Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные экономические организации системы ООН 1 страница






Мировое хозяйство, представляющее собой сложную систему экономических отношений и взаимосвязей, не может развиваться без регулирующего начала. Разумеется, речь совсем не идет о том, чтобы регулировать все формы международных хозяйственных, так называемых мирохозяйственных, связей. Под регулированием понимается лишь установление некоторых общих «правил игры», которые позволяют сделать развитие мировой экономики более предсказуемым, хотя и не избавляют мир от потрясений и кризисов как на уровне отдельной страны, так и на уровне всего мирового хозяйства.

Важной составной частью правового оформления механизма регулирования мирового хозяйства являются международные экономические (в том числе валютно-финансовые) организации. Их значение на стадии глобализации еще более возрастает.

Сфера деятельности и степень обязательности выполнения решений экономических и валютно-финансовых организаций не одинаковы.

Наиболее универсальными являются международные экономические организации, входящие в систему ООН (United Nations -UN), в деятельности которой вопросы экономики занимают существенное место.

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) является центральным органом по обсуждению международных экономических и социальных проблем и играет важную роль в подготовке и обсуждении вопросов экономической и социальной политики на мировом и региональных уровнях. В составе ЭКОСОС имеется девять функциональных комиссий, в том числе статистическая, по народонаселению и другие, а также ряд постоянных комитетов и экспертных органов (по природным ресурсам, планированию развития и др.).

Экономическому и социальному совету подотчетны региональные комиссии ООН: Европейская экономическая комиссия (Женева, Швейцария); Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок, Таиланд); Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абеба, Эфиопия); Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили) и Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (Бейрут, Ливан).

Региональные экономические комиссии ООН занимаются выработкой рекомендаций по региональным проблемам, выступают как исследовательские и информационно-аналитические центры. Комиссии призваны способствовать экономическому и социальному развитию соответствующих регионов. Так, в 90-х гг. Европейская экономическая комиссия, куда входит и Россия, предприняла усилия, направленные на оказание помощи странам Центральной и Восточной Европы в переходе к рыночной экономике.

Важной формой обсуждения актуальных экономических проблем стали конференции ООН (например, Конференция ООН по проблемам окружающей среды и развития, Рио-де-Жанейро, 1992 г.; Конференция ООН по народонаселению, Каир, 1994 г. и др.), а также специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Конференции и специальные сессии дают возможность обсудить и наметить подходы к решению сложных проблем, с которыми сталкивается в той или иной степени все человечество.

В рамках ООН действует ряд специализированных организаций, в том числе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ,

 

World Health Organization, WHO), Международная организация труда (МОТ, International Labour Organization, ILO), Международный банк реконструкции и развития (МБРР, International Bank for Reconstruction and Development, IBRD), Международный валютный фонд (МВФ, International Monetary Fund, IMF), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, UNESCO), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО, Food and Agricultural Organization, РАО) и др.

С ООН также тесно связана деятельность ряда других международных организаций, в числе которых — Всемирная торговая организация (ВТО, World Trade Organization, WTO), не являющаяся специализированным учреждением ООН, но имеющая с ООН договоренности о сотрудничестве.

Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная по инициативе развивающихся стран, ставит целью оказание содействия процессам индустриализации в развивающихся странах, координирование всей деятельности ООН по промышленному развитию.

Усилия Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) направлены на улучшение сельскохозяйственного производства и повышение уровня жизни и питания. ФАО — центр мировой статистики по вопросам сельскохозяйственного производства и торговли продовольствием. В рамках ФАО работают около 30 комиссий и комитетов, занимающихся изучением состояния сельскохозяйственного производства на различных континентах и в отраслях сельского хозяйства.

Программа развития ООН — ПРООН, являясь автономным органом ООН (учреждена Генеральной Ассамблеей в 1965 г., начала деятельность с 1 января 1966 г., штаб-квартира в Нью-Йорке), оказывает техническое содействие с целью ускорения экономического роста развивающихся стран. Программы помощи осуществляются только в тех странах, от которых поступают соответствующие просьбы.

