Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные экономические организации системы ООН 2 страница






Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использова­ние первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом ее запроса, то выделение Фондом средств в счет верхних кредитных долей почти во всех случаях производится посредством договорен­ностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок действия до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицитов платежных балансов.

Механизм расширенного финансирования (Extended Fund Facility, EFF) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления валютных средств странам-чле­нам на более длительные сроки и в больших размерах по отноше­нию к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредит­ных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финан­сирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменени­ями производства, торговли или ценового механизма. Расширен­ные кредиты обычно предоставляются на три года; при необ­ходимости — до четырех лет. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредит­ные доли) и расширенном финансировании, выдается определен­ными порциями (траншами) через установленные промежутки вре­мени в течение срока соглашения — ежеквартально, раз в полуго­дие или (в некоторых случаях) помесячно.

Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кре­дитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполне­ния определенных требований, причем степень жесткости этих тре­бований нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероп­риятий, фиксируются в «письме о намерениях» (Letter of intent) или «меморандуме об экономической и финансовой политике» (Memo­randum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности страной-получателем кредита кон­тролируется путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых «критериев реализации» (Performance criteria). Вели МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда», не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны-заемщицы.

С середины 70-х годов МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы (facilities — механизм, устройство, система, фонд). Для их форми­рования привлекались заемные средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений с развитыми государствами и странами ОПЕК. В их числе:

Нефтяной фонд (Oil Facility, OF); использовался для предо­ставления кредитов странам — импортерам нефти с целью покры­тия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти и нефтепродуктов (1974—1976 гг.). Были выделены кредиты в объ­еме 6, 9 млрд СДР (8 млрд долл.). Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны — экспортеры нефти. Среди получателей кредитов количественно преобладали развивающиеся страны, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7, 2% годовых), обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресур­сам нефтяного фонда был ограничен; за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подоро­жавшей нефти;

Механизм дополнительного финансирования (Supplementary Financing Facility, SFF), или «Фонд Виттевеена» (Witteveen Facility) — по имени директора-распорядителя МВФ (1979—1982 гг.). Цель этого механизма — предоставлять за счет заемных средств допол­нительные кредиты странам, испытывающим резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы Фонда (7, 8 млрд СДР, т.е. свыше 10 млрд долл.) были сформированы за счет займов у 13 стран — членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого фонда получили 26 стран;

Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (Policy of Enlarged Access to Fund's Resources, 1981—1992 гг.). Цель — предо­ставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштаб дефицита платежных балансов был непомерно велик по сравнению с их квотами. Этот механизм использовался для осу­ществления корректирующих экономических мер в тех случаях, когда страны нуждались в средствах в больших размерах, чем могли получить в рамках кредитных долей и механизма расширен­ного финансирования, и на более продолжительный срок. Источ­ником ресурсов для реализации этой политики являлись как со­бственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, так и заимствования у других стран. В связи с увеличением квот стран — членов Фонда указанный механизм в ноябре 1992 г. был отменен.

Лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках кре­дитных долей и механизма расширенного финансирования (приме­няемые вместе или раздельно) устанавливаются Исполнительным советом и ежегодно пересматриваются. С октября 1994 г. на трехлетний период были установлены следующие лимиты: пред­оставление кредитов на протяжении года — до 100% квоты стра­ны-члена; кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина — 300% квоты (в чистом исчислении, т.е. за вычетом сумм выкупленной страной у Фонда национальной валюты и сумм, запланированных к пога­шению). В исключительных случаях лимиты могут быть превыше­ны. В ноябре 1997 г. Исполнительный совет принял решение сохранить установленные в 1994 г. лимиты до следующего пере­смотра политики доступа к ресурсам МВФ. МВФ взимает комис­сионные сборы в размере 0, 5% суммы займа и процент за креди­ты, который увязывается с процентной ставкой по активам в СДР и с рыночными ставками. Ставки определяются в течение финан­сового года на базе оценок доходов, расходов и запланированного показателя по чистой прибыли. В 1997/98 финансовом году (с 1 мая по 30 апреля) годовая процентная ставка составила в сред­нем 4, 65% (годом раньше — 4, 51%).

