Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 3. Моя межкультурная компетентность






3.1. Разминка. Упражнение «Знаете ли вы этого человека?». Каждому участнику дается по одной фотографии (разные для всех). Задание состоит в том, чтобы в течение 10—15 минут дать ответ на поставленные вопросы, позволяющие составить характеристику изображенного человека. После этого результаты ставятся на обсу­ждение.

Другим вариантом этого упражнения является оценка участни­ками одинаковых фотографий, и при обсуждении сравниваются сов­падения и различия в характеристиках, данных ими.

При составлении характеристики изображенного человека по­старайтесь определить его имя, возраст, национальность, семейное положение, профессию, а также ответить на следующие вопросы: что является самым важным в жизни этого человека, как он (она) обычно проводит свободное время, как называется его любимая книга, как называется его любимый фильм.

При обсуждении результатов следует рассмотреть следующие вопросы:

1. Какие трудности вызвало выполнение этого задания?

2. Что конкретно повлияло на формирование вашего мнения?

3. Какие факторы указали вам на имя, происхождение и нацио­нальную принадлежность человека, изображенного на фотографии?

4. Насколько верны оказались ваши выводы о культурной при­надлежности человека, сделанные на основании его внешности? [141]

3.2. Основное содержание занятия. Цель данного занятия — определить степень межкультурной компетентности каждого участ­ника тренинга и развить у него способность к самоанализу. Основ­ной формой данного занятия является обсуждение, направленное на выяснение представления о себе каждого участника группы. Тренер заводит разговор о том, что у каждого человека время от времени случаются приступы хандры, «кислого» настроения, ме­ланхолии. В такие моменты как-то забываются собственные дости­жения, одержанные победы, способности, радостные события жиз­ни. Для преодоления таких состояний психологи рекомендуют со­ставлять памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настрое­ния чтение такой памятки придает бодрости и позволяет человеку оценивать себя более адекватно. Тренер предлагает участникам проделать такую работу.

Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они долж­ны самостоятельно заполнить следующие графы:

• Мои лучшие черты (в эту графу участники должны записать черты своего характера, которые им в себе нравятся).

• Мои способности и таланты (сюда записываются способ­ности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться).

• Мои достижения (в этой графе записываются достижения в любой области жизнедеятельности).

Тренер предлагает членам группы зачитать свои памятки, а дру­гим участникам высказать свое мнение о достоинствах каждого чле­на группы.

Это упражнение, несмотря на свою внешнюю простоту, несет в себе глубокую смысловую и эмоциональную нагрузку. Его темой является одна из центральных проблем межкультурного обучения: умение взглянуть на себя и свою культуру чужими глазами. В ходе обсуждения памятки каждому участнику предоставляется возмож­ность отойти от собственных оценок и культурных норм. Это может привести к протестам и конфликтам в группе. Поэтому тренер дол­жен не допускать возникновения конфликта и перехода обсуждения на личностный уровень. Он должен убедить участников в правомоч­ности других взглядов, которые не угрожают личной идентичности, но помогают лучше понять партнера из другой культуры, его взгля­ды, оценки и поведение.

3.2.1. Упражнение «Какое слово здесь пропущено?». Участни­кам дается листок бумаги с идиоматическими выражениями, в кото­рых пропущено одно слово, и предлагается заполнить пробелы:

1. Упрям, как_______________________.

2. Горячие_______________________ парни.

3._________________ ' дело тонкое.

4. Чисто_____________________ юмор.

5.______________ не читатель, ____________________ писатель.

6. Какой_____________ не любит быстрой езды.

7. Чисто_________________ шарм.

Результаты выносятся на обсуждение, в ходе которого необхо­димо ответить на следующие вопросы:

• Часто ли употребляются данные выражения в разговорной речи?

• Какая оценка представителей других культур в них содер­жится?

• Приходилось ли вам общаться с представителями упомянутых культур?

• Можете ли вы из личного опыта подтвердить выводы, заклю­ченные в этих оборотах?

• Знаете ли вы подобные выражения у других народов?

Формирование способности к межкультурному общению подра­зумевает среди прочего и критическое отношение к подобным вы­ражениям, исподволь формирующим установки и поведение. В результате этого упражнения развитие межкультурной компетенции происходит в двух направлениях: расширение знаний о своей и дру­гой культурах. В обоих направлениях рост межкультурной компе­тенции происходит путем сопоставления значений о своей и другой культурах в межличностном общении.

3.3. Рефлексия. Заключительную часть данного занятия можно провести в виде упражнения «Какой я?». Цель упражнения — дать возможность каждому участнику осознать себя и увидеть, насколь­ко соответствует Я-образ тому, каким его видят окружающие. Каж­дый участник делит чистый лист бумаги на четыре равные части. В первой части участник дает пять ответов на вопрос «Какой я?». Во второй части он дает 5 ответов на вопрос: «Какой я в глазах близ­кого человека?». В третьей части каждый участник записывает от­веты на вопрос: «Какой я в глазах моего соседа слева?». Затем участники сворачивают свои листы так, чтобы их ответов не было видно, и передают соседу слева. Таким образом, каждый участник получает лист от соседа справа. На оставшейся части листа он дол­жен дать ему 5 характеристик. Листы собираются и из них по оче­реди зачитываются характеристики последнего столбика, а группа должна угадать, о ком идет речь. После этого обсуждается, на­сколько группа согласна с этим портретом. Наконец, в заключение листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все четы­ре набора ответов, анализируя совпадения и различия[142].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.