Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень стандартных сокращений






Вобленко С.В., Вобленко Н.А.

 

ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА. Учебное пособие для неэкономических специальностей

 

 

Краткое изложение основных идей (концепция книги).

 

Лето-осень, 2011


 

Оглавление

 

Перечень стандартных сокращений.....................................................................................................  
Предмет и задачи курса «Экономика общественного сектора»..........................................................  
ВВЕДЕНИЕ В СЛОЖНОСТЬ.................................................................................................................  
1. «Смешанная экономика»: понятие, состав, роль государства.......................................................  
  1.1. Рынок, рыночная экономика, частный сектор..........................................................................  
  1.2. «Смешанная экономика»..........................................................................................................  
  1.3. Государство в смешанной экономике......................................................................................  
  1.3.1. Роль государства............................................................................................................  
  1.3.2. Модели и структура государственного сектора...........................................................  
  1.3.3. Методы оценки масштаба (размера) государственного сектора.................................  
РАЗДЕЛ 1. Государственный сектор в целом: необходимость и пределы, эффективность и
  справедливость, благосостояние и общественный выбор...........................................................  
2. Изъяны (дефекты) рынка и необходимость государственного сектора.......................................  
  2.1. Общественные блага: понятие, свойства, виды....................................................................  
  2.2. Дефекты рынка и роль государственного сектора.................................................................  
3. Состав общественных благ, состав и пределы государственного сектора в РФ.........................  
  3.1. Предметы ведения, компетенция властей и система общественных благ в РФ..................  
  3.1.1. Предметы ведения властей в РФ: понятие, виды, состав...........................................  
  3.1.2. Предметы ведения и система публичных благ в РФ...................................................  
         

3.1.3. Полномочия и компетенция органов власти: понятие, особенности описания состава

и конечных результатов в законодательстве РФ....................................................... 19

3.1.4. Функции органов власти: понятие и особенность описания в РФ................................. 20

3.2. Состав институциональных единиц государственного сектора в РФ.................................... 21

3.3. Правовые рамки (пределы) государственного сектора в РФ................................................ 24

4. Благосостояние, эффективность и справедливость................................................................... 27

4.1. Благосостояние как цель и результат экономической деятельности: понятие и способы

оценки................................................................................................................................. 27

4.2. Рыночная эффективность и социальная справедливость..................................................... 29

5. Общественный выбор: понятие, функция, субъекты, механизм.................................................. 31

5.1. Общественный выбор: понятие и функция............................................................................ 31

5.2. Голосование как механизм общественного выбора: «парадокс голосования», условия

 

последовательности и непротиворечивости, «теорема о невозможности»........................ 32

5.3. Проблемы эффективности общественного выбора в условиях прямой демократии............ 33

5.3.1. Изъяны эффективности общественного выбора в условиях прямой демократии........ 33

5.4. Проблемы эффективности общественного выбора в условиях представительной

демократии......................................................................................................................... 34

5.4.1. Особенности общественного выбора при голосовании на выборах депутатов и иных

выборных представителей населения....................................................................... 34

5.4.2. Особенности общественного выбора при голосовании в представительном органе. 35

 

5.5. Проблемы эффективности общественного выбора в условиях бюрократии........................ 35

5.5.1. Особенности общественного выбора в условиях бюрократии.................................... 35

5.5.2. Изъяны (неэффективность) общественного выбора в условиях бюрократии............... 35

 

РАЗДЕЛ 2. Основы функционирования государственного сектора................................................ 36

РАЗДЕЛ 3. Основы развития государственного сектора................................................................ 36

РАЗДЕЛ 4. Равновесие спроса и предложения общественных благ в государственном секторе и

общественный бюджет.............................................................................................................. 37

РАЗДЕЛ 5. Государство и местное самоуправление...................................................................... 37

РАЗДЕЛ 6. Негосударственный некоммерческий сектор («третий сектор»).................................... 38


Перечень стандартных сокращений


 

-А-

АИП –адресная инвестиционная программа АНО –автономная НО АО –акционерное общество

АУ –административная услуга/ смысл со-

кращения определяется по контексту /

 

АУ –автономное учреждение/обычно ис-пользуется вместе с сокращением МУП,

 

МУП/МУ, – смысл сокращения определя-ется по контексту /

 

-Б-

 

