Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания. Задание 10. Соедините левую и правую части таблицы






 

Задание 10. Соедините левую и правую части таблицы. Установите соответствия между терминами и определениями.

Таблица 1

1.Просторечие А. Разновидность языка, свойственная определенной социальной группе людей, объединенных общими интересами, родом деятельности, профессией
2.Национальный язык Б. Речь малообразованных горожан, не владеющих нормами литературного языка
3.Литературный язык В. Форма языка, характерная для жителей определенного региона, существующая только в устной форме и обслуживающая обиходно-бытовое общение людей
4.Территориаль-ный диалект Г. Высшая форма существования национального языка; строго нормированная форма языка, существующая в устной и письменной форме, закрепленная в словарях и справочниках и обслуживающая все сферы общественной и культурной жизни нации
5.Социальный диалект Д. Сложная разноаспектная система, обеспечивающая коммуникацию во всех сферах жизни человека независимо от его образования, воспитания, места жительства, профессии

______________________________________________________________

Задание 11. Укажите, какой из форм национального русского языка соответствуют приведенные ниже признаки:

1) обязательность для всех образованных людей; 2) распространенность на определённой территории; 3) наличие системы функциональных стилей; 4) закреплённость за определёнными группами людей; 5) норми-рó ванность (закреплённость в словарях); 6) отнесённость к речи малообразованных людей; 7) традиционность и устойчивость; 8) быстрая изменяемость; 9) образцовая форма языка; 10) самая древняя форма языка; 11) наличие устной и письменной форм существования.

 

Задание 12. Определите, в чём отличие таких понятий, как жаргон, сленг, арго. Приведите примеры каждого явления. Объясните значение жаргонных слов и выражений, «переведя» их на литературный язык.

Наличка (бизн.); чувак (мол.); клава (комп.); бомбить (таксист.); стрелка (крим.); хвост (студ.); крыша (крим.); двушка (риэлтор.); тормозить (мол.); лох (угол., мол.); облом (мол.); чайник (комп.); оттягиваться (мол.); стипуха (студ.); лабать (муз.); тусовка (угол., мол.); фишка (мол.); халява (угол., мол.); глюк (комп.); гражданка (солдат.); навороты (мол.); препод (студ.).

Задание 13. Прочитайте газетные заголовки, в которых используется сниженная лексика (просторечия, жаргон, сленг).

1. Кидалы из муниципалитета (_). 2. Передел с беспределом (_). 3. Виртуальный кирдык Америке (_). 4. Чисто конкретный сериал (_). 5. Лох – это судьба (_). 6. Бзики политиков (_). 7. Мордовороты от шоу-бизнеса (_).

Как называется процесс огрубления языка, стилистического снижения лексики? ________________________________________________________

Задание 14. Приведите 10-15 слов из какого-либо жаргона (укажите, из какого), объясните их значения:

Задание 15. Замените диалектные слова на литературный вариант (слово, словосочетание, описательный оборот).

Кочет, утирка, грядушка, колидор, транвай, какá ва, знаютЪ, у сестре, чё, пинджак, кыляется кофта, ихний, текёт, кура.

 

Задание 16. Замените просторечные слова на литературный вариант (слово, словосочетание, описательный оборот).

Свеклá, красивше, уплó чено, юристконсульт, мукулатура, тубаретка, друшлаг, скурпулёзный, подчерк, рубель, битончик, журавель, теперича, спечь, манатки, шибко, пузо, тутошний, зубодер, облапошить, расфуфыриться, укокошить, барахло, небось, убивец, смотаться, притащиться, башка, дермантин, экскалатор, дивиденты, комфорка, приедь, 1 кг печеньев, правый туфель, ляжь, протвень, ложит.

 

Задание 17. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный ответ.

1. Язык – это …

а) система правил; б) система знаков; в) система моделей.

2. Основные функции языка – …

а) эмоционально-экспрессивная, эстетическая, коммуникативная; б) когнитивная, коммуникативная, фатическая; в) когнитивная, коммуникативная, эмоционально-экспрессивная.

