Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые османы» и конституционное движение в Османской империи






«Новые османы» - участники тайной политической организации «Общество новых османов», созданных в Стамбуле в июне 1865 г. представителями молодой чиновной турецкой интеллигенции.

Реформы танзимата (реформы с 1839 до начала 1870-х гг.) не могли привести к кардинальным сдвигам (они не затраг. существ. аграрных отношений, деспотии султана, не решали национального вопроса в Османской империи). Но появилась " предтеча национальной турецкой буржуазии" - молодая интеллигенция (феод-бюрократ. по происхожд., буржуазная по идеологии). - результат реформ в обл. просвещ. [в 1868 принят Органический закон о народном образовании - нач. образов. должно быть всеобщим, обязат. и бесплатным]. Формир-ю тур. интелл-ии способств. расшир. связей с внеш. миром, поездки учащейся молодежи в европейские страны.

1851 г., Стамбул - Комитет Знаний - 1 тур. академия наук. Цель – развитие языка и распространение книг на турецком. Широко распространяются периодические издания, в т.ч. на турецком языке;  много типографий   много книг.

Создаются 1-е просветительские общества интеллигенции: «Османское общество просвещения», «Книжное общество». Интересующие вопросы: распространение знаний, создание национальной литературы и чистота национального языка, независимое политико-экономическое развитие Османской империи.

Светских школ много, но это школы первой ступени. А школы второй ступени – для мусульман, их всего лишь несколько десятков.

Просвещение и реформы в области просвещения должны были дать результаты. Турции нужна молодая интеллигенция. Та, что возникала, была по происхождению феодально-бюрократической, по психологии – буржуазной.

Течение " новых османов". Состав: прогрессивно настроенная интеллигенция (журналисты, писатели, чиновники, учителя, офицеры). Во главе писатели и публицисты: Намык Кемаль (1 из лидеров либерально‑ конст движения + 1 из основоположников новой турецкой лит-ры – стремился писать на понятном народу языке), Ибрагим Шинаси, Али Суави, Зия-бей. Основные требования: ограничение султанского абсолютизма, создание парламента и введение конституции. Добивались реформа.

С реакционных позиций решали реакционный вопрос. Не признавали за нетурецкими народами права на самостоятельное развитие («все народы империи – подданные султана»).

Выразитель - газета " Тасвир-и-эфкяр" (Выразитель идей), издает ее Шинаси (уч-к Мустафы Решид-паши; разрабатывал танзиматские реформы и участвовал во Французской революции 1848 г.). Открытая пропаганда в период. печати.

Репрессии ­, открытая пропаганда сходит на нет  в 1865 Намык Кемаль и К созд. тайное полит. общ-во (до 250 чел-к: на ряд ячеек, по 7 чел. в каждой.)

1866 г. - пытались создать заговор и возвести на трон либерального принца Мурада.

1867 г. - были рассекречены  Намык Кемаль, Али Суави, Зия‑ бей бежали за границу, там что-то издавали. Выступали  колониальной политики, но основой антиколониального движения выдвинули идею «османизма» - единства всех подданных ОИ, имеющих общую родину  оторвались от идеи национально‑ освободительного движения.

В начале 1870-х гг. - полит. кризис в О.и. Причины:

 разложение основ феод-абсолютист. строя;

 потеря контроля над отдел. терр-ми;

 растущ. вмеш-во зап. держав;

 застой местного производства;

 новый ­ нац‑ осв борьбы на Балканах;

 ­ налогового гнета

 Недовольство широких слоев насел. правлением султ. Абдул-Азиза.  «НО» активизируются.

Воспользовавшись амнистией, лидеры движения вернулись в Стамбул. Намык Кемаль с 1872 издает газету " Наставление" (Ибрет) с критикой султана и популяризацией своих идей  оформляется программа «НО»:

1. борьба за экономическую и политическую независимость  феодального абсолютизма (препятствие независимости);

2. создание конституционной монархии;

3. отмена откупной системы;

4. ликвидация административного произвола;

5. ликвидация капитуляций и неравноправных торговых договоров

6. нет внешним займам!

