Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место и роль иностранного капитала в экономике России 2 страница






питала в некоммерческие организации для достижения какой-либо

 

 

общественно полезной цели (образовательной, благотворительной, научной или религиозной), которые регулируются законодательством РФ о некоммерческих организациях.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 2005 г. № 160-ФЗ содержит целый ряд очень важных понятий:

а) «иностранный инвестор», которым в соответствии с указан

ным законом являются:

• иностранные юридические лица;

• иностранные организации, не являющиеся юридическими ли

цами, но которые вправе в соответствии с законодательством того

государства, где они учреждены, осуществлять инвестиции на тер

ритории РФ;

• иностранные граждане, которые по своей гражданской пра

воспособности и дееспособности в соответствии с законодатель

ством «своего» государства могут осуществлять инвестиции на

территории РФ;

• лица без гражданства, постоянно проживающие за предела

ми РФ и имеющие право в соответствии с законодательством стра

ны своего постоянного места жительства осуществлять инвести

ции на территории РФ;

• международные организации, которые в соответствии с меж

дународным договором вправе осуществлять инвестиции на тер

ритории РФ;

• иностранные государства;

б) к иностранным инвестициям согласно указанному закону от

носятся: денежные средства, ценные бумаги, иное имущество,

имущественные права; имеющие денежную оценку исключитель

ные права на результаты интеллектуальной деятельности (интел

лектуальная собственность), услуги и информация.

В Федеральном законе даются определения понятий прямых и портфельных инвестиций, инвестиционного проекта (в том числе приоритетного инвестиционного проекта), срока окупаемости инвестиционного проекта, реинвестирования, совокупной налоговой нагрузки и др.

В соответствии с указанным Федеральным законом, приоритетным считается инвестиционный проект, если суммарный объем иностранных инвестиций составляет не менее 1 млрд руб. (или не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на дату вступления этого закона, т. е. свыше 40 млн долл.) или если в нем минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале составляет не менее 100 млн руб. (или не менее 4 млн долл.).

Однако с учетом девальвации национальной валюты ситуаций в стоимостной оценке инвестиционных проектов меняется. Поэтому важно то, что в соответствии с указанным Федеральным

 

законом инвестиционный проект приобретает статус приоритетного только согласно решению Правительства РФ.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» имеются также такие важные статьи, как правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, где фактически развиваются положения о национальном режиме деятельности иностранных инвесторов, в соответствии с которыми условия деятельности последних не могут быть менее благоприятными по сравнению с российскими юридическими лицами (за исключением ряда изъятий). Изъятия устанавливаются иными законодательными актами Российской Федерации.

Согласно российскому законодательству имеются изъятия как стимулирующего, так и ограничительного характера.

Изъятия ограничительного характера в РФ, как и в других странах, преследуют цели защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности стран. Изъятия же стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов установлены в интересах социально-экономического развития РФ. Несмотря на отрицательное отношение к подобной практике со стороны международных финансовых организаций она отражает объективные реалии конкурентной борьбы за привлечение прямых иностранных инвестиций и является неотъемлемым элементом стратегии стран, которые добились наибольшего успеха в данной сфере (в этом смысле показателен опыт Китая). В условиях национального режима именно льготы определяют в значительной мере правовые, экономические, финансовые и другие условия деятельности иностранных инвесторов в России.

Согласно Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» важной, хотя и косвенной льготой для предприятий с иностранными инвестициями реального сектора экономики является государственная гарантия, заключающаяся в иммунитете по отношению к неблагоприятному изменению законодательства РФ (так называемая стабилизационная, или «дедушкина» оговорка). Однако ее использование ограничено следующими критериями:

1. Стабилизационной оговоркой могут воспользоваться только

следующие категории организаций с иностранным капиталом:

• осуществляющие приоритетные инвестиционные проекты;

• организации, в которых доля иностранных инвесторов в ус

тавном капитале превышает 25 %.

2. Стабилизационная оговорка распространяется только на из

менения:

 

• ввозимых таможенных пошлин (кроме введенных в целях за

щиты экономических интересов стран при осуществлении внеш

ней торговли);

• федеральных налогов (за исключением акцизов и НДС на то

вары, производимые на территории РФ);

• взносов в государственные внебюджетные фонды (за исклю

чением взносов в Пенсионный фонд РФ);

• иных изменений в законодательстве, ведущих к увеличению

совокупной налоговой нагрузки либо устанавливающих режим до

полнительных запретов на осуществление по сравнению с теми,

которые действовали на момент начала инвестиционного проекта.

3. Стабилизационная оговорка действует на протяжении всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет с начала его финансирования. Следует заметить, что, предусмотрена возможность его продления в исключительных случаях на основании решения Правительства РФ (при осуществлении инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной или иной инфраструктуры с суммарным объемом предприятия с иностранными инвестициями ПИИ не менее 1 млрд руб.).

Таким образом, в Федеральном законе не зафиксирован принцип неизменности правовых основ инвестирования, а лишь перечислены условия, факторы, которые определенное время могут оставаться неизменными. Понятно, что подобный перечень не является исчерпывающим. Более того, речь идет исключительно об инвесторах, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты. И понятие «неизменности совокупной налоговой нагрузки» относится только к этим приоритетным инвесторам. При этом стабилизационная оговорка связана лишь с окупаемостью (возвратом вложенных денег). Никак не оговорена проблема сохранения «коммерческих результатов», долгосрочной доходности инвестора, имеющих для последнего первостепенное значение.

Понятно, что в условиях возможных изменений экспортных пошлин, регионального и местного законодательства, увеличения размера НДС, взносов в Пенсионный фонд РФ и т. д., о стабильности условий инвестирования говорить достаточно сложно.

Помимо этого в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержатся статьи, которые специально посвящены льготам, предоставляемым иностранному инвестору и предприятиям с его участием. В частности, инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предоставляются таможенные льготы. Это означает, что предоставление тарифных льгот возможно в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные капиталы предприятий с иностранными инвестициями, а также вывозимых этими предприятиями отдельных товаров собственного про-

 

изводства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.

Таким образом, инвесторы ввозят имущество, предназначенное для уставных капиталов предприятий с иностранными инвестициями, беспошлинно. При этом следует учитывать ранее установленные правила: ввозимые товары должны относиться к основным производственным фондам, не быть подакцизными и срок их ввоза не должен превышать одного года с даты регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Эти же инвесторы имеют возможность беспошлинного (или по сниженным ставкам) вывоза произведенных либо в достаточной степени переработанных продуктов (в случаях, когда вывозные пошлины на такие товары установлены).