3. Литературный русский язык – это …

а) язык художественной литературы; б) строго нормированная форма языка; в) книжный вариант русского языка.

4. В широком понимании термин «современный русский литературный язык» подразумевает …

а) язык от Ломоносова до наших дней; б) язык от Пушкина до наших дней; в) язык от Толстого до наших дней.

5. Гендерлект – это особенности речи …

а) отдельного человека; б) целой группы людей; в) мужчин и женщин в пределах одного национального языка.

6. Основная сфера функционирования территориально ограниченной формы – …

а) научная сфера; б) обиходно-бытовое общение; в) СМИ.

7. Корпоративный жаргон – это …

а) особенности экспрессивно сниженной речи временных объединений людей; б) особенности речи людей, относящихся к одной фирме; в) профессиональный язык.

8. Профессиональный диалект – это …

а) профессиональный жаргон; б) территориально ограниченная форма языка; в) профессиональные термины.

9. В предложении «Пора обувь на машине поменять» слово «обувь» относится …

а) к местному диалекту; б) к профессиональному диалекту; в) к профессиональному жаргону.

10. Произнесение слов «звó нит», «сливó вый», «катá лог» является …

а) нормативным, литературным; б) жаргонным; в) просторечным.

11. К ненормативным формам языка не относится…

а) территориально ограниченная форма; б) литературный язык; в) социально ограниченные формы.

12. Сленг в современном русском языке – это …

а) молодежный жаргон; б) уголовный жаргон; в) общенациональный жаргон.

Задание 18. Запомните правильное произнесение следующих слов.

Звон и ть – звон и шь, звон и т, звон и м, звон и т, звон я т, позвон и шь, созвон и мся, перезвон и т, перезвон и шь.

Повтор и ть – повтор и шь, повтор и т, повтор и м, повтор и те, повтор я т; повтор ё нный.

Вруч и ть – вруч и шь, вруч и т, вруч и м, вруч и те, вруч а т, поруч и шь, поруч а т, поруч и м: вруч ё нный, вруч ё н.

Включ и ть – включ и шь, включ и т, включ и м, включ и те, включ а т, подключ и мся, заключ и шь, отключ и т; включ ё нный, включ ё н.

Углуб и ть – углуб и шь, углуб и т, углуб и м, углуб и те, углуб я т, углубл ё нный; углубл ё нно.

Облегч и ть – облегч и шь, облегч и т, облегч и м, облегч а т; облегч ё нный.

 

Задание 19. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Пр…творить в жизнь – пр…творить дверь, пр…подать урок – пр…падать – к земле, пр…бывать в заблуждении – пр…бывать поездом, пр…ступить к исполнению – пр…ступить закон, пр…емник идей – радиопр…ёмник, пр…ходящие ценности – пр…ходящий работник, пр…терпеть изменения – пр…терпеться к трудностям; пр…мировать, пр…учить, пр…стиж, пр…беречь, пр…думать, пр…мадонна, пр…зидент, пр…мудрость, пр…мат, пр…налечь, пр…зент, пр…одолеть, пр…вилегия, пр…поднять, пр…парат, пр…следовать, пр…ломить, пр…митивный, пр…амбула, пр…валировать, пр…зидиум, пр…смиреть, пр…совокупить, пр…общение, пр…оритетный, пр…охочивать, непр…менный.

 

Задание 20. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки.

Случается что отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают и происходит это в одних и тех же местах. Долгое время ученые не могли объяснить такое явление но впоследствие было выяснено что киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий кит или дельфин плывет посылает звуковые сигналы улавливает их отражения и обходит препятствие. В случае когда дно повышается к берегу постепенно по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны посылаемые животным ударяясь о пологое дно не возвращаються к нему а уходят в воздух и неполучая «эха» киты и дельфины плывут вперед и оказываются на мели.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.