Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I.8 Материализм, идеализм и дуализм как философские направления.






В зависимости от того, какие ответы давались философами на первый подвопрос основного вопроса философии, между ними произошло размешивание на три направления:

· Материалистическое

· Идеалистическое

· Дуалистичекое

 

Представители материалистического направления первичным, определяющим считали бытие (=материю, = природу), а сознание рассматривали как функцию, присущую либо всем предметам природы, либо только людям, как наиболее развитым природным существам.

 

Представители идеалистического направления наоборот первичным и определяющим считали сознание, а природу и людей рассматривали в качестве результата творческой активности сознания.

Представители же дуалистического направления считали, что бытие и сознание являются двумя независимыми друг от друга образованиями, которые существуют подобно двум параллельным линиям или плоскостям. Вот почему дуализм еще иначе называется «психо-физическим параллелизмом».

 

Основными причинами существования на протяжении двух с половиной тысячелетий истории философии идеализма и дуализма являются:

1. Неискоренимо субъективный характер человеческих знаний о мире, вследствие которого между нашим знанием о мире и тем, каков мир сам по себе никогда не существует полного, стопроцентного совпадения, а всегда имеется определенное (большее или меньшее) несовпадение.

2. Способность людей создавать в своем сознании такие чувственные или мыслительные образы, которые не имеют своих предметных аналогов в объективном мире, что свидетельствует о присущей сознанию творческой активности.

3. Практически изменяя мир, люди создают идеальные образы – цели, которые всегда предшествуют во времени и определяют материальные результаты.

4. У людей, которые профессионально занимаются духовной деятельностью, т.е. производством и распространением идей, возникает устойчивая профессиональная иллюзия о том, что идеям принадлежит определяющая роль не только в общественной и личной жизни, но и в мире в целом.

5. В системе общественных отношений имеются такие виды отношений – политические, правовые, нравственные и др., - которые формируются на основе политических, правовых и нравственных идей.

 

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что идеализм и дуализм возникает на почве преувеличения, абсолютизации, относительной самостоятельности и творческой активности сознания и той действительно важной роли, которую сознание играет в общественной и личной жизни людей.

 

I.9 Отличия спекулятивной философии от мифологии.

 

Сравнение спекулятивной философии с исторически предшествовавшей ей мифологии позволяет обнаружить следующие отличия между ними:

 

1. И философия, и мифология исходят из представления о наличии порождающих мир первоначал, но если в мифологии эти первоначала выступают в облике зооморфных, а затем антропоморфных существ, то в философии они имеют вид безличных сущностей «вода» у Фалеса, «воздух» у Анаксимена, «атомы и пустота» у Демокрита и т.д.

 

2. Поскольку мифология возникла и существовала в экономически однородном первобытном обществе, то содержание мифов, мифологические образы и сюжеты усваивались первобытными людьми без возражения, без критического отношения к себе как дети усваивают содержание сказок. Философия же возникает и существует в экономически дифференцированном обществе, в котором появляются люди, способные мыслить самостоятельно и критично, и поэтому философы вынуждены обосновывать, доказывать содержащиеся в их учениях положения и выводы.

 

3. Для духовной жизни первобытного общества характерна ситуация, при которой у одного племени или объединения родственных племен могла быть только одна мифология. Философия, поскольку она существовала в экономически дифференцированном обществе, всегда представлена множеством различных философских учений, между создателями и сторонниками которых идет зачастую весьма острая идейная борьба. Последняя является лишь отражением и выражением той борьбы, которая происходит между различными социальными группами экономически дифференцированного общества в экономической и политической сферах. Сказанное позволяет считать разные философские учения – идеологическими, защищающими интересы различных социальных групп.

 

4. Мифология была продуктом стихийного, осуществлявшегося на протяжении тысячелетий и сотен поколений людей духовного творчества, причем осуществлявшегося в обществе, в котором умственный труд еще не отделился от физического. Философия возникает в обществе, в котором это разделение уже произошло, и умственный труд уже превратился в профессию; с появлением философии отдельные люди – философы – берут на себя смелость устанавливать первоначала мира и формулировать свои собственные ответы на основные мировоззренческие вопросы. Вот почему философские учения подобно произведениям искусства несут на себе отпечаток личностных особенностей своих создателей. В связи с чем справедливо утверждать, что если бы данного философского учения не создал именно этот философ, то вместо него этого не сделал никто другой, т.е. если мифологическое творчество анонимно, то философское творчество всегда авторизовано.

5. Поскольку мифология призывала первобытных людей к неукоснительному соблюдению родоплеменных ценностей и норм, то в этой связи она выступала в качестве духовного фактора, способствовавшего укреплению и увековечиванию первой формы общественной жизни. Философия же, поскольку в различных философских учениях формулируются все новые и новые социальные идеалы, т. е. модели, проекты нового, лучшего общественного устройства, выступает в качестве духовного фактора социального обновления.