Льготы иностранным инвесторам могут быть предоставлены и субъектами РФ в пределах их компетенции. Помимо льгот они могут давать инвесторам определенные гарантии, осуществлять их финансирование и оказывать другие виды поддержки за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств. Такая деятельность практикуется российскими регионами уже достаточно давно: практически половина субъектов РФ имела в 2000 г. свои законы или иные законодательные акты.

Льготы предоставляются и другими нормативными актами, которые напрямую не связаны с иностранными инвестициями, но на которые ПИИ могут рассчитывать. В частности, речь идет о части первой Налогового кодекса РФ (ст. 66 — 67), предусматривающего условия предоставления предприятиям инвестиционного налогового кредита, Федеральном законе «О лизинге», постановлении Правительства РФ «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе РФ с использованием средств Федерального бюджета» от 26 февраля 2005 г. № 228 и некоторых других.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собою изменение срока уплаты налога, при котором организациям предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов в соответствии с условиями договора о предоставлении налогового кредита. На получение налогового кредита могут претендовать инвесторы, осуществляющие: НИОКР либо техническое перевооружение производства; внедренческую или инновационную деятельность; выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона, предоставление особо важных услуг населению.

Федеральный закон «О лизинге» не содержит прямых льгот для участников совместных проектов, но предусматривает меры госу-

 

>

; >

 

дарственной поддержки деятельности лизинговых компаний. Среди них: разработка и реализация лизинговых программ на федеральном уровне и в регионах; предоставление инвестиционных кредитов; выделение лизинговым предприятиям государственного заказа на поставки товаров для государственных нужд; финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов, в том числе с участием фирм-нерезидентов; предоставление льгот лизингополучателям в отраслях народного хозяйства РФ и др.

В целях направления дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику России постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2005 г. № 272 иностранным инвесторам — нерезидентам разрешено использование средств, находящихся на специальных счетах типа «С», по финансированию создания мощностей для увеличения производства экспортной продукции. Доля средств со специальных счетов типа «С», которые используются для закупки оборудования, технических средств и материалов, произведенных в России юридическими лицами, зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ, должна составлять не менее 70 %.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определен статус филиала иностранного юридического лица, созданного на территории РФ. Филиалу предоставлено право заниматься на территории России той же деятельностью, что и его головная организация в стране регистрации.

Специальная статья Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» посвящена вопросам разработки и реализации государственной политики в сфере иностранных инвестиций. Это прежде всего функции Правительства РФ в области международного инвестиционного сотрудничества:

• определение целесообразности введения запретов и ограни

чений на осуществление иностранных инвестиций на территории

РФ, подготовка законопроектов по таким мерам;

• определение мер по контролю за деятельностью иностранных

инвесторов в РФ;

• утверждение перечня приоритетных инвестиционных проектов;

• разработка и реализация федеральных программ привлечения

иностранных инвестиций;

• привлечение инвестиционных кредитов международных фи

нансовых организаций и иностранных государств на финансиро

вание инвестиционных проектов федерального значения;

• решение проблем взаимодействия с субъектами РФ по воп

росам международного инвестиционного сотрудничества;

• контроль за подготовкой и заключением инвестиционных со

глашений с иностранными инвесторами о реализации ими круп

номасштабных инвестиционных проектов;

 

 

• контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Значительную роль в привлечении и использовании иностранных инвестиций в России играет и Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». Это по сути синтетический закон, который был принят в развитие законодательства РФ в области использования недр России «недропользования» и ивестиционной деятельности.

Данный Федеральный закон определяет правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления отечественных и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.

Соглашение о разделе продукции (СРП) -- это договор, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в данном соглашении, и на ведение связанных с этим работ. При этом инвестор (отечественный или иностранный) обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами Соглашения в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

Существенно при этом, что условия пользования недрами, установленные в СРП, не должны противоречить требованиям Закона РФ «О недрах».

Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», устанавливаются федеральными законами. В 1997— 2001 гг. принято 9 федеральных законов об участках недр, право использования которыми может быть предоставлено на условиях СРП. Всего выделено 25 таких участков.

В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» субъекты Российской Федерации (в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами) осуществляют законодательное регулирование своего участия в СРП при пользовании участками недр на своих территориях.

В СРП участвуют две стороны:

1) государство (Российская Федерация), от имени которого выступает Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, где расположен предоставляемый в пользование участок недр;

 

2) инвесторы — как отечественные, так и иностранные (граждане, юридические лица, объединения юридических лиц), которые осуществляют вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являются пользователями недр на условиях СРП.

Инвесторы получают соответствующую лицензию у субъектов РФ и федерального органа управления Государственным фондом недр. Для выбора инвестора проводятся конкурсы или аукционы. В некоторых случаях (по совместному решению Правительства РФ и органа субъекта Федерации) СРП могут заключаться без проведения конкурсов или аукционов.

В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» это возможно в следующих случаях:

1) если интересы обороны и безопасности государства требу

ют заключения СРП с конкретным инвестором;

2) если объявленный конкурс или аукцион признан несосто

явшимся в связи с участием в нем только одного инвестора. В этом

случае СРП заключается с данным единственным инвестором;

3) если к моменту принятия Федерального закона «О соглаше

ниях о разделе продукции» инвестор уже являлся пользователем

недр на других условиях, отличных от условий СРП. В этом случае

СРП можно заключать именно с данным инвестором;

4) если переговоры от имени Правительства РФ и субъектов Рос

сийской Федерации по подготовке СРП уже велись до принятия

указанного закона.

Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта СРП по каждому конкретному объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Решение о подписании СРП со стороны государства принимается Правительством РФ и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ или (в указанных выше особых случаях) Правительством РФ по согласованию с субъектом Российской Федерации.

В СРП фиксируется целый ряд условий:

• соблюдение требований законодательства Российской Федера

ции;

• соблюдение соответствующих стандартов, норм, правил по

безопасному ведению работ, охране недр, окружающей среды и

здоровья населения;

• обязаность инвестора при прочих равных условиях предостав

лять преимущественное право на участие в работах по СРП рос

сийским юридическим лицам;

• обязаность инвестора страховать ответственность по возме

щению ущерба в случае аварий (если они повлекли за собой заг

рязнение окружающей среды);

 

 

J

 

• обязаность инвестора ликвидировать все сооружения и т. п. по

завершению работ и очистить от загрязнения территорию, на ко

торой проводились работы по СРП.

В Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» имеется положение ст. 7 п. 2, в соответствии с которым инвестор обязуется размещать заказы на изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых, в объемах не менее чем 70 % общей стоимости таких заказов между российскими юридическими или иностранными юридическими лицами, осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории России. В этом пункте Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» вступает в противоречие с Соглашением ТРИМС.

Другим положением указанного закона, противоречащим Соглашению ТРИМС, является положение о том, что в СРП должно быть предусмотрено следующее условие: «не менее определенной части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки, закупаемого инвестором с последующей компенсацией затрат компенсационной долей продукции, должно производиться на территории Российской Федерации», что означает: иностранный инвестор, подписав СРП, после подписания Россией Соглашения ТРИМС или после ратификации ДЭХ может оспаривать правомерность применения к нему указанных положений, а в случае уже действующих Соглашений, может через свое правительство выступить с требованием аннулировать это положение в СРП. Более того, Правительство должно в 2-летний (согласно Соглашению ТРИМС) или 3-летний срок (согласно ДЭХ) отменить указанные выше положения как противоречащие условиям Соглашения ТРИМС или ДЭХ.

Кроме положений об инвесторе в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» разработано положение об операторе (соответствующей фирме или ее филиале), который по поручению инвестора ведет всю организацию работы по СРП.

Однако основная суть СРП состоит именно в разделе продукции. Поэтому специальная статья указанного Федерального закона посвящена этим вопросам, а именно:

• определение общего объема произведенной продукции и ее

стоимости;

• определение части произведенной продукции, которая переда

ется в собственность инвестора для возмещения его затрат на выпол

нение работ по СРП (это так называемая компенсационная продук

ция);

• раздел между государством и инвестором прибыльной про

дукции (произведенная продукция за вычетом той ее части, кото-

 

рая идет на уплату платежей за пользование недрами, и компенсационной продукции);

• передача государству принадлежащей ему в соответствии с

СРП части произведенной продукции (или ее стоимостного эк

вивалента);

• получение инвестором произведенной продукции, принад

лежащей ему в соответствии с условиями Соглашения. Эта часть

продукции может быть вывезена за границу (в нее входит и ком

пенсационная продукция) без количественных ограничений эк

спорта (если при этом нет ограничений в соответствии с Феде

ральным законом «О государственном регулировании внешне

торговой деятельности»).

При исполнении СРП инвестор платит налог на прибыль и платежи за пользование недрами, но в течение срока действия СРП освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством РФ (взимание заменяется разделом продукции на условиях СРП в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Государство гарантирует инвесторам их имущественные и иные права, приобретенные и осуществляемые ими в соответствии с СРП.

В указанном Федеральном законе зафиксированы также другие важные положения: о контроле за исполнением СРП, об ответственности сторон по СРП, о прекращении действия СРП, о разрешении споров и др.

Вместе с тем в настоящее время реализация Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» связана с рядом противоречий, к числу которых относятся:

• противоречия между иностранными и отечественными инве

сторами;

• противоречия между центральными и региональными орга

нами власти (Центр — субъекты РФ);

• противоречия в вопросе о том, какой должна быть компания-

оператор отечественной или иностранной.

Большое значение имеет и вопрос о сроках освоения месторождений (осваивать ли их в настоящее время или «придержать» на более благоприятное, с точки зрения мировой конъюнктуры, будущее).

В развитие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» Правительством РФ было принято постановление «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией» от 2 февраля 2001 г. № 86, которым было утверждено «Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области подготовки, заключения и pea-

 

лизации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией». В соответствии с указанными документами права и обязанности Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции в отношении участников недр и месторождений всех видов минерального сырья возлагаются на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

В принятом в рамках данного постановления Положении установлены полномочия различных федеральных органов исполнительной власти в области подготовки, заключения и реализации СРП, а также по контролю за их реализацией: Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федерального горного и промышленного надзора России.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие противоречия проявлялись в прошлом и проявляются

в настоящее время в связи с привлечением иностранных инвести

ций в Россию?

2. Какова роль иностранных инвестиций в современном эконо

мическом развитии России?

3. Раскройте специфику отдельных этапов привлечения иност

ранных инвестиций в Россию в 90-е гг. XX в.

4. Каково соотношение между прямыми, портфельными и про

чими иностранными инвестициями, привлекавшимися в 90-е гг. в

Россию?

5. Как распределяются иностранные инвестиции по регионам

России?

6. Какие страны являются крупнейшими инвесторами в России?

7. С какими международными организациями сотрудничает Рос

сия по вопросам привлечения иностранных инвестиций?

8. Охарактеризуйте основные положения действующего в рам

ках ВТО Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным

мерам (ТРИМС).

9. Кто относится к иностранным инвесторам согласно Феде

ральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Фе

дерации»?

10. Охарактеризуйте понятие «национальный режим» приме

нительно к деятельности иностранных инвесторов.

 

 

 

 

11. Какие льготы предоставляются иностранным инвесторам в

соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвести

циях в Российской Федерации»?

12. Охарактеризуйте основные положения Федерального зако

на «О соглашениях о разделе продукции».

 

Глава 13 Население и рабочая сила в мировом хозяйстве

Вопросы народонаселения в целом, воспроизводства рабочей силы привлекают к себе растущее внимание специалистов, политиков и общественности. Причины этого заключаются в том, что демографическая ситуация, положение с использованием рабочей сипы, складывающиеся в отдельных странах и регионах, во многом влияют на состояние и перспективы их экономического и социального развития, на расстановку экономических и политических сил в региональном и мировом масштабах.
Рост населения испытывает сильное влияние социальных, культурных и экономических факторов, и сам заметно воздействует на них.

