Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сертификация систем качества. Появление сертификации производств и систем обеспечения качества является тенденцией к предотвращению ошибок исполнителей






 

Появление сертификации производств и систем обеспечения качества является тенденцией к предотвращению ошибок исполнителей, дефектов и несоответствий выпускаемой продукции. Несоответствие готовой про­дукции связано с ошибками производственного процесса, а поэтому не­обходимо предупреждать ошибки производства. Однако, как показала жизнь, ошибки производственных процессов происходят из-за несоот­ветствий системы качества предприятия (или полного ее отсутствия).

Великие гуру качества Дж. Джуран и Э. Деминг считали, что от 85 до 98% ошибок определяется системой, а не исполнителями. Раз так, то нужно оценивать, прежде всего, всю систему, в частности систему обеспе­чения качества. Если она соответствует определенным требованиям, то появляется уверенность в том, что и готовая продукция будет соответ­ствовать требованиям к ее качеству. Таким образом, сертификация системы качества (реально работающей, а не просто документированной) дает гарантию правильного изготовления продукции. Успех этой идеи очень сильно зависит от того, как составлены требования к самой систе­ме обеспечения качества.

Международные стандарты ИСО серии 9000 находятся в этом случае на пересечении двух направлений развития менеджмента качества и пра­ва потребителя на информацию о качестве продукции. Собственно стан­дарты так и построены. ИСО-9001, ИСО-9002 и ИСО-9003 – это модели для различных видов сертификации, т. е. требования к системе обеспече­ния качества, а ИСО-9004 – это руководства по построению систем ме­неджмента качества и определенных их элементов.

В начале 80-х годов, когда идея сертификации систем обеспечения качества была успешно апробирована в Англии на основе британских стандартов BS 5750, еще трудно было предвидеть, какой масштаб разви­тия она получит. Сейчас можно сказать, что международные стандарты ИСО серии 9000 оказались выдающимся явлением. В мире к середине 1999 г. более 300 тыс. предприятий сертифицировали свои системы каче­ства; естественно, еще большее количество используют их, так как неко­торые компании, внедряя эти стандарты, ограничиваются лишь деклара­циями об их внедрении. Это, например, популярно в Германии. Масш­табы распространения стандартов ИСО серии 9000 свидетельствуют об их востребованности мировой экономикой, а также отражают размах процессов глобализации экономики.

Концепция принципа распределения приоритетов (ПРП)

 

Принцип распределения приоритетов не получил столь массового признания, как все предыдущие концепции, показанные на рис. 1.1.2. Тем не менее, он закреплен в российских стандартах [44, 46–48], и на ос­нове ПРП разрабатывается система международных стандартов ИСО [84].

Автор не считает нужным лукавить и надеется, что разработанные им, его учениками и коллегами А. В. Глазуновым, М. И. Розно, А. Б. Мак­саковым, Е. П. Кочетковым и другие подходы займут свое место в ряду перечисленных выше. Безусловно, что входной и выходной контроль, сертификация продукции и систем качества применяются совместно и будут сосуществовать еще очень долгое время, ибо ни один из под­ходов в отдельности не дает полной уверенности потребителю в том, что покупаемая продукция полностью соответствует заданным требова­ниям.

В связи с этим возникает задача оптимального формирования затрат на входной и выходной контроль и сертификацию систем качества. Это и позволяет осуществлять концепция ПРП, описание которой приводит­ся в разд. 2.3. Здесь подчеркнем, что отношения поставщик – потреби­тель относительно любых видов контроля качества строятся на основе имеющейся у потребителя информации о качестве приобретаемой продукции. Подобная информация может включать [83–86, 88, 37, 132, 182, 183]:

• результаты, полученные в процессе производства;

• данные по системе статистического управления процессами (SPC), в том числе оценки возможностей процессов;

• данные выходного контроля поставщика;

• историю качества поставок;

• оценку репутации поставщика;

• данные входного контроля;

• результаты аудитов систем качества и производств как первой и второй, так и третьей сторон, в том числе наличие сертификата соот­ветствия системы качества требованиям стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9003, либо отраслевым стандартам QS-9000, TL 9000, ТУ 16949, GMP и т. п.

Общая направленность ПРП такова. Начинать отношения (при отсут­ствии достоверной информации о качестве продукции) необходимо с до­статочно больших объемов выходного и входного контролей качества. Далее по мере увеличения доверия – уменьшать и затем снимать вход­ной контроль, переходя к оценке (сертификации) систем качества, по­степенно уменьшая объемы выходного контроля.

В пределе, при росте доверия к качеству продукции поставщика, ПРП позволяет отказаться как от входного, так и от выходного контро­ля, акцентируя внимание на результатах контроля продукции в процессе производства, в том числе на результатах SPC (контрольные карты, диаг­раммы Парето и т. п.), а также на сертификации системы качества тре­тьей стороной как наиболее дешевой схемы оценки системы качества. Таким образом, ПРП является интегрирующей схемой, которая позволя­ет оптимально выстроить отношения поставщик–потребитель с точки зрения обеспечения качества.

Наши дискуссии с зарубежными коллегами, в том числе с японскими учеными, показали, что концепция ПРП полезна прежде всего для раз­вивающихся стран, где качество продукции невысоко, а механизмы взаи­моотношений между поставщиками и потребителями не отлажены, но в то же время динамично развиваются в сторону их улучшения.

Для Японии ПРП менее актуален, так как там поставщики и потреби­тели работают на уровне полного или почти полного доверия. Однако японские специалисты отмечали пользу ПРП для них в тех случаях, ког­да поставщиками японских компаний являются представители Китая, СНГ, Индии и других развивающихся стран.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.