Важным международным форумом стала Конференция ООН по торговле и развитию — ЮНКТДД (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD), созданная как постоянный орган Генеральной ассамблеи ООН 30 декабря 1964 г. ЮНКТАД ставит своей целью стимулирование торговли между странами с различными социальными и экономическими системами и является центром по выработке согласованных решений по вопросам внешнеторговой политики как отдельных стран, так и ряда экономических объединений. Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве.

Некоторые специализированные органы ООН занимаются вопросами сотрудничества в конкретных областях, например транс-

 

порта. К таким организациям относятся Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO) и Между, народная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ICAO).

В 1957 г. как автономное учреждение под эгидой ООН было образовано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), членами которого являются 127 стран. Основные направления деятельности МАГАТЭ следующие: сбор, обмен и распространение научно-технической информации, предоставление содействия странам в подготовке кадров, технической помощи, разработка норм и правил радиационной безопасности.

В сфере трудовых отношений ведущее место принадлежит специализированному учреждению ООН — Международной организации труда (МОТ), созданной еще в 1919 г. в качестве автономного органа Лиги наций. В отличие от других организаций в МОТ действует принцип трехстороннего представительства: каждая страна—член МОТ представлена четырьмя делегатами — двумя от правительства и по одному от работодателей и рабочих. В центре усилий МОТ стоит разработка и принятие международных стандартов в сфере труда и занятости. Однако присоединение стран к этим стандартам осуществляется на добровольной основе. МОТ имеет свои бюро в 40 странах мира.

Сфера международной торговли регулируется как двусторонними, так и многосторонними соглашениями. Ряд из них имеет международный характер, другие регулируют торговлю в рамках интеграционных или региональных объединений. К числу первых принадлежит Всемирная торговая организация (ВТО), начавшая свою деятельность с 1 января 1995 г. и ставшая преемницей действовавшего с 1948 г., Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Как пример организации второго типа можно назвать Европейский Союз, региональное объединение, в компетенцию которого входят как вопросы производства, так и торговли.

Кроме организаций, входящих в систему ООН, имеется целый ряд авторитетных международных организаций в отдельных сферах мирового хозяйства.

С 1919 г. осуществляет деятельность Международная торговая палата (МТП). Местонахождение секретариата данной организации — Париж. МТП видит свои основные задачи в том, чтобы содействовать улучшению экономических отношений между государствами. Она стремится к установлению и расширению международных контактов между деловыми кругами стран —членов палаты и достижению большего взаимопонимания в сфере торговли и экономического, торгового и промышленного сотрудничества.

Существенную роль в регулировании международной торговли играют международные товарные соглашения, которые являются

 

межправительственными договорами по наиболее важным сырьевым товарам. Эти документы разрабатываются и действуют в рамках ООН под эгидой ЮНКТАД. Заключаются они, как правило, на несколько лет и важность их для стран — экспортеров сырьевых товаров несомненна.

В 1946 г. в Лондоне была учреждена Международная организация по стандартизации. Она осуществляет разработку международных стандартов и сотрудничество в области стандартизации с целью создания более благоприятных условий для международной торговли и оказания содействия в экономической, научно-технической и интеллектуальной деятельности. Вырабатываемые этой организацией стандарты носят рекомендательный характер.

В составе специализированных учреждений ООН имеются две валютно-финансовые организации, которые играют заметную роль в мирохозяйственных связях: Международный валютный фонд и Всемирный банк. Их деятельность в последние годы получает неоднозначную оценку.

 

10.2. Международный валютный фонд (МВФ)

9.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

МВФ (INTERNATIONAL MONETARY FUND, IMF) предназна­чен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затрудне­ниях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем пред­оставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валю­те. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1—22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г.

СССР принял участие в Бреттонвудской конференции, однако в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифи­цировал Статьи Соглашения о МВФ. По той же причине в 50—60-х годах из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением Корейской Народно-Демократи­ческой Республики и Республики Куба). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии — в период с апреля по сентябрь 1992 г. (Таджикистан — в апреле 1993 г.).

