Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






З) иные сравнимые преступления, предусмотренные в многосторонних международных договорах, участником которых является Российская Федерация.






При этом Российская Федерация и другие участники дополнительного протокола к Европейской конвенции о помощи договорились не использовать данное право только на том основании, что просьба касается преступления, которое запрашиваемая Сторона считает финансовым преступлением. Кроме этого, в случае, когда Договаривающаяся Сторона оговорила исполнение поручений о розыске или аресте имущества тем условием, что преступление, являющееся основанием для поручения, преследуется как по закону запрашивающей Стороны, так и по закону запрашиваемой Стороны, это условие выполняется в отношении финансовых преступлений, если преступление преследуется по закону запрашивающей Стороны и соответствует такому же по характеру нарушению закона запрашиваемой Стороны. В просьбе не может быть отказано на том основании, что законодательство запрашиваемой Стороны не предусматривает таких же по характеру налогов или сборов или не содержит таких же по характеру положений, касающихся налогов, сборов, пошлин и валютных операций, как и законодательство запрашивающей Стороны (ст. ст. 1 и 2 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.03.1978).

Во-вторых, если запрашиваемая Сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам ее страны. Указанное основание для отказа в исполнении запроса можно рассматривать в качестве общего основания, поскольку оно предусмотрено в большинстве международных договоров о правовой помощи.

Так, в соответствии со ст. 19 Минской конвенции в просьбе об оказании правовой помощи может быть отказано полностью или частично, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

В случае отказа в просьбе об оказании правовой помощи запрашивающая договаривающаяся сторона незамедлительно уведомляется о причинах отказа. Аналогичные положения содержатся в иных международных оговорах, в том числе в ст. 18 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26.01.1993, ст. 18 Договора между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 25.02.1993, ст. 12 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 21.05.1981.

Сходные, но вместе с тем более широкие основания для отказа в исполнении запроса о правовой помощи предусмотрены в российско-польском договоре.

В соответствии со ст. 17 Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16.09.1996 в правовой помощи может быть отказано, если ее оказание может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим важным интересам, а также противоречит основным принципам законодательства или международным обязательствам запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

Помимо этого, при ратификации указанной Европейской конвенции о помощи Российская Федерация заявила, что в дополнение к перечисленным основаниям в оказании правовой помощи также может быть отказано в одном из следующих случаев:

- если лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, или если в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи;

- если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством РФ.

Также Российская Федерация оставляет за собой право отказать в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им законодательством РФ правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному делу. Помимо этого, Российская Федерация в рамках исполнения названной Конвенции оставляет за собой право исполнять поручения о проведении обыска или наложении ареста на имущество только при соблюдении определенных условий, предусмотренных в пп. " a", " b" и " c" п. 1 ст. 5 Европейской конвенции о помощи.

Двусторонние международные договоры могут содержать некоторые особенности в перечне оснований для отказа в исполнении запроса. Так, международным договором может быть предусмотрен отказ в правовой помощи, если запрашиваемая сторона имеет веские основания полагать, что запрос представлен с целью преследования лица по признаку расы, пола, вероисповедания, этнического происхождения, принадлежности к определенной социальной группе, по политическим или иным убеждениям либо что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин. Не может служить основанием для отказа в оказании правовой помощи ссылка на банковскую или налоговую тайну. Подобные основания для отказа в правовой помощи предусмотрены, например, в ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21.06.2005.

15. Международными договорами не исключается возможность оказания правовой помощи на условиях, которые сторона считает необходимыми.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21.06.2005 перед принятием решения об отсрочке или отказе в исполнении запроса запрашиваемая Сторона рассматривает вопрос о том, может ли правовая помощь быть оказана на условиях, которые она считает необходимыми. Если запрашивающая Сторона принимает правовую помощь на таких условиях, она обязуется соблюдать их.

В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи в случае, если запрос не может быть исполнен, об этом информируется запрашивающая сторона: полученные документы возвращаются; указываются причины, воспрепятствовавшие его исполнению. Информация направляется через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос.

