стояли представители низшего духовенства.

Первое восстание возглавили мулла Мохаммад Али Барфоруши и мулла Хосейн Бошруйе. В местечке Шейх-Таберси бабиды создали укрепленный лагерь. Ремесленники, купцы, представители духовенства (примерно 2000 человек) выступили против правительственных войск. В 1849 г. они были разбиты шахскими отрядами. Центр движения сместился в город Зенджан. Несколько месяцев продолжалось зенджанское восстание. Только в конце 1850г. правительству удалось подавить движение в этом районе. Но через некоторое время вспыхнуло восстание в Йезде. Одно за другим происходили восстания в других частях страны. Дважды восставали жители Нейриза.

В 1850 г. Баб был расстрелян солдатами христианского полка, шах не рискнул доверить казнь солдатам-мусульманам. К 1852 г. правительству удалось подавить очаги сопротивления в Нейризе, Ширазе и других местах. Восставшие потерпели поражение.

Каковы причины поражения бабидов?

Во-первых, локальность и разновременность бабидских выступлений ослабили движение.

Во-вторых, восставшие выбрали оборонительную тактику.

В-третьих, отсутствовал единый центр руководства движением;

В-четвертых, не способствовала успеху слабая боеспособность повстанцев. У восставших не было ни конницы, ни артиллерии.

И хотя бабиды обладали высоким моральным духом, сознавали справедливость начатой борьбы и самоотверженно сражались, они были обречены на поражение. Современники событий отмечали, что иранцы склонны к спекулятивному мышлению, обладают мятежной душой. Ни в одной другой стране не было столько ересей, выражений протеста в религиозной форме, сколько их было в Иране[4].

Каковы последствия бабидских восстаний? Большая часть бабидов была физически уничтожена. Оставшиеся в живых повстанцы ушли в подполье. Некоторые из них стали приверженцами тактики индивидуального террора. В 1852 г. они даже совершили покушение на шаха, в результате которого он был ранен. Другая часть бабидов, во главе с Бехауллой создала новое сектантское учение – бехаизм. Бехаиты были сторонниками ненасильственных действий, выступали против войн, за терпимость, равноправие, проповедовали идею всемирной общности людей.

Бабидские восстания оказали влияние на иранских просветителей и даже на шиитское духовенство. Обстановка в стране изменилась, правительство попыталось провести реформы (см. ниже реформы Таги-хана). Однако быстрая отставка реформатора и свертывание реформ привели Иран к зависимому положению[5]. Об этом речь пойдет в следующей лекции.

Эмир Незам, Амир Низам [букв. — эмир армии; титул (с 1847) Мирзы Таги-хана Ферахани. В Иране известен также как Эмире Кебир (великий эмир)] (1808 — 9.1.1852, Кашан), иранский государственный деятель. Первый министр Ирана с 1848. Внутренняя политика Э. Н. была направлена на укрепление позиций феодально-помещичьего класса и усиление центральной власти. Э. Н. реорганизовал и укрепил армию и с ее помощью подавил как феодальные мятежи в провинциях, так и Бабидские восстания

. Преодолел финансовый кризис, осуществил мероприятия для оживления торговли и ремесла, создал ряд государственных мануфактур и т. д. Стремился ограничить влияние духовенства на суд, народное образование и администрацию. По инициативе Э. Н. в Иране впервые начала издаваться газета на персидском языке (с 1851), была организована первая светская школа-лицей для детей знати (1852). В области внешней политики пытался добиться равноправия Ирана в отношениях с европейскими странами и не допускать иностранного вмешательств во внутренние дела страны. Духовенство и некоторые феодальные группировки противились деятельности Э. Н. 20 ноября 1851 он был лишен всех должностей и званий и сослан в Кашан, где умерщвлен по приказу шаха.

