Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания. Задание 1. Охарактеризуйте русский язык с точки зрения генеалогической классификации (языковая семья






 

Задание 1. Охарактеризуйте русский язык с точки зрения генеалогической классификации (языковая семья, группа, подгруппа).

 

Задание 2. Определите, какой язык ближе к русскому языку в соответствии с отнесенностью к языковой семье, группе и подгруппе, подчерните. Устно объясните свой выбор.

Польский – итальянский; болгарский – молдавский; чешский – украинский; китайский – шведский; армянский – азербайджанский; венгерский – английский; испанский – финский.

 

Задание 3. Подберите к словам старославянского происхождения исконно русские слова с тем же корнем.

Прах; враг; власть; бредить; гражданин; ладья; един; горящий; Млечный (путь); освещение; прохладный; равный; агнец.

Задание 4. Подберите к исконно русским словам старославянизмы с тем же корнем.

Голова; надёжа; ворота; дерево; чужой; шелом; колючий; короткий; здоровье; середина; полонить; лодка; одёжа.

 

Задание 5. Для характеристики языка (лексики) советского периода приведите примеры 1) советизмов; 2) слов, ушедших в пассив; 3) переиме-нований; 4) аббревиатур.

Задание 6. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный ответ.

1. Древнерусский язык – это…

а) восточнославянский язык; б) южнославянский язык; в) западносла-вянский язык.

2. Создание славянской азбуки связано с именем (именами) …

а) Ярослава Мудрого; б) Кирилла и Мефодия; в) князя Владимира.

3. Старославянский язык – это …

а) язык древнерусской народности; б) древний письменный язык славян; в) язык-предок всех славянских языков.

4. Время распространения письменности на Руси – …

а) 863 год; б) 988 год; в) 1720 год.

5. Формирование современного русского литературного языка происходило…

а) в V-XIV веках; б) в XVII-XVIII веках; в) в XIX веке.

6. Основоположником современного русского литературного языка является …

а) М. Горький; б) М.В. Ломоносов; в) А.С. Пушкин.

7. В истории развития русского языка традиционно выделяют …

а) два периода; б) три периода; в) четыре периода.

8. Славянская азбука называется…

а) латиницей; б) кириллицей; в) глаголицей.

9. На славянских языках говорят …

а) болгары, украинцы, латыши; б) поляки, белорусы, молдаване; в) македонцы, чехи, хорваты.

10. Для лексики советского периода характерны следующие слова…

а) губернатор, большевик, КГБ, гимназия, Ленинград, колхозник; б) уезд, красногвардеец, домком, благочестие, бригада; в) пионер, РСДРП, комиссар, ударник, милиционер.

11. Активные процессы в лексико-фразеологической системе современ-ного русского языка…

а) идеологизация, перераспределение лексики активного и пассивного состава, переименование, стилистическая дифференциация; б) деидеоло-гизация, перераспределение лексики, жаргонизация, либерализация языковой нормы; в) деидеологизация, переосмысление слова, ужесточение речевой нормы, стилистическая дифференциация, жаргонизация.

12. Наибольшие языковые изменения произошли …

а) в научном стиле речи; б) в публицистическом стиле речи; в) в разго-ворной речи.

13. Язык, который не входит в состав индоевропейской семьи, – …

а) английский язык; б) литовский язык; в) французский язык; г) финский язык.

 

Задание 7. Запомните правильное произнесение следующих слов.

Сл и вовый (сл и ва), гр ý шевый (гр у ша); валов ó й, грунтов ó й, кладов á я; нам é рение, обесп é чение (обесп é чить).

 

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Возр…ждение, д…лина, уд…ляться, насл…ждаться, сокр…щение, обн…жённый, уд…виться, оч…рование, ут…мительный, укр…щение, ум…лять значение, деревенский ст…рожил, пок…рать злоумышленника, скр…пя сердце, заг…релый, з…рница, оз…рённый, покл…ниться, покл…нение, тв…рить, утв…рь, изл…гать, предл…жение, выр…стить, выр…сший, зар…сли, соск…чить, обск…кать, заск…чу (на минуту), заск…чу (от радости), переск…чу (канаву), переск…чу (соперника), уб…рать, зап…реть, прит…реться, бл…снуть, выж…гать, к…сательная, пром…кательная бумага, непром…каемый плащ, вым…кать сметану, пром…кнуть губы, ср…внять счёт, выр…вненная площадка, ср…внение, пл…вец, выпл…ву.

 

Задание 9. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки.

Разноцветные заросли образованные одиночными и колониальными кораловыми полипами хорошо видны сквозь прозрачные воды теплых тропических морей в тихий солнечный день.

Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французкий посол писал что когда он увидел балет то был потрясен талантом крепостных людей. С одной стороны талантливые крепостные графа Шереметьева были признаными артистами музыкантами художниками а с другой бесправными и несвободными людьми живущими в определенной зависимости.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.