 

Статья 458. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования

 

Комментарий к статье 458

 

1. Согласно ч. 1 ст. 11 УК РФ лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по российскому уголовному закону. То есть любое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), совершившее преступление на территории Российской Федерации, подпадает под действие российского законодательства. В соответствии с комментируемой статьей в случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела могут быть направлены в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования.

2. Международной правовой основой взаимодействия с иностранными государствами в связи с этим являются многосторонние и двусторонние международные договоры РФ. Передача судопроизводства возможна и при отсутствии соответствующего международного договора - на основе принципа взаимности. Вместе с тем наличие международного договора является важным, поскольку им не только определена процедура передачи уголовного судопроизводства, но и правовые последствия. К важнейшим многосторонним международным договорам в указанной сфере, участником которых является Российская Федерация, относится Европейская конвенция о передаче судопроизводства. При ратификации этой Конвенции Российская Федерация сделала ряд оговорок и заявлений, которые следует учитывать при ее применении. В частности, Российская Федерация оставила за собой право не применять соответствующие положения Европейской конвенции о передаче судопроизводства в отношении деяния, санкция за которое в соответствии с законодательством другого Договаривающегося Государства может быть наложена только административным органом. Российская Федерация заявила, что ее положения будут применяться с учетом употребляемой в российском уголовно-процессуальном законодательстве терминологии в отношении подозреваемого и обвиняемого лиц. Это объясняется отсутствием в тексте Европейской конвенции о передаче судопроизводства определения понятия " подозреваемое лицо", под которое по смыслу данной Конвенции согласно законодательству РФ подпадают не только подозреваемые, но и обвиняемые. Российская Федерация является также участником ряда двусторонних межгосударственных и межправительственных международных договоров, которые регламентируют основания, порядок и правовые последствия направления материалов возбужденного и расследуемого на территории Российской Федерации уголовного дела в иностранные государства. В их числе прежде всего международные договоры об оказании правовой помощи по уголовным делам, о выдаче, а также международные договоры, регулирующие международное сотрудничество в отдельных направлениях (см., например, Соглашение между Правительством Канады, Правительствами государств - членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения от 29.01.1998; Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб от 16.12.1992; Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения, от 29.08.1997).

3. Принятие решения о направлении возбужденного и расследуемого уголовного дела возложено на Генпрокуратуру России. Нормативные предписания комментируемой статьи свидетельствуют лишь о праве, но не об обязанности Генпрокуратуры России обратиться с соответствующей просьбой об уголовном преследовании в другое государство.

4. Причины, свидетельствующие о невозможности производства процессуальных действий с участием лица на территории Российской Федерации, могут быть различными, например отсутствие в соответствии с законодательством иностранного государства возможности выдачи лица либо отказ в выдаче. В большинстве двусторонних международных договоров в рассматриваемой сфере закреплен принцип " выдай или суди" (aut dedere aut judicare).

Например, в соответствии с п. 1 ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией о выдаче от 14.01.2002, если в выдаче отказано по причине гражданства лица, запрашиваемая Сторона по запросу запрашивающей Стороны возбуждает против него уголовное преследование в соответствии со своим законодательством. В этих целях запрашивающая Сторона передает запрашиваемой Стороне имеющиеся в ее распоряжении материалы и доказательства.

Аналогичные положения содержатся в ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26.06.1995, в ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о выдаче от 21.12.1998.

5. Круг лиц, наделенных соответствующим иммунитетом, в случае совершения ими преступления на территории Российской Федерации определен в международных правовых актах, в числе которых: Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13.02.1946, Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961, Венская конвенция о консульских сношениях от 24.04.1963, иные международные договоры. В соответствии с ч. 4 ст. 11 УК РФ вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

6. Передача уголовного преследования предполагает, что в Российской Федерации компетентные органы и должностные лица возбудили уголовное дело, что известен подозреваемый, обвиняемый. Основное условие, которое должно быть соблюдено при направлении материалов возбужденного и расследуемого на территории Российской Федерации уголовного дела в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования, - это наличие применимого к деянию, в связи с которым было возбуждено уголовное дело, уголовного законодательства запрашиваемого государства.

