Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О страшномъ днѣ судномъ.






Братiе мои, отцы и чада! Какую вы получаете пользу отъ смиреннаго моего слова, я не могу сказать; а что я, окаянный, чрезъ напоминанiе вамъ должнаго прихожу въ чувство, трезвенность, и въ страхъ Божiихъ судебъ, и лежащаго на мнѣ недостойно настоятельства, это сознаю. Итакъ, хотя другому кому я и не приношу пользы, однако для вразумленiя себя преподаю и буду преподавать вамъ слово ученiя. Въ чемъ же состоитъ поученiе? Мы должны внимать, что настоящая жизнь есть время подвиговъ, время скорбей и потовъ; и не малодневныхъ только и временныхъ подвиговъ, скорбей и потовъ, но всегдашнихъ, многолѣ тнихъ и во всю жизнь вѣ ка сего. И опять, кто не устоитъ въ такихъ подвигахъ, тотъ лишается не чего-либо малаго, ничтожнаго и человѣ ческаго, но самыхъ Божественныхъ и Небесныхъ вещей. Ибо достигающiе искомаго многимъ терпѣ нiемъ, всегдашнимъ долготерпѣ нiемъ и храненiемъ заповѣ дей, наслѣ дуютъ Небесное царство и безсмертiе, вѣ чную жизнь и неизрѣ ченное и неисповѣ димое успокоенiе вѣ чными благами; а погрѣ шающiе нерадѣ нiемъ, лѣ ностiю, пристрастiемъ и любовiю къ мiру сему и къ смертоноснымъ и тлетворнымъ наслажденiямъ, наслѣ дуютъ вѣ чную муку, безконечпый стыдъ и стоянiе ошуюю, услышавъ страшный оный гласъ Судiи всѣ хъ и Владыки Бога: отъидите отъ Мене проклятiи во огнь вѣ чный, уготованный дiаволу и аггеломъ его. (Мат. 25, 41).

Но о дабы никогда не слыхатъ намъ сего, чада и братiя мои, и не быть отлученными отъ Святыхъ и Праведныхъ жалостнымъ и невыразимымъ отлученiемъ. Когда они будутъ приняты въ радость неизреченную и непостижимую, и ненасытимое наслажденiе, какъ объ этомъ и Божественное Писанiе говоритъ, что они возлягутъ со Авраамомъ, Исаакомъ и Iаковомъ (Мат. 8, 11). Мы же должны будемъ пойти съ бѣ сами туда, гдѣ огнь неугасимый, червь неусыпаемый, скрежетъ зубовъ, пропасть великая, тартаръ нестерпимый, узы неразрѣ шимыя, самая мрачная преисподня, и не на нѣ сколько времени или на годъ, и не на сто или тысячу лѣ тъ: ибо мука не будетъ имѣ ть конца, какъ думаетъ Оригенъ, но навсегда и на вѣ чно, какъ сказалъ Господь (Мат. 25, 46). Гдѣ тогда, братiе, по словамъ Святыхъ, отецъ или мать для избавленiя? — Братъ, сказано, не избавитъ: избавитъ ли человѣ къ? не дастъ Богу измѣ ны за ся, и цѣ ну избавленiя души своея. (Псал. 48, 8, 9).

А я спрошу иначе: гдѣ тогда, братiе мои, (начну съ меньшаго, чтобы дойдти до большаго), лѣ ность лѣ нивыхъ, нерадѣ нiе нерадивыхъ, прекословiе прекословныхъ, преслушанiе преслушниковъ, гордость гордыхъ, дерзость дерзкихъ, своенравiе самочинныхъ, и чревообъяденiе чревоугодниковъ? Гдѣ дерзновенiе дерзновенныхъ, многое самооправданiе лжецовъ, и наконецъ клятвопреступленiе отвергшихся своихъ обѣ товъ, произнесенныхъ ими предъ Богомъ, которые Сына Божiя попрали, и кровь завѣ та вмѣ нили какъ кровь обыкновенную (Евр. 10, 29), и думаютъ, что нѣ тъ смерти и воскресенiя, ни суда и воздаянiя; которые отдѣ лились отъ братства о Св. Духѣ, и самаго Св. Духа лишились, какъ говоритъ объ этомъ Василiй Великiй (См. Подвижнич. уставы гл. 21), и блуждаютъ тутъ и тамъ, какъ погибшiя овцы, ходя по стремнинамъ и пропастямъ наслажденiй своихъ, и даже гласа моего смиренiя не слышатъ, ни устрашенiя, которымъ я устрашаю другихъ и указываю имъ лучшее. Пощади, Господи, и избави насъ отъ такаго нечувствiя, злоумiя и помраченiя.

Но мы, чада, прiидите поклонимся предъ Господемъ сотворившемъ насъ (Пс. 94, 6): и объ оныхъ помолимся по братолюбiю, какъ и должно; помолимся о нихъ, ища обращенiя и исправленiя ихъ; а о себѣ принесемъ Богу то, что требуется, и будемъ восходить къ лучшему, испрашивая прощенiя, въ чемъ были нерадивы. Хотя мы и ничего еше не совершили, но мы еще на поприщѣ, хранимся въ оградѣ и наставляемся отъ того же пастыря; не овладѣ лъ нами сатана, и не плѣ нилъ насъ врагъ, и не растерзалъ насъ дикiй звѣ рь: ибо не похитилъ насъ со двора, и не влечетъ насъ устами за выю, сокрушая кости душъ нашихъ ошибомъ своимъ, такъ какъ мы внутри и ограждены, какъ овцы Христовы. Иногда мы хромаемъ, подвергаемся недугамъ, покрываемся червями, или еще чѣ мъ-либо страждемъ, но все же онъ совнѣ злодѣ йствуетъ и подстерегаетъ насъ, ища кого поглотити (1 Петр. 5, 8). А какъ же онъ можетъ поглотить кого? Или самъ вскочитъ извнѣ, или привлечетъ инаго къ себѣ чрезъ какое-либо окно, или чрезъ какую-либо скважину душевнаго нашего дома. Будемъ размышлять объ этомъ, и тогда мы уразумѣ емъ козни противника, и пусть каждый но силѣ своей будетъ тщателенъ въ своемъ служенiи, пусть понуждаетъ себя къ преуспѣ янiю въ смиренiи, послушанiи, исповѣ ди, умиленiи, молитвѣ, въ слезахъ, колѣ нопреклоненiяхъ, въ пѣ нiи псалмовъ, рукодѣ лiи, въ любви, чистотѣ и вообще въ благомъ жительствѣ, являясь избраннымъ сосудомъ Христовымъ, и будучи сыномъ свѣ та. Ей, ей, чада мои! прошу и умоляiо васъ, напоминаю вамъ и побуждаю васъ: еще немного, и придетъ часъ, настанетъ время нашей радости, избавленiя, радованiя, свободы, вѣ нцевъ и воздаянiй. Можетъ быть и самые Святые, и особенно сподвижники наши, т, е., послушливые уже и теперь радуются и веселятся, смотря съ небесъ на ваше преуспѣ янiе: ибо каждый ликъ праведныхъ болѣ е любитъ своего, который подвизается для увеличенiя и преумноженiя наслѣ дованной ими части, дабы число ихъ увеличилось, и чтобы всѣ мъ вмѣ стѣ ликовать, воспѣ вая блаженную и Святую Троицу, Которой подобаетъ всякая слава, честь и поклоненiе, нынѣ, и присно, и во вѣ ки вѣ ковъ. Аминь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.