По истечении установленного срока страна-член обязана про­извести обратную операцию — «выкупить» национальную валюту у Фонда (погасить задолженность), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Возврат кредитов стэнд-бай производится в течение 3 1/4—5 лет со дня получения каждого транша валюты, а при расширенном финансировании — 4 1/2—10 лет. Помимо того, страна-заемщица обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платеж­ного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается дру­гим государством-членом, то тем самым погашается ее задолжен­ность Фонду.

Специальные кредитные механизмы. Они различаются по це­лям, условиям и стоимости кредита. Получение странами — чле­нами Фонда средств по линии специальных механизмов — это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресур­сов специальных механизмов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх куму­лятивных пределов, установленных для получения кредитных до­лей. Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:

Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, МКЧФ (Compensatory and Contingency Financing Facility, CCFF); предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платеж­ного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекци­онистских ограничений в странах-импортерах; появление товаров-заменителей и т.п. Этот механизм включает три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате падения мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15% квоты) стран — импортеров зерна, испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно; с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. — кредитование стран — импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа;

3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь, понесенных странами, испытывающими влияние непред­сказуемых внешних факторов, например, неблагоприятного изме­нения международных процентных ставок (до 30% квоты).

Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой, «факультативной» кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть исполь­зована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничи­вается 65% квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с паде­нием экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного финансирования, уста­навливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Об­щий лимит доступа к кредитам в рамках компенсационного и чре­звычайного финансирования с учетом всех компонентов составля­ет 95% квоты страны.

Механизм финансирования буферных (резервных) запасов, МФБЗ (Buffer Stock Financing Facility, BSFF); создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными то­варными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы. Лимит — 35% квоты. Данный механизм не использовался с 1984 г.

Механизм финансирования системных (структурных) преоб­разований, МФСП (Systemic Transformation Facility, STF); введен в апреле 1993 г. как временный специальный механизм с целью оказания поддержки странам, осуществлявшим переход от цент­рализованно планируемой экономики к рыночной посредством радикальных экономических и политических реформ. Помощь предоставлялась странам, которые сталкивались с резким ухудше­нием состояния платежных балансов вследствие перехода от тор­говых связей, в значительной мере ориентированных на нерыноч­ные цены, к многосторонней торговле, основанной на принципах рынка. Этот механизм был создан главным образом для стран бывшего СССР, переживавших огромные трудности в условиях становления рыночной экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие требования МВФ.

Основанием для использования МФСП могло быть, во-первых, резкое падение поступлений от эспорта вследствие перехода к ос­нованной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за переориентации на мировые цены, в особенности на энергоносители, и, в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов обуслов­ливалось выполнением страной-заемщицей набора более «мягких» макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов.

Страны-члены могли получать средства в рамках МФСП до 50% их квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода. Всего эти кредиты получили 20 стран на общую сумму почти 4, 0 млрд СДР (около 6 млрд долл.). В конце 1995 г. функционирование механизма финансирования системных преобразований завершилось.

Дополнительный резервный механизм, ДРМ (Supplemental Reserve Facility, SRF); введен в декабре 1997 г. для предоставления средств государствам-членам, которые испытывают «исключи­тельные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном кредите вследствие внезап­ной потери доверия к валюте, что вызывает «бегство» капитала и уменьшение золото-валютных резервов страны. Предполагается, что ДРМ должен применяться в тех случаях, когда «бегство» капитала из страны может создать потенциальную угрозу для мировой валютной системы. Кредитование в рамках данного ме­ханизма производится путем выделения дополнительных сумм к тем средствам, которые предоставляются странам-членам в рам­ках договоренностей о кредитах стэнд-бай или о расширенном кредитовании.

Предоставление кредитных средств через посредство ДРМ, в отличие от других кредитов не ограничено лимитами и может производиться в любых размерах. Однако получение этих средств страной-членом требует от нее выплаты надбавки (от 300 до 500 базисных пунктов по мере увеличения срока кредита) к дейст­вующей процентной ставке по кредитам Фонда. Кроме того, пога­шение кредита должно осуществляться в течение более короткого, чем в других случаях, срока — от года до полутора лет; правда, Исполнительный совет может продлить этот срок еще вплоть до одного года.