13.1. Демографическое развитие мира

Общий рост населения идет нарастающими темпами. За 1950—2000 гг. оно увеличилось в 2, 4 раза — с 2, 5 до 6, 1 млрд человек. За длительный исторический период временные отрезки удвоения численности населения сокращаются. Первое удвоение произошло за 1500 лет (начало нашей эры — 1500 г.), второе — за 300 лет (1500—1800 гг.), третье — за 120 лет (1800— 1920 гг.), четвертое — за 50 лет (1920—1970 гг.), четвертое — за 48 лет (1970—2018 гг.)
Численность населения зависит от основных условий длительного существования популяций (биологических, этологических, экологических). Рост населения в мире не был плавным. В отдельных странах и регионах он ускорялся, в других оставался неизменным или сокращался, что определялось рядом вышеуказанных причин. Так, чума в 1348—1377 гг. в Европе привела к уменьшению населения по меньшей мере на 40%, а демографическое восстановление заняло свыше сотни лет.
Основные аспекты демографического развития. Демографическое развитие складывается из длительных периодов эволюции и относительно кратких качественных сдвигов или периодов демографического перехода и демографических революций. Под демографическим переходом понимается смена типов воспроизводства населения. Он совпадает с трансформацией доиндустриальной системы производительных сил в индустриальную. Демографическая революция является составной частью демографического перехода.
Термин демографическая революция, или демографический взрыв, означает беспрецедентно высокие темпы естественного прироста населения, которые превышают темпы прироста предшествующих десятилетий. По отдельным оценкам, к быстрым темпам роста относится ежегодный прирост в 2% и выше, при котором население удваивается каждые 35 лет, умеренным — каждые 50 лет, медленным — примерно каждые 200 лет.
Демографический взрыв — следствие и проявление процесса модернизации традиционного типа воспроизводства населения, в ходе которого демографическое равновесие поддерживается за счет предельно высокой рождаемости и смертности. Характерной чертой такого порядка является быстрая смена поколений, едва доживающих до 40 лет. Трансформация традиционного типа естественного воспроизводства началась со снижения смертности. К середине XX в. человечество стало обладать эффективными и относительно дешевыми средствами борьбы с массовыми болезнями, что привело к резкому снижению смертности.
Процесс снижения смертности носил форсированный характер в развивающихся странах. За вторую половину XX в. коэффициент смертности там сократился в 2, 8 раза: с 24, 2 в 1950— 1955 гг. до 8, 6 человек на тыс. жителей в 1995—2000 гг. Рост населения стран Азии, Африки и Латинской Америки приобрел взрывной характер. Мощность протекающего демографического взрыва превосходит известную прежде. В связи с тем, что современные крайне высокие темпы роста численности населения земного шара в решающей степени определяются темпами его увеличения в развивающихся странах, демографический взрыв этих стран превратился в мировой. За 1950—1970 гг. прирост населения повысился с 2, 0 до 2, 5% в среднем в год, затем в 1995—2000 гг. он опустился до 1, 6% (табл. 13.1).
Таблица 13.1
Темпы прироста населения, %

Подсистемы
и регионы 1950-1955 1965-1970 1990-1995 1995-2000 Мир 1, 77 2, 04 1, 46 1, 33 Развитые страны* 1, 21 1, 10 0, 60 0, 41 Развивающиеся страны 2, 04 2, 53 1, 75 1, 59 Африка 2, 15 2, 59 2, 51 2, 37 Азия 1, 91 2, 44 1, 55 1, 38 Европа 1, 00 0, 66 0, 16 0, 03 Латинская Америка 2, 66 2, 58 1, 72 1, 57 Северная Америка 1, 70 1, 06 1, 02 0, 85
* Включая Восточную Европу.
И с т о ч н и к: World population prospects. The 1998 revision. V. 1. Comprehensive tables. UN. 1999.
Прирост населения в развивающихся странах во второй половине 90-х годов был в четыре раз выше, чем в промышленно развитых (1, 6 и 0, 4). Наиболее высокие темпы прироста населения отмечаются в странах Среднего Востока и Африки (2, 2% в 1950—1955 гг. и 2, 4% в 1995—2000 гг.). В странах Тропической Африки сохранению демографических стереотипов способствуют объективные факторы, связанные с высокой детской смертностью, распространением бесплодия, сохраняющейся полигамией. Высокие темпы роста населения сохраняются в странах Южной Америки.
Демографический взрыв — явление не новое в демографической истории. В западных странах наиболее высокие темпы прироста населения были в 1760—1820 гг., когда численность населения США увеличилась почти в 6 раз, Британии — в 1, 8, Франции — 1, 2, Германии — 1, 4, Италии — в 1, 1 раза. Не менее впечатляющие изменения в численности населения этой группы стран произошли в 1820—1860 тт., когда население США увеличилось в три с лишним раза, Британии — в 1, 4, Германии — почти в 1, 5 раза. Уровень рождаемости в ныне промышленно развитых странах равнялся 3, 78% в 1820 г., в 1901 г. понизился до 3, 01%.
Демографический переход в промышленно развитых странах Запада завершился в 50-х годах. Улучшившиеся условия жизни привели к увеличению продолжительности жизни, сокращению рождаемости и повышению доли пожилых людей. По среднему варианту ожидается, что начиная с 2010—2015 гг. в этой подсистеме мирового хозяйства валовые темпы рождаемости будут уступать темпам смертности.
В демографическом переходе, или смене типов воспроизводства населения, можно выделить четыре фазы, которые определяются по движению коэффициентов рождаемости и смертности. Так, четвертая фаза нынешнего демографического перехода в мире предусматривает сближение коэффициентов рождаемости и смертности за счет роста последнего. В этой связи ожидается прекращение прироста и стабилизация мировой численности населения к концу текущего века.
Рациональность фаз воспроизводства населения в значительной мере обусловливается социально-экономической организацией общества. Перестройка типа воспроизводства зависит не только от снижения смертности, но и от социально-экономических преобразований. Тип рождаемости во многом определяется типом семьи и природой экономических отношений в ней. В отсталой аграрной экономике преобладают большие семьи, где родственники объединены общей экономической деятельностью и обязанностями, где потоки благ направлены от младших возрастов к старшим. Данные отношения обусловливают экономическую целесообразность максимизации рождаемости.
В индустриальном обществе семья лишается экономически функции, поток благ в ней изменяет направление, что предопределяет экономическую целесообразность бездетности. Поэтому во многих развивающихся странах улучшение здоровья и благосостояния, которые могут вести к значительному увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению детской смертности, будут играть более важную роль в снижении темпов прироста населения и общей величины прироста, чем в странах Запада, где коэффициент воспроизводства населения упал до того, как получили распространение современные средства предупреждения и прерывания беременности.
Хотя темпы роста населения сокращаются, абсолютные приросты числа людей на планете возрастали до начала 90-х годов (1950—1955 гг. — 47 млн, 1985—1990 гг. — 86 млн, 1995—2000 гг. — 77, 7 млн человек в год). В конце прошлого столетия произошел самый значительный рост населения. За 12 лет (1987—1999 гг.) оно увеличилось на 1 млрд и приблизилось к б млрд человек.
Размещение населения. Основные приросты населения обеспечиваются развивающимися странами. В первой половине 50-х годов они обеспечили 79%, а во второй половине 90-х годов — 97% прироста мировой численности населения. Более половины (60%) прироста населения дают 10 стран. Только на одну Индию приходится 20% мирового прироста населения. Эти процессы привели к перераспределению населения между различными подсистемами мирового хозяйства. Если в 1950 г. примерно 2/3 населения проживало в развивающихся странах, в 2000 г. — 80%, то в 2025 г. ожидается дальнейшее повышение их доли до 84% (табл. 13.2).
Таблица 13.2

