Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фоновая информация






Реактивность и ресурсность отражают сущностные качества информации и ее значение в природе и социальной жизни. Одна­ко, если обратиться к проблеме информационных воздействий и представить информацию уже непосредственно как инструмент воздействия, если попытаться оценить возможности современных технологий управления сознанием, а главное, понять механизмы вторжения в подсознание, то окажется, что существует еще одна проекция информации.

Обратим внимание на то обстоятельство, что многое из того, что нас окружает, что мы видим, слышим, чувствуем, ощущаем, может не вызывать у нас никаких сознательных, инстинктивных или рефлекторных реакций, т.е. не порождать никакой реактивной информации.

Встречающиеся на нашем пути объекты могут не представлять для нас никакой ресурсной информации, если мы, например, и прохаживаемся в библиотеке среди стеллажей книг или даже их листаем, будучи погруженными в свои мысли. Окружающая реаль­ность предстает в качестве некоторого информационного фона, на котором разворачиваются события жизни.

Но почему фона информационного?

Потому, что в той среде, которая доступна для восприятия, про­исходит отражение многообразия всего существующего мира, а главное, потому, что самые коварные «информационные удары» мы получаем именно из этого фона.

Дело в том, что с помощью органов чувств — зрения и слуха — наш мозг может фиксировать то, что не контролирует сознание, мы можем вспомнить увиденное и услышанное, пережить ощущения, которые не были зафиксированы и проконтролированы ранее. Заметим, что именно на этих свойствах психики основаны техно­логии скрытного тестирования, технологии кодирования и зомбирования, использующие, скажем, эффект «двадцать пятого кадра». Специально подобранные изображения, длительность которых составляет '/25 секунды, вставленные в компьютерную программу, сознанием не фиксируются, однако они изменяют реакцию чело­века, нажимающего на кнопки компьютера, настолько, что выяв­ляются все черты его характера и склонности: от доброты, поря­дочности и человеколюбия до насилия, суицида, убийства.

Если в киноленту, движущуюся со скоростью 24 кадра в секунду, был вмонтирован 25-й кадр со скрытой рекламой кока-колы, то после просмотра фильма продажа этого напитка в прилегающих к кинотеатру ларьках возрастала на 30%. При этом зрители ника­кой рекламы не видели. Информация о кока-коле входила в созна­ние, минуя его защитные функции, что оказывалось намного более эффективным, чем многократный просмотр рекламных роликов.

Таким образом, наряду с реактивной и ресурсной можно выде­лить еще и фоновую информацию. Фоновая информация может порождать реактивную, если, например, попадающие в поле зре­ния явления привлекают внимание и вызывают интерес. Фоновая информация может служить и необходимым источником инфор­мационных ресурсов, если удается выявить связи на первый взгляд в несвязанных обстоятельствах, что в свою очередь может привес­ти к открытию в науке, сыграть решающую роль в оперативной работе или следственной деятельности.

Главное же, именно посредством некоторой фоновой инфор­мации мы получаем или случайные (неосознанные впечатления, которые будут вспоминаться и приносить или удовлетворение, или беспокойство), либо целенаправленные (видеоряд со встроенными быстротечными картинками, музыка с наложенной, нефиксируемой сознанием ключевой фразой: «голосуй за М.») воздей­ствия, которые нас поражают, могут вызывать психические реак­ции и запрограммированные действия, иметь лечебный эффект (кодировать от алкоголизма, наркомании, клептомании, суицида) или наносить вред здоровью, вплоть до летального исхода.

■ Фоновая информация отражает бесконечное многообразие мира в до­ступной для восприятия среде.

■ С помощью органов чувств фоновая информация может воздействовать на сознание, минуя его защитные функции.

■ Если реактивная информация позволяет объектам живой природы аде­кватно реагировать и отвечать на внешние воздействия, ресурсная ин­формация фиксирует и транслирует следующим поколениям опыт выжи­вания, то фоновая информация включает тончайшие механизмы адапта­ции и в конечном итоге служит выживанию за счет «подстройки» к постоянно меняющейся среде обитания или социального окружения.

Введя понятия реактивной, ресурсной и фоновой информа­ции, можно представить некоторую трехмерную систему коорди­нат, в которой в ходе эволюции, в процессе социального разви­тия, в самых разнообразных жизненных ситуациях информация отражается на своих основных проекциях. В этих проекциях ин­формации решаются задачи, стоящие перед коллективами и кор­порациями, возникающие в отношениях между людьми, в столк­новении с окружающей реальностью и с тем, что находится за ее пределами.

Оперирование понятиями «реактивность», «ресурсность» и «фоновость», т.е. понятиями, отражающими сущност­ные стороны информационных взаимодействий, позволяет в но­вом свете рассмотреть самые разнообразные проблемы современ­ности, особенности той или иной деятельности и даже взаимоотношения между людьми в повседневной жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.