Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное значение краеведения






Историческому краеведению в XVIII в. придается государст­венное значение. 13 февраля 1718 г. Петр I публикует указ, кото­рый предписывал: «Также, если кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными; также какие старые надписи на каменьях, желе­зе или меди, или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно — також бы приноси­ли, за что будет довольная дача».

Особое внимание было уделено древностям Сибири. 15 февра­ля 1721 г. был издан указ, в котором говорилось: «Куриозные вещи, которые находятся в Сибири, покупать сибирскому губер­натору, или кому где подлежит, настоящее ценою и не переплавливая, присылать в Берг и Мануфактур-Коллегию, а в оной, по­тому ж не переплавливая, об оных докладывать его величеству». В целях поощрения археологических поисков Петр I отдает особое распоряжение о вознаграждении за археологические на­ходки. Обращалось уже в то время внимание на фиксацию нахо­док в земле: «Один гроб с костьми принесть не трогая. Где найдутца такие, всему делать чертежи», — наказывал Петр I.

В начале XVIII в. прослеживаются и первые попытки государ­ственной реставрации памятников истории. Так, при посещении развалиндревнего города Булгара в Поволжье Петр I заметил, что последний сильно поврежден и повелел немедленно отправить к останкам разоренного города булгар несколько каменщиков с запасом извести для починки повреждений.

Замечательным представителем русского просвещения XVIII и был Василий Никитич Татищев (1686—1750). Видный государственный деятель, участник войны со Швецией, основатель Свердловска (Екатеринбурга), астраханский губернатор, он, наряду с интенсивной государственной деятельностью, занимался большой научной работой. Татищев создал многотомную «Историю Российскую с самых древнейших времен». Много исторических и этнографических сведений содержится в «Лексиконе Россий­ском» — первом энциклопедическом словаре России, над которым он работал в 1744—1745 гг.

Исключительный интерес представляет анкета, разосланная В. Н. Татищевым местным чиновникам для сбора историко-географических сведений. Первый раз эта анкета была разослана в 1734 г. и состояла из 92 вопросов. Во второй редакции 1737 г. она содержала уже 198 вопросов. В том числе в ней были вопросы, касавшиеся названий народов, их происхождения, прежней орга­низации власти, ремесел, семейных и правовых обычаев, обрядов, верований и т. п. Татищев требовал такта при опросе населения: «Сии все обстоятельства испытывать без принуждения, но паче ласкою и чрез разных искусных людей, знающих силу сих вопро­сов и язык их основательно... Остерегать же и то, чтоб кто... умысленно в поношении или хвастание чего лишнего не приба­вил, или истинного не убавил, дабы тем правости не повредил, понеже многие глупые люди лжами хотят себе честь или пользу приобрести, но в том всегда обманываются. Ответы на анкеты были использованы Татищевым в его историко-географических работах.

Крупнейший труд Татищева — «История Российская с самых древнейших времен». Один из первых в русской историографии он, отказавшись от господствовавшей в то время «божественной причинности» в событиях, попытался создать собственную перио­дизацию русской истории: господство единовластия (862—1132), нарушение единовластия (1132—1462), восстановление единовла­стия (с 1462).

В XVIII веке историографическое краеведение добивается значительных успехов, прежде всего в связи с организацией первых крупных академических экспедиций в различные края России с целью их детального изучения.

С 1517 года купцы Строгановы получили жалованную грамоту на устройство соляной варницы в Соли Вычегодской. Строгановы снаряжали экспедиции в Сибирь вплоть до Оби и далее, собирая данные о Сибири.

Устраивая заводы и рудники, промышленные люди России интересовались и прошлым края. И.И. Лепехин, побывавший на Урале в 1770 году, писал, что, по рассказам горных работников, тут находили «горные инструменты, как-то: кайлы, молотки и проч., сделанные из меди, также сумки, рукавицы, кости, деревянныя к укреплению штольн подпоры. Которую особливую имели твердость и, будучи брошены в огонь, зеленым пламенем горели со смрадным запахом». Велись специальные поиски древних разработок, и на их месте строились уральские заводы.

3. Потаенные «экспедиции»

Задолго до организации государственных научных экспедиций для изучения отдаленных краев и провинции России начали снаряжаться более многочисленные «потаенные» «экспедиции». Снаряжались они хуже, чем самые бедные правительственные, а иногда отправлялись в дальний путь вообще без снаряжения. Шли на восток поодиночке и группами. Однакороль этих «экспедиций» в изучении Урала, Сибири и окраин России велика.

Именноот простых русских людей, освоивших эти края, и знавшихязыки местных жителей, научные экспедиции получали новыесведения. Именно они служили информаторами и «толмачами» - переводчиками. Именно, благодаря им, научным экспедициям сравнительно быстро удалось собрать и систематизировать нужные сведения об Урале, Поволжье, Сибири, Кавказе.

Конечно, самодеятельная «краеведческая деятельность» не всегда приносила только пользу. С XVII в., например, массовым явлением стали грабительские раскопки. Пострадало много цен­ных памятников старины. Цель «бугровщиков» (раскопщиков мо­гильных бугров) —найти клад. Целые артели в Сибири отправля­лись на все лето в степь разрывать могильные бугры. По словам Г. Ф. Миллера, они хорошо знали, где есть золото, а где нет. Еще до раскопок «бугровщики» могли определить форму подземной конструкции — срубы из лиственницы, каменные сооружения и т. п. У них существовала своеобразная классификация надгробий: раз­личались «чудские» и «калмыцкие» могилы, «маяки», «сланцы» и курганы. Эти знания передавались научным экспедициям XVIII в. и помогли разработать исследовательский подход к памятникам археологии. Не случайно, ученые того времени, описывая сибирские древности, ссылались на сведения, полученные от «бугров­щиков».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.