Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






См.: Постановление ЕСПЧ от 22.12.2008 по делу Алексанян против Российской Федерации.






 

Разработанный ЕСПЧ стандарт законности проведения обыска в помещениях, используемых адвокатом для осуществления своей профессиональной деятельности, также включает в себя требование об обеспечении участия в ходе обыска " независимого наблюдателя", который смог бы контролировать соблюдение лицом, производящим обыск, ограничений относительно изъятия сведений, составляющих адвокатскую тайну.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона " Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" сведения, предметы и документы, полученные в результате производства оперативно-розыскных и следственных действий в отношении адвоката, могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством РФ. Данное законоположение соответствует правовым позициям ЕСПЧ, формулируя правило о своеобразной асимметрии допустимости доказательств, полученных с нарушением адвокатской тайны. За перечисленными исключениями, материалы, входящие в производство адвоката по делам его доверителей, не могут использоваться при производстве по уголовному делу только в качестве доказательств обвинения.

При разрешении вопроса о необходимости судебного санкционирования следственных и иных процессуальных действий в отношении адвоката следует учитывать еще одну правовую позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой сведения о преступном деянии самого адвоката не составляют адвокатской тайны, если они не стали предметом оказания юридической помощи ему самому в связи с совершенным им преступлением. Поскольку п. 3 ст. 8 Федерального закона " Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не устанавливает неприкосновенность адвоката, не определяет ни его личную привилегию как гражданина, ни привилегию, связанную с его профессиональным статусом, то она предполагает получение судебного решения при проведении в отношении адвоката лишь тех оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, которые вторгаются в сферу осуществления им собственно адвокатской деятельности, к каковой в любом случае не может быть отнесено совершение адвокатом преступного деяния как несовместимого со статусом адвоката (см. Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 629-О-О). При этом каких-либо четких критериев, позволяющих разграничить " сферу осуществления собственно адвокатской деятельности" с иными сферами жизнедеятельности адвоката, вмешательство в которые не требует судебного санкционирования, ни Закон, ни решения Конституционного Суда РФ не содержат.

Следуя аргументации приведенных выше решений ЕСПЧ и Конституционного Суда РФ, можно сделать вывод о том, что предварительное судебное решение требуется в отношении любого следственного и оперативно-розыскного действия, проводимого в используемом адвокатом помещении, так как в этом случае вероятность вторжения государственных органов в " сферу осуществления собственно адвокатской деятельности" становится неизбежной. Действующее законодательство не предусматривает возможность получения органами следствия согласия суда после проведения следственных действий в отношении адвокатов и иных лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ. В связи с этим единственной формой последующего судебного контроля за законностью проведения таких следственных действий в ходе досудебного производства остается их обжалование в порядке ст. 125 УПК РФ.

 

Статья 451. Направление уголовного дела в суд

 

Комментарий к статье 451

 

Комментируемая статья в отсылочном режиме регулирует вопросы, связанные с определением подсудности уголовных дел в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ. На данную категорию дел распространяются общие правила подсудности, установленные ст. ст. 31 - 36 УПК РФ, с одной отличительной особенностью. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 31 УПК РФ уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматриваются судами общей юрисдикции регионального звена (областными, краевыми и равными им судами).

 

Статья 452. Утратила силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.12.2010 N 433-ФЗ.

 

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

 

Раздел XVIII. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУДОВ,

ПРОКУРОРОВ, СЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ

С СООТВЕТСТВУЮЩИМИ КОМПЕТЕНТНЫМИ ОРГАНАМИ

И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

 

Глава 53. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СУДОВ, ПРОКУРОРОВ, СЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ

С СООТВЕТСТВУЮЩИМИ КОМПЕТЕНТНЫМИ ОРГАНАМИ

И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

 

Статья 453. Направление запроса о правовой помощи

 

Комментарий к статье 453

 

1. Комментируемая статья определяет общий порядок направления запроса для оказания правовой помощи по уголовным делам. В соответствии с ч. 1 рассматриваемой статьи правом вносить запрос об оказании компетентным органом или должностным лицом иностранного государства правовой помощи по уголовным делам наделены суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель.

