Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что дальше? Мы рассмотрели основные тенденции развития ТQМ в XX в






 

Мы рассмотрели основные тенденции развития ТQМ в XX в. На по­роге следующий, XXI век. Какие концепции менеджмента качества нас ждут?

 

Время пророков прошло и прогнозировать будущее – чаще всего занятие неблагодарное. Однако некоторые осторожные оценки попытаться сделать можно.

Первое. По-видимому, основная концепция TQM будет еще долго со­храняться как ориентир развития предприятий, организаций и, может быть, политических структур и администраций различного толка. Осно­вой такого прогноза является то, что в TQM концентрированно выраже­ны цели, альтернативы котором трудно представить. Некоторые авторы говорят, что цели долгосрочного успеха могут стать неадекватными тур­булентным процессам бизнеса в XXI в., что предприятия будут создаваться на короткое время и закрываться после достижения целей. Речь идет о предприятиях-проектах, т. е. созданных под проект. Скорее всего, это будут малые компании. Возможный путь, и его предстоит исследо­вать и понять.

Второе. В отношении большинства средних и крупных компаний TQM представляется интегральной общей концепцией успешного разви­тия фирм.

TQM является, по существу, открытой рамочной концепцией, объеди­няющей многие другие вопросы, функции, методы и концепции менед­жмента и поглощающей в себя все новые идеи менеджмента, например, «точно вовремя» (JIT), «канбан», бенчмаркинг, структурирование функ­ции качества (ОРО), различные методы мотивации и другие, которые могут рассматриваться и как самостоятельные концепции.

Однако TQM занял позицию агрегирующей концепции нового менед­жмента и, наверное, по праву, ибо философия качества, при всей размы­тости этого понятия, отражает растущую сложность мира бизнеса и обще­ственных отношений, требующую некоего общего подхода, позволяюще­го получить ориентиры, не растеряться и не стать циником в атмосфере сгущающейся сложности, способной разрушить ясные ценности и при­оритеты предыдущих поколений. Наверное, поэтому гуманистические, в том числе нравственные, ценности стали заметной частью TQM.

Некоторые авторы отмечают квазирелигиозный характер TQM [159]. Наверное, с ними надо согласиться, если признать, что религия – это способ выражения и продвижения в массы нравственного закона. Поэтому и язык (образы, притчи, истории), и технология продвижения TQM в виде ритуалов, флагов, лозунгов, гуру, апостолов будут заимствовать у религии ее приемы. Можно по-разному к этому относиться, но, по-ви­димому, это неизбежно. Как неизбежны и попытки использовать TQM только как средство манипулирования персоналом. Они опасны, и будут нужны специальные усилия по их разоблачению.

Будущее TQM зависит также и от привычки людей менять ключевые слова, когда предыдущие потеряли свои ценности, оказались затертыми, девальвированными. Возможно, что на базе и месте TQM возникнет дру­гая концепция, претендующая на общность подходов, например, это мо­жет быть бизнес-совершенство.

Людям нужны свежие идеи, и им часто продают свежие слова, отража­ющие старые идеи. Так, скорее всего, и будет, но сегодня потенциал TQM и способность оставаться свежим у TQM достаточные на многие годы.

В статье «Стандарты и TQM на пороге XXI века» [161], отражающей результаты проекта международной академии качества, Норман Бюргесс пишет, что признанной целью TQM остается стремление все большего комплекса различных компаний к бизнесу мирового класса (World Class’ Business). Он же считает, что будущее TQM – в концепциях «совершен­ство бизнеса», включающих:

• самооценку;

• измерение характеристик (бизнеса);

• баланс интересов различных групп, заинтересованных в результатах деятельности;

• человеческий фактор;

• бенчмаркинг;

• индексы удовлетворенности потребителя;

• реинжиниринг процессов.

В той или иной степени эти концепции будут обсуждаться, однако каждая из них требует специального изложения.

Коллеги автора – известные специалисты в области менеджмента ка­чества Ю. П. Адлер, И. В. Аронов, В. Л. Шпер – опубликовали интерес­ную работу под названием «Что век грядущий нам готовит? Менеджмент XXI века – краткий обзор основных тенденций» [3]. Рассмотрим эту концепцию более детально.

