Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музейная






Знакомство с краем в этом случае основано на материалах экспозиций краеведческих и других музеев. Эта форма предполагает также сбор материалов и создание экспозиций краеведческих музеев.

В зависимости от целей и задач, а также масштабов исследования используются разные методы изучения края:

 литературный

 картографический

 архивный

 статистический

 экспедиционный (полевые наблюдения)

 археологические раскопки

 анкетирование

 встречи с ветеранами, участниками событий

 фото и киносъемка, зарисовки

 аудиозаписи

2.2. Организационные формы краеведения По организационным формам краеведение делится на государственное, общественное и школьное.

На государственном уровне координацией краеведческой деятельности занимаются управления и отделы культуры при местной администрации, исследованиями края занимаются научно-исследовательские институты, преподаватели и студенты вузов, государственные краеведческие музеи, библиотеки.

Общественное краеведение представлено Русским географическим обществом, объединениями краеведов: кружками, секциями, обществами, клубами. Наиболее значительными общественными организациями являются Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Общество охраны природы, Российский фонд культуры и др.

Школьное краеведение помогает изучению географии, истории, других дисциплин. А главное – прививает любовь к родному краю, приучает интересоваться историей, традициями, ценить своеобразие края.

Материалы, собранные краеведами, обрабатываются, хранятся и пропагандируются в краеведческих музеях, которые выполняют функции научно-методических центров.

2.3. Направления краеведения

Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края.

По хронологии краеведческие исследования могут охватывать длительные и конкретные исторические периоды, деятельность участников исторических событий.

Объектами исследования краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества.

Памятники истории можно разделить на 2 большие группы. К первой относятся документы (фотографии, кинокадры, статистические данные и т. п.), вещественные предметы (орудия труда, предметы быта, личные вещи, оружие, одежда и т. п.), памятные места, разнообразные сооружения (архитектурные, культовые, инженерные). Ко второй группе относятся памятники, созданные с целью увековечивания событий (монументы, обелиски, стелы, мемориальные доски и т. п.)

В задачи исторического краеведения входят исследование памятников и поиск новых, еще неизвестных. Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.

К основным видам историко–краеведческой деятельности можно отнести:

познавательный – приобретение знаний о крае;

преобразовательный – создание музеев, мемориальных досок, памятников, охрана их;

ценностно-ориентационный – осознание и оценка поступков, мотивов, значения деятельности исторических личностей, фактов и событий;

коммуникативный – развивает навыки общения, потребность поделиться полученными знаниями.

Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры. Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные объекты.

Определенная территория изучается по следующему плану:

1. Географическое положение

2. Рельеф

3. Климат

4. Гидроресурсы

5. Почвы

6. Растительный и животный миры

Экономическое краеведение. Основными объектами экономического краеведения являются:

 хозяйство края в целом, отдельные отрасли, предприятия;

 население края;

 населенные пункты.

Хозяйство края представляет собой совокупность его отраслей: промышленности, сельского хозяйства, жилищного и коммунального хозяйства, транспорта, связи, торговли, здравоохранения, просвещения, культуры и др.

Изучение экономики края требует исторического подхода, так как важно знать не только современное состояние хозяйства, но и причины возникновения различных его отраслей.

Население края характеризуется численностью, естественным движением, миграцией, социально-демографической структурой, расселением.

Населенные пункты делятся на городские и сельские. Все населенные пункты своеобразны. Задача экономического краеведения состоит в том, чтобы раскрыть своеобразие (характерные особенности истории, экономико-географического положения, природных условий и т.п.) поселения как составной части края.

Искусствоведческое краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к культурно-худо­жествен­ному населению.

Объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы:

 подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность;

 памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства или отраженные в их произведениях.

Искусствоведческое краеведение изучает произведения архитектуры, литературы, изделия народных промыслов и как источник знаний по истории и культуре края, и как источник знаний о самом искусстве.

Произведения архитектуры – памятники материальной и духовной жизни. Изучаются характерные для края архитектурные сооружения, местные строительные материалы и техника, назначения сооружений, причины возникновения и связь с историческими условиями.

Произведения народного творчества представляют особый интерес. Они связаны с бытом, образом жизни и трудом людей, дают возможность представить истоки и своеобразие местной культуры.

Искусствоведческое краеведение изучает:

 природные условия, экономику и хозяйство края, приведшие к возникновению народных художественных промыслов;

 специфику промыслов: материалы, технику, технологию;

 связи народного искусства с бытом, обычаями, культурными традициями;

 утилитарные и эстетические качества изделий, особенности их создания и использования;

 особенности развития современного народного искусства, традиции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.