Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональные банки и фонды развития






Определенную роль в мировой экономике играют региональные банки развития (Межамериканский, Азиатский, Африканский), а также Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития и др.

Членами Азиатского банка развития (АзБР), действующего с 1966 г., являются 59 государств (43 государства региона и 16 госу-

 

дарств из других регионов земного шара), в том числе ряд стран СНГ. В 1994 г. в члены банка были приняты Казахстан и Киргизия, в 1995 г. — Узбекистан, в 1998 г. — Таджикистан, в 2005 г. — Азер! байджан, в 2000 г. — Туркменистан.

АзБР (штаб-квартира находится в Маниле) представляет собой банковское учреждение долгосрочного кредитования. Сроки кредитов варьируются от 15 до 25 лет. Кредиты банка предоставляются как правительствам, так и государственным и частным предприятиям в развивающихся странах Азиатского региона.

Уставный капитал АзБР на конец 2005 г. равнялся 48 млрд долл. В АзБР 2/3 голосов принадлежит странам региона, остальные распределены между странами —членами банка из других регионов. Наибольшие доли в капитале имеют Япония и США, поэтому у них и наибольшее число голосов.

В 2005 г. АзБР выделил кредитов 21 развивающейся стране региона на. общую сумму примерно 4 млрд долл. Наибольший объем ресурсов был предоставлен Китаю. Средний размер одного кредита составил 75 млн долл. Более 1/4 всех ресурсов было направлено на реализацию проектов в сфере социальной инфраструктуры.

До 2005 г. главными направлениями деятельности АзБР являлись стимулирование экономического роста, развитие трудовых ресурсов, защита окружающей среды, улучшение положения женщин, борьба с бедностью. В 2005 г. руководство банка сменило приоритеты развития. Борьба с бедностью становится центральной задачей банка. Остальные направления должны быть сохранены, но переориентированы на решение основной задачи.

Азиатский фонд развития (АзФР), входящий в структуру Азиатского банка развития, был учрежден 28 июня 1974 г. с целью предоставления ресурсов на льготных условиях наименее развитым странам региона. Финансовые ресурсы этого фонда формируются путем взносов. Последний по счету сбор средств, завершившийся в сентябре 1997 г., пополнил ресурсы АзФР на 2, 65 млрд долл. Некоторая часть средств поступает со счета капитальных ресурсов самого банка.

На Африканском континенте с 1967 г. действует Африканский банк развития (АфБР) со штаб-квартирой в столице Кот-д'Ивуа-ра Абиджане. Членами банка (по состоянию на 1 января 2000 г.) являются 53 африканские страны и 24 неафриканских государства, расположенных в Азии, Европе, Северной и Южной Аме рике.

Вся финансовая отчетность АфБР выражается в счетных еди ницах (с.е., units of account). В соответствии со ст. 5.1 Соглашени об учреждении АфБР счетная единица первоначально содержала 0, 88867088 г чистого золота. Однако после крушения Бреттонвуд-ской валютной системы начиная с 1977 г. счетная единица АфБР с. е. — была приравнена к одной СДР — счетной единице МВФ

 

Размер первоначального уставного капитала (250 млн с. е.) был неоднократно увеличен. В мае 1998 г. Совет управляющих банка принял решение о пятом увеличении уставного капитала на 35 % (до 21, 87 млрд с. е.). Доля стран —членов банка Африканского континента после увеличения составляет 60 %, остальных — 40 %. Наибольшее число голосов в АфБР (свыше 9 %) имеет Нигерия.

В последние годы существенно изменилась кредитная политика АфБР. Если раньше (примерно до середины 80-х гг.) более половины ресурсов направлялось на осуществление инфраструктурных проектов, то затем АфБР стал уделять больше внимания кредитованию мелкого и среднего предпринимательства. В конце 90-х гг. приоритетным направлением становится кредитование развития сельского хозяйства и сельских районов, объектов социальной инфраструктуры, поскольку прогресс в указанных сферах имеет большое значение для уменьшения масштабов бедности на континенте.