Эпоха так называемых опиумных войн в Китае состоит из трех эпизодов: первой военной экспедиции англичан в Китай (1840-1842), восстания тайпинов (1851-1864), интервенции Англии и Франции (при поддержке США в 1856-1860 годах).
В начале 19 века британские купцы покупали у китайцев шелк-сырец и чай, и ввозили в порт Гуанчжоу (Кантон) железо, олово, свинец, шерсть, хлопчатобумажную пряжу. Правительство же династии Цин (1644-1911) требовало за чай только серебро.
Вся торговля с Китаем в то время была сосредоточена в руках британской Ост-Индской компании. С 1820-х годов большое распространение получила британская контрабандная торговля опиумом, который издавна выращивался в Индии. Опиум стал единственным товаром, который «цивилизованный» мир смог предложить Китаю. Ввоз опиума в Китай британцами начался еще в последней четверти 18 века, после того как Ост-Индская компания установила контроль над производством этого наркотика в Бенгалии (Индия). В 1838 году ввоз опиума превысил 40 тысяч ящиков, что представляет собой колоссальную цифру даже в современных условиях. Наркоторговля быстро стала основной и наиболее доходной статьей английской торговли с Китаем. Вслед за британцами в Китай стали ввозить опиум торговцы США, Португалии и некоторых других стран.
Китайский император Даогуан (1821-1850) осознавал всю пагубность широкого распространения наркомании среди своих подданных, приводившего к подрыву здоровья населения, разложению нравов, разорению ремесленников, упадку дисциплины в армии. В декабре 1838 года император назначил видного сановника Линь Цзэсюя своим особым уполномоченным, поручив ему пресечь ввоз наркотиков в страну.
Линь Цзэсюй в марте 1839 года потребовал от британских и американских торговцев прекращения опиумной торговли, конфисковал у торговцев наличные запасы опиума — свыше 20 тысяч ящиков — и отдал распоряжение их уничтожить. Правительство Великобритании тотчас же объявило эти действия нарушением прав и интересов британских торговцев, требуя возмещения убытков. К китайским берегам была послана британская эскадра.
Китайцы на это предложение не ответили, и тогда в апреле 1840 года, британское правительство официально объявило Китаю войну, получившую название первой опиумной войны (1840-1842). Свою эскадру к берегам Китая направили и США.
Прямое военное столкновение не принесло удачи Китаю. Технический и военно-организационный перевес был на стороне англичан. Но главным их преимуществом был флот: он опирался на мощь линейных кораблей и бомбических орудий. Китай мог противопоставить этому только отсталую армию с совершенно архаичным вооружением. Китайский флот, состоявший из джонок, несмотря на свою многочисленность, был беззащитен в столкновениях с бронированными английскими пароходами.

К середине 1842 года британский флот блокировал Гуанчжоу. Британцы захватили Сянган (Гонконг) и ряд других опорных пунктов на побережье, приблизившись к Нанкину.

В августе 1842 года на палубе английского военного корабля «Корнуоллис» был подписан Нанкинский мирный договор, означавший капитуляцию китайских правителей перед британцами. В соответствии с этим договором китайское правительство открыло для английской торговли пять портов Китая, обязалось заплатить огромную контрибуцию, передать остров Сянган (Гонконг) в вечное владение Великобритании. Однако британцам так и не удалось добиться формальной легализации ввоза опиума в Китай, хотя договор фактически не запрещал контрабандную торговлю. Через год было подписано дополнительное соглашение, по которому английским подданным предоставлялось в Китае право экстерриториальности.

Нанкинский договор и дополнительное к нему соглашение поставили Китай в неравноправное положение в его отношениях с Великобританией. За ними последовала серия подобных же неравноправных соглашений с США и Францией.

В 1851-1864 годах в Китае шла гражданская война. На территории Китая образовалось Тайпинское государство, с которым изнурительную борьбу вело цинское правительство.

После окончания Крымской войны британцы стали искать повод для развязывания военного конфликта в Китае — им послужило задержание китайскими властями английского судна «Эрроу», занимавшегося контрабандной торговлей.

В конце октября 1856 года британская эскадра подвергла бомбардировке порт Гуанчжоу. В военных действиях также участвовали корабли США. Вскоре присоединилась и Франция. Война на два фронта — против тайпинов и европейцев — сделала позицию цинского правительства безнадежной. В 1860 году был даже оккупирован Пекин. В результате союзникам удалось навязать Китаю Тяньцзинский (1858) и Пекинский (1860) договоры, которые окончательно закрепили положение Китая как полуколониальной страны. На этом унижения Поднебесной империи не окончились. В 1884-1885 годах Китай проиграл войну Франции из-за Вьетнама, в 1894-1895-х — Японии из-за Кореи и Тайваня. Наконец, в 1899-1901 годах вооруженные силы сразу семи европейских государств осуществили показательную полицейскую операцию в рамках экспедиции в Китай по подавлению так называемого Боксерского восстания (ихэтуаней), сожгли летний императорский дворец в Пекине и произвели окончательный экономический раздел Китая.

ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ

(1850-64) - крупнейшая по размаху и продолжительности крест. война в Китае, сопровождавшаяся созданием повстанцами своего гос-ва на довольно значительной территории.

Т. в. было порождено резким обострением противоречий между крестьянством и феодалами, а также между осн. массой кит. народа и маньчжурской аристократией, к-рая держала в своих руках власть в стране с сер. 17 в. Большую роль в обострении клас. и нац. противоречий сыграла агрессия капиталистич. держав против Китая (см. Англо-китайская война 1840-42).