В 1999 г. (январь) число стран — членов МВФ составляло 182. Кроме того, после завершения требуемых процедур место бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в МВФ займет Федеративная Республика Югославия (в составе Сербии и Черногории). Постоянное местопребывание руководящих ор­ганов — Вашингтон (США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке.

Официальные цели МВФ: «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения»; «содействовать расширению и сбала­нсированному росту международной торговли», что имело бы своим следствием развитие производственных ресурсов, достиже­ние высокого уровня занятости и реальных доходов всех госу­дарств-членов; «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»; оказывать помощь в создании мно­госторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении ва­лютных ограничений; предоставлять временно государствам-чле­нам средства в иностранной валюте, которые давали бы им воз­можность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

По мере эволюции мировой валютной системы, а также транс­формации деятельности МВФ Статьи Соглашения трижды пе­ресматривались. Первая серия поправок (1968—1969 гг.) свя­зана с образованием механизма СДР, вторая (1976—1978 гг.) определила основные принципы Ямайской валютной системы, сменившей Бреттонвудскую валютную систему, третья поправка (1990—1992 гг.) предусматривала введение санкций в виде при­остановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед Фондом. Кроме того, в стадии ратификации странами-членами находится принятая Советом управляющих поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся так­же поправки, возлагающие на страны-члены обязательства по либерализации международного движения капиталов.*

 

* См.: Смыслов Д. В. Международный валютный фонд: современ­ные тенденции и наши интересы. — М.: Финансы и статистика, 1993; Левина Л. А. Правовое положение Международного валютного фонда и Всемирного банка. — М.: Легат, 1996.

 

Структура органов управления. Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его замести­телем. Обычно это министры финансов или руководители цент­ральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, опреде­ление и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования опре­деляется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее боль­шинство голосов наиболее развитым государствам.

Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на 30 апреля 1998 г.): США — 17, 78%; Германия — 5, 53; Япония — 5, 53; Великобритания — 4, 98; Франция — 4, 98; Саудовская Аравия — 3, 45; Италия — 3, 09; Россия — 2, 90%. Доля 15 стран — участниц ЕС — 28, 8%; 29 развитых стран — членов ОЭСР имеют 63, 4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36, 6% голосов.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным воп­росам, имеющим операционный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голо­сов стран-членов). В интересах ведущих стран Запада в уставе ныне выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ). Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максималь­ного большинства (85%). Это означает, что США вместе с ведущи­ми западными государствами располагают возможностью осущест­влять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направ­лять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных дейст­вий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности боль­шому числу разнородных стран сложно.

Согласно действующему с 1978 г. уставу Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления — Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулировани­ем и адаптацией мировой валютной системы. Однако он пока не создан, и его роль играет Временный комитет Совета управля­ющих по вопросам мировой валютной системы, состоящий из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и учрежденный в 1974 г. Он собирается дважды в год. Однако в отличие от предполага­емого Совета Временный комитет не имеет полномочий для при­нятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: руководит Исполнительным советом; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию миро­вой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Объединенный министерский комитет Советов управляющих Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Фонда по передаче реальных ресурсов развивающимся странам.

Совет управляющих делегировал многие свои полномочия Ис­полнительному совету (Executive Board), т.е. директорату, кото­рый несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24. 5 из них назначены согласно уставу США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, у кото­рых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 — представляют каждый одну страну — Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 — избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответст­вующее число групп с учетом принципа географического пред­ставительства. Назначения и выборы исполнительных директоров производятся раз в два года. Директор располагает тем количе­ством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. Однако в большинстве случаев решения в Ис­полнительном совете принимаются не путем формального голосо­вания, а посредством достижения консенсуса его членов.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), который возглавля­ет штат сотрудников Фонда (на сентябрь 1998 г. — 2660 человек из 122 стран). Директор-распорядитель (с 1987 г.) — Мишель Камдессю (Франция; переизбран на третий срок с 16 января 1997г.), его первый заместитель (с 1994 г.) — Стэнли Фишер (США).