В то же время международными договорами может быть предусмотрена возможность направления материалов уголовного дела и в том случае, когда деяние, квалифицируемое в запрашивающей стороне как преступление, рассматривается в запрашиваемой стороне как проступок.

Например, в соответствии с п. 2 ст. 58 Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16.09.1996 Договаривающиеся Стороны могут обращаться с ходатайствами об осуществлении преследования также за такие правонарушения, которые по законодательству запрашивающей Договаривающейся Стороны считаются преступлениями, а по законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны - только административными проступками.

Аналогичные положения содержатся в иных международных договорах, например в п. 2 ст. 72 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 28.11.1984.

7. В международных договорах предусмотрены основания для обращения с просьбой об осуществлении уголовного преследования.

Например, в соответствии со ст. 8 Европейской конвенции о передаче судопроизводства Договаривающееся государство может обратиться к другому Договаривающемуся государству с просьбой о проведении судопроизводства в каком-либо одном или нескольких следующих случаях:

- если подозреваемое лицо имеет обычное место проживания в запрашиваемом государстве;

- если подозреваемое лицо является гражданином запрашиваемого государства или если это государство является государством его происхождения;

- если подозреваемое лицо отбывает или будет отбывать наказание, связанное с лишением свободы, в запрашиваемом государстве;

- если судопроизводство за те же или другие правонарушения проводится в отношении подозреваемого лица в запрашиваемом государстве;

- если оно считает, что передача судопроизводства оправдана интересами установления истины и, в частности, что наиболее важные элементы доказательства находятся в запрашиваемом государстве;

- если оно считает, что исполнение приговора, в случае его вынесения, в запрашиваемом государстве может улучшить перспективы социальной реабилитации осужденного;

- если оно считает, что присутствие подозреваемого лица в ходе слушания дела не может быть обеспечено в запрашивающем государстве и что его личное присутствие в ходе слушания дела может быть обеспечено в запрашиваемом государстве;

- если оно считает, что само не сможет обеспечить исполнение приговора в случае его вынесения, даже прибегнув к процедуре выдачи, а запрашиваемое государство сможет это сделать.

Российская Федерация исходит из понимания того, что указанные положения будут применяться с учетом употребляемой в уголовно-процессуальном законодательстве РФ терминологии в отношении подозреваемого и обвиняемого лиц.

8. Передача уголовного преследования осуществляется на основании просьбы Российской Федерации, выраженной в соответствующем запросе.

Согласно п. 2 ст. 2 Европейской конвенции о передаче судопроизводства поводом для осуществления уголовного преследования является просьба о разбирательстве, направляемая другим государством.

Статья 72 Минской конвенции также закрепляет обязанность каждой Договаривающейся Стороны осуществлять по поручению другой Договаривающейся Стороны в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны преступление.

Аналогичные положения о передаче уголовного судопроизводства на основании запроса содержатся в двусторонних международных договорах в рассматриваемой сфере.

Минская конвенция предусматривает особые требования, предъявляемые к содержанию поручения об осуществлении уголовного преследования. В соответствии с п. 1 ст. 73 Минской конвенции указанное поручение должно содержать: наименование запрашивающего учреждения; описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении преследования; возможно более точное указание времени и места совершения деяния; текст положения закона запрашивающей Договаривающейся Стороны, на основании которого деяние признается преступлением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу; фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности; заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда; указание размера ущерба, причиненного преступлением.