В подготовке Т. в. огромное значение имела деятельность Общества поклонения богу (Байшандихой), к-рое основал зачинатель и верховный руководитель тайпинского движения Хун Сю-цюань в 1843 в уезде Хуасянь (пров. Гуандун) в качестве легальной христ. религ. орг-ции. Поднятое летом 1850 в р-не Цзиньтянь (пров. Гуанси) Т. в. сначала носило локальный характер и отличалось от мн. др. местных восстаний лишь более тщательной подготовкой и лучшей организацией. В ходе его была создана дисциплинированная повстанч. армия, провозглашено создание Небесного гос-ва великого благоденствия (Тайпин тяньго) и развернуты операции против правительств, войск и помещичьих дружин самообороны в ряде уездов Гуанси. В мае 1852 тайпины покинули Гуанси и стали продвигаться в центр, часть страны. Этот поход, сопровождавшийся огромным численным ростом повстанцев (с 20-30 тыс. чел. до 300-500 тыс. чел.) и крупными воен. успехами, способствовал превращению Т. в. в крест, войну. Он завершился в марте 1853 захватом тайпинами Нанкина. Обосновавшись в Нанкине, руководители Т. в. опубликовали " Земельную систему небесной династии" - утопическую программу преобразования кит. феод. об-ва в некое военизированное патриархальное об-во, осн. на идеях уравнительности в сфере производства и потребления. На практике социально-экономич. политика тайпинов свелась в осн. к уменьшению размера арендной платы и налогов с крестьян и значительному увеличению налогового обложения помещиков и богачей. Тайпины дружественно относились к западным капиталистическим государствам, но требовали от их представителей, прибывающих в Нанкин, оказывать почести Хун Сю-цюаню как " второму сыну бога" и " истинному повелителю" всех стран и народов.

Провозглашение Нанкина столицей тайпинского гос-ва в марте 1853 означало, что повстанцы перешли к завоеванию и закреплению за собой территорий. Это заставило тайпинов постоянно заботиться о защите Нанкина и отказаться от стратегии стремительного наступления всеми силами в одном направлении, благодаря к-рой им удавалось удерживать за собой инициативу и наносить сокрушит. удары по врагу. В мае 1853 тайпины предприняли поход на Пекин с целью низвержения власти маньчжурской династии Цин, их войска форсировали р. Хуанхэ и к концу года вышли на подступы к Тянь-цзиню. Однако Сев. поход проводился недостаточными силами и потому закончился полным поражением тайпинских войск (май 1855), что позволило феодальной реакции укрепить свои позиции. В 1853-56 тайпины развернули крупные наступательные операции в Центр. Китае, где одержали ряд важных побед и захватили значительную часть территории. Однако им не удалось нанести решающего поражения цинской реакции.

Отрицат. влияние на дальнейшее развитие Т. в. оказала распря среди руководящей верхушки тайпинов осенью 1856, сопровождавшаяся убийством трех их руководителей (Ян Сю-цина, Вэй Чан-хоя и Цинь Жи-гана) и истреблением многих тысяч повстанцев в Нанкине. Причины раздоров коренились в преобладании у повстанческих руководителей личных и групповых интересов над общеклассовыми н общенародными. Огромный урон тайпинам нанес также раскол в их рядах осенью 1857, сопровождавшийся уходом значит. части повстанцев во главе с Ши Да-каем в юго-зап. провинции и переходом власти в тайпинском гос-ве в руки родственников и фаворитов Хун Сю-цюаня.

Воспользовавшись ослаблением повстан- ческого лагеря, феод. реакция в 1856-58 отбила у тайпинов многие важные опорные пункты и значит, территории. Положение на фронтах несколько стабилизировалось с осени 1858, после того как тайпинские войска под команд. Ли Сю-чэна и Чэнь Юй-чэна одержали крупные победы над врагом. Эти победы способствовали некоторому ослаблению военного и политического кризиса в лагере повстанцев.

В 1860 тайпины, воспользовавшись тем, что силы и внимание цинского пр-ва были направлены на защиту столичной провинции Чжили от вторжения англо-франц. войск (см. Англо-франко-китайская война 1856-1860), нанесли ряд сокрушит. поражений противнику и захватили юж. часть пров. Цзянсу, богатую материальными ресурсами. К концу 1861 они заняли также большую часть пров. Чжэцзян, но потеряли важную крепость Аньцин.