Капитал и заемные ресурсы. МВФ устроен по образцу акци­онерного предприятия: его капитал складывается из взносов госу­дарств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота — ключевое звено во взаимоот­ношениях стран-членов с Фондом — определяет: 1) сумму подпис­ки на капитал; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3) сумму получаемых страной — членом СДР при их очередном распределении; 4) количество голосов страны в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП; объем текущих операций платежного баланса; официальные золо­то-валютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравноме­рно. До 1978 г. до 25% квоты оплачивались золотом, ныне — резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами); 75% — национальной валютой.

Пересмотр квот производится не реже одного раза в пять лет. С 1947 по 1995 г. квоты пересматривались десять раз. В ре­зультате увеличения квот и числа стран-членов капитал МВФ возрос с 7, 7 млрд в 1947 г. до 145, 6 млрд СДР (около 200 млрд долл.) после девятого пересмотра квот в 1992 г., т.е. в 19 раз (в итоге десятого их пересмотра, завершившегося в 1995 г., квоты не увеличены).

В связи с изменением удельного веса и роли отдельных стран в мировой экономике увеличение квот ФРГ, Японии и некоторых других стран, а также стран — экспортеров нефти, в первую очередь Саудовской Аравии, опережало возрастание квот оста­льных государств. Отсюда — повышение долей квот этих госу­дарств в капитале Фонда. Однако увеличение ресурсов МВФ суще­ственно отставало от роста совокупного мирового ВВП и в еще большей мере от динамики объема платежей по текущим операци­ям платежного баланса. Следует учесть, что для предоставления кредитов странам-членам используется не весь капитал МВФ, а только узкий круг валют, главным образом определяемые время от времени Фондом «свободно используемые валюты» (в насто­ящее время — доллар США, японская иена, марка ФРГ, фунт стерлингов и французский франк).

30 января 1998 г. Совет управляющих МВФ в завершение одиннадцатого пересмотра квот стран-членов принял решение об увеличении общей суммы квот на 45%. 22 января 1999 г. это решение вступило в силу, в результате чего капитал Фонда возрос до 212 млрд СДР (297 млрд долл.).

После нового увеличения капитала МВФ на долю 25 развитых государств приходится 62, 8% общей суммы квот, в том числе: США — 17, 5%, Японии — 6, 3%, Германии — 6, 1%, Великобрита­нии — 5, 1%, Франции — 5, 1%, Италии — 3, 3% и Канады — 3, 0%; 15 стран — участниц ЕС — 30, 3%. Суммарная доля бывших социа­листических стран, входивших в СЭВ (Болгария, Венгрия, Вьетнам, Монголия, Польша, Румыния, республики бывшего СССР, Слова­кия, Чехия), а также Албании, Китая и республик бывшей Югос­лавии, составляет 10, 0% и всех остальных 127 стран — членов Фонда — 27, 2%. Россия по величине квоты в МВФ (5, 9 млрд СДР, или 8, 3 млрд долл.) занимает девятое место вслед за Канадой. На нее приходится 2, 8% общей суммы квот. Сумма квот стран СНГ и Балтии — 4, 46% (9, 5 млрд СДР, или 13, 3 млрд долл.).*

 

* Рассчитано по: IMF Survey. A Publication of the International Monetary Fund. Volume 28, Number 3, February 8, 1999, Washington, D.C., p. 34—35.

 

В дополнение к собственному капиталу МВФ привлекает заемные средства. Страны, входящие в «группу десяти» или их центральные банки (Бельгия, Италия, Канада, Немецкий федеральный банк, Нидерланды, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Франция, Шведский государственный банк, Япония), заключили с Фон­дом Генеральные соглашения о займах, ГСЗ (General Arrangements to Borrow, GAB), вступившие в силу с 24 октября 1962 г. В 1964 г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарс­кий национальный банк (с апреля 1984 г. участвует в полном объеме).

ГСЗ предусматривали открытие странами-участницами или их центральными банками кредитных линий Фонду на возобновля­емой основе на сумму до 6, 5 млрд СДР (8, 8 млрд долл.). Средства предоставляются в тех случаях, когда нужно «предотвратить или устранить расстройство мировой валютной системы». МВФ, в свою очередь, может предоставлять займы на 3—5 лет любым странам — участницам ГСЗ. Эти средства могут использоваться для оказания финансовой помощи и странам, не являющимся участниками ГСЗ, однако при соблюдении строгих критериев. МВФ платит проценты по кредитам, полученным им в рамках этих соглашений, и обязуется погашать их в течение пяти лет.