БДО –бюджет действующих обязательств БИ –бюджетные инвестиции БК РФ (БК) –Бюджетный кодекс РФ БКр –бюджетные кредиты

 

БОР –бюджетирование, ориентированное нарезультат (бюджетирование по результатам) БПО –бюджет принимаемых обязательств БСМП –больница скорой медицинской по-мощи БУ –бюджетное учреждение

 

-В-

ВМЗ –вопрос(ы)местного значения ВодК –Водный кодекс

 

-Г-

ГА (ГМА) –глава местной администрации ГК РФ (ГК) –Гражданский Кодекс РФ ГМО –глава МО ГО –городской округ

 

ГП -Генеральный план поселения, ГО ГрК (ГрКод) -Градостроительный Кодекс РФ

 

ГУП –государственное унитарное предпри-ятие

 

-Д-

 

ДО –долговое обязательство ДРОНД –Доклад об основных направлениях

 

и результатах деятельности СБП ДЮСШ –детско-юношеская спортивная шко-

ла

 

-Е-

 

ЕГР –Единый государственный Реестр ЕНВД –единый налог на вмененный доход ЕС –Европейский Союз

 

-Ж-

ЖКУ –жилищно-коммунальные услуги ЖКХ –жилищно-коммунальное хозяйство

-З-

ЗАО –закрытое акционерное общество ЗемКод ( или ЗК РФ) –Земельный Кодекс РФ ЗП –заработная плата

-К-

 

КИ – коммунальная инфраструктура КМРВЕ –Комитет по местным и региональ-

 

ным властям Совета Европы КО МО –контрольный орган МО КС РФ (КС) –Конституционный Суд РФ КУ –казённое учреждение

 

КУМИ (КУГИ) –комитет по управлению муни-ципальным (государственным) имущест-вом


 

-М-

 

МА –местная администрация МДОУ –муниципальное дошкольное образо-

вательное учреждения (детсад)

 

МАФ –малые архитектурные формы(деко-ративные бетонные изделия, лавочки, цветочные вазы, урны, садово-парковые скульптуры, иное)

 

МБО –межбюджетное обязательство МКД –многоквартирный дом МО –муниципальное образование

 

МОУ –муниципальное образовательное уч-реждение общего образования

 

МПА – муниципальный правовой акт МР –муниципальный район

МС –муниципальная собственность/ смыслсокращения определяется по контексту /

 

МС –муниципальная служба/ смысл сокра-

 

щения определяется по контексту /

 

МСУ –местное самоуправление МУ – материальная услуга/ смысл сокраще-

ния определяется по контексту /

МУ -муниципальное учреждение/обычно, используется вместе с сокращением МУП,

 

например МУП/МУ, – смысл сокращения определяется по контексту /

 

МУЗ –муниципальное учреждение здраво-охранения

 

МУП –муниципальное унитарное предпри-ятие

 

МЦП - муниципальная целевая программа

 

-Н-

НГО -негосударственная организация НДФЛ –налог на доходы физических лиц НИФЛ –налог на имущество физических лиц НК РФ (НК) –Налоговый кодекс РФ НКО –некоммерческая организация(как один

из видов НО)

НО –некоммерческая организация(как род вцелом)

 

НП –некоммерческое партнерство НПА – нормативно-правовой акт

-О-

ОАО –открытое акционерное общество ОИВ –орган исполнительной власти(испол-

нительный орган)

 

ОИВГ –орган исполнительной власти госу-дарства (или государственный орган исполнительной власти)

 

ОКК –организация(и)коммунального ком-плекса

 

ОМСУ –орган(ы)МСУ

 

ООО –общество с ограниченной ответствен-ностью

 

ОПФ –организационно-правовая форма



 

-П-

ПБС –получатель бюджетных средств ПГП –переданное государственное полно-

 

мочие ПЗЗ –Правила землепользования и застрой-

 

ки ПНО -публичное нормативное обязательство

 

ПО –публичное обязательство/ смысл со-

кращения определяется по контексту /

ПО МО (ПО) –представительный орган МО Пос. –поселение ПП –Постановление Пр-ва РФ Псм. – письмо

 

ПФП ( см. СФП) - перспективный финансовыйплан (термин употреблялся до 2007 г.)