Помимо этого, к поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении запрашивающей Договаривающейся Стороны материалы уголовного преследования, а также доказательства. Минская конвенция также предъявляет обязательное требование об удостоверении гербовой печатью каждого из находящихся в деле документов. Если обвиняемый в момент направления поручения об осуществлении преследования содержится под стражей на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны, он доставляется на территорию запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

В соответствии со ст. 13 Европейской конвенции о передаче судопроизводства в неотложных случаях просьбы и сообщения могут направляться через Интерпол. Кроме этого, согласно ст. 15 указанной Конвенции к просьбе о проведении судопроизводства прилагаются оригинал или заверенная копия материалов уголовного дела и все другие необходимые документы. Однако, если подозреваемое лицо заключается под стражу и если запрашивающее государство не может передать эти документы одновременно с просьбой о проведении судопроизводства, эти документы могут быть направлены позднее. Запрашивающее государство также уведомляет запрашиваемое государство в письменной форме обо всех процессуальных действиях или мерах, предпринятых в запрашивающем государстве после передачи просьбы, которые имеют отношение к судопроизводству. К этому уведомлению прилагаются любые соответствующие документы.

9. Несмотря на то что уголовное дело было возбуждено в соответствии с законодательством запрашивающей договаривающейся стороны, при направлении возбужденного уголовного дела расследование по этому делу продолжается запрашиваемой договаривающейся стороной в соответствии со своим законодательством. Если деяние, с которым связано возбуждение уголовного преследования, влечет за собой претензии о возмещении ущерба и были возбуждены соответствующие ходатайства о возмещении ущерба, они рассматриваются в данном уголовном деле.

10. В международных договорах предусмотрены последствия таких обращений с запросом: решения о принятии производства либо об отказе. В случае, когда результатом рассмотрения запрашиваемой стороной просьбы Российской Федерации об осуществлении уголовного преследования является решение об отказе или прекращении судопроизводства в отношении подозреваемого лица, такое решение должно быть обусловлено предусмотренными в международных правовых актах основаниями.

В Европейской конвенции о передаче судопроизводства предусмотрены следующие основания для отказа в принятии к исполнению просьбы, в частности, изложенные в ст. ст. 10 и 11:

- во-первых, если просьба не соответствует положениям п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 7 этой Конвенции, т.е. при отсутствии юрисдикции и несоблюдении принципа двойной уголовной ответственности;

- во-вторых, если проведение судопроизводства противоречит положениям ст. 35 данной Конвенции, предусматривающей, что лицо, в отношении которого вынесено окончательное и подлежащее исполнению решение суда, не может преследоваться в судебном порядке или быть осуждено и к нему не может применяться санкция за то же деяние в другом договаривающемся государстве:

если лицо было оправдано;

если налагаемая санкция полностью применена или применяется, или полностью или ее неисполненная часть подпала под помилование или амнистию, или не может более применяться в силу истечения срока давности;

если суд осудил правонарушителя, не налагая санкцию;

- в-третьих, если на момент подачи просьбы уже истек срок, отведенный для судопроизводства по уголовному делу в запрашивающем государстве в соответствии с законодательством этого государства.

Кроме этого, Европейская конвенция о передаче судопроизводства предусматривает, что запрашиваемое государство не может отказать в принятии к исполнению просьбы в целом или частично, за исключением следующих случаев:

- если оно считает, что основания для обращения с просьбой неоправданны;

- если подозреваемое лицо не имеет обычного места проживания в запрашиваемом государстве;

- если подозреваемое лицо не является гражданином запрашиваемого государства и не имело обычного места проживания в этом государстве в момент совершения правонарушения;

- если оно считает, что правонарушение, в отношении которого запрашивается проведение судопроизводства, является правонарушением политического либо исключительно военного или финансового характера;

- если оно считает, что имеются существенные основания полагать, что просьба о проведении судопроизводства была мотивирована соображениями, связанными с расой, религией, национальностью или политическими убеждениями;

- если к правонарушению уже применяется его собственное законодательство и если на момент получения просьбы судопроизводство проводиться не может в связи с истечением срока, предусмотренного этим законодательством;

- если его компетенция основана исключительно на принципе двойной уголовной ответственности и если на момент получения просьбы судопроизводство проводиться не может в связи с истечением срока, предусмотренного его законодательством, принимается во внимание продление такого срока на шесть месяцев;

- если правонарушение было совершено за пределами территории запрашивающего государства;

- если проведение судопроизводства противоречило бы международным обязательствам запрашиваемого государства;

- если проведение судопроизводства противоречило бы основополагающим принципам правовой системы запрашиваемого государства;

- если запрашивающее государство нарушило какое-либо правило процедуры, установленное в данной Конвенции.

