Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дефекты рынка и роль государственного сектора






1. Рынок -самонастраивающаяся система, с помощью механизма цен ориентированная на по-требности покупателя. Однако рыночный механизм имеет ряд недостатков.

Во-первых, рынок обеспечивает необходимыми благами лишь тех, кто способен платить.

Во-вторых, в силу внутренних дефектов (провалов, ошибок, изъянов) рыночного механизма. Здесь под «изъянами» (провалами, ошибками) понимается неспособность рынка решить задачу производства общественных благ.

 

2. Изъян 1: Ограничение конкуренции (монополия).

 

2.1. Монополия –одно из возможных состояний рынка, возникшее в результате процесса кон-центрации продавцов. Основой монополии является отсутствие взаимозаменяемых продуктов, т.е. дифференциация продукции невозможна. Это рынок с единственным продавцом, исключающим возможность вхождения других продавцов, и единственным товаром, который он производит. При этом продавец не даёт другим производить тот же вид продукции (устанавливает барьеры для входа на рынок). Наличие барьеров для вхождения на рынок означает, что продавец рассчитывает получить максимальную прибыль путем повышения цены на свой товар.

 

Продавец обладает монопольной властью, если он в состоянии повышать цену на свою продук-цию путем ограничения собственного объёма выпуска.

 

Монополия порождает экономическую неэффективность.

2.2. Монополия «экономическая», возникшая в результате ситуации(а) «один продавец» (не-значительный объём рынка), (б) «один (уникальный) товар», (в) «сговор с целью установления вы-сокой (низкой) цены».


 

Государственное регулирование «экономической монополии» осуществляется через принятие антимонопольного законодательства (т.н. «дополняющее рынок» регулирование). Государство за-ставляет монополистов снижать (или не даёт повышать) цены и этим снижает издержки общества при потреблении монопольных товаров, работ, услуг.

 

2.3. Монополия «естественная», возникшая в результате ситуации, когда производство исполь-зует (а) ограниченный природный фактор (водопад, месторождение газа, нефти), (б) технические факторы, позволяющие достичь экономии, обусловленной масштабами производства (водопро-вод, канализация).

 

Государственное регулирование «естественной монополии» осуществляется разными путями.

- Регулирование отдельных сторон деятельности монополии (т.н. «замещающее рынок» регулиро-вание): установление предельного уровня цен; публикация данных о деятельности – всё это не снижает издержек общества при потреблении монопольных товаров, но государство изымает и перераспределяет часть монопольной прибыли в пользу общества.

- Стимулирование технологического обновления производства (инноваций).

- «Социальное регулирование» (предмет: общественная безопасность, защита прав потребителей, здоровье, окружающая среда).

- Система социальных программ для отдельных слоёв населения.

- Создание государственных (муниципальных) организаций и предоставление ими аналогичных услуг.

 

3. Изъян 2. Недостаток (асимметрия) информации для заключения сделок(информация скап-

ливается у одной из сторон рыночных отношений и является недоступной для других участников). Недостаток информации возникает вследствие невозможности судить о свойствах продуктов,

 

либо о производственных условиях, в которых приходится действовать. Это связано с тем, что сбор и анализ информации представляет существенные трудности (либо невозможен частным способом), либо требует значительных затрат.

Сферы: санитарно-эпидемиологический надзор; качество продуктов питания, пищевых добавок и медикаментов; безопасность движения на дорогах; техника безопасности на производстве; архи-тектурно-строительный надзор.

 

Важен не сам факт недостатка информации, а риски, которые с ним связаны. Поэтому дефек-ты рынка имеют место, когда фирмы (домохозяйства) плохо осведомлены о рисках, которым они подвергаются в связи с недостатком информации и не могут учесть эти риски в цене на свою продукцию (услугу). Если бы они были информированы о рисках–рынки соответствующихпродуктов или услуг могли бы соответствующим образом распределить ресурсы (скажем, более опасная работа будет стоить дороже, а социальная страховка такого рабочего тоже вырастет).

 

Но даже при наличии полной информации о рисках, её, чаще всего, сложно понять и оценить по-следствия в рублях (например, пациент, даже зная все требования, не в состоянии оценить пра-вильность диагноза или качество медицинских услуг).