Чрезвычайные кредитные линии, ЧКЛ (Contingent Credit Lines, CCL). По предложению президента США Б. Клинтона, с которым он выступил на сессии Советов управляющих МВФ и ВБ 6 октября 1998 г., «семерка» официально предложила Фонду ввести еще один широкомасштабный кредитный механизм. Он был учрежден в апреле 1999 г. первоначально на два года. В рам­ках этого механизма МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии странам-членам, сталкивающим­ся с угрозой острого кризиса платежного баланса вследствие возможного негативного воздействия ситуации на мировых рын­ках капиталов, т.е. факторов, находящихся вне сферы их контроля. Спецификой нового кредита является его предупредительный ха­рактер: валютные средства страна сможет получить не после, а до наступления кризиса — при первых его признаках. Условие полу­чения кредита — проведение страной-заемщицей эффективной антикризисной экономической политики и соблюдение «междуна­родно признанных стандартов». Механизм ЧКЛ образован как продолжение созданного ранее дополнительного резервного меха­низма, с которым он имеет одинаковые финансовые характеристи­ки: отсутствие жесткого ограничительного лимита (предполагает­ся, что сумма кредита будет составлять от 300 до 500% квоты страны-члена); установление надбавки к действующей процентной ставке МВФ; погашение в течение 1—1, 5 года.

Льготная помощь беднейшим странам. МВФ оказывает этим странам более долгосрочную помощь для уравновешивания пла­тежных балансов и структурной перестройки в виде льготных кредитов путем использования не общих ресурсов Фонда, а других источников, аккумулируемых на Счете специальных выплат (Special Disbursement Account). Управление этими средствами осу­ществляется отдельно от управления собственными ресурсами МВФ. Для льготного кредитования развивающихся стран приме­нялись (или применяются) следующие механизмы:

Доверительный (трастовый) фонд, ДФ (Trust Fund, TF) — в объеме 4 млрдСДР, или 4, 9 млрд долл. (1976—1981 гг.); соз­дан за счет доходов от продажи на аукционах 1/6 золотого запасаМВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны. Условия данных кредитов были срав­нительно льготные: страны-заемщики не вносили в МВФ эквива­лент получаемых средств в национальной валюте, процентная ставка невысокая — 0, 5%, срок кредита — 10 лет. Эти условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55 стран получили из доверительного фонда 3 млрд СДР (3, 7 млрд долл.). Остальная часть средств была передана развива­ющимся странам пропорционально их квотам.

Механизм финансирования структурной перестройки МФСП (" Structural Adjustment Facility, SAF) (1986—1993 гг.). Источник ресурсов (2, 7 млрд СДР) — погашение странами — членами кре­дитов, полученных ими ранее из доверительного фонда. В рамках этого механизма предоставлялись льготные кредиты развиваю­щимся странам с низким уровнем дохода, испытывавшим хрони­ческие трудности в области платежного баланса, в целях поддерж­ки среднесрочных программ макроэкономической стабилизации и структурных реформ. Условия займов: 0, 5% годовых; погашение в течение 10 лет; грационный период до 5, 5 лет. Лимит креди­тов — до 50% квоты. Кредитами по линии МФСП могли пользо­ваться страны, имевшие право на получение льготных займов Международной ассоциации развития Всемирного банка. Список таких стран время от времени пересматривается. В начале функционирования МФСП в нем числилась 61 страна. К моменту прекра­щения деятельности этого механизма в конце 1993 г. 36 стран получили его льготные кредиты в сумме 1, 5 млрд СДР, или около 2, 1 млрд долл.

Механизм расширенного финансирования структурной пере­стройки, МРФСП (Enhanced Structural Adjustment Facility, ECAF) с декабря 1987 г. По своим целям и принципам функционирования этот механизм стал преемником механизма финансирования стру­ктурной перестройки. Предполагалось, что стабилизационные программы, осуществляемые при поддержке ресурсов МРФСП, должны были быть более комплексными и радикальными по своим целевым установкам, чем те, которые реализовывались в рамках МФСП.