2. В ч. 1 анализируемой статьи перечислены процессуальные действия, наиболее часто запрашиваемые в рамках оказания правовой помощи: допрос, осмотр, выемка, обыск, судебная экспертиза. Потребность оказания рассмотренного объема правовой помощи по уголовным делам возникает в том случае, когда национальному компетентному органу или должностному лицу требуются доказательства, находящиеся на территории иностранного государства. Этот перечень не носит исчерпывающий характер. Законодатель лишь указал в качестве условия то, что иные запрашиваемые процессуальные действия должны быть предусмотрены УПК РФ.

3. Запрос, направляемый компетентным органам или должностным лицам иностранного государства в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности, является поводом оказания правовой помощи по уголовным делам. В случаях, предусмотренных международными договорами РФ, взаимодействие может осуществляться также через Интерпол.

4. Регламентируя порядок этой деятельности, законодатель ссылается на международные договоры, международные соглашения или принцип взаимности в указанной сфере. В связи с этим в дополнительном пояснении нуждаются вопросы о том, что следует понимать под применимым международным договором и принципом взаимности.

5. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ " О международных договорах Российской Федерации" (далее в комментарии к ст. 453 УПК РФ - Закон о международных договорах РФ) под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Для того чтобы международный договор приобрел статус юридически обязательного и мог быть использован в правоприменительной практике, он должен быть признан государством и войти в его правовую систему, т.е. должен быть не только в установленном порядке подписан, но и действовать непосредственно или после выполнения соответствующих внутригосударственных процедур, а также быть официально опубликован. Непосредственно применяется такой международный договор РФ, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

Решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, необходимо исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в сроки, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).

Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 Закона о международных договорах РФ (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации.

Например, ЕКПЧ была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ " О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", а вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г. - в день передачи ратификационной грамоты на хранение Генеральному секретарю Совета Европы согласно ст. 59 этой Конвенции.

Кроме этого, исходя из смысла ч. ч. 3 и 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах РФ непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы (п. п. 3 и 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 " О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации").

Требование официального опубликования вступивших в силу международных договоров РФ имеет принципиальное конституционно-правовое значение, поскольку, являясь составной частью правовой системы РФ и обладая в отношении применения приоритетом перед российскими законами, международные договоры РФ оказывают прямое воздействие на нормативное правовое регулирование в Российской Федерации, включая содержание прав и свобод человека и гражданина, ценностное значение которых определяется предписаниями ст. ст. 2, 17 и 18 Конституции РФ. Официальное опубликование вступившего в силу международного договора РФ обеспечивает полное и точное доведение от имени компетентного государственного органа содержания такого договора до сведения неограниченного круга лиц посредством размещения его аутентичного текста в печатном издании, указанном в законе. Это позволяет любому получить достоверную информацию о содержащихся в нем правилах, соотнести их с правилами, установленными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и иметь возможность оценить последствия их внутригосударственного применения. Именно в этих целях в п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах РФ специально оговаривается, что в Российской Федерации непосредственно действуют положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2012 N 8-П).

6. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, как провозгласила Конституция РФ, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Эта норма закрепляет представление о месте международных договоров РФ в правовой системе РФ. Несмотря на юридическую неточность формулировки, относящей общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ не к правовой системе, а непосредственно к законодательству, регулирующему уголовное судопроизводство, в ст. 1 УПК РФ также имеется норма, регулирующая соотношение приоритетности внутреннего уголовно-процессуального законодательства РФ и международных правовых актов.

Следует учитывать, что формат заключаемых международных договоров может быть различным. Международные договоры РФ заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 3 Закона о международных договорах РФ). Правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ. Правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти или уполномоченной организацией, заключившими данный договор (ч. 4 ст. 15, ст. ст. 90, 113 Конституции РФ) (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ " О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"). Следовательно, ратифицированный международный договор о правовой помощи по уголовным делам имеет приоритет в применении над уголовно-процессуальным законодательством РФ.

7. Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ " О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации").

Принцип взаимности, являясь обычаем международной правовой практики, общепризнан как фундаментальная правовая основа сотрудничества. Сотрудничество на основе принципа взаимности означает, что запрашиваемое государство, оказывая конкретную правовую помощь по уголовным делам, вправе полагать, что запрашивающее государство в дальнейшем также окажет аналогичную правовую помощь, и оно осуществляется при отсутствии международного договора. Принцип взаимности, о котором идет речь в комментируемой статье, означает такое международное сотрудничество по вопросу оказания правовой помощи по уголовным делам, которое предполагает равные права и взаимные выгоды и обязательства государств.

8. Правовая помощь по уголовным делам представляет собой основанное на национальном законодательстве и международных обязательствах государств или на основе принципа взаимности выполнение одним государством в лице его компетентных органов просьбы другого государства об определенной деятельности, необходимой для достижения целей уголовного судопроизводства в запрашивающем государстве. Основным признаком, отличающим правовую помощь по уголовным делам от иных видов международного сотрудничества, является частичная передача одним государством другому государству своей компетенции по уголовному делу.

В международных договорах о правовой помощи по уголовным делам предусмотрены условия оказания взаимной правовой помощи, касающиеся: сферы применения договора; объема правовой помощи; порядка сотрудничества; языка, формы и содержания запросов об оказании правовой помощи; порядка их исполнения; оснований отказа в предоставлении правовой помощи по уголовным делам; ограничений в использовании информации и конфиденциальности; расходов, связанных с оказанием правовой помощи.

Российская Федерация является участницей ряда международных договоров, регламентирующих те или иные вопросы, связанные с оказанием правовой помощи по уголовным делам как многостороннего (универсального, регионального), так и двустороннего формата. Важнейшими многосторонними договорами в области правовой помощи по уголовным делам являются Европейская конвенция о помощи и Минская конвенция.

Международной правовой основой сотрудничества государств в вопросах оказания правовой помощи по уголовным делам выступают не только международные договоры, основным предметом которых является правовая помощь по уголовным делам, но и международные договоры, предметом регулирования которых, наряду с правовой помощью по уголовным делам, могут быть другие вопросы, а также международные договоры, регулирующие порядок взаимодействия государств в борьбе с отдельными видами преступлений (см., например, Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом от 15.12.1997; Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма от 09.12.1999; Конвенцию против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000). Помимо этого, Российская Федерация является участницей более 40 двусторонних международных договоров о правовой помощи по уголовным делам (10 из них не вступили в силу).

9. Понятие " правовая помощь по уголовным делам" предусматривает толкование как в узком, так и в широком смысле. В комментируемой статье речь идет о запросе о правовой помощи по уголовным делам, рассматриваемой в узком смысле. Во-первых, несмотря на то, что, с одной стороны, указанная норма основана на международных обязательствах РФ, с другой стороны, она не учитывает всех направлений международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Во-вторых, как следует из самих международных договоров, понятие " правовая помощь" по уголовным делам является более широким, может включать иные вопросы.

Так, помимо указанного в ч. 1 комментируемой статьи перечня процессуальных действий (правовая помощь по уголовным делам в узком смысле), в рамках международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства осуществляются в соответствии с помещенными в эту же главу ст. ст. 456, 458, 459 УПК РФ: вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации; направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования; уголовное преследование или возбуждение уголовного дела, а также предусмотренные гл. 54 и 55 УПК РФ выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора и передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

В международных договорах объем правовой помощи по уголовным делам урегулирован следующим образом.

Например, в соответствии с п. 1 ст. 3 Европейской конвенции о помощи запрашиваемая Сторона выполняет в порядке, установленном ее законодательством, любые поручения, касающиеся уголовных дел, направленные ей юридическими органами запрашивающей Стороны в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов.