 

Поэтому государство, заменяя рынок, вынуждено не только распространять информацию о рис-ках, но и использовать два принудительных стимула: (1) устанавливать нормы и нормативы эко-номической или социальной деятельности, там, где невозможно чётко установить размер ущерба, либо определить вину сторон, либо (2) использовать механизм лицензирования отдельных (зна-чимых для общества) видов деятельности.

 

4. Изъян 3. Невозможность учесть размер «внешнего эффекта» в цене товара (невозмож-ность интернализовать «внешний эффект») (от англ. internal –внутренний, «включить внутрьцены»).

 

«Внешние эффекты» возникают, когда действия одного субъекта рынка непосредственно влияют на благосостояние или производственные возможности других субъектов, не участвующих в дан-ной сделке; при этом такие действия не принимают во внимание воздействие, оказываемое ими на третьи лица. Частный производитель не в состоянии точно определить состав пользователей бла-гом (т.е. объём потребностей), значит, не может посчитать свои издержки на его производство, следовательно, не в состоянии установить адекватную цену.

 

«Внешние эффекты» порождают экономическую неэффективность.

Ситуация 1 (отрицательные внешние эффекты): часть издержек перекладывается на других лицили организации – эти общественные издержки не учитываются в цене продукции – поэтому цены на производимые блага занижены – следовательно, объём производства превышает спрос – от-сюда вытекает избыточное (неэффективное) привлечение ресурсов; Ситуация 2 (положительные внешние эффекты): эффект от пользования благом бесплатно при-

 

сваивается другими лицами или организациями – эта общественная польза не учитывается в цене продукции – поэтому цены на производимые блага занижены - следовательно, объём производст-ва оказывается ниже спроса – значит, объём используемых ресурсов ниже оптимального - имеет место недостаточное (неэффективное) использование ресурсов.


 

Поэтому государство вынуждено вмешиваться в экономические процессы и осуществлять их ре-гулирование.

 

Таблица. Способы учёта (интернализации) внешних эффектов

 

Благо Состав «пучка» товаров и услуг, Способ интернализации
  на которые распадается благо «внешнего эффекта» государством
«Чис- - функции управления (регулирование - налогообложение  
тые» и перераспределение) - экономическое регулирование  
обще- - административные услуги, - регламентация деятельности (органов вла-
ствен- - услуги: национальная оборона, ГО и сти, функций управления)  
ные ЧС, общественная безопасность, ар-    
блага хивное дело, статистика.    
Сме- а) Со значительным внешним эф- - налогообложение  
шанные фектом (здравоохранение, образо- - регламентация услуг,  
обще- вание, культура и искусство, жилище, - установление минимальных социальных
ствен- пища - перечень таких благ «закрытый» и норм (регулирование потребления)
ные определяется политическим выбором об- - программы помощи физ. и юр. лицам,
блага щества) - программы страхования  
    - информирование потребителей  
  б) С положительным внешним эф- - налогообложение,  
  фектом (библиотечное обслужива- - установление минимальных социальных
  ние; лекарственные средства и мед- норм (регулирование потребления)
  техника; детские товары) - программы помощи физ. и юр. лицам
    - информирование потребителей  
  в) С отрицательным внешним эф- - акцизы, специальные налоги и сборы (эко-
  фектом (алкоголь, табак). логический), штрафы  
    - техническое регулирование  
    - административные запреты и ограничения
    - информирование потребителей  
Клуб- Транспортное обслуживание, - (налог на а/т средства, дорожный налог)
ные Инженерная инфраструктура - регулирование деятельности частных про-
блага Услуги ЖКХ изводителей (установление предельных цен,
    специальных платежей за негативные внеш-
    ние эффекты /загрязнение/)  
    - информирование потребителей  

 

6. Т.о. «дефекты» рыночного механизма приводят к тому, что рынок не в состоянии про-

 

изводить общественные блага. Для производства общественных благ необходимо вмешатель-ство государство. В результате и формируется государственный сектор экономики.