7. ­ народного образования;

8. Решение нац. вопроса на основе теории " османизации", т.е. освободительное движение д.б.

1873 - нов. репрессии: закрыты газеты + арест и ссылка Намыка Кемаля и К. Нот идеи «НО» пользуются успехом у либеральной бюрократии  гос деятель Мидхат-паша, губернаторр Болгарии и Сирии (в разное время) пытался воплотить в жизнь экономические идеи «НО».

1875 - неурожай, холера  летом – восстание крестьян в Герцеговине (сначала  ­ размера ашара, затем -  турецкого господства).

1876 - восстание в Болгарии, очень жестоко подавлено 

Январе 1876 г. - зап. державы - меморандум о прекращение террора и начале реформ в регионе  Сторонники реформ (Мидхат-паша и К) активизируются и объед. с частью феодалов и духовенства.

Май 1876 г. - демонстрации населения  правительство вел. везира Недим-паши ушло в отставку.

30 мая 1876 низложен султан Абдул-Азиз.

Хотели Мурада 5, но - противодействие консерваторов, М‑ 5 низложен из-за нервного заболевания  Абдул-Хамид 2. Он обещал конституцию, но не спешил вводить.

Россия потребовала перемирия Порты с Сербией  д/разрешения Балканского конфликта в Стамбуле соберется конференция европейских государств (уже подготовлен проект автономии Боснии, Герцеговины, Болгарии).  Великий везир Мидхат-паша настаивает на срочной конституции, чтобы Европа не лезла. 

23 декабря 1876 – указ о введении конституции = начало работы над ней. Составили Мидхат‑ паша и Намык Кемаль:

 созд. 2-палат. Парламента;

 провозгл. равенство и свободу всех (!) подданных,

 безопасноть личности и имущества, жилища,

 пропорциональное распределение налогов,

 свобода деятельности в торговле, промышленности и с/х.

Но права султана остались  неограниченными:

 не должен нести ответственти перед парлам-м,

 утверждает законы, принятые парламентом,

 назначает и смещает министров,

 заключает международные логоворы

 он же халиф Османской империи; ислам – официальная религия

 

В феврале 1877 г. после прекращения работы конференции держав в Стамбуле без результав, Мидхат-паша арестован и сослан, расправа с др. лидерами " НО".

Абдул-Хамид не решился отм. конст.

Март 1877 г. – 1я сессия очень послушнного парламента, но и тот ругает администрацию. Осенью 1877 г. - новые выборы - парламент более оппозиц.

Февраль 1878 г. – недоверие везирю за плохое ведение русско-турецкой войны. Парлам. был распущен, а конст. 1876 года фактически перестала сущ-ть.

Движение «НО» , но впоследствии на его основе – младотурки.