Взаимодействие Российской Федерации с государствами - членами Совета Европы в вопросах выдачи, передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, передачи судопроизводства по уголовным делам регламентировано иными международными договорами (см., например, Европейскую конвенцию о выдаче; Конвенцию о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19.05.1978; Европейскую конвенцию о передаче судопроизводства).

Международной правовой основой сотрудничества государств - участников СНГ в вопросах правовой помощи по уголовным делам является Минская конвенция, в соответствии со ст. 6 которой Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. В числе таких действий могут быть: составление и пересылка документов, проведение осмотров, обысков, изъятия, передачи вещественных доказательств, проведение экспертизы, допрос сторон, третьих лиц, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, розыск лиц, осуществление уголовного преследования, выдача лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение.

По-разному решается вопрос об объеме правовой помощи по уголовным делам в двусторонних международных договорах РФ (см., например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 31.10.2006 (не вступил в силу); Договор между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21.06.2005; Договор между Российской Федерацией и Республикой Куба о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 14.12.2000 (не вступил в силу); Договор между Российской Федерацией и Республикой Мали о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 31.08.2000 (не вступил в силу); Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.06.1999; Договор между Российской Федерацией и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 28.05.1999; Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20.04.1999; Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25.08.1998; Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче от 01.12.2014 (не вступил в силу); Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.10.1997; Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16.09.1996; Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 05.03.1996; Договор между Российской Федерацией и Республикой Албания о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 30.10.1995 (не вступил в силу); Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 15.09.1995 (не вступил в силу); Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 25.02.1993; Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 03.02.1993; Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26.01.1993; Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.12.1992; Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 14.09.1992; Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21.07.1992; Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19.06.1992; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Демократической Республикой Йемен о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 06.12.1985; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 28.11.1984; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Тунисской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 26.06.1984; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19.01.1984; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 12.08.1982; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи от 23.02.1982; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 21.05.1981; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Германской Демократической Республикой о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 19.09.1979; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11.08.1978; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 19.02.1975; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Народной Республикой Югославией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 24.02.1962; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 15.07.1958; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Албанией об оказании правовой помощи по гражданским, семейно-брачным и уголовным делам от 30.06.1958; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 03.04.1958; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 16.12.1957; Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21.12.1998; Договор между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 30.04.2009; Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам от 25.03.1996 (ратифицирован, но не вступил в силу); Договор между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 06.04.2010).

Так, в соответствии со ст. 2 Договора между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21.06.2005 правовая помощь включает в том числе осуществление мер в отношении имущества; предоставление разрешения на присутствие при исполнении запроса представителей компетентных органов запрашивающей Стороны. В соответствии со ст. ст. 17 и 18 указанного международного Договора к особым случаям оказания правовой помощи относится представление выписок из уголовных дел и (или) имеющих к ним отношение документов или предметов, которые необходимы для расследования и (или) судебного разбирательства, если компетентные органы запрашиваемой Стороны могут получать их в аналогичных случаях, за исключением документов и предметов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну; сотрудничество в вопросах установления местонахождения орудий преступления и доходов от преступления, а также принятия в отношении их соответствующих мер.

В соответствии со ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Куба о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 14.12.2000 правовая помощь включает в том числе проведение обысков; производство экспертиз; допрос свидетелей, экспертов, подозреваемых, обвиняемых или других лиц; осуществление уголовного преследования; выдачу лиц для уголовного преследования или исполнения приговора; передачу осужденных для отбывания наказания.

В соответствии со ст. 2 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.06.1999 правовая помощь, в частности, включает: получение показаний и заявлений; предоставление документов, материалов и других предметов; вручение документов; исполнение запросов о проведении обысков и выемок; установление местонахождения и арест имущества с целью его конфискации, возмещения ущерба и взимания штрафов.

В ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.12.1992 особый акцент сделан на том, что правовая помощь охватывает выполнение процессуальных действий, предусмотренных законодательством Договаривающейся Стороны, в числе которых указаны допрос сторон, обвиняемых и подсудимых, свидетелей, экспертов, проведение экспертиз, судебного осмотра, передача вещественных доказательств, возбуждение уголовного преследования и выдача лиц, совершивших преступления, предоставление по просьбе другой Стороны сведений о судимости обвиняемых.

В соответствии со ст. 22 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19.06.1992 в объем правовой помощи включены исполнение по просьбе поручения по уголовным делам о допросе свидетелей, потерпевших, экспертов, обвиняемых; производстве обыска, экспертизы, осмотра и других процессуальных действиях, связанных со сбором доказательств; о передаче вещественных доказательств и документов, ценностей, полученных в результате преступления, а также о вручении документов, связанных с производством по уголовному делу; информирование друг друга о результатах производства по уголовному делу.

В связи с этим при взаимодействии следует учитывать положения конкретного международного договора. В том случае, когда Российская Федерация является одновременно участником многостороннего и двустороннего международных договоров, то при их расхождении преимущество имеют положения многостороннего договора (ст. 26 Европейской конвенции о помощи).

10. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда РФ, Следственного комитета РФ, МИД России, Минюста России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России или Генпрокуратуры России оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

11. Просьбы об оказании взаимной правовой помощи должны направляться компетентными органами запрашивающего государства компетентным органам запрашиваемого государства. Запрос о производстве процессуальных действий в соответствии с ч. 3 рассматриваемой статьи направляется через:

1) Верховный Суд РФ - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;

2) Минюст России - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;

3) Следственный комитет РФ, МВД России, ФСБ России, ФСКН России - по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4) Генпрокуратуру России - в остальных случаях.

Однако при наличии соответствующих международных договоров необходимо учитывать содержащиеся в них положения.

12. В ч. 4 анализируемой статьи предусмотрено, что запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются. Указанное положение корреспондирует с большинством международных договоров РФ. В то же время в связи с этим договорная практика имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 16 Европейской конвенции о помощи переводы просьб не требуются. Однако при ратификации этой Конвенции Российская Федерация заявила, что направляемые в Российскую Федерацию запросы о правовой помощи и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводами на русский язык (см. Федеральный закон от 25.10.1999 N 193-ФЗ " О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней"). Это не исключает предъявления взаимного требования к Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Минской конвенции в отношениях друг с другом компетентные органы Договаривающихся Сторон пользуются государственными языками сторон или русским языком. В случае исполнения документов на государственных языках Договаривающихся Сторон к ним прилагаются заверенные переводы на русский язык. Документы могут прилагаться на языке запрашиваемой Стороны (ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.06.1999) или на языке третьей стороны, например английском (п. 5 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 28.05.1999).

 

Статья 454. Содержание и форма запроса

 

Комментарий к статье 454

 

1. В комментируемой статье содержатся требования, предъявляемые к содержанию запроса о правовой помощи по уголовным делам, которые применяются при отсутствии международного договора. Если международным договором РФ установлены иные требования, чем в данной статье, то применяются правила международного договора.

2. Просьба о правовой помощи в анализируемой статье ограничена производством процессуальных действий, что корреспондирует с положениями ст. 453 УПК РФ. Вместе с тем следует учитывать, что объем правовой помощи, запрашиваемой государствами, может быть значительно шире и содержать также непроцессуальные действия.

3. Форма составления запроса - письменная. Вместе с тем международными договорами может быть предусмотрена возможность передачи запроса в устной форме с последующим подтверждением его в письменной форме.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 5 указанного выше Договора с Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 28.05.1999 запрос должен быть совершен в письменной форме, однако в срочных случаях запрашиваемая Сторона может принять запрос, совершенный в иной форме, например, отправленный по факсимильному аппарату или по иным согласованным средствам связи, причем в каждом таком случае запрос должен быть незамедлительно подтвержден в письменной форме, если запрашиваемая Сторона не договорится об ином.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Договора с Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21.06.2005 запрашиваемая Сторона принимает к исполнению запрос немедленно по его получении по телексу, факсу, электронной почте или другому подобному виду связи, при этом запрашивающая Сторона в возможно короткий срок представляет оригинал запроса. Особо оговаривается, что запрашиваемая Сторона информирует запрашивающую Сторону о результатах исполнения запроса только при условии получения его оригинала.