АфБР является центром банковской группы, в которую входят также Африканский фонд развития (АфФР) и Трастовый фонд Нигерии.

Финансовые ресурсы африканским странам предоставляет также Арабский фонд экономического развития африканских государств (штаб-квартира в Хартуме, Судан), созданный решением VI конференции глав государств и правительств арабских стран в 1973 г. (функционирует с 1975 г.).

Межамериканский банк развития (МаБР). Штаб-квартира банка находится в Вашингтоне. Членами МаБР являются 46 стран. Банк начал осуществлять операции с 1 января 1960 г. Число голосов, которыми располагает страна, определяется, как и в других банках, величиной ее подписки на уставный капитал. На начало 2005 г. странам Латинской Америки и Карибского бассейна принадлежало 50, 91% голосов, США - 31, 08%, Канаде - 4, 09% и странам—членам из других регионов мира — 13, 85 %.

С начала деятельности банка акционеры несколько раз увеличивали его ресурсную базу. Итогом последнего, восьмого, увеличения (1994 г.) стал рост ресурсов банка с 60 млрд долл. до 100 млрд долл.

В 1961 — 1998 гг. основными инвестиционными сферами, в которые направлялись ресурсы МаБР, являлись энергетика, сельское хозяйство и рыболовство (свыше 30 % выделенных ресурсов), а также транспорт и средства связи, здравоохранение, реформирование и реструктуризация государственного аппарата.

МаБР управляет Многосторонним инвестиционным фондом (МИФ), созданным в 1992 г. по инициативе нескольких стран — членов этого банка с целью содействия модернизации экономики стран региона.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Штаб-квартира банка находится в Люксембурге. ЕИБ начал свою деятельность в 1958 г.

7 Смитиепко

 

Он был создан в соответствии с Римским договором с целью содействовать сбалансированному и поступательному развитию европейского интеграционного процесса. Членами ЕИБ являются государства — члены ЕС.

Уставный капитал ЕИБ составляет 100 млрд евро, оплаченный капитал составляет 6 млрд евро. Наибольшие доли в уставном капитале (по 17, 766 млрд евро) имеют Германия, Франция, Италия и Великобритания.

Банк предоставляет долгосрочные кредиты и гарантии предприятиям, государственным органам и финансовым институтам для финансирования проектов в рамках программ модернизации структуры экономики и развития приоритетных отраслей, а также проектов в менее развитых районах Европейского Союза.

В начальный период деятельности банка он осуществлял операции только со странами — членами ЕЭС, однако в дальнейшем его клиентами стали другие европейские государства, а также развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.

Объем кредитов, выданных банком в 2005 г., превысил 27 млрд евро, что составляет 5 % всех совокупных инвестиций в странах ЕС. Примерно 70 % ресурсов было выделено менее развитым регионам ЕС.

Во время визита Президента России В. В. Путина в Стокгольм в марте 2001 г. была достигнута договоренность о том, что ЕИБ совместно с другим финансовым институтом, например ЕБРР, выделит России до 100 млн евро на осуществление природоохранных проектов. Тогда же было объявлено о двух кредитах ЕИБ, которые планируется использовать для модернизации канализационных систем в Санкт-Петербурге и Калининграде.

В 1990 г. было достигнуто соглашение о создании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), учредителями которого стали 40 стран Европы (кроме Албании), а также ряд других государств (в том числе, США и Япония) и две европейские организации (Европейское экономическое сообщество и Европейский инвестиционный банк). Свою деятельность ЕБРР начал в апреле 1991 г.

Цели создания ЕБРР — оказание содействия при переходе к рыночной экономике и поддержка частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы.

