Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I.5 Социально-исторические условия возникновения спекулятивной философии.






В качестве безраздельно господствующей формы организации общественной жизни первобытное общество просуществовало более 35000 лет и на протяжении всего этого времени мифосознание успешно выполняло свою главную социальную функцию духовного регулятора, отношений между людьми в этом обществе поскольку призывало первобытных людей к неукоснительному соблюдению племенных норм и ценностей.

 

Однако, хотя и очень медленно в жизни первобытного общества происходили фундаментальные изменения:

1. В период между 11-4 тысяч. осуществлялся переход от присвающего хозяйства к производящему.

2. На место деревянных, костяных и каменных орудий приходят медные, бронзовые и железные.

3. Естественное по возрасту и полу разделение труда дополняется общественным разделением; появляются скотоводство, земледелие и ремесло, и происходит их дальнейшая внутренняя дифференциация.

4. Увеличение вследствие вышеназванных причин производительности труда создает экономические возможности эксплуатации одних людей другими. Первой формой которого было рабство.

5. Родовая община распадается на отдельные патриархальные семьи, превращающиеся в хозяйственные ячейки общества, вследствие чего появляется частная собственность.

6. Возникает и усиливается имущественное неравенство между людьми, вследствие чего на смену отношениям дружбы, сотрудничества и взаимопомощи приходят отношения соперничества, конкурентной борьбы всех против всех.

7. Вследствие возрастания материального благополучия людей увеличивается численность и плотность населения и возникают большие поселения людей – города – в которых по соседству проживают выходцы из различных племен. В связи с чем племенные нормы и ценности утрачивают свою общезначимость и возникает потребность в каких-то новых способах регуляции человеческого поведения.

8. Общее усложнение организации всей общественной жизни, изменение характера общественных отношений приводит к появлению государства и трансформации первобытного общества в цивилизованное.

 

Выше названные изменения в общественной жизни людей приводят к изменению их сознания:

- мифосознание, которое выражало и защищало родоплеменные ценности и нормы, оказывается в состоянии глубокого кризиса, т.к. сами эти нормы и ценности перестали соответствовать новым условиям общественной жизни; оно разлагается, и на его останках начинают формироваться новые формы человеческого духа, сознания, мировоззрения: религия, искусство, спекулятивная философия.

Однако, обращение к истории древнего мира показывает, что философия возникает не во всех ранних цивилизациях, по крайней мере в своем классическом виде и в составе европейской духовной культуры она появляется лишь в 7-6 вв.до н.э. в древней Греции. Это позволяет считать ее духовным продуктом полисной формы организации общественной жизни, причем не всякой, а лишь демократически устроенной и функционирующей.

Полис (греч. «город – государство») – античная соседская община, члены которой связаны между собой уже не столько узами кровного родства (как в родовой общине), а общим местом жительства и общей экономической жизнью.

 

Социальный состав полиса характеризуются наличием трех социальных групп – свободных граждан, рабов и метеков: несмотря на то, что между свободными гражданами уже имелась значительная имущественная дифференциация, тем не менее в политическом и правовом отношениях они были равны, т.к. им принадлежала политическая и судебная власть, а основными органами полисного народовластия (демократия) были:

¾ Народное Собрание

¾ Совет

¾ Суд присяжных

 

Демократический характер полисной жизни создал благоприятные условия для возникновения философии, благодаря тому, что:

1. Он способствовал формированию социально активных людей, интересующихся делами и проблемами полисной жизни и принимающими в их обсуждении и решении личное участие.

2. Он способствовал формированию абстрактно-понятийного, аргументированного, доказательного и самостоятельного мышления, которое формировалось не в процессе труда, а в политическом и правовом общении граждан.

3. Занятие философией предполагает наличие свободы духовного творчества, а также свобода существует лишь при демократии, когда открытое обсуждение всех вопросов общественной жизни становится повседневной нормой.

4. В условиях, при которых вся общественная жизнь основывается на принятых добровольно и осознанно самими гражданами законах у людей возникает убеждение в том, что то, как они живут зависит от их сознания, а точнее говоря, от их представлений, о должном общественном устройстве, которые существуют в их сознании.

5. В полисах было немало людей недовольных различными сторонами полисной жизни или ею в целом. А наличие демократии позволяло им это свое недовольство открыто выражать.

 

Массовые настроения неудовлетворенности существующей организации общ.жизни порождают потребность в разработке социальных идеалов, т.е. образов, проектов, моделей какого-то нового, лучшего общественного устройства.

Решение задачи удовлетворения этой потребности возложили на себя философы. Но просто сформулировать какой-то социальный идеал не достаточно, т.к.философы обращаются к людям, привыкшим к доказательному мышлению.

В этой связи перед ними возникает дополнительная задача, состоящая в том, чтобы предлагаемый соц.идеал доказать, т.е. обосновать возможность его осуществления, а логическая процедура доказательства, в свою очередь, требует установления некоторых аксиом-первоначал, из которых доказываемое дедуцируется.

!!! В этой связи Платон пишет:

«Назначение философии и ее безусловное дело состоит в том, чтобы отыскивать те первоначала, на которых должно основываться идеальное общественное устройство».

А так как в античности отсутствовало понимание качественного отличия общества от природы, то поиск первоначал идеального общественного устройства превращался в поиск первоначал мира в целом.

Вот в таком духовно идеологическом и социально-политическом контексте проблема первоначал мира оказалась главной проблемой спекулятивной философии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.