Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения межкультурной коммуникации






Поведение людей, принадлежащих к другим культурам, не явля­ется чем-то непредсказуемым, оно поддается изучению и прогнози­рованию, но только для этого требуется специальная подготовка к межкультурной коммуникации. Основными традиционными метода­ми подготовки к успешному межкультурному общению являются беседы, рассказы очевидцев или представителей разных культурных групп, сбор информации об истории, традициях того или иного на­рода, о его культурных ценностях, просмотр и обсуждение видеома­териалов, дискуссии. Изучение иных культур, их особенностей и традиций позволяет овладеть необходимыми навыками для комму­никации с ее представителями и может существенно изменить от­ношение к своим культурным ценностям. Наряду с этим, огромное значение имеют методы активного вовлечения в ситуации межкуль­турного общения: проживание в инокультурном окружении, учеба в поликультурных группах, работа в малых поликультурных группах над совместными проектами и т.д.

Таким образом, современная система образования располагает широким выбором различных способов и методов обучения меж­культурной коммуникации. Однако, как показывает практика, наи­более эффективными среди них являются те, которые не препод­носят готовые факты из реальной жизни, а требуют анализа этих фактов в виде диагностики и анализа конкретных ситуаций меж­культурного общения и генерирования всех имеющихся знаний и навыков для преодоления культурного непонимания. По этой при­чине в системе межкультурного обучения получили распростране­ние преимущественно активные методы: дискуссии, разнообраз­ные игры, анализ ситуаций, тренинги, позволяющие полностью погрузиться в активное контролируемое общение. Именно актив­ные методы межкультурного обучения — имитационные и дело­вые игры и тренинги позволяют познакомиться с проблемами в динамике, дают возможность участникам прожить необходимое количество времени в конкретных ситуациях межкультурной ком­муникации. Именно с помощью этих методов обучения партнеры по коммуникации обретают необходимые навыки и опыт общения и взаимодействия, развивают уверенность в себе, способность к гибким взаимоотношениям.

В современной коммуникативистике существует несколько ап­робированных способов подготовить индивида к межкультурному взаимодействию. Их можно разделить на три группы:

• по методу обучения — дидактические или эмпирические;

• по содержанию обучения — общекультурные или культурно- специфические;

• по сфере, в которой стремятся достичь основных результа­тов, — когнитивной, эмоциональной, поведенческой.

Итак, методы обучения индивида Moiyr быть дидактические — просвещение, ориентирование, моделирование, а таже эмпириче­ские — тренинг.

Просвещение представляет собой процесс приобретения-знаний о культуре, к контакту с которой человек целенаправленно готовит­ся. Перед поездкой в другую страну необходимо получить хотя бы минимум знаний по истории, географии, узнать об обычаях и тради­циях жителей этой страны. Так, в США долгое время подготовка специалистов и дипломатов, выезжающих на длительное время за границу, строилась на имитационной игре, которую называли «классной комнатой». Им давали достаточно обширные знания о стране пребывания, правда, они носили, в основном, абстрактный характер.

К сожалению, довольно скоро обнаружилось, что подобные зна­ния не слишком помогали в реальной жизни, а реакции местных жителей на действия и поведение американцев нередко сильно от­личались от ожидаемых. Поэтому сегодня «классные комнаты» все чаще дают не конкретные знания о какой-либо стране, а учат пере­селенцев и визитеров «обучаться» правильному поведению.

Ориентирование также представляет собой обучающую про­грамму, цель которой — быстро познакомить человека с основны­ми нормами, ценностями и правилами поведения в чужой культуре. Для этого используют пособия, которые иронично называют «куль­турными поваренными книгами». В них обычно даются рецепты по­ведения в наиболее часто встречающихся ситуациях.

18 - 4910 2 65

Моделирование — это такой метод обучения, который пред­полагает получение необходимых знаний на основе исследования искусственных моделей (условных образов, схем и процессов) со­ответствующих ситуаций межкультурного общения. Как правило, в качестве моделей межкультурного обучения используются опи­сания поведенческих реакций представителей соответствующих культур.

В то же время, по мнению зарубежных специалистов, отмечен­ные методы обучения не дают достаточного количества знаний и на­выков для межкультурного взаимодействия. Каким бы полным ни был объем передаваемой ими информации, обучающие всегда ока­зываются недостаточно подготовленными для этого вида общения. Этот недостаток призван компенсировать тренинг межкультурной компетентности1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.