Первая англо-афганская война (1838—1842)
1) В ходе первой англо-афганской войны главной целью Великобритании являлось постепенное превращение Афганистана в колонию, рядовую провинцию под управлением Ост-Индской компании и генерал-губернатора. События развивались по типовому сценарию, неоднократно успешно опробованному в Индии, но без учета особой афганской специфики, что привело к военному поражению экспедиционного корпуса.
2) Именно на территории Афганистана англичане впервые (в ходе продвижения в Южной Азии) столкнулись с активным противодействием со стороны России и царской дипломатии, которое в целом оказалось весьма эффективным (с учетом имеющихся ресурсов). Моральная поддержка со стороны России стала важным фактором, побудившим афганских лидеров отвергнуть британские требования.
3) Позиции Англии в регионе были достаточно сильными, тем не менее, это преимущество реализовать не удалось. Что привело, в конечном итоге, к восстановлению независимого афганского государства и временному ослаблению британской экспансии.
4) Противоречия между Россией и Великобританией были весьма сильными. Учитывая, что для России афганский вопрос был второстепенным, уступка России представляется несколько болезненной, но логичной. Тем не менее, Россия так и не смогла достичь своих целей, получить одобрение своей позиции в отношении проливов. Более того, катастрофическое поражение Британии в этой войне, и косвенное возложение (путем манипуляции общественным мнением) вины за провал на провокации со стороны российской дипломатии, привели к реваншистским настроениям, что могло стать одним из факторов вступления Великобритании в Крымскую войну против России. Так что в целом уступка оказалась бесполезной. Однако если бы иранский шах продолжил бы операцию в районе Герата, англичане могли бы по другому построить тактику войны, в частности, не выводить «лишние» части после захвата Кабула, что могло бы привести к иному развитию событий.
5) Уроки первой англо-британской войны были недостаточно учтены в ходе будущих военных операций в этом регионе, что вновь привело к трагическим последствиям.
Вторая англо-афганская война (1878—1880)
Вторая англо-афганская война началась в конце 1878 вторжением англичан на территорию Афганистана одновременно по трем направлениям: через Хайберский и Боланский проходы и Куррам. Продвижение англичан на север было остановлено в конце 1879 у Хайберского прохода. Завершилась война заключением 26 мая 1879 Гандамакского договора, согласно которому Хайберский проход и округа Куррам, Пишин и Сиби отошли к Великобритании, получившей также право контролировать внешнюю политику Афганистана.
В результате второй англо-афганской войны окончательно оформился статус Афганистана на последующие семьдесят лет как страны буфера. Эта формально независимое государство разделяло колониальную Британскую Индии от азиатских владений Российской империи. Таким образом, обе великие державы получали достаточно весомые гарантии безопасности в этом стратегическом для обоих стран регионе Евразии.
Благодаря взвешенному курсу в отношениях с великими державами, проводимому Абдуррахман-ханом в качестве правителя, Афганистану удалось избежать больших внешнеполитических обострений. Хотя периодически обстановка как на англо-афганской, так и русско-афганской границах складывалась драматически. Эмир, в основном, не отступал от англо-афганских договоренностей, превративших эту страну в закрытое государство, поддерживавшее отношения только с Англией. Однако дипломатическая игра в этом регионе по-прежнему была активной.
Третья англо-афганская война (1919)
Третья «кампания» британских империалистов против Афганистана ничем не отличалась от предшествующих. Она была спровоцирована колонизаторами, которые стремились укрепить и расширить свое господство над афганским народом, подавить его стремление к свободе.
Колонизаторы намеревались провести непродолжительную карательную экспедицию, чтобы «наказать» страну, осмелившуюся выступить против британского владычества. Однако триумфального победного марша английских войск снова не получилось, как не получалось его и во время предшествующих нападений на Афганистан.
Третья англо-афганская война была самой короткой: она продолжалась всего пятьдесят дней.
Общий итог:
1-я окончилась поражением Великобритании, 2-я - установлением английского контроля над афганской внешней политикой, после 3-й Великобритания признала независимость АфганистанаВ Турции установился деспотический режим «зулюм» Абдул-Хамида II.

О собенности развития капитализма в середине XIX века. Эпоха пробуждения Азии.

Революция в России 1905–1907 гг. оказала огромное влияние на борьбу колониальных народов. Революционный подъем начала XX в. В. И. Ленин назвал «Пробуждением Азии». «Мировой капитализм и русское движение 1905 года окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое, населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию». Во всех революциях эпохи Пробуждения Азии главной движущей силой были народные массы, в первую очередь угнетенное крестьянство. В антиимпериалистическую, антифеодальную борьбу были втянуты рабочие, городская беднота, мелкие ремесленники и национальная буржуазия. Рабочий класс в этот период был слаб, не имел своих политических организаций и не смог играть самостоятельной роли в освободительной борьбе.

Эпоха Пробуждения Азии показала всю непоследовательность национальной буржуазии, ее двойственность, ее боязнь борьбы народных масс. Непоследовательной была позиция даже революционного крыла национальной буржуазии, а либералы шли на прямое соглашение с империализмом, с феодальной реакцией (Турция, Персия) или же доходили до предательства, как это было в Китае. О сущности буржуазного либерализма В. И. Ленин писал: «Азиатские революции показали нам ту же бесхарактерность и подлость либерализма, то же исключительное значение самостоятельности демократических масс, то же отчетливое размежевание пролетариата от всяческой буржуазии».