 

Претензия философов на то, что только они знают, каким должно быть наилучшее общественное устройство дает им право претендовать на руководящую роль в обществе, на политическое господство. Эту претензию впервые ясно и откровенно сформулировал Платон, который писал: «пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это, т. е. государственная власть и философия не соединяться воедино – до тех пор государствам не избавиться от зла». Иначе говоря, по убеждению Платона, философы, будучи «социальными архитекторами», должны быть вместе с тем и «социальными прорабами».

6. Поскольку в мифологии действительность отражалась в наглядных конкретных чувственных образах, то это позволяет считать ее продуктом способности воображения. Философия же, поскольку действительность отражается преимущественно в абстрактных понятиях, поскольку содержит процедуры доказательства, то это позволяет ее считать продуктом способности мышления.

7. Мифология была неразрывно связана с обрядно-ритуальными действиями, т.е. с такими символическими действиями, которые представляли собой инсценировки различных мифологических сюжетов, и это увеличивало силу ее влияния на сознание и поведение людей. Философия не предполагает такого рода действий. Этот свой недостаток она пытается компенсировать за счет масштабности, доказательности философских учений.

 

Кроме того, если мифология обращалась к чувственно-эмоциональной сфере человеческой психики, то философия обращается, прежде всего, к человеческому разуму. Видя в каждом человеке разумное существо, способное разбираться в мировоззренческой проблематике и осуществлять свой собственный осмысленный мировоззренческий выбор. Однако, трезво смотря на реальных людей, следует признать, что эта оценка является, к сожалению, явно завышенной. Подавляющее большинство людей не имеют ни желания, а главное, возможности самостоятельной мысли и предпочитает руководствоваться теми мировоззренческими установками, которые усвоены некритически в процессе воспитания и образования.

8. Для самих спекулятивных философов, занятие философией – философствование – является наилучшим образом жизни, единственно достойным свободного человека. Это убеждение прекрасно выразил Аристотель: «Все люди чувствуют себя дома в философии и стремятся проводить жизнь в изучении ее, оставив все другие заботы».

 

Подводя итог всему вышесказанному, можно дать следующие определение спекулятивной философии: это представленный множеством философских учений, исторически определенный вид духовного производства и мировоззрения, в каждом из которых из некоторых умозрительно постигаемых первоначал мира, развертывается систематизированная совокупность взглядом о мире и человеке, включающих в себя определенные социальные идеалы, которыми люди руководствуются в своей общественной и личной жизни.

I.10 Возникновение научного мировоззрение как «снятие» спекулятивно- философского мировоззрения и отличия науки от спекулятивной философии.

В 16-17 вв. н. э. в духовной жизни западноевропейского общества происходит революция, связанная с возникновением нового вида духовного производства, познавательной деятельности мировоззрения, который позже получил название науки.

Самой общей социальной предпосылкой возникновения науки стало разложение феодальных и формирование буржуазных общественных отношений. Дело в том, что буржуазии для развития торговли и промышленности, для увеличения производительности труда и тем самым для увеличения прибыли потребовалось объективно истинное знание о свойствах и законах природы, которое, будучи использованным в материальном производстве, позволило б реализовать вышеназванные цели. Однако существовавшие в то время формы духовного производства - религия, искусство и спекулятивная философия - такого знания дать не могли. Поэтому-то и возникает общественная потребность в новом – научном – способе ее изучения.

 

Между спекулятивной философией и наукой имеется множество отличий в понимании того, что представляет собой мир и в понимании того, как его следует познавать, чтобы получать о нем объективно-истинные знания. Важнейшие из этих отличий состоят в следующем:

1. Поскольку спекулятивная философия исходила из постулата о наличии порождающих мир первоначал, то мир для нее оказывался образованием вторичным, производным от этих начал и несамодостаточным. Наука же считает, что мир существует вечно, что он самодостаточен и, следовательно, не нуждается для своего бытия ни в каких началах.

 

2. Самодостаточность мира наука объясняет его системной организованностью. Какое бы существующие образование, равно как и мир в целом, мы не взяли – оно представляет собой систему. Например, атомы – это системы, состоящие из атомных ядер и электронных оболочек; молекулы являются системами, состоящими из атомов; макротела являются системами, состоящими из молекул и т.д. и т.д., и наконец, метагалактика является системой миллиардов галактик, а любая система представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов. Таким образом, если спекулятивная философия считала, что в основании мира лежат некоторые первоначала, то наука – связи между образующими его элементами.

 

3. Поскольку эти элементы взаимосвязаны, то тем самым они взаимодействуют друг с другом и в ходе этого взаимодействия изменяются как сами эти элементы, так и те системы, в состав которых они входят. Из этого вытекает, что изменения или движение является неотъемлемым от мира свойством, его атрибутом. Коль скоро это так, то нет никакой надобности в том, чтобы постулировать существование какого-то находящегося вне мира перводвигателя, который «приводит мир в движение, но сам при этом остается неподвижным». (Аристотель)

 

4. Поскольку спекулятивная философия считала, что в основании мира лежат некие первоначала, то в их обнаружении она видела свою первоочередную задачу. Наука же, считая, что в основании мира лежат связи, видела свою задачу в открытии таких связей, которые носят

a. Объективный;

b. Регулярный;

c. Всеобщий;

d. Необходимый;

e. Существенный характер.

