Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания. Задание 21. Определите стилевую принадлежность текстов






 

Задание 21. Определите стилевую принадлежность текстов. Какие характерные признаки того или иного стиля можно в них обнаружить? Аргументируйте свой ответ.

1. Снег – это твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок. Последние представляют собой шестиугольные пластинки и шестилучевые звездочки. Снег выпадает из облака при температуре воздуха ниже 0º С.

2. Густейший снег шел 14 декабря 1918 года и застилал Город.

А в верстах в восьми от предместья Города, на севере, в сторожке, заваленной наглухо белым снегом, сидел штабс-капитан. На столике лежала краюха хлеба. В печке догорал огонек.

Кругом капитана, верст на пять, не было ничего, кроме тьмы, густой метели и сугробов.

Еще час просидел штабс-капитан, а потом вышел в снежную тьму. Очень сильно мело, крутило и вертело, и капитан тыкался в холодном визге метели, как слепой… Так, утопая в снегу, он дошел до шоссе, ведущего в Город…

3. По сведениям Гидрометцентра в Москве ожидается снегопад и ме-тель. Возможны заносы на дорогах. Температура воздуха минус 18-20º С.

 

Задание 22. Определите стилевую принадлежность слов и сочетаний, распределите слова и сочетания по четырем группам (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный).

Нижеследующий, каюк, военщина, газировка, формулировать, сгущенка, дифференциальный, температура кипения, вояж, иметь место, подвергать анализу, драндулет, вверенный, стать на вахту, шаром покати, блажь, привлечь к ответственности, в истекшем году, вывести формулу, зачетка, припарадились, чаяния, таковой, дисперсия, изотермический, маловат, самоотверженный, вышеназванный, шумиха, завалить (экзамен), оказать содействие, закатить выговор, в случае неявки, постоянная величина.

 

Задание 23. Напишите тексты различной стилевой принадлежности на тему: «Спорт», «Мода», «Театр», «Смысл жизни», «Образование», «Информатика», «Личность человека» и др.

 

Выделяют типы речи.

Описание – тип речи, который служит для выражения качественной определенности предмета путем перечисления его признаков, сосуществующих в одно и то же время. Отвечает на вопрос: «Предмет – какой?»

Повествование – тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Мир в повествовании предстает изменяющимся во времени. Отвечает на вопрос: «Что произошло?»

Рассуждение – тип речи, в котором ставится цель убедить читателя в существовании причинно-следственных отношений между явлениями, аргументировать высказанную мысль. Отвечает на вопрос: «Почему?»

 

Задание 24. Прочитайте тексты. Определите стиль и тип речи каждого текста.

1. В сухой листве под оградой из фуксий жили паучки совершенно иного рода – маленькие злые охотники, ловкие и свирепые, как тигры. Заметив присевшую погреться муху, паук замер, потом медленно-медленно, прямо-таки не превышая скорости роста былинки, начал переставлять ноги, незаметно пододвигаясь все ближе и ближе и прикрепляя по пути к поверхности листьев свою спасительную шелковую нить. И вот, оказавшись совсем близко, охотник остановился, слегка пошевелил ногами, отыскивая опору понадежней, затем бросился вперед, прямо на задремавшую муху, и заключил ее в свои волосатые объятья.

2. Паук – членистоногое животное с ядовитыми железами, плетущее паутину для ловли насекомых и убивающее их. Пауки живут везде – они освоили все природные зоны Земли. Их отличительная особенность – способность долго обходиться без пищи (до нескольких недель). Питаться пауки могут только жидкой пищей. Для ловли жертвы они используют специальное приспособление – паутину. На конце брюшка паука располагаются паутинные бородавки. Выходящее через них вещество, застывая на воздухе, превращается в нити необыкновенной прочности. Поймав в паутинные сети добычу, паук прокусывает кожу жертвы и впрыскивает внутрь добычи пищеварительный сок, а затем высасывает ее, оставляя пустую оболочку.