Особую значимость приобретают положения ст. 75 Минской конвенции относительно того, что, если Договаривающейся Стороне было направлено поручение об осуществлении уголовного преследования после вступления в силу приговора или принятия учреждением запрашиваемой Договаривающейся Стороны иного окончательного решения, уголовное дело не может быть возбуждено учреждениями запрашивающей Договаривающейся Стороны, а возбужденное ими дело подлежит прекращению.

11. О любом принятом решении в отношении поступившего запроса запрашиваемая сторона уведомляет запрашивающую сторону.

Так, в соответствии со ст. 74 Минской конвенции Российская Федерация вправе получить от запрашиваемой Стороны уведомление об окончательном решении. Кроме этого, если поступит соответствующая просьба запрашивающей Договаривающейся Стороны, то запрашиваемая Договаривающаяся Сторона должна направить копию окончательного решения.

Аналогичные положения содержатся в ст. 16 Европейской конвенции о передаче судопроизводства.

12. После получения запрашивающим государством положительного ответа на просьбу о проведении судопроизводства оно уже не может подвергать подозреваемое лицо преследованию за деяние, в отношении которого было запрошено проведение судопроизводства. Вместе с тем, как следует из содержания п. 1 ст. 21 Европейской конвенции о передаче судопроизводства, до получения решения запрашиваемого государства в отношении просьбы о проведении судопроизводства запрашивающее государство сохраняет свое право предпринимать все меры, связанные с преследованием, кроме передачи дела в суд. Не исключается и переход обратно к запрашивающему государству права уголовного преследования, например, в случае отзыва своей просьбы до получения решения по ней.

 

Статья 459. Исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 459

 

1. Положения комментируемой статьи определяют порядок возбуждения уголовного дела и уголовного преследования на территории Российской Федерации в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию (см., например, Федеральный закон от 30.10.2007 N 237-ФЗ " О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года"). Поводом для осуществления уголовного преследования или возбуждения уголовного дела является запрос компетентного органа иностранного государства об уголовном преследовании гражданина РФ. Такой запрос рассматривается Генпрокуратурой России. В случае необходимости проверки и расследования поступивший в Генпрокуратуру России запрос иностранного государства об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации с прилагаемыми материалами может быть направлен Генеральным прокурором РФ в соответствующие компетентные органы с учетом подследственности, определенной в уголовно-процессуальном законодательстве. В случаях возбуждения уголовного дела предварительное расследование и судебное разбирательство по ним проводятся по правилам УПК РФ.

2. В соответствии со ст. 2 Европейской конвенции о передаче судопроизводства поводом для осуществления уголовного преследования является просьба о разбирательстве, направляемая другим государством. Статья 72 Минской конвенции также закрепляет обязанность каждой Договаривающейся Стороны осуществлять по поручению другой Договаривающейся Стороны в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны преступление. Аналогичные положения о направлении запроса содержатся в двусторонних международных договорах в рассматриваемой сфере.

3. Минская конвенция устанавливает особые требования, предъявляемые к содержанию поручения об осуществлении уголовного преследования (см. комментарий к ст. 458 УПК РФ).

4. В соответствии со ст. 13 Европейской конвенции о передаче судопроизводства в неотложных случаях просьбы и сообщения могут направляться через Интерпол. Согласно ст. 15 указанной Конвенции к просьбе о проведении судопроизводства прилагаются оригинал или заверенная копия материалов уголовного дела и все другие необходимые документы. Если обвиняемый в момент направления поручения об осуществлении преследования содержится под стражей на территории запрашивающего государства, он доставляется на территорию запрашиваемого государства. Однако, если подозреваемое лицо заключается под стражу и если запрашивающее государство не может передать эти документы одновременно с просьбой о проведении судопроизводства, эти документы могут быть направлены позднее. Запрашивающее государство также уведомляет запрашиваемое государство в письменной форме обо всех процессуальных действиях или мерах, предпринятых в запрашивающем государстве после передачи просьбы, которые имеют отношение к судопроизводству. К этому уведомлению прилагаются любые соответствующие документы.