 

Таблица. Дефекты рынка и роль государственного сектора

Дефекты рынка   Роль государственного сектора
1. Ограничение   - Антимонопольное законодательство («дополняющее рынок» регулирова-
конкуренции:   ние): снижает (или не даёт повышать) цены и этим снижает издержки обще-
1.1) Монополия   ства при потреблении монопольных товаров, работ, услуг.
экономическая    
1.2) Монополия   - Регулирование отдельных сторон деятельности монополии («замещающее
естественная   рынок» регулирование): установление предельного уровня цен; публикация
      данных о деятельности – всё это не снижает издержек общества при по-
      треблении монопольных товаров, но государство изымает и перераспреде-
      ляет часть монопольной прибыли в пользу общества.

- Стимулирование технологического обновления производства (инноваций).

- «Социальное регулирование» (предмет: общественная безопасность, защи-та прав потребителей, здоровье, окружающая среда).

- Система социальных программ для отдельных слоёв населения.

- Создание государственных (муниципальных) организаций и предоставление ими аналогичных услуг.

2. Недостаток -Регулирование отдельных сторон деятельности любых производителей и информации потребителей благ(«замещающее рынок»регулирование): установление

норм, нормативов потребления; стандартов и регламентов услуг; информи-рование потребителей и привлечение их к контролю за соблюдением уста-новленных требований; антикоррупционное регулирование.


 

Дефекты рынка Роль государственного сектора

- Формирование информационной инфраструктуры рынка.

 

- Лицензирование отдельных видов деятельности.

- «Социальное регулирование» (предмет: общественная безопасность, защи-та прав потребителей, здоровье, окружающая среда; зак-во о рекламе).

- Создание государственных (муниципальных) организаций и предоставление ими аналогичных услуг.

3. Невозмож- -Распределение прав собственности так, чтобы собственник мог учесть

ность учесть внешний эффект.
«внешние эф- - Регулирование отдельных сторон деятельности любых производителей и
фекты»   потребителей благ («замещающее рынок» регулирование): установление
    прав, обязанностей и ответственности всех участников рынка.

- Налог на использование ресурса (налог на добычу ископаемых), акцизы (на алкоголь, табак), штрафы (за загрязнение), субсидии (тем, кто сокращает за-грязнение среды), квотирование производства (квоты на вылов рыбы, вы-рубку леса).

 

- Прямой государственный контроль.

4. Неполные Развитие государственного прогнозирования и планирования на среднесроч-

рынки     ную перспективу. Стратегическое планирование.
5. Макроэконо-   Бюджетно-финансовое и денежно-кредитное регулирование экономики (мак-
мическая не-   роэкономическое регулирование).
стабильность    
6. Неравенство   - Перераспределение части доходов в пользу наименее обеспеченных слоев
         

в распределе- населения(налогообложение доходов; пенсионная система; программы со-

нии ресурсов и циальной помощи).
доходов - Программы поддержки малого и среднего бизнеса.

ВЫВОД: Назначение (миссия) государства – обеспечить (создать условия) для удовлетво-рения потребностей граждан в общественных благах. Для этого государство формирует государственный сектор в зонах провалов (дефектов) рынка.

 

ВЫВОД: Назначение государственного сектора - производство общественных (публичных) благ (товаров, работ, услуг).

 

ВЫВОД: Общественные блага не являются объектами обычных рыночных сделок. Поэтому предпочтения потребителей не проявляются в свойственных рынку формах спроса (например, колебаниях цен). Поэтому не действуют и типичные для рынка критерии экономической эффективности производства («не работает» критерий максимизации прибыли).

 

7. Возникает две группы вопросов, с которыми следует разобраться далее.  
(1). Каким образом обеспечивается ориентация государства     (2). Если государство дей-
на компенсацию дефектов рынка и производство обществен-   ствует в зонах, где законы
ных благ? Иными словами, как «закрепить» деятельность го-   рынка не действуют, можно
сударства в зонах провалов рынка и не дать государству   ли говорить об эффективно-
выйти за эти рамки (распространить свою деятельность на   сти государственного секто-
все сферы экономики)?   ра? И в чём она будет выра-
Это достигается через законодательное определение   жаться?      
предметов ведения, компетенции властей и статуса институ-     Рассмотрим этот вопрос в
циональных единиц сектора государственного управления.     разделе «Государственный
Рассмотрим этот вопрос в разделе «Состав общественных     сектор, эффективность и
благ. Состав и пределы государственного сектора в РФ».       справедливость».    
                 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.