Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тезисы в конспект






■ Личное, индивидуальное восприятие окружающей действительности фор­мируется с первых дней рождения, оно складывается в процессе воспи­тания и приобретения знаний, отражает социальную, культурную и духов­ную среду, в которой протекает жизнь человека.

■ Отношения в семье, возможность получения образования, уровень куль­туры и духовности определяют состояние защищенности личности и об­щества в информационно-психологической сфере.

 

3. Угрозы информационной безопасности

Связующими звеньями между матрицами социализации, обра­зовательной средой, пластами культуры и духовного окружения человека являются потоки информации. Именно потоки социаль­ной информации, которые, циркулируя в обществе, либо цемен­тируют его, обеспечивая поступательное развитие, либо разъеди­няют его, приводя к стагнации, упадку, кризису.

В обыденной жизни под информацией, как правило, понимают все, что несет на себе следы знаний, сообщений, сведений, данных, сигналов. В научной литературе можно встретить десятки попыток дать определение собственно информации. Преобладающим остается мнение, что в любой научной области и в прикладных сферах информация имеет «свое лицо» и выполняет свои функции.

В нашем случае необходимость углубления представлений о ссущности информации связана с тем, что все в большей мере люди получают представления об окружающей их реальности не из мира своих личных ощущений, а из образов, сформированных информационными технологиями.

Часто понятие информации связывают с рождением киберне­тики, с развитием технологий электросвязи, радиосвязи, техноло­гий передачи сообщений, данных. Однако сам термин «информа­ция» произошел от латинского слова «information», что на русский язык точнее всего переводится как «разъяснение».

Более того, к информации люди обращались еще в глубокой древности и использовали ее как инструмент воздействия, прежде всего в военном деле. До нас дошли наставления древнекитайско­го философа и военного деятеля Сунь Цзы (VI век до н.э.), которые сейчас выглядят как практические рекомендации по ведению информационно-психологической войны.

Из большого свода указаний приведем только некоторые:

•разлагайте все хорошее, что имеется в стане вашего против­ника;

•вовлекайте видных деятелей противника в преступные предприятия;

•подрывайте престиж руководства противника и выставляй­те его в нужный момент на позор общественности;

•разжигайте ссоры и столкновения среди граждан враждеб­ной вам страны;

•подстрекайте молодежь против стариков;

• сковывайте волю воинов противника песнями и музыкой;

•делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов;

•посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы допол­нить дело разложения;

•будьте щедры на предложения и подарки для покупки ин­формации.

В истории развития человечества можно встретить огромное количество примеров того, как информация выступала в качестве инструмента воздействия в военных операциях, в дипломатической боте, в разведке и контрразведке, в борьбе с преступностью и в преступной деятельности. Психологическое насилие как инструмент управления ситуацией применяется столько времени сколько существует человек с его психологическими и эмоциональными реакциями.

Однако в далеком прошлом люди могли влиять друг на друга только в процессе непосредственного общения, оказывая действие на своих собеседников при помощи слов, жестов, мимики.

Сегодня способы воздействия на человеческое сознание гораздо разнообразнее, действеннее и изощреннее. Накопленн тысячилетний опыт психологических воздействий, а главное настоящее время созданы специальные технологии общения, взаимодействия и управления людьми на расстоянии.

С развитием печати, средств массовой информации, с создани­ем электросвязи, изобретением радиосвязи информация начинает выполнять роль инструмента воздействия на огромные массы лю­дей. Это ярко проявилось в революционных движениях в начале прошлого XX века.

Так, одна из наиболее успешных акций по формированию со­циал-демократической партии в России была осуществлена имен­но в информационной сфере. Она состояла в создании газе­ты «Искра», которая печаталась за границей, подпольно ввозилась и распространялась в России.

Именно эта газета и другие многочисленные печатные издания, изощренно, а часто и предвзято показывая наиболее негативные стороны реальности, настраивали массы людей на стремление к революционным переменам. Власти Российской Империи в пол­ной мере понимали опасность печатного слова и всеми возможными силами и средствами боролись против распространения нелегальной агитационной литературы.

В современной России, которая возникла после распада Совет­ского Союза, в первые годы информационно-психологические сферы общества, а значит, и личности и государство в целом оказались открытыми для любых деструктивных воздействий. Последствия этих воздействий — резкое снижение уровня духовности и культуры, рост преступности, криминализация общественных от­ношений, десятки тысяч беспризорных детей, миллионы нарко­манов, десятки миллионов алкоголиков, подрыв генофонда, со­кращение сроков жизни, уменьшение населения страны со ско­ростью более полумиллиона человек в год.

С незащищенностью нашей информационно-психологической сферы мы сталкиваемся на каждом шагу.

В средствах массовой информации, например, сообщалось о так называемых психологических экспериментах в школах. Группы псевдопсихологов брались учить детей под музыку и благовония. При этом без всякого контроля со стороны органов образования или медицины детям на подсознательном уровне внушались раз­нообразные догматы оккультных учений.