Договоренности в рамках МРФСП финансировались за счет ресурсов Трастового фонда МРФСП (ECAF Trust). Эти средства формировались из специальных займов и пожертвований, а также неиспользованных средств МФСП. Первоначальный целевой раз­мер кредитных ресурсов — около 6 млрд СДР. Страна-член имеет возможность получать по линии МРФСП кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. К концу апреля 1994 г. 32 страны получили кредиты на сумму 4, 3 млрд СДР (фактически использованы 2, 8 млрд СДР). Список стран, имеющих право на получение кредитов в рамках МРФСП, несколько раз расширялся. На март 1998 г. таких стран было 79, в том числе ряд государств СНГ — Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизия и Таджикистан.

• В феврале 1994 г. МРФСП был расширен, а срок его действия продлен, в результате образовался новый механизм расширенного финансирования структурной перестройки, являющийся преемни­ком предыдущего. Этот механизм служит в настоящее время главным каналом льготных кредитов МВФ странам-членам с низ­ким уровнем дохода, испытывающим хронические трудности с платежным балансом. В программах структурной перестройки экономики наименее развитых стран, осуществляемых при содей­ствии льготных кредитов МВФ, больше внимания стало уделяться совершенствованию структуры государственных расходов, а также социальной защите населения.

Объем нового МРФСП — 5 млрд СДР (около 7 млрд долл.) для предоставления льготных займов сроком на три года и 2 млрд СДР (около 3 млрд долл.) для субсидирования процентных ставок по этим займам. 46 стран согласились участвовать в формирова­нии фонда МРФСП. По состоянию на 30 апреля 1998 г. сумма обязательств МВФ по предоставлению кредитов в рамках до­говоренностей МФСП и МРФСП нарастающим итогом составила 9, 9 млрд СДР (13, 5 млрд долл.), фактически предоставлено 8, 1 млрд СДР (11, 0 млрд долл.). Непогашенные кредиты в рамках МФСП и МРФСИ составили 11, 1% всех непогашенных кредитов МВФ в размере 56, 0 млрд СДР (76, 2 млрд долл.).

В 1996 г. Исполнительный совет МВФ определил рамки про­должения деятельности механизма расширенного финансирова­ния структурной перестройки. Предполагается, что имеющиеся ресурсы МРФСП будут обеспечивать его функционирование до середины 2000 г. После этого в течение примерно четырех лет нужны будут дополнительные источники финансирования (около 1, 7 млрд СДР ежегодно). В 2005 г. должно начаться «само­финансирование» данного механизма за счет использования со­бственных ресурсов МВФ. При этом Фонд будет иметь воз­можность предоставлять странам-членам кредиты в рамках МРФСП до 0, 8 млрд СДР в год. В МВФ исходят из того, что операции МРФСП будут продолжать оставаться ядром стра­тегии Фонда по оказанию помощи развивающимся странам с низким уровнем доходов.

При формировании механизмов льготного кредитования раз­вивающихся стран МВФ выполняет роль посредника при перерас­пределении ссудного капитала от стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в заемных валютных средствах. Од­новременно, оказывая силовое воздействие на экономическую по­литику стран-заемщиц, он выступает в качестве гаранта возвраще­ния этих средств.

Стратегия урегулирования внешнего долга. МВФ претендует на исполнение «центральной роли» в урегулировании кризиса вне­шней задолженности развивающихся стран. В связи с развитием и углублением этого кризиса в 80-х годах он предпринял меры по выработке собственного подхода к проблеме погашения междуна­родных долгов. Фонд взял на себя оказание финансовой поддерж­ки операций по сокращению объема задолженности развивающих­ся стран частным коммерческим банкам, а также выплат по ее обслуживанию. В мае 1989 г. МВФ принял специальные «руковод­ства» — совокупность целевых установок и правил, которые опре­деляли объем и формы оказываемой им финансовой поддержки этим операциям.