Распределение населения мира по подсистемам
и регионам (млн чел. и %)

Регионы и страны 1950 1970 1990 2000 2025 Мир, млн чел. 2521, 2 3696, 1 5266, 4 6055 7823, 7 в % 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 Развитые страны 32, 2 27, 3 21, 8 19, 6 15, 5 Развивающиеся страны 67, 8 72, 7 78, 2 80, 4 84, 5 Африка 8, 8 9, 6 11, 7 13, 0 16, 6 Азия 55, 6 58, 1 60, 4 60, 8 60, 4 КНР 22, 1 22, 6 22, 0 21, 2 19, 0 Индия* 14, 2 15, 0 16, 0 16, 7 17, 0 Латинская Америка 6, 6 7, 7 8, 4 8, 6 8, 9 Северная Америка 6, 8 5, 2 5, 3 5, 1 4, 6 Европа 21, 7 17, 7 14, 6 12, 0 9, 0 РФ 4, 1 3, 5 2, 8 2, 4 1, 7
* Прогноз.
И с т о ч н и к: World population prospects. The 1998 revision. V. 1. Comprehensive tables. UN. 1999.

Увеличение доли развивающихся стран произошло главным образом за счет Африки и Индии. Доля промышленно развитых стран Запада сократилась с 32 до 19, 6%. Подобные сдвиги усилили дифференциацию в размещении населения и производительных сил. На развивающиеся страны приходится 80% населения и только около 20% ВМП (37% по покупательной способности валют). В этой подсистеме мирового хозяйства расположены самые крупные по населению страны (свыше 100 млн человек). В их число входят КНР, Индия, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия. Доля промышленно развитых стран в мировой численности населения сокращается. Естественный прирост очень низкий. В Северной Америке, Западной Европе и Японии он осуществляется на суженной основе (брутто-коэффициент воспроизводства менее 2, 0%). Сходную картину можно наблюдать в восточноевропейских странах. Это создает угрозу депопуляции или демографического кризиса в этих районах. В Российской Федерации демографическая ситуация в 90-е годы характеризовалась как кризисная. Изменение численности населения, снижение доли той или иной страны, подсистемы в мировой численности изменяет потенциальные возможности стран в мировом хозяйстве.

13.2. Рост населения и экономический рост

Мы видим, что рост населения неодинаков в различных подсистемах мирового хозяйства. Подобное явление служит определенной основой для поддержания давних идей об оптимальном населении и оптимальном экономическом росте. Эти идеи обычно связаны с населением отдельных стран и регионов, а в последние десятилетия — с мировым населением. Это дает импульс экономистам анализировать связь между ростом населения и экономическим развитием.
Концептуальные подходы. Проявляется несколько подходов к анализу взаимосвязи между ростом населения и экономическим развитием.
1. Один из них исходит из того, что демографические переменные являются существенным аспектом социально-экономического развития. В основе этого подхода лежит следующая схема: быстрый рост населения понижает рост сбережений и накоплений, увеличивает рост рабочей силы и затрудняет ее использование, понижает качество трудовых ресурсов за счет снижения уровня расходов на образование и здравоохранение, ослабляет технические нововведения, сокращает объем ресурсов на одного человека и в конечном итоге замедляет рост ВВП на душу населения.
Исторически данный подход связан с постулатами английского священника и экономиста Т. Мальтуса (1766—1834), который противопоставлял два фактора — население и природные ресурсы. В своей ранней работе он утверждал, что рост населения, если он не будет ограничен, имеет тенденцию увеличиваться в геометрической прогрессии, в то время как предложение продовольствия имеет тенденцию расти только в арифметической прогрессии. Постулировав беспредельное и неизменное стремление людей к размножению, Т. Мальтус интерпретировал демографический рост как независимую переменную, которая лишь корректируется действием «разрушительных» (войны, эпидемии, голод) и «предупредительных» (безбрачие и т.д.) социальных факторов.
С начала XIX в. мальтузианская «ловушка» часто используется, чтобы показать, что рост населения создает проблему для человечества из-за недостатка продовольствия, сырья и среды обитания. В соответствии с этим центральной проблемой для человечества является вопрос о том, как выйти из этой ситуации. Различие между временем Т. Мальтуса и современным периодом заключается в том, что он основывал свои выводы на собственной стране, где в то время были достигнуты пределы сельскохозяйственного производства.
2. Другой подход состоит в том, что демографические факторы выступают функцией социального и экономического развития. Данный подход, нашедший отражение на мировой конференции по народонаселению 1974 г., соответствует положениям А. Смита, который считал, что увеличение населения может ускорять экономическое развитие, способствуя техническим нововведениям. Богатство может вести к увеличению числа детей, но использование их труда может перекрывать расходы на их содержание и воспитание. Вместе с тем состоятельные люди склонны иметь меньше детей, в то время как бедность часто сопровождается не только высокой рождаемостью, но и высокой смертностью. Увеличение населения не понижает жизненные стандарты. А. Смит показал, что со временем стоимость продовольственных продуктов снижается.
Данный подход соответствует современной концепции «экономии масштаба». Он усилился в 80-е годы, нашел поддержку во Втором докладе Национальной академии наук США в 1986 г. В нем признано, что влияние роста населения на экономический рост является комплексным. Такие проблемы, как безработица, недоедание, вызываются многими факторами, и сосредоточение внимания только на снижении роста населения без последовательного учета других основных причин таких явлений может вести к неправильным результатам. Рабочая группа Национальной академии наук констатировала, что снижение роста населения не является панацеей развития, но в «большинстве стран с определенным количеством ресурсов более медленный рост населения может облегчить экономическое и социальное развитие». Она исследовала девять вопросов и пришла к выводу, что отрицательное влияние на истощение ресурсов, сбережений, урбанизацию и безработицу преувеличено.
Население и ресурсы как две важные переменные величины имеют отношения друг к другу. Эти отношения очень подвижны, эластичны, и поэтому выводы анализа этих отношений могут быть различны. В короткий или средний по продолжительности период времени изменения в численности населения могут выступать важной переменной, но в более длительный период другие переменные будут изменяться, приспосабливаясь к увеличению или уменьшению населения. Поэтому анализ соотношения между населением и социально-экономическим развитием очень специфичен, хотя важен сам по себе. Из-за комплексности вопроса трудно точно учесть влияние всех переменных величин при рассмотрении данной проблемы.
Демографическая нагрузка и экономическое развитие. При оценке демографической ситуации в мире, воздействия роста населения на экономическое положение в той или иной стране важное значение имеют не только общая численность и прирост населения, но и его возрастная структура — деление на трудоспособные группы, детей и пенсионеров, а точнее, изменения в возрастной структуре населения.
Общий сдвиг в структуре населения в последней четверти XX в. состоял в небольшом увеличении старших возрастов (свыше 65 лет) и сокращении младших (менее 15 лет). Так как сокращение доли младших возрастов было большим, чем увеличение пенсионеров, доля трудоспособного населения имела тенденцию к расширению. Подобная тенденция была характерна и для развитых стран, особенно Европы. В Европе снижение уровня прироста населения привело к тому, что увеличение доли старших возрастов уравнивало уменьшение доли молодых, поэтому доля населения в рабочем возрасте несколько возросла.
Изменения в возрастной структуре населения находят отражение в коэффициенте зависимости, или коэффициенте демографической нагрузки, представляющем отношение доли младших и пенсионных возрастов к доле трудоспособного населения (табл. 13.3). Общей тенденцией второй половины текущего столетия было повышение, а с 1975 г. — снижение указанного отношения с 75, 2% в 1975 г. до 60, 7% в 1995—2000 гг., т.е. на каждые 100 человек трудоспособных возрастов приходился 61 человек нетрудоспособных возрастов.
Таблица 13.3
Коэффициенты демографической нагрузки