Таблица 1.1.1

Эпоха, тип производства
Факторы Земледелие Ранняя индустриальная, ремесленное Поздняя индустриальная, массовое Постиндустриаль­ная, щадящее или рачительное
Критиче­ский фактор экономического преимущества Земля   Труд   Капитал   Информация Знания Человек
Особенности экономического окружения     Автономность   Линейность   Однонаправленность. Отсутствие национа- льных экономик   Неразвитые потребности   Отсутствие макроэкономических сдвигов Нелинейность   Многонаправленность. Национально замкнутые экономики     Относительная устойчивость потребностей   Отрицательное влияние макро- экономических сдвигов Хаотичность   Глобализация экономики   Неопределенность и изменчивость потребностей   Положительное влияние макроэкономических сдвигов (новые возможности)
Принципы организации производства   Физиче­ское и экономическое принужде­ние   Экономическое при­нуждение   Разделение и коопе­рация труда   Материальное стимулирование за конечный результат Должностная иерархия от управления   Разделение фун­кций управления   Разделение процессов планирования и исполнения Интеллектуаль­ное сотрудничество     Сетевая кооперация     Интеграция планирования и исполнения
        Последовательные процедуры Материальное стимулирование за выполнение должностных инструкций Параллельные процедуры Виртуальное производство, материальное стимулирование по затратам рабочего времени
Принципы управления   Индивидуальная ра­бота или малые (семейные) группы   Мастерские, профессиональные гильдии, начальные мануфактуры Власть хозяина   Вертикальные структуры (единоначалие) Функциональная специализация Власть должности Распорядительность и контроль Реактивность Сосредоточение на проблемах повышения эффективности производства Сетевые структуры прямого взаимодействия Виртуальные коллективы   Фокус на потребителя Проектное управление   Мотивация творчества Поддержка самообучения организаций

Ее авторы отмечают главный признак менеджмента XXI в. – переход к новой социально-экономической формации, ключевыми словами ко­торой являются «качество», «знания (информация)», «человек». Это глу­бокое наблюдение, позволяющее понять TQM как отражение нового подхода к организации производства и общественных отношений. В сфере производства происходит переход от массового производства, характерного почти для всего XX в., к новому, которое получило назва­ние «щадящее или рачительное производство» (lean production) [201]. С помощью данных табл. 1.1.1 можно сопоставить характеристики раз­личных типов производств, характерных для соответствующих эпох.

Принципы щадящего производства включают [201]:

• командную работу;

• постоянный обмен информацией;

• эффективное использование всех видов ресурсов и исключение от­ходов и потерь;

• непрерывное совершенствование.

При этом по сравнению с массовым производством удается примерно вдвое (!) сократить:

• затраты человеческого труда на предприятии;

• производственные площади;

• инвестиции;

• время на технологическую подготовку и инженерное сопровождение производства;

• время на разработку новой продукции.

Сопоставление ремесленного, массового и щадящего (рачительного) производств по основным определяющим параметрам представлено в табл. 1.1.2.

В определенном смысле происходит возврат к ремесленнику, мастеру, изготавливающему конкретное изделие под конкретного заказчика (на­пример, рыцарские доспехи, камин или часы), но возврат происходит на новом технологическом уровне, позволяющем, не теряя производитель­ности, характерной для массового производства, выполнять требования на уровне качества, характерном для мастеров прошлого.

Таблица 1.1.2

Факторы Производство
ремесленное массовое рачительное
Степень разде­ления труда   Собственник, менед­жер, изготовитель – одно лицо Собственник, менед­жер, изготовитель – разные лица Собственник, менед­жер, изготовитель – разные лица
Квалификация рабочей силы Высокая Низкая Высокая
Организацион­ная структура   Плоскостная, гибкая, децентрализованная Вертикальная, жесткая, централизо­ванная Горизонтальная, гибкая, командная
Адаптивная способность Высокая Низкая Высокая
Использование ресурсов Рациональное Нерациональное Рациональное
Оборудование Непроизводительное, общего назначения для всех операций Высокопроизводите­льное, узкоспециали­зированное, трудно переналаживаемое Высокопроизводите­льное, широко спе­циализированное, легко переналаживае­мое
Отношение к потребителю Изготавливает имен­но то, что нужно по­требителю Изготавливает то, что может, и уговаривает потребителя, что это именно то, что ему нужно Изготавливает имен­но то, что нужно по­требителю

 

В сфере производственных сношений происходит перемещение от жест­ких административных структур к гибким, основанным на использовании человеческих ресурсов.

В ситуации, когда положение на рынке лучше всего характеризуется словами «изменчивость в условиях острой конкуренции», когда от орга­низации требуется невиданный ранее динамизм, главными словами по отношению к людям становятся «вовлеченность», «соучастие», «предан­ность». Как же этого добиться? Ответом на этот вопрос служит «мотива­ция». Мы обсудим понятие «мотивация» в гл. 1.5.

