Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I.3 Социально-исторические условия возникновения и существования мифологии.






 

Так как для мифологическое мировоззрение возникло и существовало в первобытном обществе, то для понимания его особенностей необходимо рассмотреть особенности самого этого общества. Важнейшие из которых состоят в следующем:

 

1) Это общество характеризовалось очень низким уровнем развития производительных сил человека на протяжении новых 30000 лет своей истории. Люди вели присвающее хозяйство, т.е.при помощи простейших деревянных, каменных, костяных орудий посредством охоты, собирательства и рыбной ловли брали из природы то, что существовало в ней в готовом виде. Это обусловливало рабскую зависимость людей от природных сил, которые вследствие этого становились объектами поклонения и обожествлялись.

 

2) В этом обществе существовало экологическое равенство, выражающееся в том, что все члены того или иного родоплеменного объединения были сособственниками территории на которой находилось (проживало) племя и все добытое и произведенное распределялось между ними поровну.

Отсутствие в следствие низкой производительности труда излишков материальных благ экономически исключало возможность эксплуатации человека человеком. Кроме того, экономические отношения сливались с кровнородственными.

 

3) Из двух видов производства в непосредственной жизни – производства материальных благ и производства человека. Как биологического и социального существа – в первобытном обществе доминировал второй тип, что объяснялось с одной стороны, низким уровнем развития производства, а с другой стороны тем, что от численности и сплоченности племени в решающей степени зависело его жизнеспособность как в борьбе с природой, так и в борьбе с другими племенами.

 

4) В этом обществе существовал именной способ трансляции социального опыта, выражающийся в том, что человек по достижению совершеннолетия (13лет) получал взрослое имя, а вместе с ним и определенную совокупность профессиональных обязанностей и социальных ролей, которые он должен был осуществлять и исполнять всю свою жизнь.

Это обусловливало господство старших над младшими, прошлого над настоящим и будущим, а так же присущей этому обществу традиционализм и консерватизм. Благодаря которым оно просуществовало около 35000 лет.

 

5) В этом обществе отдельные индивиды еще не были личностями со своими особыми потребностями и интересами, с пониманием уникальности каждого отдельного человека, поэтому перед отдельным человеком не возникало проблемы выбора своего особого жизненного пути и не тяготило его и бремя ответственности за сделанный им выбор.

Ответ на вопрос о том, как следует жить человеку в этом мире, к чему стремиться, какими нормами и ценностями руководствоваться, был изначально ясен и одинаков для всех: надо жить так, как жили до нас наши предки, неукоснительно руководствуясь выработанными их жизненным опытом нормами и ценностями, такая жизнь гарантирует порядок и стабильность не только в племени, но и в окружающем человеке мире, из которого первобытные люди себя еще не выделяли.

6) Хотя жизнь первобытных людей основывалась на строжайшем соблюдении ими племенных ценностей и норм, но «радиус их действия» был ограниченным, поскольку у каждого племени или объединении родственных племен имелась своя особая нормативно ценностная система, которая с одной стороны объединяла, консолидировала членов данного племени, а с другой стороны, противопоставляла их всем другим племенам.

С этим связано наличие пронизывающей всю историю первобытности оппозиции между «мы» -«они»: «мы» - люди, а «они» - не люди, поскольку не соблюдают наших ценностей и норм, а потому к ним можно относиться как к животным - убивать и поедать. С этим связано такое широко распространенное в этом обществе, как каннибализм.

 

7) Поскольку первобытное общество было исторически первой формой организации общественной жизни вообще, которой предшествовало стадо формирующихся людей, то в этой связи перед ним стояла проблема фундаментальной значимости, состоящая в том, чтобы не вернуться назад в животное состояние; для ее решения необходимо было подавить биологический индивидуализм и придать основным биологическим инстинктам – пищевому, половому и самосохранению - социально приемлемую форму выражения. И вот, в решении этой фундаментальной задачи главную роль сыграло мифологическое сознание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.