Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс принятия управленческих решений.






Процесс принятия управленческих решений носит циклический характер. Основным элементом каждого процесса принятия решений является проблема. Проблема – это несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному, т.е. несоответствие цели или результата деятельности.

  Разработка решений и их оценка
  Принятие решения
Выявление факторов влияющих на решение
  Появление проблемы
Выработка плана действий по устранению проблемы составляет сущность процесса принятия решения. Этапы процесса принятия решения:

 

 

Это самая простоя идеальная схема принятия решений, которая предполагает, что процесс представляется бой прямоточное движение от этапа к этапу: после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к её возникновению происходит разработка решений, из которых выбирается лучшее. Количество рассматриваемых вариантов зависит, прежде всего, от имеющихся в распоряжении работников времени, ресурсов и информации. Одновременно с разработкой вариантов производится их оценка. Окончательное решение принимается путём выбора лучшего из тех вариантов, которые были подготовлены и рассмотрены в запланированный период времени.

Тема: планирование в системе менеджмента.

Сущность и функции планирования на предприятии.

Планирование – это разработка и корректировка планов, включающее предвидение, обоснование, конкретизацию, описание деятельности хозяйствующего субъекта на ближайшую и отдалённую перспективы.

В плане предельно чётко и подробно указываются: цель деятельности предприятия и его структуру, количественно выраженное системой установленных показателей с указанием конкретного вида выпускаемой продукции и характера работы, средства достижения целей, методы и сроки увязки средств и целей, этапы и сроки выполнения работ, исполнители планов по срокам и видам работ, методы, этапы и средства контроля выполнения планов.

Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности выполнения всех производственных операций; это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов.

С помощью планов, которые всегда устремлены в будущее, на перспективу распределяются ресурсы: материальные, трудовые, финансовые и природные. В плане предприятия с одной стороны содержатся задания на перспективу для каждого работника, а с другой стороны –предписания для руководителей об управленческих решениях, которые они должны поэтапно принимать, помогая коллективу достичь поставленной цели.

Система планирования приносит наибольшую отдачу и выгоду предприятию при выполнении следующих правил:

· Пунктуальная обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана.

· Наличие сплошного непрерывного учёта, контроля, корректировки выполнения планов.

План отличается от прогноза тем, что он не гипотеза, не предположение, а чёткая схема с заданием. Хозяйственные планы обычно содержат набор показателей, которые должны быть достигнуты в результате осуществления этих планов.

Система планов предприятия и их взаимосвязь.

Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план – это набор инструкций для менеджера, описывающих какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения цели фирмой.

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, который можно разделить на следующие элементы:

· Стратегический план (генеральный план фирмы) – составляется на 5 и более лет вперёд.

· Общий фирменный план, составленный в продолжение стратегического плана и определяющий главные задачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития.

· Оперативные планы организаций:

Ø Общефирменные планы текущей деятельности (хозяйственные планы, планы прибыли) – рассчитываются, как правило, на 1 год.

Ø Текущие планы подразделений, в том числе бюджеты – дополняют общефирменные планы текущей деятельности.

· Помимо планов результатами процесса планирования являются программы и проекты.

Планы действия любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как оборонительные. Наступательные планы предполагают развитие организации:

· Производство товаров и услуг

· Рынки сбытов

· Завоевание конкурентного превосходства.

Наступательные планы обычно есть у крупных, обладающих высоким экономическим потенциалом фирм.

Средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются оборонительными планами, нацеленными на удержание своих позиций на рынке и предупреждения банкротства фирмы.

План развития организации являясь выражением наступательных планов включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности.

Чаще всего план развития оформляется в виде бизнес-плана.

Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план. Он включает в себя рекомендации, по избавлению от ненужных организации элементов, т.е. таких элементов, которые создают препятствия на пути её развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низко рентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность или отдельные организационные единицы.

 

Состав систем технико-экономических показателей планов должен отражать экономические, социальные и технические задачи, осуществляемые на предприятии в плановом периоде. Показатели должны сочетать интересы коллектива и руководства. Все виды планов содержат ряд показателей, которые в зависимости от их видов делятся:

· Количественные – отражают абсолютную величину ресурсов, участвующих в производстве и результат производства.

· Качественные – выражают относительные величины, характеризующие экономический, технический, организационный уровни производства и его эффективность (себестоимость, производительность труда, фондоотдача, рентабельности и т.д.).

· Натуральные показатели планов – характеризуют ресурсы производства и полученный результат в натуральном или вещественном выражении (штуки, литрвы, метры, килограммы и т.д.). К натуральным показателям относят и условно-натуральные показатели: в ряде случаев при выпуске определённой продукции, но в различных объёмах упаковки или расфасовки используют условно-натуральные показатели (туб, погонные метры).