Как и в МВФ и МБРР, доля членов ЕБРР в капитале (первоначально 10 млрд ЭКЮ, затем 20 млрд ЭКЮ) и, соответственно, в количестве голосов неодинакова, хотя и менее дифференцирована. Так, США имеют 10, 3 % голосов, а Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и Япония — по 8, 7 %. Принятие решений по важнейшим вопросам требует квалифицированного большинства (85 % или 2/3 голосов). Таким образом, ни одна из стран теоретически не может заблокировать вынесения решения по вопросам, для принятия которых требуется 85% голосов.

 

 

Финансовые ресурсы ЕБРР в основном складываются из разрешенного к выпуску капитала, а также привлеченных заемных средств. С развертыванием деятельности банка определенную роль начинают играть также средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям.

ЕБРР сумел в достаточно короткий срок приступить к операциям в странах Восточной Европы и ряде государств, образовавшихся после распада СССР. На долю банка теперь приходится почти 15 % всех прямых капиталовложений в странах Восточной Европы. Особенностью инвестиций ЕБРР является их направленность: более половины капиталовложений предназначено для частного сектора. В России указанное соотношение в начале 2000 г. было 83 к 17.

В целом к началу октября 2000 г. ЕБРР одобрил 110 проектов в России на сумму 3, 9 млрд евро. Часть из них реализуется в виде кредитов, в других случаях Банк осуществляет вложения в акционерные капиталы. Общая стоимость одобренных проектов составляет 12, 4 млрд евро.

На начало 2000 г. инвестиции ЕБРР в России достигли почти 20 % всех подписанных обязательств банка. Россия также остается крупнейшим получателем средств ЕБРР для нужд российских компаний и организаций на безвозмездной основе, которые используются для подготовки и доведения проектов до уровня, на котором банк и другие потенциальные партнеры могут принять решение о возможности вложения средств.

Среди программ, которые ЕБРР осуществил в России, необходимо отметить создание 11 региональных фондов венчурного капитала (РФВК) с капиталом по 30 млн долл. каждый (кроме Смоленского и Северо-Западного РФВК, имеющих 12 млн долл. и 60 млн долл. соответственно). Ресурсы ЕБРР дополняются взносами российского правительства. Продолжительность деятельности фондов — 10 лет.

Региональные фонды созданы для поддержки средних предприятий. Минимальный размер инвестиций РФВК в предприятие составляет 300 тыс. долл., максимальный — 3 млн долл. (1, 2 млн долл. для Смоленского РФВК и 6 млн долл. — для Северо-Западного РФВК). Каждый РФВК обязан инвестировать не менее 75 % капитала в пределах своего региона.

Объектами инвестиций РФВК могут быть любые предприятия в любой отрасли за исключением производства табака и табачных изделий, крепких алкогольных напитков, вооружений, азартных игр, спекулятивных операций, оказания банковских, страховых или финансовых услуг. Кроме того, запрещается вкладывать средства в предприятия, занимающиеся аморальной или незаконной деятельностью, а также занесенные в запретный — по соображениям охраны окружающей среды — список банка.

 

 

Средства ЕБРР используются также для поддержки малого биз-? неса в России: за период 1994—2005 гг. созданный банком Фонд поддержки малых предприятий России выдал предпринимателям около 31 тыс. кредитов на общую сумму более 380 млн долл. При среднем размере кредита 14 тыс. долл. самый крупный был на сумму 125 тыс. долл., а самый мелкий — всего 30 долл. До августа 1998 гг. возврат кредитов составлял 99, 7 %. После августовского кризиса уровень возвратности снизился, однако в дальнейшем он снова увеличился. Считается, что кредиты малым предприятиям России помогли создать или сохранить около полумиллиона рабочих мест. ЕБРР намерен и далее развивать указанную форму кредитования.

Официальной политикой ЕБРР является намерение продолжать работу со всеми заинтересованными сторонами в России и" '1 осмотрительно инвестировать новые рентабельные проекты, чтобы каждый их них оказал воздействие на процесс утверждения рыночных начал в экономике России.

