Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. История развития принципов управления качеством уходит в глубину веков






 

История развития принципов управления качеством уходит в глубину веков. Еще в XVIII в. до н. э. вавилонский царь Хаммурапи заложил ос­новы ответственности за качество продукции, написав свод законов, впоследствии названный Кодексом Хаммурапи. Согласно этому кодексу, «строителя, если тот построит дом и сделает свою работу непрочно, из-за чего построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину жили­ща, должно убить; если погибнет сын хозяина дома, должно убить сына строителя; если погибнет достояние, строитель должен возместить все, что погубил» [150 (§ 229, 230, 232)]. Эти чрезмерно суровые законы впервые заложили принципы ответственности производителя за каче­ство своей продукции. Уже при строительстве египетских пирамид ис­пользовался контроль размеров каменных блоков. Дошедший до наших дней рисунок с изображением инспектора, измеряющего размер блока, стал логотипом американского Института качества им. Джурана (рис. 1.1.1).

Дальнейшая история строительства, архитектуры, развития техники дает прекрасную иллюстрацию надежности качественных конструкций, как в отечественной, так и в зарубежной истории. Здесь очень интересна книга д-ра Дж. Джурана [178], в которой прослеживается история разви­тия принципов управления качеством.

Однако до XX в. была характерна индивидуальная сборка изделий, а качество составляющих деталей было связано лишь с конкретным изде­лием, возможности замены деталей не было, взаимозаменяемость отсут­ствовала. Известен случай, когда Петр I, будучи на одном из металлурги­ческих заводов, приказал разобрать 10 одинаковых замков, перемешал детали и предложил собрать замки заново, в результате чего было собра­но лишь 4 замка. Основной метод управления качеством основывался на совершенствовании личного мастерства с использованием схемы работы по вертикали «мастер – ученик». Роль мастера как учителя и сейчас ве­лика в Европе и США. Будучи во Франции и зайдя как-то в часовню, принадлежавшую одной ветви французской королевской семьи, автор обратил внимание на то, как с приближением XX в. падало мастерство скульпторов. Если в XVI–XVII вв. они умели передать фактуру ткани – даже мокрое мраморное покрывало казалось действительно мокрым, то массовое производство оказало разрушительное влияние на качество и мастерство скульпторов. Фактически вся история качества XX в. – это тернистый путь возвращения к вершинам качества, достигнутым древни­ми мастерами.

На рис. 1.1.2 показан так называемый «квадрат качества» – таблица, в которой сделана попытка установить основные, самые крупные этапы истории менеджмента качества и сертификации в XX в. По вертикальной оси рассматриваются ступени развития основных концепций менед­жмента качества. По горизонтальной оси – стадии развития права по­требителя на информацию о качестве для гарантии соответствия продук­ции определенным стандартам качества [83].

В современной литературе по качеству различают понятия менедж­мент качества (Quality Management – QM) и обеспечение качества (Quality Assurance – QA). Обеспечение качества является частью менедж­мента качества и направлено на создание уверенности потребителя в со­ответствии качества установленным требованиям. В русском языке сло­восочетание «обеспечение качества» вызывает несколько иные представ­ления, однако в контексте менеджмента качества нужно четко подчерк­нуть правильный смысл указанных слов. В английском языке слово «assurance» очень близко к слову «insurance» – гарантии и иногда ис­пользуется в этом смысле [58–60].

 

«Квадрат качества» – очень важная иллюстрация для данной книги. По существу, это – крупномасштабная карта, развернутая во времени и позволяющая лучше понять задачи российских предприятий и организа­ций при освоении ими концепций TQM.

Начнем рассмотрение с вертикальной оси. В данной главе мы остано­вимся лишь на главных моментах, рассмотрим карту с «высоты птичьего полета». Более подробно некоторые вопросы истории рассмотрим далее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.