5. При ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства Российская Федерация заявила, что направляемые в Российскую Федерацию запросы о передаче судопроизводства по уголовным делам и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводом на русский язык (см. Федеральный закон " О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года"). Это обусловлено тем, что в случае направления в Российскую Федерацию документов на официальных языках Совета Европы потребуется осуществление их перевода на русский язык, что может увеличить сроки исполнения запросов.

6. Если уголовное дело было возбуждено в соответствии с законодательством запрашивающей договаривающейся стороны, при направлении возбужденного уголовного дела расследование по этому делу продолжается Российской Федерацией в соответствии со своим законодательством и в порядке, определенном УПК РФ. Если деяние, с которым связано возбуждение уголовного преследования, влечет за собой претензии о возмещении ущерба и были возбуждены соответствующие ходатайства о возмещении ущерба, они рассматриваются в данном уголовном деле. Такие положения содержатся, например, в п. 3 ст. 58 Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16.09.1996, п. 4 ст. 72 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 28.11.1984.

7. В международных договорах предусмотрены последствия обращений компетентных органов иностранных государств с запросами о передаче уголовного судопроизводства. Результатом рассмотрения Российской Федерацией просьбы об осуществлении уголовного преследования может быть в том числе решение об отказе или прекращении судопроизводства в отношении подозреваемого лица, если в ходе расследования преступления, возбужденного на основании поступившего запроса иностранного компетентного органа, будут установлены обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, предусмотренные УПК РФ. Однако принятие таких решений должно быть обусловлено и предусмотренными в международных правовых актах основаниями.

В соответствии со ст. 74 Минской конвенции Российская Федерация обязана уведомить запрашивающую Договаривающуюся Сторону об окончательном решении. Кроме этого, если поступит соответствующая просьба запрашивающей Договаривающейся Стороны, то Российская Федерация должна направить копию окончательного решения.

Аналогичное положение содержится и в иных международных договорах.

В соответствии с процедурой, предусмотренной в ст. 16 Европейской конвенции о передаче судопроизводства, Российская Федерация должна уведомить запрашивающее государство о своем решении в отношении просьбы о проведении судопроизводства. При этом такое оповещение должно быть осуществлено в кратчайший срок. Запрашиваемое государство также уведомляет запрашивающее государство об отказе от проведения судопроизводства или о решении, принятом в результате судопроизводства.

8. Одной из гарантий прав личности при выполнении запроса об уголовном преследовании является право, закрепленное в ч. 1 ст. 50 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это право в силу своей конституционно-правовой природы не подлежит ограничению. С требованиями Конституции РФ корреспондируют обязательства, принятые на себя Российской Федерацией по международным договорам: никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны (п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года). Эти положения были предметом исследования Конституционного Суда РФ (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 N 3-П). С учетом изложенного заявление Российской Федерации при ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства относительно применения ее положений в той мере, в которой это не будет противоречить принципу недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление, обусловлено необходимостью соблюдения указанных положений.

9. Статья 76 Минской конвенции определяет смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства, учитываемые каждой из Договаривающихся Сторон при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел судами. В этом случае должны быть учтены предусмотренные законодательством запрашивающего и запрашиваемого государств смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства (см., например, ст. ст. 61 и 63 УК РФ), причем независимо от того, на территории какой договаривающейся стороны они возникли. В то же время судимости в других странах СНГ после прекращения существования СССР не должны приниматься во внимание при квалификации преступлений, но могут учитываться при назначении наказания как отягчающее обстоятельство.