Подсистемы 1950-1955 1970-1975 1990-1995 1995-2000 Мир 65, 6 75, 3 62, 6 60, 7 0—14 56, 9 65, 7 52, 6 50, 2 65+ 8, 6 9, 6 10, 0 10, 5 Развитые страны 54, 8 56, 0 49, 5 49, 6 0—14 42, 2 40, 6 30, 8 29, 3 65+ 12, 2 16, 5 18, 7 20, 3 Развивающиеся страны 71, 3 83, 8 66, 7 63, 9 0—14 64, 7 76, 8 59, 4 56, 2 65+ 6, 7 7, 0 7, 4 7, 7 Наименее развитые
страны 80, 4 89, 8 90, 9 86, 7 0—14 74, 4 84, 1 85, 0 81, 0 65+ 6, 0 5, 7 5, 8 5, 7
И с т о ч н и к: World population prospects. The 1998 revision. V. 1. Comprehensive tables. UN, N.-Y., 1999.

Коэффициент демографической нагрузки считался важным показателем. Аргументация этого была формализована в 1958 г. Она заключается в том, что рост демографической нагрузки имеет неблагоприятные последствия, приводящие, в частности, к распылению капиталовложений в результате перемещения их из производственных отраслей в социальную инфраструктуру, понижению уровня сбережений в результате увеличения потребления домашних хозяйств.
Но по крайней мере до середины 90-х годов исследования по этим направлениям точно не подтвердили отрицательного влияния роста демографической нагрузки на экономическое развитие. Было обнаружено, что даже небольшие изменения в сбережениях и эффективности использования капитала дают возможность удовлетворить потребности в расходах на образование растущего населения. Мало подтверждений нашел тезис о перемещении капитала от производственных к непроизводственным инвестициям, так же, как прямая зависимость между демографической нагрузкой и сбережениями. Воздействие дополнительных инвестиций в непроизводственную сферу на уровне воспроизводства можно определить только на макроуровне. Даже если использованные средства не дают общую экономическую выгоду, они способствуют ускорению демографического перехода во многих развивающихся странах. В частности, более высокий уровень образования выступает одним из самых сильных факторов снижения уровня воспроизводства населения, хотя в бедных странах женщины с низким уровнем грамотности имеют больше детей, чем безграмотные.
Явно слабые практические результаты линейного подхода к влиянию роста населения на экономическое развитие показывают, насколько комплексным является этот вопрос.
Мировая демографическая ситуация свидетельствует, что причиной резкого увеличения роста населения является снижение смертности в менее развитых странах, хотя уровень рождаемости снизился. Резкое снижение смертности — преходящее явление, соответственно в долгосрочной перспективе рост населения также снизится, что приведет к изменениям в структуре населения и в уровне демографической нагрузки. Увеличится доля трудовых возрастов, а число дотрудовых возрастов сократится, затем увеличится доля пожилых. Значительное уменьшение демографической нагрузки увеличит ВВП на душу населения, возрастет норма сбережений, так как произойдет повышение доли взрослой рабочей силы.
Почему же в политических кругах высказывается беспокойство в отношении высоких темпов роста населения?
Экономический и демографический рост. Обычно для выяснения влияния роста населения на экономическое развитие сравнивают темпы роста населения и ВВП на душу населения. Данные последних десятилетий показывают, что, за рядом исключений, повышение уровня экономического развития часто соотносится с низким коэффициентом воспроизводства населения и более высокой продолжительностью жизни.
Как показывают данные табл. 13.4, за 80—90-е годы темпы прироста ВВП на душу населения в мире увеличивались при сокращении прироста населения в 90-е годы. Подобная тенденция отмечалась в развивающихся странах в целом и особенно ярко в наименее развитых странах. В то же время в промышленно развитых странах некоторое снижение темпов прироста населения с 0, 6 до 0, 5 не сопровождалось повышением подушевого ВВП. Похожая ситуация отмечалась в группе стран с низким уровнем дохода. В других странах прирост населения мог идти параллельно с увеличением доходов на душу населения. Для ряда стран с недостаточным уровнем развития проблема роста населения является острой в плане поддержания минимальных потребностей. В 80-е годы темпы прироста ВВП на душу населения в беднейших развивающихся странах имели отрицательную динамику. Поэтому в краткосрочном плане для целого ряда стран прирост населения совпадал с ухудшением социально-экономического положения.
Социально-экономическое положение в краткосрочном плане может отягощаться другими причинами, в частности процессом урбанизации. В промышленно развитых странах городское население за 1950—1990 гг. удвоилось, достигнув 77%, а в развивающихся странах оно увеличилось в четыре раза, превысив 2, 0 млрд человек, или 40% населения. Большинство городов в развивающемся мире стали центрами наиболее деградирующей нищеты с огромной массой людей, существующих на грани выживания. По оценкам, 1, 2 млрд человек, или почти 23% населения земли и 60% горожан живут в лачугах, часто сделанных из фанеры, пластика и других доступных материалов. Число домашних хозяйств, лишенных здоровой, чистой воды, увеличилось со 138 млн в 1970 г. до 215 млн в 1988 г., а без соответствующих санитарных условий — с 98 млн до 840 млн в 90-е годы.
Таблица 13.4
Темпы роста населения и ВВП (по ППС)


Подсистемы Haceление ВВП на душy населения

1981—1990 1991—1999 1981—1990 1991—1999
Мир 1, 7 1, 4 1, 3 1, 5
Развитые страны 0, 6 0, 5 2, 3 1, 8
Развивающиеся страны 2, 1 1, 7 1, 3 3, 4
КНР 1, 5 1, 0 7, 6 9, 3
Наименее развитые
страны 2, 6 2.5? 0, 7 0, 2
И с т о ч н и к: World economic and social survey 2000. UN.