К началу октября 2000 г. общее число проектов, одобренных ЕБРР в России, достигло НО.

Страны, официальной религией которых является ислам, могут получать ресурсы от Исламского банка развития (ИБР), штаб-квартира которого находится в Джидде, Саудовская Аравия). ИБР создан по решению Организации исламская конференция и приступил к операциям в октябре 1975 г. Банк ставит своей целью способствовать экономическому развитию стран-членов и мусульманских общин в других государствах.

ИБР предоставляет средства для финансирования внешнеторговых операций (примерно 3/4 всех предоставляемых ресурсов) и проектного финансирования.

ИБР действует в соответствии с исламскими принципами ведения банковского дела, запрещающими взимание процентов за кредит. Вместо займов и кредитов он предоставляет беспроцентные займы, получая вознаграждение за обслуживание. Банк оказывает техническое содействие, делает вложения в капитал промышленных и сельскохозяйственных объектов, а также получает доход от участия в совместных прибыльных операциях. Определенное место в деятельности банка занимают лизинговые операции.

В институциональной структуре международных валютно-кредит-ных и финансовых отношений осуществляют деятельность различные фонды развития. Так, Фонд международного развития, созданный странами ОПЕК (штаб-квартира в Вене) является многосторонним агентством финансового сотрудничества и помощи и ставит целью усилить взаимосвязи между ОПЕК и развивающимися странами. Основными получателями финансовых ресурсов от фонда являются страны, не входящие в ОПЕК, а также международные агентства развития. Сфера деятельности фонда — страны Азии и Африки, а также государства Латинской Америки и Карибского бассейна.

 

 

Активную роль в создании банков и фондов развития играет Япония. Так, Экспортно-импортный банк Японии предоставляет иностранным правительствам, банкам и фирмам различные кредиты и займы («связанные», «несвязанные» кредиты, финансовые ресурсы для инвестирования в совместные с японским капиталом проекты), а Японский фонд развития экономического сотрудничества с зарубежными странами выделяет средства на осуществление проектов развития, проведение исследований по достижению экономической стабилизации.

После распада СЭВ сохранилось несколько банков, которые продолжают осуществлять свою деятельность и в условиях перехода стран к рыночной экономике, в частности Международный банк экономического сотрудничества (МВЭС), учрежденный странами — членами СЭВ в 1963 г., и Международный инвестиционный банк (МИБ), созданный в 1970 г. Кризисные явления в экономике стран Восточной Европы и государствах бывшего СССР в первой половине 90-х гг. существенно сузили сферу деятельности этих банков. В настоящее время МВЭС и МИБ стремятся освоить новые формы банковских операций, соответствующие изменениям в экономике стран Восточной Европы и бывшего СССР.

10.5. Другие виды и формы международных организаций

В последнее десятилетие XX в. возросло значение таких форм координации экономической политики на международном уровне, как ежегодные встречи глав государств и правительств семи ведущих капиталистических стран. В середине 90-х гг. обозначилась тенденция укрепления контактов между странами Азии и ЕС. В марте 1996 г. в Бангкоке состоялась первая в истории встреча на высшем уровне лидеров ассоциации государств Юго-Восточной Азии АСЕАН, а также Японии, Южной Кореи, Китая и большинства стран ЕС. В центре встречи были вопросы стимулирования торговли и инвестиций между двумя регионами. Хотя на подобных встречах обсуждаются, как правило, общие вопросы и редко принимаются конкретные решения, они способствуют созданию атмосферы, способствующей расширению взаимных связей.

Координация экономической политики и содействие росту благосостояния в странах-членах, а также выработка общих подходов к вопросам оказания помощи развивающимся государствам являются официальными целями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая была создана в 1961 г. по инициативе США (штаб-квартира — в Париже). В эту организацию входят почти все промышленно развитые страны мира, а также ряд бывших социалистических и развивающихся стран (Венгрия, Польша, Чехия, Мексика, Республика Корея, Турция).

