Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделение труда






Разделение труда рассматривалось древнегреческими мыслителями с разных сторон. Так, Ксенофонт отмечал связь разделения труда с размерами рынка (спроса) и с качеством продукции. Он писал: «В небольших городах один и тот же мастер делает ложе, дверь, плуг, стол… причем он рад, если хоть так найдет достаточно заказов, чтобы прокормиться… Напротив, в крупных городах, благодаря тому, что в каждом предмете нужду испытывают многие, каждому мастеру довольно для своего пропитания и одного ремесла… Разумеется, кто проводит время за ограниченной работой, тот в состоянии выполнить ее наилучшим образом».

Более обобщенно подходил к разделению труда Платон, видевший в нем «основной принцип строения государства». Он писал: «Государство возникает из нужд человека, никто не может сам удовлетворить своих нужд». Каждый человек имеет много разных потребностей, но только одну способность. Поэтому, чтобы удовлетворить все свои потребности, люди должны жить единым обществом, где каждый будет специализироваться на том, к чему у него способность, и затем, обмениваясь с другими людьми результатами труда, удовлетворять все свои потребности.

Товар

Наряду с понятием богатства древнегреческие философы вводят понятие «ценность». Прежде всего ценностью объявляется продукт, имеющий определенную полезность. Далее, они различают продукт и товар. Товар имеет не только полезные свойства, но и способность к обмену. Она тоже придает товару ценность.

Платон, а за ним Аристотель поднимали очень важную теоретическую проблему измерения ценности товаров. «Обмен не может иметь места без равенства, - писал Аристотель, - а равенство без соизмеримости». Но в основе обмена, по его мнению, лежат потребности – каждый человек отдает менее нужную вещь и получает более нужную. Потребности разнообразны, вещи удовлетворяющие их, тоже. Из этого Аристотель делает вывод, что «невозможно…чтобы столь разнородные вещи были соизмеримы». Возникло, казалось бы неразрешимое противоречие. Но оно было разрешено в рамках общефилософских концепций Платона и Аристотеля. Платон утверждал, конкретные вещи содержат в себе некие всеобщие идеи, которые нельзя ощутить чувствами, но можно постигнуть разумом. В частности, для чувств недоступно равенство вещей, т.к. в мире нет двух вещей абсолютно одинаковых. Равенство воспринимает разум, он же создает и инструмент для его измерения. Соизмерение, отмечает Аристотель, осуществляется «искусственным приемом для удовлетворения практических потребностей», и таким искусственным приемом являются деньги.

Деньги

По мнению Аристотеля, деньги – «вещь вполне условная». Об их происхождении он писал: «По общему уговору появилась монета». Таким образом, деньги – это «искусственная», т.е. созданная людьми, вещь для удобства торговли.

Греческие философы выделяли три функции денег:

- средство обогащения, когда деньги связывают два обмениваемых товара;

- средство измерения («монета, словно мера, делает вещи соизмеримыми»;

- средство накопления.

Правда, к последней функции Платон и Аристотель относились отрицательно, т.к., по их мнению, в данном случае деньги «употребляются не для того, для чего они изобретены». Отрицательное отношение к накоплению денег и в целом к стяжательству наиболее полно проявилось в учении Аристотеля об экономике и хрематистике.

5. Учение об экономике и хрематистике было первым опытом систематизации хозяйственных отношений. Аристотель разделил все виды хозяйственной деятельности на две части, назвав их «экономика» и «хрематистика». Критерием деления он делал цель деятельности. Для «экономики» такой целью были названы предметы потребления, для «хрематистики» - деньги (по-гречески – хремата). Стремление к предметам потребления, по мнению Аристотеля, естественно, т.е. заложено в природе человека. Именно поэтому стремление к предметам потребления конечно, оно прекращается с насыщением потребностей. В то же время в природе человека нет потребности к деньгам, это желание неестественно. Неестественность стремления к деньгам доказывает то, что здесь «никогда не бывает предела в достижении цели».

К «экономике» Аристотель относил земледелие, ремесло и торговлю производителей, которые продают свои товары, чтобы приобрести продукты для личного потребления. К «хрематистике» относились профессиональная торговля, где товары покупают для перепродажи. Сюда же относится и ростовщичество.

Таким образом, в сочинениях античных философов уже отчасти присутствует теоретический подход к экономическим проблемам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.