Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительные характеристики общественных и частных благ.






 

3.1. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одно-временно потребляться другими лицами, т.е. присутствуют и конкурентность в потреблении (рост потребления блага предполагает рост издержек на их производство), и возможность исключить доступ к благу (исключительность в пользовании).

 

3.2. Благо является «общественным», если оно, будучи потребленным одним лицом, остаётсядоступным для потребления другими лицами, т.е. отсутствует исключительность в пользовании и отсутствием конкурентности в потреблении данного блага (национальная оборона, общественная безопасность, экология).

 

4. Общественные блага могут быть «чистыми общественными благами» и «смешанными общественными благами».

Схема. Классификация общественных благ   «частные блага, обладающие особыми  
          достоинствами»  
         
«Чистые»   «Смешанные», в т.ч.        
     
      «клубные блага»  
           
         
             

 

4.1. Чистым общественным благом называют общественный товар, услугу или работу, для ко-

 

торых характерны чётко выраженные несоперничество и неисключаемость в потреблении.

Для чистых общественных благ также характерна совместность потребления, а их полезное дей-ствие (внешний эффект) направлено на удовлетворение потребностей всех групп населения. Вследствие отсутствия связи оплаты со спросом и потреблением спрос на чистые общественные блага трудно поддается оценке, не всегда возможно непосредственное измерение качества и ко-личества предоставляемых благ.


 

Примером чистых общественных благ являются услуги по обеспечению обороны и безопасности, по охране окружающей среды, фундаментальные научные разработки выгодами от которых поль-зуется население страны в целом.

4.2. «Смешанные общественные блага» -общественные блага, у которых свойства неисклю-чаемости и несоперничества выражены в умеренной степени (или одно из них может отсутство-вать), но «внешний эффект» от их потребления имеет значительный характер. Например, строи-тельство автодорог.

 

4.2.1. Среди смешанных благ выделяют особый тип - «частные блага, обладающие особыми достоинствами» (услуги образования, здравоохранения, культуры и массового отдыха, массовойфизкультуры и спорта). У этих благ очень сильные позитивные внешние эффекты, поэтому их по-требление общество делает обязательным для всех членов, независимо от их уровня благосос-тояния.

 

Государство участвует в предоставлении этих благ, поскольку товаропроизводители по какой-то причине считают их недостаточно прибыльным бизнесом, и без участия государства объём их производства будет недостаточным для удовлетворения общественной потребности.

 

4.2.2. Благо является коллективным (клубным), если свойства неисключаемости и несоперни-чества выражены в умеренной степени, а «внешние эффекты» от потребления носят локальный (ограниченный) характер. Это блага, которые потребляются относительно небольшой группой лю-дей (например, жителями одного города). Иными словами, прежде, чем пользоваться благом, не-обходимо стать членом какого-то сообщества (приехать в город). Для членов сообщества конку-рентность в потреблении отсутствует.

 

Типичными клубными общественными благами являются жилищные и коммунальные услуги, пассажирские перевозки муниципальным общественным транспортом, пользование автодорогами.

 

Таблица. Сравнительные характеристики общественных благ.

 

Свойства     Общественные блага  
  чистые смешанные клубные
Несоперничество (кон- Чётко выраже- Могут быть введены ограничения для отдель-
курентность) в поль- но   ных потребителей, не входящих в данное со-
зовании     общество (группу)  
Неисключаемость Чётко выраже- Чётко выражена только для членов данного
  но   сообщества (группы)  
«Внешние эффекты» Значительные Значительные Незначительные
Связь размеров по- Не существует Может быть установлена  
требления и оплаты        
Способ оплаты потре- За счёт нало- Частично за счёт средств потребителя (регу-
бителем гов   лируемый тариф)  

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.