4. Подготовленный запрос должен быть подписан компетентным должностным лицом, его составившим, и заверен гербовой печатью. Аналогичные требования к запросу содержатся в международных договорах, участником которых является Российская Федерация, например, в п. 3 ст. 7 Минской конвенции. Комментируемая статья предусматривает, что запрос должен содержать:

1) наименование органа, от которого исходит запрос;

2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;

3) наименование уголовного дела и характер запроса;

4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения;

5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;

6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

5. Необходимо указывать официальное наименование органа, от которого исходит запрос, а также его юридический адрес. Целесообразно также указывать номер телефона и факса, электронной почты, должность непосредственного исполнителя, подготовившего запрос, для создания наиболее быстрого и эффективного взаимодействия запрашивающей и запрашиваемой сторон. Наименование органа, в который направляется запрос, также должно содержать максимальную информацию с указанием официального наименования, а также юридического и фактического адреса запрашиваемого органа.

6. Наименование уголовного дела предполагает указание номера уголовного дела, информации об обвиняемых (если таковые имеются) и предъявленных им обвинениях со ссылкой на пункт, часть и статью УК РФ.

7. Под характером запроса следует понимать само содержание просьбы, т.е. перечень тех процессуальных действий, о выполнении которых обращается с просьбой запрашивающая сторона. Поскольку эффективность исполнения запроса запрашиваемой стороной во многом зависит от того, насколько точно и полно составлен запрос, особое внимание следует придать изложению подлежащих выяснению обстоятельств и перечня запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств. Помимо просьбы о выполнении конкретных действий, следует указать и условия выполнения таких действий. В случае необходимости в запросе следует определить требования, которые необходимо выполнить при производстве процессуальных действий, чтобы результаты проведенных действий или полученные вещественные доказательства были признаны допустимыми доказательствами в соответствии с законодательством РФ.

В числе требований к содержанию запроса - указание данных о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения. В связи с этим следует обратить внимание, что при указании даты рождения надо указывать не только год рождения, но и число, и месяц рождения. Место рождения должно быть указано именно так, как оно зафиксировано в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность. Если запрашивающая сторона не располагает информацией о месте жительства или пребывания лица, находящегося на территории иностранного государства, в отношении которого направляется запрос, то в запросе следует указать также просьбу об установлении адреса лица. Аналогичное положение содержится в международных договорах (например, в ст. 16 Минской конвенции).

Для того чтобы полученные в рамках исполнения запроса документы были признаны допустимыми доказательствами, в запросе необходимо указывать, каким образом они должны быть заверены.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 3 Европейской конвенции о помощи запрашиваемая Сторона может передать заверенные копии или заверенные фотокопии запрашиваемых материалов или документов, если только запрашивающая Сторона специально не просит о направлении ей оригиналов; в последнем случае запрашиваемая сторона прилагает все усилия для выполнения просьбы.

Следует также учитывать, что многие государства отказывают в исполнении запроса на том основании, что деяние, в связи с которым поступил запрос, не является уголовно наказуемым в соответствии с их законодательством. В связи с этим при указании сведений о фактических обстоятельствах совершенного преступления и его квалификации следует не только ссылаться на пункт, часть, статью УК РФ, прилагать текст соответствующей статьи, но и изложить объективную сторону преступления для правильной квалификации запрашиваемой стороной деяния в соответствии со своим законодательством. Такие требования содержатся в ряде двусторонних международных договоров.