А связи, обладающие этими признаками, называются законами. Только на основе открытия законов природы (и общественной жизни) наука может успешно выполнять свои объяснительную, прогностическую и практическую функции.

 

5. Отличаются спекулятивная философия и наука также и последовательностью этапов процесса познания. В спекулятивной философии познание начинается с установления первоначал мира, а дальнейшее движение состоит в истолковании чувственно воспринимаемых явлений из этих первоначал. В науке познание начинается с установления эмпирическим путем, то есть посредством наблюдения и экспериментирования фактов, а дальнейшее движение состоит в том, чтобы используя весь арсенал методов научного познания обнаружить закономерные связи в фактах и между ними.

 

6. По-разному в спекулятивной философии и науке понимается и то, что такое истина. В философии истина – это свойство первоначал мира, которое квалифицируется как «истинно сущее бытие» (Платон). В науке же понятием «истина» обозначается такое знание, которое соответствует отражаемому в нем объекту, а само наличие этого соответствия подтверждается практическим путем. Тезис о практике как критерии истинности знания также является совершенно неприемлемым для спекулятивной философии, поскольку она считает, что по своему ценностному статусу практическую деятельность – низшей – уделом рабов и наемников, а теоретическую деятельность – высшей – единственно достойной свободного человека.

 

7. По-разному в спекулятивной философии и науке осуществляется и классификация видов знания. В философии она осуществляется по ценностному принципу, в связи с чем выстраивается след иерархия отраслей знания:

Первая философия – теология

Логика

Риторика тривиум

Грамматика

Гармония

Астрономия квадриум

Геометрия

Арифметика

В науке же классификация отраслей знания – наук – осуществляется по объектному принципу. В связи с чем все науки делятся на естественные и социально-гуманитарные, которые в ценностном отношении равны.

 

8. Отличаются спекулятивная философия и наука также и по времени своего возникновения и тем социальным потребностям, которые вызвали их к жизни: философия возникает в 6 в. до н.э. в ответ на общественную потребность в рациональном обосновании социальных идеалов, тогда как наука возникает в 16-17 вв. н.э. в ответ на общественную потребность в объективно-истинном знании свойств и законов природы.

Условно годом рождения науки принято считать 1543г, в котором была опубликована работа Н.Коперника «О вращениях небесных сфер». В ней он, опираясь на огромный материал данных наблюдений за движениями планет, опроверг господствовавшее на протяжении 2х тысяч лет геоцентрическое учение Аристотеля-Птолемея и заложил основы научной гелиоцентрической астрономии или как тогда говорили «небесной механики».

В 16-17вв. работами Галилея и Ньютона закладываются основы научной «земной механики» - физики. И. Ньютон впервые в истории научного познания формулирует 4 фундаментальных физических закона.

К концу 18в. благодаря открытию кислорода и созданием Антуаном Лавуазье кислородной теории горения научный статус приобретает химия, которая окончательно отделяется от алхимии.

В середине 19в. благодаря Ч. Дарвину и его эволюционного учения и формулированию основных законов эволюции, научный статус приобретает биология.

В это же время научный подход к исследованию природы Марксом и Энгельсом распространяется на область общественной жизни, что приводит к созданию научной социологии, хотя термин социология вводит в литературный оборот О. Конт.

 

Таким образом, к середине 19в. за 300 лет своего развития наука достигает такой степени зрелости, что начинает претендовать на решение мировоззренческих вопросов, что ранее считалось исключительным правом религии и спекулятивной философии. А так как даваемые наукой ответы на эти вопросы отличались от тех ответов, которые давала спекулятивная философия, то тем самым наука подвергает ее отрицанию. Однако это отрицание не является всеобщим, тотальным, а наоборот, является частичным, избирательным. А такой вид отрицания называется снятием, т.е. в научном мировоззрении спекулятивно-философское мировоззрение снято – одновременно преодолено и сохранено: преодолено по форме и сохранено по его положительному содержанию.

Преодоление по форме выражается в том, что наука полностью отказывается от присущего спекулятивной философии способа осмысления мира из каких-то умозрительно постигаемых первоначал.

 

Сохранение по содержанию выражается в том, что наука удерживает из спекулятивной философии:

a. Некоторые гениальные догадки, которые впервые были высказаны философами (догадка об атомарном строении вещества впервые высказанная Демокритом в 5в. до н.э.);

b. Свойственное философии стремление доказывать те или иные положения и выводы;

c. Присущее философии критическое отношение к свойственному обыденному сознанию утилитарному взгляду на мир и неразличению явления и сущности;

d. Кроме того за 2, 5 тысячелетние развитие спекулятивной философии в ней был сформулирован и теоретически осмыслен Гегелем диалектический метод мышления, который становится востребованным наукой, переходящей от эмпирического к теоретическому уровню своего развития. Поскольку только этот метод позволяет теоретически воспроизводить те или иные объекты в их движении, развитии, изменении.

 

Снятие наукой спекулятивной философии не приводит к ее исчезновению, а она продолжает существовать наряду с наукой в составе духовной культуры современного цивилизационного человечества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.