С февр. 1862 в воен. действиях против тайпинов стали активно участвовать Англия и Франция, к-рые в связи с получением новых привилегий от цинского пр-ва в результате войны 1856-60 оказались заинтересованными в сохранении власти маньчжуров в Китае и в скорейшем подавлении Т. в. Открытое участие англо-франц. интервентов и иностр. наемников во главе с амер. авантюристом Уордом в гражд. войне в Китае на стороне феод. реакции привело к тому, что к сер. 1863 повстанцы, несмотря на упорное сопротивление, лишились всей ранее завоеванной ими терр. на сев. берегу р. Янцзы, большей части терр. Чжэцзяна и важных позиций в юж. Цзянсу. Нанкин был плотно блокирован врагом, и попытки повстанцев деблокировать его потерпели полную неудачу. В июне 1863 подверглась разгрому и группировка войск Ши Да-кая в Сычуани. В ожесточенных боях, развернувшихся во 2-й пол. 1863 - 1-й пол. 1864, тайпины потеряли почти все свои опорные пункты, а их осн. воен. силы были разбиты цинскими войсками. С захватом врагом Нанкина в июле 1864 и гибелью гл. руководителей Т. в. перестало существовать и тайпинское гос-во. Остатки тайпинской армии в составе двух разрозненных группировок, уцелевшие после гибели тайпинского гос-ва, в течение нек-рого времени продолжали борьбу. Одна из них, ушедшая в район фуцзяньско-гуандунской границы, была уничтожена там врагом в янв. 1866. Другая группировка, действовавшая в районах к С. от р. Янцзы, в 1864 объединилась с остатками повстанцев-няньцзюней (см. Няньцзюньское восстание) и в течение неск. лет вела маневренные операции на обширной терр. севернее р. Янцзы. Она была окончательно разгромлена правительственными войсками в авг. 1868.

Т. в. было героич. борьбой кит. народа против феод, помещиков, маньчжурских властителей и иностр. колонизаторов. Его революц. традиции впоследствии использовались передовыми людьми Китая в борьбе за освобождение своей страны, за создание подлинно справедливого обществ, строя.

Т. в. привлекло к себе пристальное внимание К. Маркса и Ф. Энгельса. К. Маркс посвятил ему ряд статей (см. " Революция в Китае и в Европе", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 98-105, и др.), в к-рых подчеркнул его большое прогрессивное историческое значение. Это восстание нар. масс Китая было встречено с искренним сочувствием передовой демократической общественностью России и др. стран, что нашло выражение, в частности, в русской революционно-демократич. публи- цистике.

Танзимат.

Во время борьбы со своим сильным вассалом Абдул-Меджид в 1839 обнародовал хатт-и шериф («священный указ»), объявлявший о начале реформ в империи, с которым перед высшими государственными сановниками и приглашенными послами выступил главный министр Решид-паша. Документ отменял смертную казнь без суда, гарантировал правосудие для всех граждан независимо от их расовой или религиозной принадлежности, учреждал судебный совет для принятия нового уголовного кодекса, отменял систему откупа, изменял методы комплектования армии и ограничивал срок военной службы.

Стало очевидным, что империя оказалась уже более не способна защитить себя в случае военного нападения со стороны любой из великих европейских держав. Решид-паша, служивший ранее послом в Париже и Лондоне, понимал, что необходимо предпринять определенные шаги, которые показали бы европейским государствам, что Османская империя способна к самореформированию и управляема, т.е. заслуживает сохранения в качестве независимого государства. Хатт-и шериф как бы явился ответом на сомнения европейцев. Однако в 1841 Решид был отстранен от должности. В последующие несколько лет его реформы были приостановлены, и только после его возвращения к власти в 1845 они вновь начали претворяться в жизнь при поддержке британского посла Стратфорда Каннинга. Этот период в истории Османской империи, известный как танзимат («упорядочение»), включал реорганизацию системы управления и преобразование общества в соответствии с древними мусульманскими и османскими принципами терпимости. Тогда же развивалось образование, расширилась сеть школ, сыновья из известных семей начали обучаться в Европе. Многие османы стали вести западный образ жизни. Увеличивалось число издаваемых газет, книг и журналов, а молодое поколение исповедовало новые европейские идеалы.

Одновременно быстро росла внешняя торговля, но приток европейской промышленной продукции отрицательно сказался на финансах и экономике Османской империи. Импорт британских фабричных тканей разрушил кустарное текстильное производство и выкачал из государства золото и серебро. Еще одним ударом по хозяйству явилось подписание в 1838 Балто-Лиманской торговой конвенции, по которой импортные пошлины на товары, ввозимые в империю, замораживались на уровне 5%. Это означало, что зарубежные коммерсанты могли действовать в империи на равных с местными купцами. В результате большая часть торговли в стране оказалась в руках иностранцев, которые в соответствии с «Капитуляциями» были освобождены от контроля со стороны чиновников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.