 

-Р-

 

РБС - распорядитель бюджетных средств РО –расходное обязательство РРО –Реестр расходных обязательств

 

С-

СБП –субъект бюджетного планирования СКУ –социально-культурная услуга СМСП –субъект(ы)малого и среднего пред-

 

принимательства СТП –схема территориального планирова-

 

ния муниципального района СФП ( см. ПФП) –среднесрочный финансо-

 

вый план СЭР –социально-экономическое развитие

 

-Т-

Т.г. – текущий(его)год(а)

ТЭО –технико-экономическое обоснование

-У-

 

УГА – Управление гл.архитектора(управле-ние архитектуры)

 

УК –уставной капитал УП –унитарное предприятие УФ –уставной фонд

 

УЭ –Управление планирования и экономики


 

-Ф-

 

Ф –функция публичного управления ФЗ – федеральный(е)закон(ы) (иногда-фе-

деральное законодательство)

 

ФЗ-131 ( или ФЗ № 131-ФЗ) –ФЗ от06.10.03

 

№131-ФЗ «Об общих принципах органи-зации МСУ в РФ»

 

ФЗ-184 (или ФЗ № 184-ФЗ) -ФЗ от

 

06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих прин-

 

ципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъек-тов РФ».

 

ФЗ-7 -ФЗ от12.01.96№7-ФЗ«О некоммер-ческих организациях»

 

ФЗ-210 о тарифах –ФЗ от30.12.2004№210-

 

ФЗ «Об основах регулирования тарифов ОКК»

 

ФЗ-94 -ФЗ от21.07.2005№94-ФЗ«О раз-

 

мещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

 

ФЗ-174 -ФЗ от03.11.2006№174-ФЗ«Об ав-

 

тономных учреждениях»

 

ФЗ-83 -ФЗ от08.05.2010№83-ФЗ«О внесе-

 

нии изменений в отдельные законода-тельные акты РФ в связи с совершенст-вованием правового положения государ-ственных (муниципальных) учреждений»

ФЗ-190 -ФЗ от27.07.2010№190-ФЗ«О теп-

 

лоснабжении»

 

ФЗ-210 об услугах –ФЗ от27.07.2010

 

№ 210-ФЗ «Об организации предостав-ления государственных и муниципаль-ных услуг»

 

ФО - финансовый орган ФУ –финансовое управление

ФХД –финансово-хозяйственная деятель-ность

 

ФФП – фонд финансовой поддержки

 

-Х-

ХО –хозяйственное общество

-Ц-

 

ЦП –целевая программа

-Ч-

ЧОП –частно-общественное партнёрство ЧГП –частно-государственное партнёрство


 

Предмет и задачи курса «Экономика общественного сектора»

 

Предмет курса. Экономика общественного сектора рассматривает экономическое«поведение»государства как одного из субъектов рыночной экономики в процессе производства, распределе-ния, обмена и потребления общественных (публичных) благ (как строятся взаимоотношения меж-ду государством и частными субъектами рынка и «внутри государства - между субъектами власте-отношений).

Задачи курса:

 

- обоснование необходимости развития государственного сектора как в рыночной, так и в переход-ной экономике;

 

- теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микро-экономики с позиций эффективности и справедливости;

- ознакомление с теорией общественного выбора, выявление проблем и трудностей государствен-ного регулирования экономики – т.е. выявление «дефектов» («провалов», «недостатков») госу-дарства, сопоставление их с «дефектами» рынка и обоснование необходимости местного само-управления как самостоятельного вида публичной власти;

 

- более подробное ознакомление с основными направлениями развития государственного сектора

в экономической и социальной сферах, механизмом и инструментами государственного вмеша-тельства в экономику.

 

Особенности изложения материала вызваны стремлением решить существующие проблемы в

 

изложении теории общественного сектора.

