Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реактивная преступность






При исследовании реактивной составляющей преступности необходим анализ природных, социальных и духовных качеств человека. Однако, если по поводу социальных условий и причин преступности сказано немало, о «повреждениях» духовности еще больше (в течение многих веков), то биологическая природа че­ловека остается основной загадкой, несмотря на объявленную расшифровку генома человека и достижения современных био­технологий.

По данным обстоятельных исследований (Ли ДА. Преступность в структуре общества. — М., 2002.) , в каждой достаточно представительной группе или сообществе можно выделить 5—6% индивидуумов, которые будут наделены как «низменными» каче­ствами характера, так и некоторыми «возвышенными» личност­ными проявлениями. Здесь-то и встает проблема выявления и обезвреживания потенциальных преступников, насильников, са­дистов, убийц, грабителей, проявляющих особую жестокость.

Рассматривая триаду: «зарождение потенциального преступни­ка», «формирование преступных качеств личности» и, наконец, «реализация индивидуума как преступника», B.C. Овчинский в своей работе «Криминология и биотехнологии» представляет ее по аналогии с триадой В.П. Эфроинсона (рождение, формирова­ние и реализация гения) в единстве биосоциальных и социобиологических проблем.

Обратившись к исходным понятиям ресурсной и реактивной информации, заметим, что, действительно, с рождением, а скорее уже с зачатием человек получает в генах тот индивидуальный объ­ем, структуру и содержание ресурсной информации, которая будет определять всю его последующую жизнь. Однако, находясь еще и утробе матери, плод реагирует на внешние воздействия, которым подвергается и вынашивающая его мать, и он сам (ни для кого не секрет, как по-разному складываются судьбы желанных и неже­ланных детей). Находясь в утробном состоянии, человек форми­руется не только на основе заданной генетической ресурсной ин­формации, но и на основе реактивной информации, которая воз­никает на различных структурных уровнях формирования тканей, органов и, наконец, мозга под влиянием внешних воздействий.

В отличие от других живых существ, жизненный цикл которых предопределен полученной от родителей генетической ресурсной информацией и в минимальной степени зависит от среды обита­ния, очевидно, что человек никогда не станет собственно челове­ком, если не пройдет путь социализации. В формировании чело­века как личности уже с момента зачатия и особенно в младенчест­ве определяющую роль играет реактивная информация, которая образуется в его сознании под влиянием окружающей среды, усло­вий жизни, общения, обучения, воспитания.

Обобщая мысли великого русского философа XIX века Н.Ф. Федорова, который писал: "... о человеке и нельзя сказать, что он создание природы, напротив — он есть результат именно недосоздания», B.C. Овчинский в уже упоминавшейся работе развивает мысль о человеке «недоделанном» («недосозданном»): «... если ге­нетически одаренный ребенок вырастает среди волков, то Шекспиром или Моцартом он уже не станет. Он останется Маугли или " недоде­ланным " человеком».

Таким образом, если представить комплексный подход к про­филактике преступного поведения, т.е. реактивной составляющей преступности, то он должен включать три основных компонента:

(1) генетическую профилактику, направленную против зарождения потенциального преступника,

(2) медико-социальную профилак­тику, направленную против формирования преступных наклон­ностей как воспитательными, так и современными медикаментоз­ными мерами коррекции поведения и становления личности и

(3) собственно социальную профилактику тех преступлений, ко­торые могут быть совершены в процессе реализации определенных негативных личностных качеств.

Последний, третий уровень профилактики вполне очевиден, он опирается на огромные пласты исторических традиций. На различ­ных стадиях общественного развития, в различных социокультур­ных средах накоплен огромный опыт превентивных мероприятий по борьбе с преступностью. Этот опыт может быть востребован и реализован на базе современных достижений информационных технологий.

■ Комплексный подход к профилактике преступного поведения должен включать три основных компонента:

- генетическую профилактику зарождения потенциального преступника;

- медико-социальную профилактику формирования преступных наклон­ностей;

- социально-правовую профилактику реализации криминальных личност­ных порывов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.