Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тора Мессии и будущее Закона






Вопрос о будущем Закона занимал рабби с давних времен. Иногда они спрашивали: «Тора, что будет с тобой?». [106]И далее, в Талмуде существует дискуссия о возможной классификации заповедей по их важности:

«Моисей дал 613 заповедей; из них 365 («Ты должен») соответствуют числу дней в году и 248 («Ты не должен») соответствуют числу костей, содержащихся в человеческом теле... Пришел Давид и сократил их до одиннадцати... Пришел Исаия и уменьшил их до шести... Пришел Михей и сократил их до трех... Вернулся Исаия и сократил их до двух... Пришел Аввакум и сократил их до одной, как написано (Авв.2: 4): “...Праведный своею верою жив будет”».[107]

Павел основывал свое учение об оправдании верой частично на этих словах Аввакума, когда писал: «В нем [в благовествова-нии Христовом] открывается правда Божия от веры в веру, как написано: “праведный верою жив будет”».[108]

Помню, как однажды в иерусалимском общественном парке я случайно наткнулся на одного своего знакомого, строителя из Йемена, которого я знал как человека глубоко верующего и хорошо знакомого с Писаниями. Я присел на скамью рядом с ним, и в процессе нашего разговора он рассказал мне, как он впервые прилетел в Израиль на «ковре-самолете» и как его отец сказал ему перед отлетом: «Сын мой, никогда не стремись к выполнению всех требований Закона в Израиле. Просто помни слова Аввакума о том, что праведные живут своей верой». Мудрый совет отца помог моему другу понять, что является основным в Законе.

Древние мудрецы, с одной стороны, отвергают мысль о том, что заповеди их отцов когда-то станут недействительными, однако, с другой стороны, иногда они подчеркивают, что Мессия даст Израилю новую Тору. РаМБаМ в 8-м и 9-м из своих 13 принципов веры констатирует, что «вся Тора была дана Моисею» и «Моисеева Тора никогда не будет отменена или заменена иным законом, к ней ничего не будет добавлено и из нее не будет исключено». Тем не менее, в своей работе «Декреты Царей»[109] он поясняет, что Царь помазанный, как Мессия, будет «сидеть на своем царственном престоле и писать Книгу Закона вдобавок к той Книге, которая была дана нашим отцам» и «Он заставит Израиль выполнять эти заповеди ». Новый Завет говорит скорее не об отмене Торы, а о ее «исполнении». Может быть, это то же самое, что имеет в виду Псикта Раббати, когда говорит, что «Тора будет обращена в ее первоначальное состояние»? [110] Иисус «понес» наказание, предусмотренное Законом, Своей искупительной смертью.

Согласно раввинистическому истолкованию, Мессия будет облечен такой властью. Ялкут Исаия констатирует, что «Святой, да будет Он благословен, воссядет (в Едемском саду) и начертает новую Тору для Израиля, которая будет дана им Мессией».[111] Даже пугающая мысль об «отмене» появляется в некоторых преданиях: «В будущем заповеди будут отменены». [112] В Мидраше Мехилты со времен таннаев, то есть с двух первых христианских столетий, мы находим заявление о том, что «в конце Тора будет забыта» [113]. Р. Шимон бен Елеазар, наиболее плодотворный в 170-200 гг. по Р.Х., заявляет: «Вот как это будет в дни Мессии; не будет более заповедей типа “ты должен,..”. “ты не должен...” (zechut ve-hovah)». [114] Клаузнер в своей книге «Мессианское предание в Израиле» объясняет, что «вполне естественно интерпретировать это так, что в дни Мессии Тора и заповеди потеряют свое значение». [115]

Раз мы понимаем историю искупления как другую эпоху (как это делают мудрецы, мы видели это выше), мы можем интерпретировать упоминания о 2000 годах Торы и 2000 годах, ассоциирующихся с днями Мессии, как более или менее взаимно исключающих — именно так, как Клаузнер и другие понимают это. На практике это означает, что во время мессианского века будут мессианские законы.

РаМБаМ настаивает на «естественном характере» мессианского века. Он пишет:

«Не питайте надежу, что естественный ход развития этого мира изменится в дни Мессии или что законы природы перестанут действовать. Нет. Мир будет следовать своим собственным курсом».[116]

Из этого напрашивается вывод, что мессианский век будет вполне обычным историческим периодом, во время которого Мессия будет править Своим духом над теми, кто верует в Него. Едва ли мудрецы считали, что Мессия будет жить эти 2000 лет. Пророчество Исаии о мире на земле, во время которого даже физический мир будет обновлен и где «волк будет жить вместе с ягненком» (Ис.11: 6), может, согласно мудрецам, относиться к 1000-летнему периоду «Субботы». Эта картина Субботнего века, на который мы бросаем пристальные взгляды сейчас и который обсуждается в раввинистической литературе, навевает мысли о видении Тысячелетнего царства в 20-й главе Откровения Иоанна, в которой фраза «1000 лет» появляется шесть раз. В христианском понимании настоящий Судный День, Новые Небеса и Новая Земля не появятся до тех пор, пока не произойдет всего этого. Не ссылается ли на что-то подобное Талмуд, когда говорит:

«Святой, да будет благословенно имя Его, не обновит Своего мира до тех пор, пока не истекут 7000 лет»? [117]

«Отмена Закона» — фраза, используемая некоторыми рабби, — породила серьезные последствия как для иудеев, так и для христиан. Конечно, существуют различия в акцентах между учениями Моисея и Христа, но оба они стремились исполнить неизменную волю Божью. Мидраш по Книге Екклесиаста говорит, что «Тора, которую человек изучает в этом мире, просто суета по сравнению с учением Мессии». [118] Ссылаясь на псалом 145: 7, соответствующий Мидраш говорит:

«“Господь разрешает узников...” Что означает это разрешение (освобождение) узников? Есть такие, кто говорит, что в будущем Святой сделает нечистых животных пригодными для употребления в пищу».[119]

Для обозначения «узников» еврейский Ветхий Завет использует здесь слово asurim — «запретное» — вместо обычного в таких случаях слова asirim, и это привело к дискуссии о запретной пище. Мы помним, как Иисус говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф.15: 11 и Мк.7: 19). Говоря так, Иисус провозглашает всю пищу «чистой» (пригодной для еды). Фактически, ветхозаветные ограничения, касающиеся пищи, подразумевают не столько осквернение тела. Например, в Книге Левит 11: 43-44, при упоминании о еде, на иврите дважды подчеркивается: «Не оскверняйте душ ваших...», eth naphshotechem. Говоря другими словами, это не только вопрос здоровья, но и эстетическая проблема.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.