Например, в соответствии с п. 3 ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21.06.2005 в запросе о правовой помощи указывают описание деяния, в связи с которым проводится расследование или судебное разбирательство, его юридическую квалификацию, текст законодательных положений, в соответствии с которыми деяние является уголовно наказуемым.

Аналогичное положение содержится в пп. 3 п. 2 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.06.1999.

8. В тексте комментируемой статьи отсутствует положение относительно языка, используемого при подготовке запроса. Вместе с тем согласно ч. 4 ст. 453 УПК РФ запрос составляется на русском языке с переводом на официальный язык государства запрашиваемой стороны. К запросу могут быть приложены документы. Они также должны быть переведены на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются. Помимо этого, в международных договорах РФ могут быть предусмотрены дополнительные требования к подготавливаемым запросам о правовой помощи по уголовным делам, которые также следует учитывать при подготовке запросов. В соответствии с рядом международных договоров к запросам предъявляется требование указывать причины или цель просьбы.

Такое требование, например, содержится в п. 1 ст. 14 Европейской конвенции о помощи; в п. 3 ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21.06.2005; в пп. 5 п. 2 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.06.1999 и др.

9. Международные договоры РФ допускают возможность применения процессуальных норм государства запрашивающей стороны при исполнении поручения, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны. Такие положения содержатся, например, в ст. 8 Минской конвенции. В связи с этим при подготовке запросов с подобной просьбой, помимо соответствующего обращения, должен содержаться текст законодательства РФ, на основании которого будет выполняться поручение. В ряде случаев в запросе следует высказывать просьбу сообщить о времени и месте исполнения поручения. Такая информация может быть актуальна в том случае, если компетентные органы РФ обращаются с просьбой присутствовать при исполнении поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой договаривающейся стороны. В этом случае в запросе также необходимо изложить просьбу о разрешении присутствовать при производстве процессуальных действий. Помимо просьбы о присутствии, в некоторых международных договорах содержится требование о сообщении полных имен, фамилий (отчеств), должностей, а также обоснование необходимости их присутствия (см., например, пп. 10 п. 3 ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21.06.2005).

10. Несмотря на то что в тексте комментируемой статьи отсутствует обязательное требование об указании в запросе информации о сроках, в течение которых ожидается исполнение запроса, на практике такая необходимость возникает (пп. " г" п. 1 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 28.05.1999), поэтому в запросе следует указывать срок, в течение которого желательно исполнить запрос.

11. Поскольку обыск, выемка, наложение ареста на имущество затрагивают основополагающие права человека, во многих международных договорах РФ особо оговариваются условия и порядок их исполнения. Специальные требования предъявляются в связи с этим и к запросам о правовой помощи. Например, в запросе необходимо указывать точное описание места или лица, подлежащих обыску, и предмета, подлежащего выемке, или указывать на расположение и описание места, где необходимо произвести осмотр и обыск, а также предметов, подлежащих изъятию. К запросу следует прилагать документы, которые подтверждают обоснованность предположения или утверждения, что соответствующие предметы находятся на территории запрашиваемого государства в определенном месте или у определенного лица.

12. Если в соответствии с запросом требуется провести допрос лиц, например, в качестве свидетеля, то в запросе необходимо указывать перечень вопросов, которые требуется задать лицу, обозначенному в запросе; информацию о выплатах и возмещении расходов, на которые будет иметь право лицо, вызываемое на территорию запрашивающей стороны (например, пп. 4 и 7 п. 3 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.06.1999).

13. В случае необходимости в запросе следует указать просьбу о соблюдении конфиденциальности факта поступления запроса, его содержания и (или) любого действия, предпринятого в связи с запросом. Следует также учитывать, что запрашиваемая сторона, если посчитает необходимым для исполнения запроса, может затребовать дополнительные сведения. Причем в некоторых международных договорах для этого установлены конкретные сроки. Запрос должен быть направлен в соответствии с порядком, предусмотренным в ст. 453 УПК РФ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.