ГСЗ первоначально были заключены на четыре года, затем продлевались каждые пять лет. В ходе очередного их пересмотра в декабре 1983 г. участники ГСЗ договорились увеличить лимит кредита до 17 млрд СДР (около 24 млрд долл.). С этими соглаше­ниями связана также договоренность с Саудовской Аравией (1983г.) о кредитной линии на аналогичных условиях на сумму 1, 5 млрд СДР (2, 1 млрд долл.).

24 ноября 1997 г. МВФ продлил ГСЗ на новый пятилетний период — с 26 декабря 1998 г. по 25 декабря 2003 г. В июле 1998 г. страны — участницы ГСЗ согласились предоставить Фонду кредит в рамках этого механизма на сумму 6, 3 млрд СДР (около 8, 3 млрд долл.) для оказания финансовой помощи России. Это было первое использование средств ГСЗ за последние 20 лет и первый случай, когда такие средства получила страна, не яв­ляющаяся участницей ГСЗ.

В связи с возросшей потребностью в ресурсах для противодей­ствия финансовым кризисам «семерка» предложила в июне 1995 г. осуществить меры, которые позволили бы удвоить кредитный лимит в рамках ГСЗ. Исполнительный совет МВФ 27 января 1997 г. одобрил Новые соглашения о займах, НСЗ (New Arrangements to Borrow, NAB), участниками которых стали 25 государств или центральных банков. В соответствии с этими со­глашениями Фонд может получать от этих государств при необ­ходимости средства в размере до 34 млрд СДР (около 47 млрд долл.). Новые соглашения не заменяют собой ГСЗ. Однако мак­симальная величина средств, доступных Фонду в рамках обоих этих механизмов, не должна превышать в общей сложности 34 млрд СДР. При необходимости обеспечения МВФ дополнитель­ными ресурсами ГСЗ призваны выступать в роли первого по очередности и главного по объему источника этих ресурсов.

Потребность в увеличении кредитных операций побудила МВФ в 80-е годы обратиться с целью укрепления его финансовой базы к заемным средствам, привлекаемым также и на двухсторонней основе. Фонд получал займы у министерств финансов и централь­ных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и других стран, а также у БМР. К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав предоставляет такую возможность.

Кредитные механизмы. МВФ представляет кредиты в иностран­ной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покры­тия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и цент­ральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономичес­кой стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.

В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятель­ности используются два понятия: 1) сделка (transaction) — пред­оставление валютных средств странам из его собственных ресур­сов; 2) операция (operation) — оказание посреднических финан­совых и технических услуг за счет заемных средств. Управление собственными и привлеченными средствами осуществляется раз­дельно. МВФ производит кредитные операции только с официаль­ными органами — казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку (purchase) или заимствование (drawing) иностранной ва­люты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке. При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэто­му национальные валюты, поступающие в МВФ, станут перехо­дить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют. По­скольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами — эмитентами этих валют.

Рассмотрим основные (обычные) механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ (счет общих ресурсов).

Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, кото­рую страна-член может приобрести в МВФ — в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», с 1978 г. — «резервной долей» (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной ва­люты данной страны. Если МВФ использует часть этой на­циональной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответствен­но увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-чле­ном Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — чле­на МВФ.

В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требова­нию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покры­тии дефицита платежного баланса. Использование резервной по­зиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.

Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного использования последней авуары МВФ в валю­те страны достигают 100% квоты), делятся на четыре «кредит­ные доли», или транша (Credit Tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рам­ках кредитных долей ограничен определенными условиями. Со­гласно первоначальному уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенад­цать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% кво­ты страны; во-вторых, сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кре­дита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляла 125% размера ее квоты.

В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам получать валюту в Фонде в течение более короткого срока, чем пять лет. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях использу­ются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превос­ходящие первую кредитную долю.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.