Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Геометрия качества






 

Всеобщее качество, или TQM, – массовые концепции. Осваивая их, компании стараются вовлечь в движение ко всеобщему качеству весь персонал. Успех возможен, если найден образный доступный массам язык изложения этих концепций. Почти все гуру качества использовали яркие образы своих идей. Семь простых японских статистических мето­дов – это также язык образов.

В этой книге мы тоже будем следовать по пути использования извест­ных и поиска новых образов концепций качества.

Особое место занимают геометрические образы. Известная книга Г. Ни­ва, посвященная концепции д-ра Э. Деминга, называется «Пространство доктора Деминга» [97]. Среди простейших геометрических образов, боль­шинство из которых используются в этой книге (рис. 1.1.14), следующие:

 

Рис. 1.1.14. Геометрические символы, используемые в TQM

Рис. 1.1.14. Геометрические символы, используемые в TQM (продолжение)

Рис. 1.1.14. Геометрические символы, используемые в TQM (продолжение)

интервал качества допуски по Ф. Тейлору (рис. 1.1.14, а);

треугольник Джойнера суперкраткое изложение принципов TQM (рис. 1.1.14, б);

трилогия Джурана символическое изображение основных стадий процесса улучшения качества (рис. 1.1.14, в);

квадрат качества структура представления основных этапов разви­тия менеджмента (QМ) и обеспечения качества (QА) (рис. 1.1.14, г);

пятиугольник и пятиугольная звезда качества первая фигура исполь­зовалась для обозначения знака качества в СССР, вторая – звезда качества, развивая идею знака качества, используется в данной книге для обозначения основных этапов создания систем качества (рис. 1.1.14, д);

пирамида ТQМ Г. Канжи (рис. 1.1.14, е);

звезда Давида шестиугольная звезда – пересечение двух переверну­тых треугольников – символ новой структуры менеджмента предприя­тий, ориентированной на удовлетворение интересов потребителей и слу­жащих (рис. 1.1.14, ж);

восьмиугольная звезда – пересечение двух квадратов – символ компа­ний, ориентированных на четыре группы стейкхолдеров[2]: 1) собственни­ков, акционеров и инвесторов, 2) потребителей, 3) поставщиков и 4) об­щества (рис. 1.1.14, з);

«ромашка» мотивации – структура основных факторов мотивации (рис. 1.1.14, к);

цикл Деминга образ кругового (циклического) движения основных составляющих постоянного улучшения качества: планирование (P-Plan) – выполнение (D-Do)– проверка (изучение) (Chek-C, Study-S) – действия (Action-A) – циклы PDCA или PDSA (рис. 1.1.14, м);

 

колокол плотность распределения Гаусса (рис. 1.1.14, л);

реки качества концептуальная картинка, изображающая основные направления работ по созданию систем качества на российских предпри­ятиях (рис. 1.1.14, м),

кольцевая дорога качества, в развитии цикла Деминга мы используем круговые структуры в виде большой и малой дорог качества, символизи­рующих идею динамики качества – ускоренное быстрое движение от маркетинга через создание продукции до эксплуатации и далее вновь по дороге качества (рис. 1.1.14, н);

спираль качества Джурана образ, символизирующий связь основ­ных этапов жизненного цикла развивающегося процесса создания про­дукции с постоянным стремлением к улучшению (рис. 1.1.14, о);

лестница качества (рис. 1.1.14, п).

В книге используются и другие образы, может быть, не столь выра­зительные, как перечисленные, но автор надеется, что они помогут чита­телям понять и рассказать о концепции тотального качества как можно большему числу своих коллег.

Стремление автора к использованию зрительных образов основных идей и концепций Всеобщего качества является осознанным и отражает его позицию: главное в успехе применения TQM – это массовое освое­ние его идей и концепций практически всем персоналом.

Очевидно, что многие составляющие ТQМ весьма непросты и требуют, как сформулировал Э. Деминг, постижения системы глубоких (глубин­ных) знаний. Сам Э. Деминг, как и ряд других гуру и современных специ­алистов, сделал очень много для образного прочтения TQM, и нам следует пытаться идти тем же путем, хотя это и невероятно сложно, однако друго­го пути нет, ибо ТQМ – это не элитарная теория, это теория для всех.

Заключение

 

В главе рассмотрен исторический путь развития основных концепций менеджмента качества. До XX в. практиковалась индивидуальная сборка изделия, а качество составляющих деталей было связано лишь с конкрет­ным изделием, возможности замены деталей не было, взаимозаменяе­мость отсутствовала.

Развитие принципов управления качеством рассматривается с точки зрения эволюции менеджмента качества и эволюции защиты прав потре­бителя на информацию о качестве для гарантии соответствия продукции определенным стандартам качества.

Первой стадией развития индустриального менеджмента качества явилась система Ф. У. Тейлора (1905 г.), положившая начало управлению качеством отдельных деталей и позволившая разделить продукцию на качественную и дефектную (брак).

В 1924 г. были заложены основы статистических методов управления качеством, прежде всего за счет разработки контрольных карт (В. Шухарт), а также ключевых понятий и таблиц выборочного контроля каче­ства (X. Додж и X. Ромиг). Их использование позволило проводить цехо­вой контроль качества продукции и осуществлять управление качеством процессов на основе анализа фактических данных.

В 50-е годы стали развиваться системные, комплексные принципы управления качеством, получившие название тотального управления ка­чеством – ТQС (CWQC). Эти принципы позволили объединить и скоор­динировать оперативную работу всех подразделений предприятия на ос­нове четкого установления и распределения ответственности, полномо­чий и взаимодействия между ними.

В 80-е годы были разработаны принципы тотального менеджмента качества (TQM), направленные на достижение долговременного успеха путем удовлетворения существующих и предполагаемых требований потребителя получение устойчивой выгоды для всех членов организации и общества.

В начале 90-х гг. сформировались принципы универсального менеджмента качества (UQM), позволяющие одинаково успешно применять концепцию TQM не только промышленными предприятиями, но и организациями обслуживания.

В начале века право потребителей на информацию о качестве осуществлялось на основе спецификаций (технических условий), где указывались основные характеристики продукции, соответствие которых подтверждалось выходным (окончательным) контролем.

С ростом объемов производства потребителю, как и самому изготовителю, стала необходима информация о реальном качестве покупаемой и про­водимой продукции, которую можно было получить за счет статистических методов выборочного контроля, когда по результатам контроля небольшой части изделий можно сделать надежные выводы о качестве всей партии.

Сертификация продукции – проверка ее соответствия определенным установленным стандартам. Эта проверка может осуществляться самим изготовителем (сертификация первой стороной), потребителем (сертификация второй стороной) или независимой стороной (сертификация третьей стороной).

Для долговременных отношений с изготовителем требуется тщательная проверка качества самим потребителем – аудит (сертификация) второй стороной, либо сертификация системы качества изготовителя третьей независимой стороной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.