· Стоимостные показатели – выражают объём производства разнородной продукции, уровень производительности труда в стоимостном или денежном выражении. Используют при многономенклатурном производстве, при широком ассортименте продукции. Универсальными показателями объёма выпуска продукции являются стоимостные показатели.

· Трудовые показатели – в ряде случаев объём работ планируется в трудовом выражении (человек\час, норма\час), но используется только при нормировании. Где можно установить трудоёмкость.

· Директивные показатели – это показатели, устанавливаемые вышестоящими органами, которые обязательны для выполнения.

· Расчетные (справочные) показатели – рассчитываются при составлении планов или изымаются из специальных справочников.

Методы планирования в условиях труда.

Планирование и прогнозирование являются важнейшими составными частями при изготовлении на предприятии и без них вряд ли возможна успешная работа предприятия. Устраняется неопределённость, внимание сосредотачивается на главных задачах, осуществляется экономическая функция, облегчается последующий контроль. Планирование необходимо для облегчения возможности учёта всех внутренних и внешних факторов, обеспечивающих благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации. Планирование предусматривает разработку комплексов мероприятия, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учётом максимально эффективного использования всех ресурсов предприятия.

В отечественной практике применяются различные методы планирования на предприятии:

· Балансовый метод – наиболее широко используется при планировании на народно-хозяйственном уровне. Он состоит в выявлении и увязке объёма производства и потребления, спроса на продукцию, наличия ресурсов для её выпуска. При использовании этого метода составляются следующие виды баланса:

Ø материальный баланс, в частности баланс топлива, энергии, оборудования, строительных материалов и т.д.

Ø трудовые – баланс рабочей силы.

Ø Финансовый баланс – денежные доходы и расходы, бухгалтерский баланс, кассовый план.

· Нормативный метод (метод технико-экономического обоснования) – в процессе его использования применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоёмкость, нормы численности, нормативное использование машин и оборудования, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов, топлива и т.д.). Этот метод следует использовать только при условии наличия прогрессивной нормативной базы, т.е. когда нормы и нормативы корректируются с учётом планированных мероприятий по внедрению новой техники и технологии.

· Программно-целевой метод – используется при планировании научно-технического прогресса. Он сквозной (от идеи до завершения), т.е. задаётся конечная цель и разрабатывается программа её достижения.

· Метод планирования по технико-экономическому фактору – применяется, в основном, при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития.

· Расчётно-аналитический метод - т.е. при разработки плана учитывается достигнутый уровень за предыдущий период с возможными изменениями в плановом периоде.

· Графический метод – это составление планов с помощью графиков и диаграмм. Этот метод позволяет обеспечить наглядность процессов планирования и использования оптимизации разработанных планов.

· Экономико-математический метод – предусматривает широкое использование при разработке планов современных достижений математики и ЭВМ. Этот метод используется лишь в определённых случаях: для того чтобы рассчитать оптимальный заказ, период заказа и т.д.

· Социологически метод – используется в основном в сфере обслуживания.

В настоящее время не существует никакой строгой, официально утверждённой методологии по составлению планов экономического развития предприятия.

Тема: Стратегическое планирование.

Стратегия – это генеральная программа действий или общий комплексный план предприятия, устанавливающий приоритеты проблем, ресурсов и последовательность шагов для обеспечения осуществления миссии и достижения стратегической линии организации.

Стратегическое планирование – это процесс формирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий организации для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. В условиях рыночной экономики когда предприятие рассматривается как открытая система необходим учёт как внутренних факторов, т.е. возможностей, так и в первую очередь, внешних факторов, т.е. воздействие потребителей, конкурентов, рынков сбыта и т.д.

Существует 2 определения, характеризующих процесс перспективного планирования:

· Долгосрочное планирование - основывается на экстраполяции сложившейся тенденции развития, т.е. построение планов от прошлого к будущему. При этом все прошлые закономерности и структурные характеристики переносятся на будущее развитие.

· Стратегическое планирование

Отличительным признаком стратегического планирования является построение планов от будущего к настоящему. Особое место отводится анализу перспектив предприятия, задачей которого является тех тенденций, опасностей, возможностей и отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившуюся тенденцию.

Первый подход (долгосрочное планирование) характерен для планирования производства продукции, находящейся в стадии развития и отличающийся стабильностью технологических процессов и характеристик.

Второй подход (стратегическое планирование) эффективен для процесса обновления продукции, создания новых производств и реорганизации существующих.

Стратегическое планирование – это итеративный, т.е. повторяющийся процесс определения стратегических целей развития предприятия, разработки стратегий по достижению поставленных целей и распределения необходимых для этого ресурсов.

Процесс стратегического планирования можно представить в виде следующей схемы:

 

 


Процесс планирования сложен, т.к. вследствие наличия обратных связей между разными этапами разработка каждого из них может повторяться несколько раз. Сложность процесса планирования определяется содержанием каждого этапа, требующего проведения большого объёма исследовательских работ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.