Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности
Учитель является основным субъектом коррекционно-педагогической деятельности. Готовность к ее осуществлению — важнейшее условие эффективности преподавания и воспитательной работы. Однако научные исследования и педагогическая практика показывают, что немалая часть учителей затрудняется в осуществлении коррекционной работы с педагогически запущенными, испытывающими социальную (школьную) дезадаптацию, неуспевающими учащимися. Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности — составная часть готовности учителя к целостной профессионально-педагогической деятельности. Последнюю в педагогике (В. А. Сластенин, Ю. И. Турчанинова и другие) рассматривают как сложное интегративное качество (систему качеств), а также состояние личности, включающее взгляды, убеждения, отношения, мотивы, чувства, установки, ценностные ориентации, знания, умения, профессионально-личностные свойства, позволяющие успешно выполнять профессионально-педагогическую деятельность.
Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности формируется в процессе интеграции знаний основ коррекционной педагогики; умений осуществлять коррекцию познавательных возможностей ребенка, его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, поведения; профессионально-личностных качеств педагога, необходимых для эффективной реализации данного вида педагогической деятельности. В соответствии с этим в структуре готовности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности выделяют (А. Д. Гонеев и другие) следующие взаимодействующие компоненты.
Компоненты готовности
учителя к осуществлению
коррекционно-педагогической
деятельности
|
Краткая характеристика
| 1.мотивационно-ценностная
готовность
| Направленность личности на работу с детьми с особенностями развития и поведения, понимание важности и значимости этой деятельности. Это система потребностей, идеалов, установок, ценностных ориентаций, лежащая в основе мотивации деятельности педагога. Включает три группы мотивов: мотивы, определяющие отношение к педагогической деятельности в целом и к ее коррекционной составляющей в частности; мотивы, связанные с приобретением знаний, умений, личностных качеств, необходимых для этой деятельности; мотивы самореализации педагога
| 2.Когнитивная готовность
| Процесс и результат накопления необходимого объема культурологических, медикобиологических, специальных, психолого-педагогических и других знаний, необходимых для реализации коррекционно-педагогической деятельности. Особенно значимыми для педагога являются знания о содержании, методах, технологиях организации индивидуальной работы с учащимися, имеющими особенности психического, интеллектуального, эмоционально-волевого развития, отклонения в поведении, с неуспевающими учащимися и др.
| 3.операционно-деятельностная готовность
| Практические умения и навыки, позволяющие осуществлять коррекционную работу с учащимися с особенностями развития и поведения. Наряду с общепедагогическими умениями к ним относятся умения: определять причины и условия отклонений в развитии и поведении ребенка, изменения психического состояния ученика по внешним проявлениям и действиям; мысленно ставить себя на место воспитанника; понимать и объяснять особенности его поведения в конкретной ситуации; прогнозировать и проектировать поведение воспитанника; предупреждать трудности и ошибки в учебной и других видах деятельности учащихся; находить необходимый стиль и тон в общении со школьниками; быстро принимать решения и находить эффективные средства и способы взаимодействия с ними и др.
| 4.Эмоционально-волевая готовность
| Наличие и проявление определенных чувств к воспитанникам и педагогической профессии, чувства долга и ответственности за результаты профессионально-педагогической деятельности; умение управлять собой, способность преодолевать напряженность, умение мобилизовать свою волю в сложных жизненных ситуациях. Основным компонентом эмоционально-волевой готовности является психологическая и профессиональная устойчивость (способность к саморегуляции своего эмоционального состояния, к педагогическому творчеству, организации продуктивной деятельности, например, по поиску новых форм, методов, подходов к разрешению одной и той же проблемы и т. п.)
| 5.Профессионально-личностная и рефлексивная готовность
| Сформированность профессионально-значимых качеств личности педагога (нравственная культура, гуманность, эмпатийность, духовная теплота и щедрость, толерантность, деликатность, тактичность, умение соблюдать конфиденциальность информации о воспитаннике и другой служебной информации, организаторские, коммуникативные, рефлексивные умения и др.)
|
Вместе с тем даже при наличии у учителя (классного руководителя, воспитателя) всех охарактеризованных выше компонентов готовности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности он не в состоянии один решить проблемы девиантного поведения, неуспеваемости, отклонений в развитии детей и подростков. Для этого ему необходимо наладить взаимодействие со специалистами, родителями учащихся и другими субъектами коррекционного педагогического процесса.
|