Вместе с тем вряд ли правильно делать вывод из арифметического, избитого положения о том, что если бы население не росло столь быстро, то уровень экономического развития повысился бы сильнее. При этом игнорируется тот факт, что прирост населения вносит свой вклад в производство ВВП. Он стимулирует капиталовложения и технические усовершенствования, открытие и разработку минеральных ресурсов, выпуск продукции. Когда мир рассматривается как целое, то не обнаруживается существенной связи между ростом населения и ВМП. Когда развивающиеся страны рассматриваются отдельно, то отрицательное сравнение значительно, особенно для периода 70—80-х годов.
На корреляцию экономического роста и роста населения оказывают влияние многие причины, в том числе общая экономическая обстановка. Не исключено, что долговой кризис оказал более серьезное влияние, чем рост населения, на развитие глобальной экономической системы, сдержав ее экономический рост, ограничив ее возможности ответить на вызов роста населения в развивающихся странах. Как отмечалось, в 80-е годы в развивающихся странах была низкой динамика ВВП на душу населения, но в 22 странах в 1965—1985 гг. она развивалась при уменьшении уровня рождаемости.
Население мира растет быстро, но мировой продукт увеличивается быстрее и показывает способность мирового общества развивать производительные силы. Рост населения не является проблемой, если экономические и социальные изменения происходят достаточно быстро, если обеспечивается необходимый технический прогресс. Но быстрый рост населения в последние десятилетия делает структурные изменения более трудными, что большей частью вызывается бедностью. Это требует целенаправленной политики правительств и мирового сообщества по повышению уровня экономического и социального развития, ликвидации дестабилизирующих разрывов между промышленно развитыми и развивающимися странами.

13.3. Демографическая политика

Трудности в социально-экономическом развитии стран мировой периферии способствовали росту приоритетности демографической политики, т.е. целенаправленной деятельности в сфере регулирования демографических процессов. Этому содействовала также позиция развитых стран Запада, которые считают, что контроль над ростом населения является необходимым условием социально-экономического развития. В совместном коммюнике глав государств и правительств ведущих западных стран в Хьюстоне в 1990 г. отмечалось, что устойчивое развитие в ряде стран требует, чтобы рост населения находился в разумном балансе с экономическими ресурсами, а сохранение этого баланса является приоритетом стран, поддерживающих экономическое развитие.
Демографическая политика, будучи частью социально-экономической политики, не всегда проявляется четко. С наибольшей определенностью она проводится, когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие.
Демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного поведения населения: на реализацию потребности в детях и на формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой таких мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения. Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредствованно, через поведение человека.
Отношение к демографической политике неодинаково в различных подсистемах и странах в зависимости от уровня их экономического развития и этапа демографического перехода.
Демографическая политика развивающихся стран. Наиболее четко демографическая политика проявляется в развивающихся странах. Проблема эффективного управления демографическими процессами, и прежде всего ростом населения, ставится там в повестку дня даже в тех странах, где еще в 70-е годы к ним были равнодушны.
Подход многих правительств к развитию сильно изменился в 80-е годы. В 47 странах, где сосредоточено 83, 5% населения этой подсистемы мирового хозяйства, осуществляются меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в вначале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Правительства исходят из того, что демографическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития, и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения. При этом следует отметить, что правительства наименее развитых стран, представляющие 51% населения этой группы, не вмешиваются в демографические процессы, а в странах, где проживает 2, 5% населения этой группы, политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рождаемости и снижения смертности.
Политика по ограничению прироста населения чаще всего существляется в рамках «планирования семьи». Индия первой из развивающихся стран с 1951 г. стала включать в государственные пятилетние планы развития народного хозяйства задачи снижения уровня рождаемости. Предусматривается распространение модели двухдетной семьи. За прошедшие десятилетия демографическая политика достигла определенных результатов, хотя и не в таких масштабах, как планировалось, — прекращение роста населения к концу столетия. Население Индии в 1947 г. составляло 343 млн, а в 2000 г. превысило 1 млрд человек.
В Китае планирование семьи рассматривается как основополагающая политика. С 1981 г. в стране существует государственный комитет планирования рождаемости. Цель программ планирования семьи — отсрочка брака, увеличение интервалов между рождениями детей и особенно — поощрение однодетной семьи. Произошла резкая перемена в официальных воззрениях, разрыв с одной из кардинальных установок маоистской экономической стратегии: «много людей — хорошо решать дела».
Своеобразие демографической политики КНР заключается в относительно большой роли запретительных мер, в число которых входят административные и экономические санкции против многодетных, а затем и двухдетных семей. Противоречие демографической политики в КНР, так же, как и в Индии, заключается в том, что курс на однодетную семью не соответствует репродуктивным установкам более чем 700 млн сельского населения, в основной массе ориентирующегося не менее чем на двух детей. Однако сейчас КНР по показателям воспроизводства населения ближе стоит к промышленно развитым, чем развивающимся странам. Ее политика явилась своего рода катализатором, ускорившим процесс демографического перехода в мире. Осуществление поставленной цели — сокращение прироста населения — вызвало новые проблемы, в частности старение населения. В середине 70-х годов КНР была одной из самых молодых по возрасту населения стран, где средний возраст жителей не превышал 30 лет. Сейчас свыше 100 млн человек там старше 60 лет.
В целом программы планирования семьи, как показывает опыт отдельных стран, могут сыграть определенную роль в поддержании уровня жизни в развивающихся странах, но сами по себе они не могут сделать бедную страну богатой и даже не продвинут ее на несколько градусов по шкале развития.
На сдвиги в демографической политике развивающихся стран повлияло ухудшение их экономического положения. Это наглядно проявилось на конференции по народонаселению в Каире в сентябре 1994 г. В ее документах заложена концепция о том, что первопричиной сохраняющейся в развивающихся странах отсталости является быстрый прирост населения. Поэтому основные рекомендации сводились к средствам планирования семьи. Программа действий, одобренная в Каире, концептуально отличается от принятой в 1974 г. в Бухаресте. Тогда прирост населения определялся источником созидания и определяющим «фактором человеческого прогресса, утверждалось, что наиболее эффективным решением проблемы народонаселения выступает ускорение социально-экономического развития. Планирование населения может дать некоторые результаты лишь в плане такого развития. Программа действий признавала основное право человека «свободно и ответственно» выбирать число детей.
Подобные отличные концептуальные подходы определяются не только экономическими причинами. Они связаны с коренными изменениями на международной арене. Нет больше социалистического содружества, и западные страны могут навязывать развивающимся странам свое видение проблем. Возможно, у них существует опасение, что со временем западная цивилизация с ее низкими темпами роста населения окажется слишком малочисленной, чтобы противостоять многонаселенным развивающимся странам. Беспрецедентный рост населения в развивающихся странах вызывает необходимость перераспределения дохода в мире. У стран Запада нет желания увеличивать экономическую помощь, необходимую для содействия развитию периферийных стран.
Политика развитых стран. Отношение в западных странах к собственному демографическому развитию определяется как нейтральное, включающее соблюдение прав человека. Оно предполагает исключение репрессивных мер, превосходство индивидуального решения. Большинство развитых стран к низкой рождаемости относятся неопределенно. Политика по увеличению рождаемости отмечалась во Франции, Греции, Люксембурге. Это не означает, что правительства западных стран не имеют демографических целей. Скорее всего они не выражают их в явном виде.