10. После направления запрашивающим государством просьбы о проведении судопроизводства оно уже не может подвергать подозреваемое лицо преследованию за деяние, в отношении которого было запрошено проведение судопроизводства. Вместе с тем, как следует из содержания п. 1 ст. 21 Европейской конвенции о передаче судопроизводства, до получения решения запрашиваемого государства в отношении просьбы о проведении судопроизводства запрашивающее государство сохраняет свое право предпринимать все меры, связанные с преследованием, кроме передачи дела в суд. Не исключается и переход обратно к запрашивающему государству права уголовного преследования, например, в случае отзыва своей просьбы до получения решения по ней.

11. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи в случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Российскую Федерацию до возбуждения в отношении его уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК РФ, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генпрокуратуру России, в соответствии с УПК РФ. Законодатель предусмотрел лишь три условия для возбуждения уголовного дела в указанном случае:

1) возвращение лица, совершившего преступление, на территорию Российской Федерации;

2) совершенное вне пределов Российской Федерации преступление должно быть направлено против интересов, охраняемых УК РФ, и не требуется признания этого деяния преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено;

3) в отношении этого лица по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства. Если данное деяние стало предметом рассмотрения в суде в государстве по месту его совершения, то, независимо от принятого судом решения, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности в России.

12. В соответствии с ч. 2 ст. 12 УК РФ военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Международные договоры могут предусматривать, что эти лица несут ответственность по УК РФ только в случаях совершения преступлений в местах дислокации, а также вне их, но связанных с исполнением воинской службы или в отношении Российской Федерации или ее граждан, тогда как по делам о преступлениях и административных правонарушениях, совершенных лицами, входящими в состав воинских формирований РФ, и членами их семей вне пределов мест дислокации, применяется законодательство иностранного государства и действуют его компетентные органы (см., например, ст. 9 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Молдова по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Молдова, от 21.10.1994 или ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан, от 21.01.1997).

13. В соответствии с ч. 3 ст. 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина РФ или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

14. По окончании производства по уголовному делу соответствующая информация о любом принятом решении направляется компетентному органу иностранного государства, а в случае поступления соответствующей просьбы - копия принятого решения.

 

Глава 54. ВЫДАЧА ЛИЦА ДЛЯ УГОЛОВНОГО

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА

 

Статья 460. Направление запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства

 

Комментарий к статье 460

 

1. Комментируемая статья регламентирует направление запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора. Основаниями для направления Российской Федерацией запроса о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора являются: международные договоры РФ, в частности Европейская конвенция о выдаче от 13.12.1957, двусторонние договоры между Российской Федерацией и другими странами о выдаче; при отсутствии международных договоров РФ письменные обязательства Генерального прокурора РФ, основанные на принципе взаимности. Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 N 11 при отсутствии международного договора Российская Федерация может выдать, передать лицо иностранному государству, признать приговор суда иностранного государства на основе принципа взаимности, в соответствии с которым от иностранного государства можно ожидать, что в аналогичной ситуации такое государство выдаст Российской Федерации лицо для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, передаст гражданина РФ, осужденного судом указанного иностранного государства, для отбывания наказания в Российской Федерации, признает приговор, вынесенный судом РФ в отношении своего гражданина, для отбывания наказания в данном иностранном государстве.

2. Основанием для предъявления требования о выдаче является факт возбуждения уголовного дела в отношении лица либо вступление в законную силу приговора суда в отношении лица, но указанное требование подлежит удовлетворению на определенных условиях, отсутствие которых делает правомерным отказ в выдаче. Для правомерности предъявления требований о выдаче, помимо фактических оснований, должны быть установлены следующие обстоятельства.

Во-первых, инкриминируемое деяние должно считаться преступным по законам как государства, в котором укрывается преступник, так и государства, которое просит о его выдаче (правило двойной преступности). Так, в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 N 11 указывается, что Российская Федерация может выдать лицо иностранному государству, если деяние, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче, является наказуемым по уголовному закону РФ и закону запрашивающего государства. При этом несовпадение в описании отдельных признаков состава преступления, в совершении которого обвиняется лицо, либо в юридической квалификации деяния не является основанием для отказа в выдаче.

