Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы краеведческого исследования






Краеведческие исследования, как правило, охватывают вопросы, разрабатываемые другими географическими и обще­ственными науками. Понятно, что в краеведении используются и методические приемы этих наук. Однако при комплексном характере краеведения и его практической устремленности вырабатываются свои приемы исследования и картографиро­вания, обусловленные крупномасштабностью исследований.

Первый этап работы. Разыскание или изготовление карты. Исследовательская работа в краеведении начинается и закан­чивается картой. Решающую роль при этом играет масштаб карты. Он соответствует степени детальности изучения. Крае­веды обычно пользуются картами крупного масштаба, напри­мер 1: 200000, а для отдельных тем даже крупнее 1: 100000, 1: 50 000, 1: 25 000 и т. д. Такая карта помогает ориентироваться в окружающей местности, дает первоначальный материал для выявления ряда местных особенностей и служит для фиксации результатов изучения.

Территорию и границы микрорайонов краевед выбирает в соответствии со своими интересами и возможностями вести систематические повторные наблюдения и собирать материал. Это может быть малый или средний город, район или группа улиц и кварталов крупного города, промышленный микрорай­он, сельсовет или сельскохозяйственный микрорайон (колхоз, совхоз), санаторно-курортный микрорайон и т. д. Предметом изучения может быть и внутриобластной комплекс, выделяе­мый в процессе дробного экономического районирования, на основе итогов предварительных детальных исследований мел­ких и мельчайших ареалов.

Второй этап работы. Разыскание и изучение литературных, статистических, картографических, мемориальных и прочих материалов и документов (в том числе и отчетов работавших в районе научных экспедиций). Для этого следует использовать библиографические справки в своей районной или лучше в областной библиотеке. Можно самостоятельно найти сведения о книгах, журнальных и газетных статьях.

Ценные сведения можно извлечь, работая в архивах. На­ряду с разными документами здесь могут быть отчетные мате­риалы предыдущих исследований вашего края. Тут могут в какой-то степени помочь сотрудники в ближайшем или районном или даже областном краеведчес­ком музее; иногда такие сведения имеются в одном из институ­тов Академии наук СССР, в МГУ (в частности, в Музее земле­ведения), в московских центральных музеях (Историческом, Истории революции и т. п.), в Московском филиале Географи­ческого общества СССР и т. д.

Третий этап работы. Работа над письменными источниками может занять несколько лет кропотливого и настойчивого тру­да. И вы поступите разумно, если, не откладывая дело в даль­ний ящик, приступите к основному звену исследовательской работы — к походам и экскурсиям.

Экскурсии проводятся систематически, по заранее намечен­ным маршрутам, не один раз в году и не один год. Только тог­да у вас может получиться не «моментальный» снимок, а нечто динамическое, эволюционное.

В походах и экскурсиях ведутся и записываются наблюде­ния (объекты наблюдений фотографируются, народные песни, сказания и т. п. записываются на магнитофон), собираются вещественные и другие материалы и экспонаты (археологиче­ские, геологические, ботанические, этнографические, экономи­ческие и т. п.).

Экскурсии бывают двух родов:

а) отраслевые: природно-географические, исторические, этнографические, литературоведческие, искусствоведческие, архитектуроведческие и т. д. Их задача — изучить те объекты, которыми занимаются соответствующие науки и которые ха­рактерны для данного края;

б) комплексные краеведческие экскурсии — по отдельным частям края. В таких экскурсиях наблюдают или изучают со­четание и взаимообусловленность разных сторон истории и современной жизни края, его природно-географической среды, этнографических особенностей, экономики, культурно-просве­тительных учреждений и местных достопримечательностей.

Четвертый этап краеведческих исследований — обработка всех добытых материалов, результатов наблюдений и их обоб­щение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.