Согласно «руководствам» 1989 г. при предоставлении Фондом резервных или расширенных кредитов странам-должникам часть этих кредитов (до 25%) могла выделяться целевым назначением на сокращение внешнего основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации процентных платежей либо обеспечения основного долга при обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на облигации с более низкой процентной ставкой МВФ выражал готовность выделять дополнительные средства сверх резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составлял 40% (с сентября 1993 г. — 30%) квоты страны. Величина дополнительного кредита определялась Фондом в результате рас­смотрения каждого конкретного случая, с учетом «степени радика­льности» программы макроэкономической стабилизации и струк­турной перестройки соответствующей страны.

В январе 1994 г. Исполнительный совет пересмотрел «руковод­ства» по использованию ресурсов МВФ для поддержки операций по сокращению внешней задолженности коммерческим банкам. В результате этого объем выделяемых Фондом на эти цели средства и их сегментация по видам операций были отменены. Тем не менее МВФ продолжает оказывать содействие операциям по уме­ньшению основного долга коммерческим банкам и расходов на его обслуживание на индивидуальной основе.

Что касается государственной задолженности стран — членов МВФ, то проблемы ее переоформления и сокращения решаются в рамках Парижского клуба. Роль МВФ состоит в том, что Парижский клуб увязывает меры по облегчению долгового бреме­ни стран-должников с выполнением ими одобренных Фондом стабилизационных программ. При выработке соглашений о пере­смотре задолженности страны-кредиторы — члены Парижского клуба руководствуются исследованиями МВФ и его оценками ситуации с задолженностью.

В сентябре 1996 г. МВФ и Всемирный банк совместно утвер­дили «Инициативу для бедных стран с высоким уровнем задол­женности» (Initiative for the Heavily Indebted Poor Countries, HIPC Initiative). Эта программа предусматривает предоставление креди­торами (правительственными учреждениями, международными организациями, частными банками) дополнительной помощи странам с низким уровнем дохода и высоким уровнем задолженности с целью сокращения бремени их внешнего долга до уровня, на котором он мог бы бесперебойно обслуживаться за счет поступ­лений от экспорта, помощи и притока капиталов. Эта допол­нительная помощь предполагает существенное уменьшение долго­вых требований к стране.

Данная «инициатива» включает две стадии. На первой страна-должник осуществляет при поддержке МВФ и Всемирного банка программу реформирования своей экономики. Если по истечении трехлетнего периода страна выполнит необходимые требования, ее кредиторы осуществят переоформление долга на «неапольских условиях», согласованных Парижским клубом в декабре 1994 г. Общая сумма выплат в счет обслуживания внешней задолжен­ности стран с низким уровнем дохода может быть снижена до 67% «чистой текущей стоимости» этой задолженности. Страна, чье долговое бремя не удается сократить до приемлемого уровня, должна выполнить вторую трехгодичную программу. В течение этого периода она получает расширенную финансовую помощь от международного финансового сообщества, включая МВФ и Все­мирный банк. В случае успешного завершения программы все кредиторы, в том числе международные организации, предприни­мают согласованные действия по предоставлению помощи, до­статочной для снижения долга страны до приемлемого (с учетом принятых критериев) уровня.

На завершающей стадии урегулирования внешнего долга стран — должников МВФ будет предоставлять им помощь преиму­щественно в виде специальных безвозмездных субсидий («гран­тов»), а также в рамках механизма расширенного финансирования структурной перестройки, но с более продолжительными, чем это предусмотрено условиями данного механизма, сроками погаше­ния. Эти средства предназначаются для оплаты просроченных обязательств стран Фонду. Для финансирования соответствующих затрат МВФ учредил в феврале 1997 г. специальный трастовый фонд. Кредиторы выделили на осуществление «Инициативы для бедных стран с высоким уровнем задолженности» около 8 млрд долл. Полагают, что она будет действовать до конца 2000 г.

К 1999 г. Боливия, Буркина-Фасо, Гайана, Кот-д'Ивуар, Моза­мбик и Уганда выполнили условия, позволяющие им получать финансовую помощь в рамках «ХИПК инициативы». В результате сокращение задолженности этих стран оценивается в 5 млрд долл. МВФ намерен продать часть золотого запаса для оказания помо­щи беднейшим странам и сокращения внешней задолженности.