Во-вторых, совершенное преступление прямо предусмотрено соглашением о выдаче или подпадает под установленный им критерий тяжести наказания (правило минимального срока наказания). В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 N 11 говорится, что лицо подлежит выдаче, если УК РФ и закон запрашивающего государства предусматривают за деяние, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче, наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года либо более тяжкое наказание или если лицо было осуждено судом запрашивающего государства к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или более тяжкому наказанию, при условии что международным договором РФ не предусмотрены иные сроки.

В-третьих, выданное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, подвергнуто наказанию или выдано третьему государству лишь за преступление, оговоренное в требовании о выдаче (специальное правило). Согласно п. 2 ст. 2 Европейской конвенции о выдаче, если запрос о выдаче включает ряд отдельных преступлений, каждое из которых наказуемо в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой Сторон лишением свободы или подпадает под постановление об аресте, однако некоторые из которых не отвечают условию в отношении срока наказания, которое может быть установлено, запрашиваемая Сторона также имеет право осуществить выдачу за остальные преступления.

3. Решение вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства, возлагается на Генпрокуратуру России. Решение выносится на основании материалов, представленных органом, инициирующим производство дела о выдаче, при наличии для этого оснований и условий.

4. Главным условием эффективного и своевременного осуществления выдачи является исчерпывающий по содержанию, логически и фактически обоснованный и правильно оформленный запрос о выдаче. В ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи содержится перечень необходимых реквизитов запроса о выдаче и прилагаемых к нему документов. При этом предоставления доказательств виновности лица, выдача которого запрашивается для его уголовного преследования, согласно данной статье не требуется. К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания. Подлинность запроса и прилагаемых к нему документов удостоверяется гербовой печатью. Запрос подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Верность перевода удостоверяется переводчиком, при этом каждая страница перевода заверяется гербовой печатью Генпрокуратуры России.

 

Статья 461. Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации

 

Комментарий к статье 461

 

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи привлечение лица, выданного иностранному государству в качестве обвиняемого, возможно только за преступление, указанное в запросе о выдаче. Для того чтобы в России выданное лицо могло быть привлечено в качестве обвиняемого, подвергнуто наказанию или передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче, необходимо согласие государства, выдавшего это лицо.

2. Такое согласие не требуется в случаях, предусмотренных в ч. 2 анализируемой статьи. Лицо, выданное иностранным государством для привлечения к уголовной ответственности, в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, или со дня отбытия наказания, или освобождения от него должно покинуть территорию Российской Федерации. Но при наличии законных оснований оно может остаться. В последнем случае не будет действовать ограничение пределов уголовной ответственности выданного лица: оно может быть выдано третьему государству или задержано, привлечено к уголовной ответственности и осуждено за совершение преступления, не указанного при первоначальной выдаче, уже без согласия государства, выдавшего его Российской Федерации. Аналогичные последствия наступают, если лицо своевременно покинуло территорию Российской Федерации, но затем добровольно вернулось в Россию.

3. Если преступление совершено выданным России лицом после его выдачи, то ограничения, установленные в ч. 1 рассматриваемой статьи, не действуют.

 

Статья 462. Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 462

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи устанавливаются два правовых основания для выдачи Российской Федерацией иностранному государству лиц, находящихся на ее территории, для уголовного преследования или исполнения приговора: международный договор РФ или принцип взаимности. Кроме этого, в ней предусматриваются основополагающие условия осуществления такой выдачи: выдача может быть произведена только в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства и только за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону РФ и законам государства, запрашивающего выдачу. В соответствии с ч. 1 ст. 61 Конституции РФ гражданин РФ не может быть выдан иностранному государству. Выдача иностранных граждан и лиц без гражданства разрешается на основе международного договора или федерального закона, но не допускается выдача другим государствам этих лиц за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением, или преследуемых за политические убеждения (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).

2. В ч. 2 комментируемой статьи раскрывается содержание выдачи на условиях принципа взаимности, согласно которому на основании заверения иностранного государства Российская Федерация в аналогичной ситуации может ожидать, что ее запрос о выдаче будет удовлетворен.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.