Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости






 

Основой большинства различных подходов к предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся являются: реализация личностно ориентированной парадигмы образования; учет индивидуальных особенностей неуспевающих школьников; психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, формирование положительной учебной мотивации, адекватной самооценки, умений и навыков учебного труда; создание условий для развития мышления и памяти учащихся, снижения уровня их школьной тревожности; создание для таких школьников ситуаций успеха в учебной деятельности, убеждение в значимости знаний и умений. Проверенными способами предупреждения и коррекции неуспеваемости являются технологии дифференцированного и индивидуального обучения, технология полного усвоения темы урока, технологии личностно ориентированного и развивающего обучения, технологии на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, технологии коллективного обучения, обучения в малых группах и другие.

 

Внутренние (субъективные) причины  
Недостатки психофизического развития, связанные с органическими нарушениями нервной и других систем организма   Недостатки психического развития личности и поведения, связанные с неблаго- приятными условиями развития в основном здорового ребенка (временное отклоне- ние от нормы)   Недостатки, связанные с низким уровнем воспитанности личности   Недостатки, связанные с низким уровнем обученности личности
 Дефекты органов чувств.  Слабое здоровье, соматическая ослабленность.  Особенности высшей нервной деятельности, отри- цательно влияющие на учение.  Минимальная мозговая дисфункция.  Леворукость.  сихопатологи- ческие отклонения    Недостатки развития психических процессов, прежде всего мышления, познавательной деятельности.  Слабое развитие эмоционально-волевой сферы личности.  Отсутствие или слабое развитие познавательных потребностей, интересов, положительных учебных мотивов.  Неверие ученика в собственные силы, низкая самооценка.  Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности (например, сила и подвижность нервной системы).  Повышенный уровень тревожности  Недостатки в развитии направленности личности ученика, его ценностных ориентаций и отношений, в том числе к учителям, коллективу, семье и другим (наличие конфликтов во взаимоотношениях).  Недостаточное развитие нравственных качеств личности, необходимых для успешной учебной деятельности (ответственность, трудолюбие, аккуратность и т. п.).  Повышенный конформизм (подчинение нормам поведения группы сверстников в противовес соб- ственным устремлениям)    Недостаточная готовность ребенка к школьному обучению (отсутствие необходимых знаний, умений, привычек).  Пробелы в знаниях и специальных умениях.  Несформированность приемов учебной деятельности  

 

Внешние (объективные) причины  
Недостатки учебно-воспитательного процесса Недостатки влияния внешкольной среды  
 Недостатки процесса обучения (содержания, методов, форм, средств, в том числе учебных программ, пособий и т. п.).  Оценка достижений ученика не по его реальному продвижению в учении, а в сравнении с успехами лучших учеников класса.  Отсутствие в арсенале педагогов методов, форм и средств дифференцированного обучения, методик обучения нестандартных детей.  Недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.).  Недостаточный учет педагогом ведущего канала восприятия информации учащимися (зрительного, слухового, кинестетического, логического)    Недостатки влияния семьи (неблагополучная семья).  Недостатки влияния групп сверстников.  Недостатки влияния социокультурного и производствен- ного окружения;  Негативное влияние СМИ, в том числе телевидения и Интернета  

До недавнего времени одной из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости была организация дополнительных занятий с отстающими учащимися во внеурочное время обычно без учета причин их отставания. Практика показала, что экстенсивный подход (увеличение учебной нагрузки) в решении проблемы неуспеваемости не эффективен, так как он не сопровождается улучшением качества обучения.

Вместе с тем преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае носит индивидуальный характер. Основная помощь неуспевающим школьникам первого типа, для которых характерна низкая обучаемость (см. схему типы неуспевающих), заключается в формировании приемов учебно-познавательной деятельности, а также в перестройке тех особенностей мыслительной деятельности, которые тормозят успешное обучение. С этой целью рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов: внимания, памяти, отдельных мыслительных операций (сравнения, классификации, обобщения и т. д.), а также занятия по формированию учебных навыков (алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д.). Эти дети, как правило, болезненно переживают свои неудачи, поэтому надо вместе с ними радоваться каждой малейшей победе, каждому продвижению вперед. Неуспевающим учащимся второго типа достаточно изменить свое отношение к обучению, нежелание учиться для того, чтобы возросла продуктивность их учебной деятельности. Поэтому целесообразно начинать преодоление неуспеваемости учащихся этой группы с воспитательной работы, основной целью которой будет развитие учебной мотивации. В работе с неуспевающими учащимися третьего типа — самой сложной группой неуспевающих — наряду с вышеназванными подходами следует придерживаться следующей стратегии. Для того чтобы учебные неудачи не формировали у ученика низкую самооценку, чтобы он не чувствовал себя обделенным, необходимо выявить его сильные стороны, положительные качества и найти такую сферу его жизнедеятельности, где эти сильные стороны (способности, умения) и качества будут проявляться в полной мере (В. А. Сухомлинский, Р. Бернс и другие). Ошибочно формировать и поддерживать у неуспевающих школьников представление о том, что высшей ценностью для личности и главным фактором любой оценки этой личности является только ее хорошая успеваемость. Для определенной группы учащихся основная причина трудностей в учении — слабое здоровье. Такие дети быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Учитель должен знать учеников с постоянными или временными серьезными заболеваниями. Для этого он деликатно сотрудничает с родителями, школьным врачом, наблюдает за вниманием учащихся на уроке, степенью их утомляемости. Учителю не нужно знать особых подробностей о заболевании ученика. Достаточно лишь представлять, в какой степени недуг ученика может влиять на учение. Информированность о здоровье детей помогает избежать потери их интереса к предмету, учебной деятельности, предупредить отставание и неуспеваемость. Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников. Опыт работы с такими учениками показывает, что включение их в посильную интересную работу на уроке и вне его способствует преодолению неуспеваемости. Современная дидактика предлагает следующие основные пути преодоления неуспеваемости.