В результате у школьников появились бессонница, ночные кошмары, устойчивые расстройства психики, вплоть до попыток суицида. Незащищенность информационно-психологической сферы современного общества проявляется в активизации деятельности множества религиозных сект, во все увеличивающемся рынке оккультных услуг (вплоть до объявлений о физическом ус­транении соперниц или конкурентов колдовскими приемами), в криминальных воздействиях средств массовой информации (культивирующих насилие), в агрессивной рекламе, в образах поп- культуры (стимулирующих наркоманию, алкоголизм, сексуальную распущенность), в криминальных психологических манипуляци­ях (жертвами которых стали десятки миллионов обманутых вкладчиков в 90-е годы и тысячи так называемых «инвесторов» уже в сегодняшние дни).

Воздействующая роль информации в полной мере показала себя в многочисленных войнах, столкновениях и политических конфликтах, которыми был насыщен XX век. Военные кампании во все времена сопрвождались информационно-психологическим обес­печением. Информационные воздействия оказывались как на противников, так и на союзников. Информационно-психологическая поддержка, как правило, требовалась и своим вооруженным силам на всех уровнях военной иерархии — от рядовых до генералов.

Информационно-психологическое обеспечение военных действий часто предопределяло ход военных кампаний

Хрестоматийным примером масштабной военно-политической информационно-психологической операции, увенчавшейся ощутимым успехом, можно считать те листовки, которые в огромных количествах сбрасывались на германские окопы. Содер­жание этих листовок составляли письма немецких военнопленных, находящихся в английских концентрационных лагерях. Благодаря изобретенной и применяемой в те годы только в Англии офсетной печати, копии этих писем изготавливались весьма тщательно, цвет бумаги и чернил соответствовал оригиналу. Немецкие солдаты зачастую принимали эти листовки за оригиналы писем и пересылали по почте родственникам, т.е. в глубь Германии. Письма не подвергались никакой литературной обработке, просто осуществлялся их тщательный отбор. Чтобы получить в достаточном количестве нужные письма, были созданы специ­альные лагеря, которые отличались хорошим питанием и обра­щением с военнопленными. Этим же пленным давали возмож­ность читать социал-демократическую литературу, которая ком­прометировала высшее военное и политическое руководство страны и которая, естественно, была запрещена в Германии. Ре­зультаты такой акции были весьма эффективны. К концу войны немецкие солдаты начали в массовом порядке сдаваться в плен к англичанам, в то время как сопротивление на французском фрон­те продолжалось.

Будущее в развитии представлений об информации связано с Глобализацией. Именно глобализация информационной сферы открывает реальные возможности управления как коллективным, так и индивидуальным сознанием населения целых регионов Земли. То, что было заложено в неосуществленных проектах 30— 40-х годов прошлого века, пришло к нам с новыми поколениями компьютеров, развитием телекоммуникационных сетей, техно­логий воздействия на сознание, обходящих его защитные функ­ции.

Сейчас становится очевидным, что значительная часть появля­ющихся информационных технологий изначально предназначена именно для перестройки сознания. Обратимся еще раз к образу фантастической матрицы, когда окружающая реальность моделируется через ее запрограммированное восприятие. Действительно, влиять на сознание людей оказывается значительно эффективнее (в том числе и в узко коммерческом смысле), чем на традиционные материалы. Так, выгоднее убедить человека, что ему нужен именно этот продукт (мыло, шампунь, зубная паста), чем создавать что-то новое.

■ Перестройка системы ценностей и восприятия людей приносит качественно большие дивиденды чем переделка косной материи.

■ Если раньше производственные технологии были направлены на транс­формацию неживой материи, то по мере информатизации они все больше перестраиваются на изменение живого общественного сознания, в том числе и общественной культуры.

■ Человеческое общество впервые за всю историю своего существования вплотную и в массовом порядке занялось собственным преобразованием, которое стихийно и с кажущейся хаотичностью ведется сегодня практи­чески по всем направлениям.

Информация, таким образом, не только определяет матрицу индивидуальных ощущений, восприятий, мыслей, эмоций, переживаний каждого человека, она является еще и инструментом, которым осуществляется преобразование человечества.

Вступив в свой триумфальный поход как атрибут социальной жизни и фактор воздействия на умы человечества (через агитацию и пропаганду в революционные годы начала XX века), пройдя че­рез формализацию логико-математических моделей и семантичес­ких концепций, получив колоссальный импульс развития в кибер­нетике, теориях связи и управления, выполнив функцию интегра­ции гуманитарных, технических и естественно-научных знаний, обогатив и дав импульс философской мысли и, наконец, встретив информационную революцию с ее везде проникающими техноло­гиями, сама информация возвращается «на круги своя». В начале XXI века собственно информация в ее функциональном значении скромно уходит в тень, прячась за порожденные ею технологии и продукты, и старается «не засвечиваться» в качестве основного и наиболее эффективного инструмента воздействия на формирование как индивидуального, так и массового сознания членов современного общества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.