 

Важную роль в валютной сфере играет БМР — Банк международных расчетов (Базель, Швейцария), созданный в 1930 г. в целях содействия сотрудничеству между центральными банками и создания благоприятных условий для международных финансовых расчетов. Также БМР выступает и как доверенное лицо или агент по проведению международных расчетов своих членов.

Разрешенный к выпуску капитал БМР составляет 1, 5 млрд золотых франков (600 тыс. акций нарицательной стоимостью 2500 золотых франков каждая). Оплаченный капитал — 330, 7 млн золотых франков (по состоянию на 31 марта 2000 г.).

До 90-х гг. XX в. в БМР было сильно влияние стран Западной Европы, что вызывало недовольство государств, находящихся на других континентах. Реакцией БМР на подобные настроения стало решение в сентябре 1996 г. о приеме новых стран-членов, в том числе из Азии. Тогда же в члены БМР был принят и Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ). В заявлении ЦБ РФ по этому поводу отмечалось, что данное решение БМР свидетельствует о признании со стороны финансовых институтов Запада заметного прогресса в продвижении России по пути интеграции в мировую рыночную экономику. Вступление в БМР дает ЦБ РФ возможность более широкого участия в работе комитетов и комиссий БМР, в рамках которых осуществляются консультации по наиболее актуальным вопросам деятельности центральных банков.

В 2005 г. БМР предложил стать своими членами Центральному банку Аргентины, Европейскому центральному банку, Банку Индонезии, Банку Негара (Малайзия) и Банку Таиланда. К 31 марта 2000 г. все перечисленные банки, за исключением Банка Индонезии, воспользовались предложением БМР.

Спецификой БМР до 2001 г. являлось то, что определенная доля капитала (13, 73 %) принадлежала не центральным банкам, а частным акционерам. Однако последние не имели права голоса. 10 сентября 2000 г. Совет директоров БМР принял решение, утвержденное чрезвычайным общим собранием 8 января 2001 г., об изменении устава банка. Отныне только центральные банки могут быть владельцами акций БМР. Акции частных акционеров подлежат выкупу по цене 16 тыс. швейцарских франков за акцию.

Региональные международные организации созданы также развивающимися странами. В сентябре 1960 г. была учреждена Организация стран —экспортеров нефти (ОПЕК), которая в 70-х гг. добилась крупных успехов в продвижении своих интересов на мировом нефтяном рынке. В 90-х гг. влияние этой организации в международном нефтяном бизнесе в силу ряда причин стало не столь значительно, хотя она по-прежнему остается важнейшим производителем и поставщиком нефти и нефтепродуктов на мировой рынок. Распад колониальных империй и стремление метрополий и колоний сохранить определенные связи привели к появлению между

 

последними новых форм сотрудничества. Примером может служить Содружество наций — своеобразная форма взаимосвязей между Великобританией и ее бывшими колониями. Несмотря на противоречия и центробежные тенденции Содружество представляет собой форум для обсуждения политических и экономических вопросов. После распада СССР возникло новое образование — Содружество Независимых Государств (СНГ). В настоящее время идут активные поиски новых форм укрепления экономических взаимосвязей между республиками бывшего СССР. Предполагается наполнить реальным содержанием некоторые уже принятые документы, такие как договоренности о Платежном и Таможенном союзах. Необходимость более тесного сотрудничества стран СНГ, возможно, приведет к созданию новых экономических организаций в рамках Содружества.

Контрольные вопросы

1. Какие экономические организации системы ООН Вы знаете?

2. Что такое МВФ и какие функции он выполняет?

3. Какие организации входят в группу Всемирного банка?

4. Что дает России членство в МВФ и во Всемирном банке?

5. Какие региональные банки развития Вам известны?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.