1. Педагогическая профилактика. Поиски оптимальных педагогических систем, педагогических технологий, в том числе применение активных методов и форм обучения.

2. Педагогическая диагностика. Систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов в знаниях и умения.

3. Педагогическая терапия. Осуществляются меры по устранению отставания в учении (см. таблицу).

4 .Воспитательная работа. Планируется и проводится индивидуальная воспитательная работа, а также работа с семьей школьника.

Собственно коррекционную работу с детьми и подростками, имеющими отставание в учебной деятельности, следует начинать с диагностики (наблюдение, беседа, тестирование, изучение результатов учебной деятельности и другие методы) их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы. С учетом результатов диагностики педагоги оказывают непосредственную (оперативную) или опосредованную (длительного действия) помощь. Оперативная помощь носит единовременный, локальный характер и направлена на устранение пробелов в знаниях, способах мышления или деятельности (см. таблицу).

 

Признаки отставания в учении Коррекционная помощь  
 Затрудняется отвечать на вопросы по тексту учебника или по содержанию рассказа учителя.  Не может выделить главные теоретические положения, неправильно воспроизводит определение, формулировку закона, не может воспроизвести схему и т. п.   Повторить объяснение материала, максимально разбив его на части. Задать вопросы по основным содержательным частям изученного материала, опустив детали  
 Испытывает затруднения в понимании, запоминании, воспроизведении правил, формул, в применении их по образцу, в знакомой ситуации Выполнить несколько однотипных заданий, постоянно возвращаясь к тексту этих правил или формул. После тренировки воспроизвести их. Повторно рассмотреть и проанализировать используемые на уроке схемы, таблицы, опоры с объяснением того, что непонятно
 Затрудняется в творческом применении изученного материала в незнакомой ситуации   Решить ряд задач, в которых используется изучаемый материал (понятие, закон), рассматривая альтернативные варианты решения  
 Не владеет общеучебными умениями и навыками (работа с учебником, справочной литературой, другими источниками учебной информации, составление плана, конспекта, выделение главного, связный пересказ и т. п.)   Разъяснять назначение данных умений; систематично и последовательно отрабатывать каждое умение; обеспечить алгоритмизацию отработки умений и навыков (давать точные предписания по выполнению элементарных операций и действий в определенной последовательности)  

 

В целом устранение пробелов в знаниях и умениях осуществляется в ходе выполнения посильных индивидуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Опосредованная помощь направлена на устранение причин, порождающих неуспеваемость, на общее улучшение условий обучения.

Предупредить отставание учеников проще, чем решать потом проблему неуспеваемости. Профилактика отставания в учении и неуспеваемости проводится учителем на всех этапах обучения. Так, в процессе объяснения нового материала он проверяет степень понимания учащимися основных положений; стимулирует учащихся к формулированию вопросов в случае затруднений в усвоении материала; применяет разнообразные методы и приемы, обеспечивающие активное усвоение материала всеми учащимися и поддерживающие их интерес к учебно-познавательной деятельности и к изучаемому материалу; привлекает учащихся в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. п.

В ходе организации самостоятельной работы учащихся учитель подбирает задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, предлагает их для выполнения в определенной системе, стремясь меньшим числом упражнений достичь большего эффекта. В содержание самостоятельной работы включаются также упражнения по устранению ошибок, допущенных в устных ответах и в письменных работах. Учитель инструктирует детей о порядке выполнения работы и требованиях к оформлению; более подробно объясняет последовательность выполнения задания, использует карточки-консультации (с направляющим планом действий); разбивает сложное задание на более простые, напоминает прием или способ выполнения задания, ссылается на правило, которое необходимо для выполнения упражнения; формирует умения самостоятельной учебной деятельности (планирование, организация, контроль, выполнение в необходимом темпе и т. д.).

Организуя самостоятельную домашнюю работу учащихся, учитель обеспечивает повторение ими изученного на уроке; сосредоточивает внимание детей на наиболее существенных вопросах учебной программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения при их усвоении. Систематически предлагает домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктирует учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверяет степень понимания этих инструкций школьниками, испытывающими трудности в обучении. Учитель согласовывает объем домашних заданий с другими учителями, преподающими в классе, с целью исключения перегрузки учащихся.

В процессе контроля и оценивания результатов учебно-познавательной деятельности учащихся учитель делает упор на проверку усвоения вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Он тщательно анализирует, систематизирует ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, сосредоточивает внимание на устранении типичных для всего класса ошибок. По окончании изучения темы или раздела учитель обобщает пройденное, подводит результаты учебно-познавательной деятельности (усвоения основных понятий, законов, правил, овладения умениями и навыками), выявляет причины отставания отдельных учащихся. Учащиеся, пропустившие уроки по изучению темы, требуют особого внимания педагога. В ходе опроса учащихся создается доброжелательная атмосфера, снижается темп опроса, предлагается примерный план ответа, наглядные пособия. Учитель стимулирует оценкой, подбадривает, хвалит.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.