Отметим здесь, что дело не сводится только к деньгам, и даже глав­ным образом не к деньгам. Существуют не менее сильные мотиваторы. Одни из самых важных среди них – доверие и сотрудничество. Доверие проявляется прежде всего в глубоком делегировании полномочий и наде­лении ответственностью.

Обучение всех сотрудников в новой парадигме становится обязатель­ным элементом деятельности организации. Такое обучение предполагает систематическое использование принципа «трех китов»: теории, отраслевого опыта и внутреннего опыта, накапливаемого в процессе произ­водства и постоянно осмысливаемого ради совершенствования.

Обучение становится формой жизни. Средние расходы американских компаний на обучение составляют около 1, 4% фонда заработной платы (в компании IBM около 5%, в компании Xerox – около 4%). Существуют прогнозы, согласно которым в таких компаниях, как Motorola, у каждого сотрудника к 2010 г. на обучение будет уходить около месяца ежегодно.

Человек – существо творческое. Поэтому важно, чтобы у него не было бездумной механической изматывающей работы. Компании, кото­рые хотят добиться успеха в бизнесе, уже не могут относиться к своим рабочим как к «винтикам» в сложной обезличенной машине. Если от производственников требуется, чтобы они проявляли максимум усилий в сложной обстановке конкуренции, то рабочие должны ощущать себя полноправными партнерами в общем деле. Осознание руководителями предприятий этого факта неизбежно приведет к усилению социальной ориентации технико-экономического преобразования производства, со­зданию новой техники с учетом особенностей взаимодействия человека с ней. Один из аспектов такой гуманизации связан с формированием куль­туры безопасности как в сфере производства, так и в обществе в целом.

В сфере построения организационных структур происходят также зна­чительные изменения. Прежде всего они относятся к представлениям о размерах компаний. С одной стороны, всегда существовала тенденция к укрупнению организаций. У большой организации больше ресурсов раз­ного рода, сильнее влияние и т. д. С другой стороны, малые фирмы на практике оказались гораздо более гибкими. В них нет обюрокрачивания технологий и процедур принятия решений. Комбинирование достоинств больших и малых структур с учетом специфики деятельности приводит к формированию структур, построенных по семейному принципу: мате­ринская компания – дочерние и внучатые компании.

Такие структуры позволяют сделать производственные (теперь малые по численности) подразделения хорошо управляемыми с ориентацией на успех в бизнесе и концентрировать при необходимости нужные ресурсы для новых проектов и инвестиций.

Рынок с его жесткостью понуждает к пересмотру традиционно слож­ных отношений в развитых странах между организацией и ее поставщи­ками. Важно разрушить представление о противоречивых интересах по­ставщика и потребителя. На самом деле они совпадают. Чем дешевле по­ставки сырья, тем дешевле могут быть цены на TQM рынке, где работает покупатель, т. е. у его клиентов. Тогда он получает возможность вытес­нить своих конкурентов и расширить рыночную нишу. Как только это случится, он увеличит заказ своему поставщику, поскольку ему теперь надо производить больше продукции. Так начинается установление дол­говременных партнерских подлинно взаимовыгодных отношений под лозунгом: «Вместе сделаем – вместе выиграем».

 

Рис. 1.1.13. Внешние взаимоотношения организации

 

Взаимоотношения вне организации показаны на рис. 1.1.13. В общем виде любая организация имеет показанное здесь окружение. Очевидно, что все группы будут удовлетворены тогда и только тогда, когда потребитель заплатит организации за произведенную продукцию столько, что у нее после уплаты отчислений обществу (государству), акционерам, соб­ственникам и поставщикам останется достаточно средств для собственных нужд. Одним из выводов, выявленных происходящей сейчас НТР, оказа­лось то, что наиболее эффективным средством достижения такого резуль­тата оказывается повышение качества в широком смысле этого слова. Речь идет не только о качестве собственно продукции, а о качестве организации в целом, т. е. о качестве ее взаимодействия с окружающим миром, функци­онирования и управления, а также о качестве жизни ее сотрудников.

Далее авторы работы [3], проводя анализ реинжиниринга и основных тенденций современного менеджмента, приходят к заключению, что практически все основные тенденции укладываются в идеологию и кон­цепцию TQM.

С этим согласен и автор. Скорее всего, TQM еще юн, и ему предстоит долгая и интересная жизнь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.