Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Городская реформа 1870 г.






Городская реформа 1870г. была проведена на основе Городового положения, принятого 16 июля 1870 г.Положение предусматривало создание следующей системы органов городского самоуправления: городское избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Споры между думой и управой разрешал губернатор.Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов (на право торговли, на содержание трактиров, постоялых дворов и т. д.), о приобретении городской недвижимости, ведении местных хозяйственных дел и др. Выборы в Городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости. В соответствии с ними все городские избиратели делились на три группы, каждая из которых избирала треть состава городской думы. Избирательным правом обладали лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями, и другие мелкие собственники, занимающиеся промыслами, торговлей и т. п. Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Голосование было тайным.Создание новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-промышленном развитии го-родов, системе здравоохранения и народного просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни. Вместе с тем органы городского самоуправления, как и земские органы, находились под постоянным контролем государственных административных и полицейских учреждений.

 

 

46. Судебная реформа 1864 г. – общая характеристика.

Система судоустройства России до середины XIX в. строилась в соответствии с Учреждением о губерниях 1775 г. Судебные функции осуществляли как сложная система сословных судов, так и административные органы. В судопроизводстве продолжала использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложены на полицейские органы.Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство различных сословий, и 20 ноября 1864г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы: 1.Учреждения судебных установлений; 2.Устав уголовного судопроизводства; 3.Устав гражданского судопроизводства; 4.Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

 

Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация. Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения. Для замещения прокурорских должностей кандидат должен был отвечать ряду требований (политическая благонадежность и т. д.).Судебной реформой учреждались: 1.адвокатура (присяжные поверенные) — для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе; 2.нотариат — для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение и т. д.

 

 

47. Судоустройство по «Учреждению судебных установлений» 1864 г.

Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ.Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов.Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде являлись: жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным.К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назначаемые императором по представлений министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд требований: имущественный и образовательный ценз, стаж работы, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела.Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели.Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и др.преступления).Судебные палаты учреждались по одной на несколько губерний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — гражданского и уголовного, которые возглавляли председатели. При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные.Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов гос-ва, а также судом первой инстанции по делам особой важности.

 

48. Судопроизводство по «Уставу уголовного судопроизводства» 1864 г.

Осн.принципы судопроизводства: публичность и гласность процесса, устность, состязательность, свободная оценка доказательств на основе внутреннего убеждения судьи.Уголов.процесс строился на след.принципах: 1.никто не может быть наказан без суда.2.презумпция невиновности.3.отделение власти судебной от обвинительной.4.вынесение только оправдательных или обвинительных приговоров.5.участие общественности в рассмотрении угол.дел6.обеспечение обвиняемому права на защиту. Окружной суд с участием присяжных заседателей состоял из двух коллегий: 1.трех коронных судей.2. двенадцати присяжных заседателей. Присяжными могли быть русские подданные 25-70 лет не состоящие на гос.службе в правоохранит.и судебных органах, непорочные по суду.Временные комиссии уездных земских собраний составляли общие списки присяжных, которые утверждались губернатором и публиковались в местной печати.Эти же комиссии составляли списки присяжных призываемых в текущем году.Присяжные могли призываться к исполн.своих обязанностей только раз в год.Они приводились к присяге, имели право на осмотр доказательств, могли задавать вопросы.После открытия суд.заседания зачитывался обвинит.акт и выяснялся вопрос о признании подсудимым своей вины, затем суд приступал к суд.следствию.Допрашивались потерпевшие, свидетели обвинения и защиты.Далее шли прения сторон и последнее слово подсудимого.После чего суд определял вопросы, подлежащие разрешению при вынесении приговора.Присяжные удалялись в совещательную комнату, где выносили свой вердикт, на основе которого суд определял меру наказания в соответствии с законодательством.

 

49. Судопроизводство по «Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» 1864 г.

