Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок, рыночная экономика, частный сектор






1. Рынок –система отношений между частными товаропроизводителями по поводу производст-ва, обмена и потребления частных благ, ориентированная на получение прибыли.

Чтобы понять закономерности функционирования рынка, экономисты используют модель «чис-того рынка».

1) чтобы удовлетворить потребности частных лиц необходимо организовать производство; произ-водство носит частный (индивидуальный, обособленный характер), т.е. каждый производитель производит что хочет, когда хочет, сколько хочет и где хочет;

 

2) производство означает затрату ресурсов,

3) основными ресурсами являются труд, капитал и земля (природные ресурсы); ресурсы всегда ограничены (их всегда не хватает)в сравнении с потребностями,

4) экономические агенты (индивидуумы, домохозяйства, фирмы) действуют на рынке, стремясь удовлетворить собственные потребности, при этом каждый из экономических агентов стремится получить максимально возможный в данных условиях результат (максимизировать индивидуаль-ную полезность), - население, располагающее начальными ресурсами (труд и земля), строит свое потребление

 

таким образом, чтобы максимизировать полезность при имеющихся бюджетных возможностях (бюджетных ограничениях), - предприятия выбирают план выпуска так, чтобы максимизировать прибыль при тех же ценах,

 

- работники на рынке труда максимизируют заработную плату, одновременно минимизируя тру-довые усилия,

 

5) чтобы удовлетворить свою потребность, экономические агенты совершают взаимовыгодные обмены имеющимися у них товарами и/или ресурсами (взаимовыгодный обмен в экономической


 

теории – обмен, в результате которого обе стороны имеют возможность повысить своё благосос-тояние),

 

6) каждый экономический агент знает свои потребности, но не знает потребностей других (функция индивидуальных полезностей одного индивидуума или фирмы неизвестна другим экономическим агентам), поэтому все экономические агенты вынуждены ориентироваться на цены:

 

- колебания цен содержат информацию о том, нужен ли данный товар другим (при этом неявно предполагается, что все цены всем участникам известны),

- рост цены приводит к росту объемов предлагаемого товара и к сокращению величины спроса на него,

- снижение цены приводит к сокращению величины предложения и увеличению объема спроса,

- в основе такой реакции лежат стимулы участников, определяемые величиной ожидаемой выго-ды: чем выгода больше, тем сильнее стимулы экономических агентов к деятельности (произ-водству и обмену по правилам, или нарушению правил обмена),

 

7) под воздействием цен происходит перемещение ресурсов в те сферы производства товаров, где цены выше, вместе с перемещением ресурсов происходит и перераспределение доходов в пользу этих сфер (экономисты говорят об «аллокации ресурсов», т.е. размещении ресурсов по территориям и видам производств в соответствии с потребностями),

 

8) в результате рыночных обменов достигается определенное рыночное (конкурентное) равнове-сие:

- производство и потребление согласованы в том смысле, что совокупный выпуск плюс началь-ные ресурсы оказываются равными совокупному спросу (потреблению),

- все ресурсы распределены по видам деятельности в соответствии с их максимальной полезно-стью для удовлетворения потребностей,

 

- все стороны в результате взаимовыгодного обмена распределили всю созданную стоимость и

этим повысили своё благосостояние.

 

Эта ситуация в экономической теории получила название «эффективность по Парето» (Парето-эффективность). Эффективность (оптимальность) распределения ресурсов и доходов по Парето означает ситуацию рыночного равновесия, при котором невозможно улучшить состояние одного экономического агента, не ухудшив положение другого.

 

2. Сфера рыночных отношений образует «частный сектор» экономики.

 

По материально-вещественному составу частный сектор охватывает совокупность ресурсов (земля, средства производства и пр.), находящихся в частной собственности или под контролем частных товаропроизводителей, образует.

 

С точки зрения состав предприятий и учреждений он представлен компаниями, преследующими получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (поэтому в законодательстве РФ его называют «коммерческий сектор»).

 

Назначение частного сектора –производство частных благ(товаров, услуг, работ).

 

1.2. «Смешанная экономика»

1. По смыслу «смешанная экономика» означает:

 

во-первых, существует, минимум, два сектора, в которых осуществляется производство товаров работ и услуг для удовлетворения потребностей населения – частный и общественный, во-вторых, рыночный организационно-хозяйственный механизм дополняется механизмом «госу-

 

дарственного» регулирования экономики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.