3. Многие люди боятся пауков, считают их вредителями. Конечно, с одной стороны, неприятно жить рядом с пауком (противный очень!), а с другой – не было бы пауков, нас бы заели мухи (вот они-то уж еще противнее – вечно жужжат, везде ползают, а осенью еще и кусаются!). Нет, паук все-таки хорошее животное.

 

Задание 25. Напишите тексты на одну и ту же тему: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.

 

Задание 26. Запомните правильное произнесение следующих слов.

Газопров ó д, мусоропров ó д, водопров ó д; катал ó г, некрол ó г, диал ó г; цыг á н, стол я р, танц ó вщица.

 

Задание 27. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Пуст…шь, пуска…шь, обессил…шь в пути, обессил…шь кого-либо, удерж…т, отгон…т, выздорове…те, прикле…шь, меч…тся, выраст…шь (кого-либо), выраст…шь (сам), бре…т, кол…т, колыш…щийся, клокоч…щий, грохоч…щий, плач…щий, мерещ…щийся, жал…щий, брезж…щий, муч…мый, кле…мый, навеш...(н/нн)ая дверь, навеш…(н/нн)ые портреты, обвеш…(н/нн)ый автоматами, обвеш…(н/нн)ый покупатель, мер…(н/нн)ое платье, пристрел…(н/нн)ое оружие, пристрел…(н/нн)ый хищник, выкач…(н/нн)ая коляска, накач…(н/нн)ые мускулы, скач…(н/нн)ая информация, замеш…(н/нн)ое тесто, смеш…..(н/нн)ый лес, леч…щий врач, подерж…(н/нн)ый, замасл…(н/нн)ый, испис…(н/нн)ый, разжёв…(н/нн)ый, назва(н/нн)ый брат, посаж…(н/нн)ый отец, корч…ва(н/нн)ый, печ...(н/нн)ый, толч...(н/нн)ый, кош…(н/нн)ый крестьянами луг, свежеморож...(н/нн)ая рыба, стир…(н/нн)ый, нестир…(н/нн)ый, пут…(н/нн)ый, запут…(н/нн)ый.

Задание 28. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор. Найдите пять орфографических ошибок.

Наполеон очень любил читать что было довольно необычно для военного. В каждой резеденции у него имелась библиотека составленная из одних и тех же книг и поэтому император мог продолжить чтение любой книги переехав с места на место. Он пристрастился к чтению еще в детстве в военном училищи отношения со сверсниками у него не слажились и книги позволяли забыть об одиночестве и житейских непреятностях.

 

► Единство литературного языка объясняется существованием стилистически нейтральной (межстилевой) лексики. Она употребляется во всех стилях и разновидностях языка и включает в себя приблизительно 85% всех слов литературного языка. Однако, кроме межстилевой лексики, в литературный язык входит и стилистически окрашенная лексика, ограниченная по своему употреблению, присущая тому или иному стилю языка.

Выделение в литературном языке книжных и разговорных функциональ-ных стилей подразумевает деление стилистически окрашенной лексики на книжную и разговорную.

Книжная лексика обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения; строится по нормам литературного языка, их нарушение недопустимо; предложения должны быть закончены, логически связаны между собой; среди слов используются отвлеченная лексика, научная терминология, официально-деловая лексика; преобладание сложных и распространенных предложений.

Разговорная лексика используется в обиходно-бытовой речи, на полуофициальных заседаниях, совещаниях, юбилеях, при доверительных беседах, в семейной обстановке; характерно менее строгое соблюдение норм литературного языка; преобладает общеупотребительная лексика; предпочтение отдается простым предложениям, избегаются причастные и деепричастные обороты.

 

Задание 29. Распределите слова на нейтральные, книжные и разговор-ные.