В целом революции эпохи Пробуждения Азии не достигли цели освобождения от империалистического и феодального гнета, но имели всемирно-историческое значение, так как пробудили народные массы зависимых и колониальных стран к активной политической борьбе. «Пробуждение Азии и начало борьбы за власть передовым пролетариатом Европы знаменуют открывшуюся в начале XX века новую полосу всемирной истории».

Освободительное движение, охарактеризованное В. И. Лениным как «Пробуждение Азии», выдвинуло на арену революционной борьбы народы Востока в качестве союзника пролетариата Запада в борьбе за социализм. Империалистическая западная буржуазия выяви­ла себя как заклятый враг рабочего класса метрополий и народов колониальных и зависимых стран. Только международный пролетариат стремился поддержать освободительную борьбу народов Азии и Африки.

Пробуждение АзииПосле русской революции 1905 г. во многих колониальных и зависимых странах начался подъем буржуазно-революционных и национально-освободительных движений. В странах, формально независимых, но в действительности превращенных в полуколонии (Иран, Турция, Китай) произошли буржуазные революции, непосредственно направленные против феодального абсолютизма, но косвенно также и против иностранных империалистов, для которых он был союзником и опорой. Индия, Индонезия и некоторые другие колонии были охвачены сильным национально-освободительным движением.Предпосылки подъема этого движения складывались в течение долгого времени. Они были порождены прежде всего тем непримиримым противоречием, которое существовало между горсткой империалистических держав и многомиллионными массами народов эксплуатируемых ими колоний и полуколоний. По мере усиления империалистического гнета и роста противодействующих ему сил это противоречие углублялось, подготовляя революционный взрыв. Мощное влияние русской революции обострило кризис и послужило толчком к революционным выступлениям в ряде стран Востока. «Мировой капитализм и русское движение 1905 года, - отмечал В. И. Ленин, - окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое, населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию» (В. И. Ленин, Пробуждение Азии, Соч., т. 19, стр. 66.).Революция в России, поколебавшая царизм - эту, как ранее казалось народам Востока, несокрушимую силу, - вдохновила их на революционные выступления против своих феодальных монархов и их покровителей- иностранных империалистов. Ненависть, которую вызывала у народов Востока империалистическая политика царского правительства, сочеталась с горячим сочувствием к русским революционерам. В странах Азии начали понимать, что демократические, революционные силы России являются союзником угнетенных народов в их освободительной борьбе.Демократические идеи из России проникали в сопредельные с ней страны Востока еще задолго до начала революции. Многие представители интеллигенции этих стран, игравшие большую роль в пробуждении национального самосознания, получали образование в русских учебных заведениях, были знакомы с идеями передовых демократических русских деятелей. Рабочий класс Ирана, Китая, Кореи имел непосредственный контакт с пролетариатом России. Китайские рабочие сближались с русскими рабочими на строительстве Китайско-Восточной железной дороги, иранские - на концессионных предприятиях в Иране. Немало иранских, китайских, корейских рабочих проживало в России; участие их в революционной борьбе российского пролетариата давало им опыт и боевую закалку. Эти люди становились вестниками русской революции, активными участниками революционного движения в своих странах.В период пробуждения Азии трудящиеся колониальных и полуколониальных стран еще не выдвигали собственной политической программы. Однако именно борьбой народных масс определялись уступки империалистов и господствующих классов.Народы пробудившейся Азии не смогли в тот период одержать победу. Мощь империализма, слабость национальной буржуазии, только еще формировавшейся и неспособной довести до конца буржуазную революцию, незаинтересованность либеральных помещиков и части буржуазии, связанной с крупным землевладением, в последовательной ликвидации феодальных отношений и порядков были важнейшими причинами неудачи первого тура революционных выступлений народов Востока. Вырванные у империалистов и «своих» господствующих классов уступки были еще очень ограничены. Но подъем национально-освободительного и антифеодального движения обогатил народные массы Востока опытом борьбы, вооружил их для новых битв за свое освобождение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.