Новые процедуры. В связи с финансовыми и валютными кризи­сами в Мексике и Аргентине с середины 90-х годов и нарастанием глобальных кризисных потрясений финансовых и валютных рын­ков МВФ наряду с образованием «дополнительного резервного механизма» и «чрезвычайных кредитных линий» осуществил в 1995—1997 гг. ряд нововведений с целью финансовой поддержки стран-членов, адаптации своей деятельности к возник­шим потребностям. В их числе:

1) Механизм экстренного финансирования, МЭФ (Emergency Financing Mechanism, EFM) (с сентября 1995 г.) представляет комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление Фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных рас­четов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ. Предполагалось, что подобные экстренные процедуры бу­дут применяться редко, однако их пришлось неоднократно ис­пользовать в 1997—1998 гг. при предоставлении широкомасштаб­ных кредитов ряду оказавшихся в состоянии валютного и финан­сового кризисов стран Юго-Восточной Азии, а также России;

2) Поддержка фондов валютной стабилизации (Support for Currency Stabilization Funds). Согласно принципам, сформулирован­ным в сентябре 1995 г., такая поддержка со стороны МВФ может осуществляться в рамках договоренностей с государствами-члена­ми о кредитах стэнд-бай или расширенном финансировании с целью повышения доверия к их мерам по стабилизации валютных курсов, предусматривающим образование фондов валютной стабилизации. Считается, что она наиболее применима для поддержки режима регулируемого валютного курса с относительно узким диапазоном колебаний или с заранее объявленными их скользящими пределами. Использование этого механизма должно сочетаться с проведением жесткой макроэкономической политики, обеспечивающей низкие темпы инфляции, совместимые с намеченными ориентирами изме­нения валютного курса. До сего времени (середина 1999 г.) у МВФ не было повода для оказания финансовой поддержки фонду валют­ной стабилизации какой-либо страны;

3) Экстренная помощь (Emergency Assistance) призвана содей­ствовать государствам-членам в преодолении дефицита платеж­ных балансов, вызванного непредсказуемыми стихийными бедст­виями. Кредиты такого рода предоставляются единовременно, как правило, в пределах 25% квоты и не предполагают процедуры проверки с использованием критериев реализации. Однако в боль­шинстве случаев они сопровождаются договоренностями с МВФ в рамках его обычных механизмов;

4) Помощь странам после конфликта. В сентябре 1995 г. Ис­полнительный совет распространил положения, относящиеся к эк­стренной финансовой помощи, на кризисные ситуации, являющие­ся результатом пережитых странами военно-политических конф­ликтов. В 1997—1998 гг. на этом основании была оказана финансовая помощь Албании, Руанде и Таджикистану.

Кредитные операции. На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако, начиная с 70-х годов, произошло значительное расширение его кредитной деятельности (табл. 9.1).

Таблица 9.1

КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ МВФ

1947—1997 гг.

Годы (равные отрез­ки по 17 лет) Кредиты за счет собствен­ных средств МВФ* Льготные кредиты, предостав­ленные с использованием привлеченных средств Общая сумма кредитов
  млрд СДР % к итогу млрд СДР % к итогу млрд СДР % к итогу
1947—1963 6, 1 3, 9 6, 1 3, 7
1964—1980 32, 6 21, 1 2, 6 24, 3 35, 2 21, 2
1981—1997 116, 2   8, 1 75, 7 124, 3 75, 1
1947—1997 154, 9** 100, 0 10, 7*** 100, 0 165, 6**** 100, 0
* По 1960 г. включая, с 1961 г. исключая суммы использования странами— членами резервной позиции в МВФ. ** Около 210 млрд долл. *** Около 15 млрд долл. **** 223 млрд долл. Валютный курс на конец 1997 г. — 1, 3492 долл. за 1 СДР. Источники: International Financial Statistics Yearbook 1987. International Monetary Fund, Washington, 1987, р. 20—23; 1991, p. 24—27; 1992, p. 12—15; 1993, р. 12-15; 1994, р. 14—17; 1995, р. 26—29; 1997, р. 26—29; IMF Survey, Volume 27, Number 3, February 9, 1998, р. 34.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.