Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая, физиологическая готовность воспринимать знания выражается в желании ребенка, в его явном интересе. Это и только это является сигналом к действию для родителей.






Как я уже говорил, первую серьезную книгу я прочитал добровольно только в девятнадцать лет. Нет сомнения, что мое нежелание читать труды таких выдающихся писателей, как Толстой, Достоевский, Тургенев базировалось на неосознанном протесте против диктата, против раз и навсегда отлитых в бронзе формулировок, вдалбливаемых учителями в наши несчастные школьные головы.

Я полюбил читать только когда смог выбирать книги самостоятельно, без указующего перста. Совершенно случайно в моих руках оказались «Диалоги» Платона – беседы с Сократом. Лежа на железной кровати в палате с зарешеченными окнами (дело было в военном госпитале) я с наслаждением, слово за словом впитывал знания мудрых о мире, о жизни, о человеческой сущности, о путях постижения. Это была сложная для меня книга, но факт самостоятельного выбора плюс моя природная склонность к аналитике сделали то, чего не удалось за много лет сделать школе. Я открыл для себя мир книг.

Чтение хорошей книги для меня сродни беседе с интересным человеком. Ведь, выбирая книгу, мы ищем то, чего лишены в текучке жизни – общения с лучшими умами – поэтами, писателями, историками, специалистами, знающими о своем предмете куда больше, чем мы или наши знакомые. Процесс чтения для меня – это элемент непрерывного познания и развития. Я не бросаю развивать себя ни на минуту. Можно сказать, что обучение и развитие являются для меня главным смыслом жизни.

 

Не так давно мне довелось встретиться со своими одноклассниками. Многие из них были примерными учениками, некоторые – круглыми отличниками, окончившими школу с золотыми медалями. Из-за постоянных спортивных сборов и соревнований я месяцами не посещал занятий и не мог угнаться за ними в учебе. Я искренне гордился дружбой с отличниками, восхищался ими – они были лучшими в школе, а потом и в институте. Когда кто-нибудь из них блестяще выступал перед классом с докладом, я с робкой завистью смотрел на него, как на недосягаемую звезду.

И что же, спустя годы, я увидел?

Я был потрясен. Люди, которыми я восхищался, с которых брал пример, превратились в серые, унылые личности. Их ничего не интересует. Пьянка, гулянка, баня, в лучшем случае рыбалка или охота – и все. И когда я стал рассказывать им о последних достижениях в мире в области науки, философии, бизнеса, они слушали меня, как завороженные, и... ничего не могли сказать в ответ. Я ощущал себя инопланетянином, прилетевшим из другого мира.

В чем же была причина этой пугающей метаморфозы?

Мои друзья перестали читать книги, перестали развиваться.

И дело не только в чтении, книгах. Человек так устроен, что если он развивает себя, он живет. Если мы перестаем развиваться, мы деградируем, стареем, умираем. Но верно это только наполовину. Потому что дух человека не может стареть. Стареть, увядать, как стареет, увядает животное или растение, может только наше тело. Но наш интеллект, дух, память не связаны с нашим возрастом, наоборот, стремление к новым знаниям напрямую связано с молодостью. Это проявляется даже внешне: чем больше человек учится, чем больше стремится к познанию, тем моложе он становится, тем лучше он выглядит.

Есть заблуждения, которые распространили и укоренили в нашем сознании бездельники и лентяи. Например, такое: чем человек старше, тем хуже у него память, способность размышлять, что почти всех с возрастом поражает так называемый старческий склероз.

Глупость несусветная! Приведу примеры.

Мой близкий друг и учитель, четырежды доктор наук – физики, химии, истории и экономики Владимир Борисович Толстогузов является одним из ведущих биохимиков планеты. Сегодня ему восьмой десяток, но он настолько молод духом, обладает настолько ярким, гибким юношеским интеллектом и мощной памятью, что все, кто знаком с ним, независимо от возраста, дружно ему завидуют. Несмотря на свой возраст, он сегодня закончил глобальные научные исследования на такие важные для человечества темы, как зарождение жизни на Земле, иммунная система, проблема рака, проблема питания на планете.

Я смотрю на него и вижу – передо мной сидит юноша, его глаза излучают энергию, молодость, необыкновенный свет. Я перед ним преклоняюсь.

Другой пример.

В 1996 году мне срочно потребовалось выучить английский язык. Я нашел одного из лучших преподавателей в Москве и стал у него учиться. Мне было тридцать три года. Вторым учеником у этого преподавателя был директор Института российской истории РАН Андрей Николаевич Сахаров. Ему было за семьдесят. Ему предстояло сделать важный международный доклад на конференции с Папой Римским. Это было незабываемо – видеть, как человек, пронизывающий своими мыслями, знаниями и опытом многотысячелетнюю историю человечества и пишущий каждый месяц по книге, учится старательно и усердно, словно школьник. И более того, получает от этого неподдельное удовольствие!

Еще один пример.

Мой любимый и самый почитаемый русский святой Сергий Радонежский. Человек, отказавшийся от неограниченной власти. Дмитрий Донской уговаривал его возглавить Русскую православную церковь, стать Патриархом, но он отказался. Он занимался внутренним развитием, служил Богу, молясь далеко в глухом лесу. Когда вокруг него объединились другие монахи и обитель разрослась, в какой-то момент возник спор: кто главнее? Сергий Радонежский не стал тратить ни минуты на этот вопрос, он молча встал и ушел дальше в лес, чтобы совершенствоваться.

Будучи в преклонном возрасте, Сергий Радонежский достиг такого уровня духовности, что мог на расстоянии видеть происходящее. Во время Куликовской битвы, находясь в нескольких десятках километров от нее, он поименно поминал богатырей, погибших в эту минуту. Он видел сражение, словно сам был его участником. Перед битвой к нему пришел Дмитрий Донской с витязями. Своим благословением Сергий Радонежский вдохновил на победу все русское войско.

О чем говорят эти примеры?

Один человек в преклонном возрасте становится полуживотным, способным только на удовлетворение примитивных потребностей. Порой, когда едешь в автобусе или в метро, страшно и больно смотреть на лица таких людей, отмеченных печатью глупости и деградации. Другой достигает логической вершины человеческого развития. Сергий Радонежский в преклонном возрасте был духовным наставником, учителем всей России, и не имел представления ни о склерозе, ни о других старческих заболеваниях.

Почему так происходит?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.