Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Информационный подход к преступности






1.Реактивная информация

Если отойти на время от принятых правовых, технических, фи­лософских и других бытующих представлений об информации и задуматься о том, как же она возникает, то несложно представить, что новая информация, или собственно информация, рождается в сознании человека как отражение, а точнее, как реакция на нечто увиденное и услышанное.

В служебной деятельности информация может «всплыть» в про­цессе обработки и анализа имеющихся данных или поступающих сведений. Она рождается в результате размышлений, логических умозаключений, игры воображения.

Но следует помнить, что механизмы возникновения информа­ции имеют корни, залегающие неизмеримо глубже тех знаковых отношений, которые присущи человеческой деятельности.

Обобщая результаты исследований информационных процессов и взаимодействий на различных уровнях жизни, можно утверж­дать, что информация возникает в биологических системах в про­цессе реакций на внешние воздействия. Наличие реакций на внешние воздействия является сущностным качеством всех без исключения объектов живой природы.

Объектами живой природы являются отдельные клетки (или в организме, или выделенные для опытов), простейшие организмы, растения, животные, люди. К объектам живой природы можно от­нести и целые группы: стаи животных, косяки рыб, колонии насе­комых, скопления растений, популяции, биоценозы, сообще­ства.

Испытывая те или иные воздействия, они стремятся адекватно на них реагировать. Для того чтобы распознать, почувствовать зна­чимость или опасность воздействия, у объекта должны «включить­ся» определенные механизмы его интерпретации.

Объект живой природы не просто как-то расшифровывает, де­кодирует, распознает или понимает оказываемые на него воздей­ствия, а именно интерпретирует их для себя с определенной целью.

Это происходит в первую очередь с целью защиты и самосохра­нения, а может быть, с целью извлечения для себя возможной пользы. Здесь и рождается собственно информацияв процессе целевой интерпретации тех воздействий и взаимодействий, кото­рые сопутствуют жизни на всех ее уровнях.

В социальной жизни информация также рождается как реак­ция на происходящие события или на сообщения о них. Услы­шав сообщение о том, что «террористы захватили самолет с за­ложниками и требуют освобождения из заключения своих спо­движников», сторонний наблюдатель, живущий вдали от развивающихся событий (в другой стране, на другом континен­те), может подумать, что в мире не все спокойно, нет стабиль­ности. Родственники пассажиров, находящихся на борту захва­ченного лайнера, будут крайне взволнованы серьезной опаснос­тью, угрожающей их близким. Руководители авиакомпании будут озабочены неизбежностью финансовых расходов и воз­можной потерей самолета. Наконец, члены террористической организации, находящиеся в заключении, узнают о том, что на свободе остались дееспособные сподвижники, прикладывающие усилия для их освобождения.

Можно и далее развивать мысли, насколько по-разному отне­сутся к этому сообщению руководители спецподразделений, кото­рым предстоит операция по освобождению заложников, руково­дители аэродромных служб безопасности, несущие ответственность за проникновение террористов на борт самолета, сотрудники правоохранительных органов, которым предстоит «усиление» режима службы, и т.д.

В данном случае получается так, что одно и то же сообщение для каждой категории людей приносит разную информацию. Более того, несложно представить, что собственно информация рожда­ется как результат целевой интерпретации полученного сообщения и, главное, информация возникает в процессе индивидуальной реакции на происходящее событие.

Существует бесконечное число примеров, как люди, выходя из лекционного зала, возвращаясь с концерта, расходясь после ми­тинга или покидая совещание, оказывались далеко не едины в сво­ей оценке услышанного и увиденного. Обратившись к повседнев­ному опыту, нетрудно сделать вывод, что каждый «слышит, что ему слышится» и «видит, что ему видится».

Итак, информация возникает как необходимый элемент реакций на воздействия, которые испытывают объекты живой природы и объекты социума на всех уровнях жизни и организации.

Таким образом, складывается представление о некотором сущ­ностном качестве информации, которое можно обозначить как реактивность, или о некоторой реактивной информации.

Реактивная информация может проявляться и оцениваться как мера активности отражения внешних воздействий, если речь идет о биологических объектах и системах.

В процессе эволюции выживали те объекты живой природы, которые более активно реагировали на внешние воздействия, эф­фективно отражая или обращая их в свою пользу.

В социальной жизни реактивная информация может оцени­ваться как мера адекватности восприятия происходящих собы­тий. Она проявляется в принимаемых решениях, действиях, поступках, являясь генератором социально-психологической энергии.

Более того, получение именно реактивной информации, т.е. информации крайне необходимой «здесь и сейчас», является целью многих видов деятельности и, в первую очередь, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной.

■ Возникновение информации обусловлено реакциями на внешние воздей­ствия.

■ Рождение информации составляет необходимый элемент реакций на воздействия, которые испытывают объекты живой природы, социума на всех уровнях жизни.

■ В социальной жизни появление реактивной информации связано с целе­вой интерпретацией происходящих событий или сообщений о них.

■ Реактивная информация может оцениваться как мера активности отра­жений внешних воздействий или как мера адекватности восприятия про­исходящих событий.

■ Реактивная информация проявляется в принимаемых решениях, дей­ствиях, поступках.

■ Получение реактивной информации является целью многих видов дея­тельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.