Окно; шлифовка; коллизия; доходяга; утро; контекст; восемь; конфигурация; поезд; второклашка; нетленный; зеленый; баловень; пилить; передавать; парадокс; стружка; дерзновенный; летучка; деклара-ция; путь; товарооборот; соль; картошка; десница; дождь; интеграл; калякать; лошадь; стезя; уместно; современный; юлить; пригожий; позарез; ложе; диагностировать; отлынивать; доверие; симпатяга; сроду; учиться; корпеть; книжка.

 

Задание 30. Распределите фразеологические обороты на нейтральные, книжные и разговорные. Объясните значения данных фразеосочетаний.

Держи карман шире; между Сциллой и Харибдой; типун на язык; иметь место; железная дорога; губа не дура; марионеточное правительство; валять дурака; море по колено; головной убор; дать стрекача; сизифов труд; шевелить мозгами; командировочное удостоверение; ума не приложить; ничтоже сумняшеся; попасть впросак; прямой угол; попасться на удочку; остаться с носом; умыть руки; ходить на задних лапках; единовременное пособие; тертый калач; избиение младенцев; уши вянут; ахиллесова пята.

 

Задание 31. Сформулируйте значения данных слов. Определите их стилевую принадлежность.

Кукла, телега, челнок, сеть, рука, мышь, парить, тащиться, сечь, мыло, колеса, тачка, фишка, точка, базар, толкнуть, гореть, косить, горбатиться, кипеть, кинуть, западать, отмывать, въезжать, конкретный, вешалка.

Задание 32. В предложениях найдите стилистически неуместное употребление слова. Замените его на более подходящее по контексту.

1. Самое трудное – установить диагноз, определить характер хвори. 2. Над получением этих результатов ученый корпел несколько лет. 3. На грядущей неделе надо бы заплатить за кредит. 4. Доколе мы будем терпеть ваше хамство? 5. На зеленых насаждениях появились зеленые листочки. 6. Монастыри в средние века были не только носителя знаний, но и рассадниками книг и любви к философии. 7. Пастух зовет своих соратников выгонять буренок на луг. 8. Не люблю, когда в букете превалирует красный цвет. 9. Нас встретил седой величественный старичок. 10. Из очей малыша потекли слезы. 11. Князь оседлал боевую лошадь и отправился в путь. 12. Эта книжка посвящена вопросам развития новых государственных отношений.

 

Задание 33. Сделайте сокращенную запись следующих словосочетаний.

Санкт-Петербург, Волгоградская область, почтовый ящик №25, хозяйство, город Пермь, озеро Байкал, кандидат психологических наук, заместитель декана, ХХ-ХХI века, господин Иванов, поселок Масловка, то есть, заведующий кафедрой, Бутурлиновский район, исполняющий обязанности главного бухгалтера, генеральный директор, смотри на странице 754, и так далее, тому подобное, и другие, акционерное общество, специальный заказ, десять экземпляров, улица Никитинская, Московский проспект, десять миллионов рублей, 1980-1990 годы, научно-исследовательский институт, налог на добавленную стоимость, расчетный счет, высшее учебное заведение, Воронежский государственный университет.

 

Задание 34. По данным определениям назовите документы, используемые в официально-деловой сфере общения.

1. Описание жизни какого-либо лица, составленное им самим. 2. Документ, дающий право кому-либо действовать от лица, которое его написало. 3. Документ, который содержит просьбу о чем-либо. 4. Доку-мент, подтверждающий получение чего-либо. 5. Документ о выполнении какого-либо задания.

 

Задание 35. Укажите, какие документы требуется написать в следующих ситуациях:

1) вам необходимо досрочно сдать экзамены; 2) вы нарушили распоря-жение декана; 3) вы хотите перевестись на другой факультет; 4) вам необходимо, чтобы вашу стипендию получил староста; 5) вы собираетесь пройти собеседование и получить работу в фирме; 6) вы должны устроиться на работу и в отделе кадров вас попросили изложить полную информацию о себе; 7) вам необходимо сообщить некоторую информацию администрации.

Задание 36. Найдите и исправьте ошибки в оформлении доверенности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.