 

Проблемы изложения материала по курсу «Экономика общественного сектора» и предложенные решения

Проблемы существующих учебников Предложенные решения
1. Материал излагается с позиции экономи- Все базовые постулаты экономической теории
ческой теории. Но есть две особенности. сохраняются. Но при этом:
(1). Экономическая теория предполагает 1.1. Использован вербальный способ изложения
три способа изложения: математический, экономической теории (отказ от сложных матема-
графический и вербальный (словесный, тических формул и графиков, требующих глубоко-
смысловой). Обычно используют или ма- го понимания общего курса экономической тео-
тематический, или графический способы рии). Это переводит экономическую теорию из
изложения. Что резко сужает число по- разряда «только для избранных» в разряд «для
тенциальных потребителей учебника. массового пользователя».
(2). Как правило, экономика общественного 1.2. Изложение идёт от практики государственно-
сектора излагается с позиции «фундамен- го и муниципального управления.
тальной» экономической теории. Изложе- Приводятся многочисленные примеры и ссылки
ние носит «абстрактно-теоретический» из практики РФ. Это позволяет показать как абст-
характер и тяжело воспринимается прак- рактные положения экономической теории отра-
тиками. жаются в нормах законодательства и методах
  управления.
2. Традиционный подход к описанию эконо- 2.1. Принципы территориальной организации го-
мики общественного сектора ограничивает- сударства выводятся из принципов предоставле-
ся рамками «общей теории» государствен- ния общественных благ (товаров, работ, услуг).
ного сектора. При этом: 2.2. Показана связь между «дефектами» (прова-
1) анализ «дефектов» государства ограни- лами) функций государства, деконцентрацией и
чивается самыми общими положениями о децентрализацией полномочий по уровням тер-
деконцентрации и децентрализации вла- риториальной организации государства. Дан
сти; не раскрывается их связь с террито- классификатор исторических форм деконцентра-
риальной организацией государства и ме- ции и децентрализации.
стным самоуправлением, с распределе- 2.3. Рассмотрение «государственного сектора»
нием полномочий по уровням власти и расширено анализом «муниципального звена»,
между органами власти; которому уделено существенное внимание.
2) факт существования местного само- - Показана связь между реальной децентрализа-
управления (природа и причины его появ- цией и федерализмом. Доказана необходимость
ления, основные свойства) не анализиру- местного самоуправления.
ется, муниципальное звено экономики, как - Показана связь между эффективностью удовле-
правило, не рассматриваются (и, часто, творения общественных потребностей и необхо-
даже не упоминаются при анализе зако- димостью формирования самостоятельного ме-
номерностей функционирования государ- стного самоуправления («теорема децентрализа-
ства); ции»).
3) часто «общественный» сектор отождест- - Описана комплексная модель местного само-

   
   
Проблемы существующих учебников Предложенные решения
вляют с «государственным» сектором, по- управления в РФ (основа – решения Конституци-
этому «третий сектор» (сектор некоммер- онного Суда РФ).
ческих негосударственных организаций - 2.4. Рассмотрен «третий сектор» (сектор неком-
ННКО) выпадает из рассмотрения. мерческих негосударственных организаций).
3. Традиционный подход к описанию эконо- Выделены «правовые основы» деятельности ор-
мики общественного сектора абстрагирует- ганов власти, государственных и муниципальных
ся от главной особенности деятельности предприятий и учреждений в РФ (связь права и
властей: «можно лишь то, что прямо раз- экономики).
решено законом».Это значительно снижает Такой подход позволяет детально описать осо-
практическую ценность экономической тео- бенности «предметного состава» общественных
рии, т.к. не позволяет понять как устанавли- благ (товаров, работ и услуг), предоставляемых
ваются «рамки» (пределы) деятельности органами власти населению РФ, особенности ме-
власти и «границы» государственного сек- ханизма установления бюджетного равновесия в
тора. РФ.
4. Традиционный подход, по сути, сводит Показан экономический механизм в целом.
описание экономики общественного сектора 4.1, Он рассматривается с позиции «сервисной
к общественным финансам (мотив: госу- модели» власти (как предоставить общественное
дарственный бюджет играет ведущую роль благо).
в реализации функций государства). По- 4.2. Использован комплексный подход, который
этому изложение строится по схеме «обще- можно описать формулой «система обществен-
ственный выбор - общественные расходы – ных благ – способы предоставления обществен-
общественные доходы – равновесие в об- ных благ – способы финансирования обществен-
щественном секторе (общественный бюд- ных благ – источники финансирования – способы
жет)». балансировки спроса и предложения (обществен-
  ный бюджет)».
  4.3. Государственный сектор рассматривается в
  статике (функционирование) и в динамике (задачи
  развития). Это позволяет показать особенности
  характера различных источников финансирова-
  ния предоставления общественных благ.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.