Мировые судьи осуществляли судопроизводство в упрощенной форме, которая состояла из словесного разбора.Рассмотрение дела и вынесение приговора могло осуществляться немедленно.Поводами к началу процесса явл: 1.жалобы частных лиц.2.сообщения полицейских и др.административных властей.3.усмотрение мировым судьей преступных действий.Сведения полученные из доноса или анонимно, а также явка с повинной не явл.поводом к началу процесса.Мировые судьи сами осущ.отдельные следственно-розыскные функции, производили осмотры, обыски, освидетельствования. Судопроизводство носило устный и гласный характер(кроме дел о преступлениях против семьи и женской чести).Суд.разбирательство включ.в себя: 1.оглашение мировым судьей материалов дела и выступление обвинителя.2.допрос свидетеля обвинения.3.допрос обвиняемого.4.допрос свидетеля защиты.5.предоставление последнего слова обвиняемому.Приговор выносился без предварительной постановки вопросов, предусмотренных в общем судопроизводстве.При вынесении приговора судья руководствовался своим внутренним убеждением.Таким образом, особенностями уголов.судопроизв-ва в мировых судах явл.: 1.отсутствие разделения следствия на предварительное и судебное.2.возможность возбуждения дела по усмотрению судьи.3.сокращение процессуальных сроков и возможность немедленного рассмотрения дела.Особенностями гражданского судопроизводства в мировых судах явл.: 1.допустимость устной формы заявлений и ходатайств.2.расширение круга лиц, которые могли быть поверенными в мировом суде.3.обязанность по склонению сторон к примирению.4.возможность отсрочки взыскания в случае отсутствия у стороны наличных средств.

 

 

50. Полицейская реформа 60-х – 80-х г.г. XIX в.

Развитие капиталистических отношений увеличило кол-во совершаемых преступлений и привело к необходимости реформ в полиции.Из ее компетенции было изъято предварительное следствие и передано в ведение судебных сдедователей.Была объединена земская и гор.полиция.Были созданы единые уездные полицейские управления во главе с исправниками, назначаемыми губернатором.В губернских городах создавались самостоятельные полицейские управления или конторы.С конца 70-х гг.проводится второй этап реорганизации полиции.Были учреждены должности урядников в сельской местности и коннополицейская стража в городах.Полиция в уезде состояла из след.должностных лиц: исправник, становой пристав, урядник, сотские, десятские.В крупных городах создавались сыскные отделения.Было ликвидировао Третье отделение, его дела были переданы Департаменту гос.полиции, к которому позднее присоединяется Департамент исполнительной полиции.В компетенцию Департамента гос.полиции входили след.вопросы: охрана обществ.порядка, дознание и следствие по гос.делам, орг-ция и надзор за деятельностью полиц.органов, охрана гос.границы, выдача паспортов идр.

 

51. Военная реформа 60-х – 80-х гг. XIX в.

Поражение в Крымской войне 1853—1856гг. показало полную непригодность вооруженных сил России.Начало военной реформе было положено в 1864 г.: был сокращен срок службы рекрутов до 15 лет, улучшено техническое оснащение армии и т. п. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась.1 января 1874 г. был принят Устав о воинской повинности. Вместо сословной рекрутской повинности вводилась всеобщая воинская повинность для всего мужского населения. Призыв на военную службу проводился ежегодно по жребию среди лиц, достигших 21 года. Не вытянувшие жребий зачислялись в ополчение и участвовали только в учебных сборах.Срок службы для пехотинцев устанавливался в 6 лет, для моряков — 7 лет. Отслужившие зачислялись в запас: на 9 лет — для лиц, проходивших службу в сухопутных войсках, и на 3 года — для проходивших службу на флоте. Для лиц, получивших высшее образование, срок действительной службы сокращался до полу-года, среднее образование — до полутора лет.Офицерский корпус комплектовался лицами, получившими специальное образование в военных или юнкерских училищах и, как правило, принадлежавшими к дворянскому сословию.В 1863—1864 гг. с созданием новых пограничных округов, подчинявшихся военно-окружному управлению во главе с командующим войсками военного округа, была упорядочена пограничная служба.В результате реформы вооруженные силы России превратились в армию буржуазного типа, сохранившую, однако, некоторые феодальные пережитки (дворянский офицерский корпус, система обращения офицеров с солдатами, телесные наказания и др.).

 

52. Контрреформы 80-х – 90-х гг. XIX в.

Контрреформы 1880— 1890гг. в России— это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60—70-х гг. 19 в.

 

Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране при посягательствах против государственного строя или безопасности отдельных лиц состояния усиленной или чрезвычайной охраны. При этом вся полнота власти передавалась генерал-губернатору, расширялись права полиции и жандармерии, ограничивались права граждан, применялись карательно-репрессивные меры против правонарушителей и т. д.В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации.Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции: осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления, руководство полицией, надзор за деятельностью волостных судов и др.Кандидаты на должность земского начальника должны были соответствовать ряду требований: иметь высшее образование, стаж работы, высокий имущественный ценз, звание потомственного дворянина. В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации — губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось.В 1892г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии.Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Усиливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления.Для малых городов Положением устанавливалось «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту.С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии. В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием с нота с участием сословных представителей.В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведен дела о печати, в 1874 г. из ведения общих судов — дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. — дела противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суд В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.