13.4. Качество рабочей силы

Понятие качества. Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом решающим образом зависит от трудовых ресурсов. Их качество имеет исторически конкретный характер и проявляется в виде определенно развитых свойств индивидов, которые отражают способность и готовность последних к той или иной конкретной деятельности. Такие свойства индивидов воплощаются в деятельностном, производительном потенциале. Производительный потенциал рабочей силы, помимо психологических, физических качеств и здоровья работников, включает ряд характеристик, определяющих уровень общего и специального образования, накопленный производственный опыт, общий культурный уровень развития, зависящий от всего комплекса жизненных условий. Они во многом определяются социально-экономическим уровнем развития подсистем мирового хозяйства и отдельных стран.
Каждая из характеристик важна сама по себе. В основе всех их лежат физические качества человека, определяющего его способность к труду. На процессы воспроизводства населения и качество рабочей силы в ряде стран, помимо недостаточности обеспечения продовольствием, стали оказывать влияние массовые инфекционные заболевания. Так, по оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, в конце истекшего века свыше 34 млн человек было заражено СПИДом, в частности не менее 1/4 африканской рабочей силы. Страны с широким распространением заболеваний не могут рассчитывать на полный трудовой вклад в течение трудового возраста больных. Более того, больные отвлекают часть членов их семей на уход за ними.
Качество рабочей силы характеризует способность населения привести в действие объективные элемента производительных сил, а также изменять их в соответствии с потребностями общества. Марксова идея о том, что люди, а не машины являются движущейся силой экономического роста, стала сегодня аксиомой и находит подтверждение в статистике. По расчетам американского экономиста Э. Денисона, 16% экономического роста за 1948—1982 гг. были достигнуты благодаря повышению образовательного уровня рабочей силы, 34% — в результате технических нововведений и «ноу-хау», также связанных с образованием, и лишь 12% определялись ростом затрат на оборудование.
Ключевыми элементами качественных характеристик рабочей силы выступают уровень общего развития и специального образования. Образование осуществляет производительную функцию по формированию и развитию общественного интеллекта на базе накопленных знаний и представлений. Оно обеспечивает формирование и повышение квалификационного уровня рабочей силы. Школа человеческого капитала утверждает, что существует сильная зависимость между экономическим ростом и образованием, увеличением численности рабочей силы и уровнем инвестиций не в машины. На основе этой зависимости Р. Лукас и П. Ромер предложили эндогенный механизм генерации экономического роста, источники которого связываются с накоплением человеческого капитала. Смысл его заключается в том, что в длительном периоде времени выпуск на единицу капитала может увеличиваться, даже когда вложения в основной капитал исчерпывают себя, когда технически подготовленный работник и растущее знание обеспечивают прирост производства.
Образование повышает производительность труда, что обеспечивает рост доходов. Проведенные в середине 80-х годов исследования показали, что увеличение обучения рабочей силы на один год может привести к 3%-ному дополнительному росту ВВП. Результаты этого исследования различаются от региона к региону. Для большинства групп развивающихся стран влияние расширения образования на ВВП отчетливо положительное. Чем выше первоначальный уровень образования, тем выше ВВП. Исключением явились страны присахарской Африки. Здесь увеличение уровня образования с 3, 5 до 4, 25 лет совпало с отрицательной динамикой производства ВВП, но на это повлияли другие факторы. Исследования указывали, что по мере увеличения сроков обучения рентабельность ассигнований в профессиональную подготовку человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование выступают не как непроизводительное потребление, а как один из видов наиболее эффективных капиталовложений.
Общий уровень образования. Одним из показателей общеобразовательного и квалификационного уровня служит учеба и окончание учебных заведений лицами в трудовом возрасте 25 лет и более. Данные показатели свидетельствуют, что к началу XXI в. остались огромные разрывы в подготовке рабочей силы между подсистемами мирового хозяйства и регионами мира.
Наиболее высокий уровень образования достигнут в промышленно развитых странах, где почти все население имеет полное и неполное начальное образование, примерно 20% взрослого населения училось в средней школе, от 7 до 46% — в вузах. Другие подсистемы мирового хозяйства отстают в уровне образовательной подготовки рабочей силы. В развивающихся странах большая часть населения не имеет законченного начального образования, число обучавшихся в средней школе не превышает 20%, в вузах — 5%.
Показатели образовательного уровня трудоспособного населения свидетельствуют о накопленных результатах образования в прошлом. О будущих изменениях в составе рабочей силы говорят показатели текущей деятельности системы образования. Их применение за достаточно длительный промежуток времени может характеризовать и общий образовательный уровень рабочей силы. Эти данные показывают, что в последней трети XX в. произошли серьезные изменения в образовательной подготовке населения мира.
Грамотность. Получение общего и специального образования невозможно без грамотности. Обучение грамоте является одновременно и задачей развития, и средством достижения взаимосвязанных целей — обеспечения здоровья, повышения производительности труда и ускорения темпов роста ВВП, а также более широкой цели социальной интеграции, включая участие в культурной и политической жизни. Так, образованные фермеры больше применяют новую технику, а лучше подготовленные получают более высокие прибыли. Одно из исследований по Африке показывает, что фермеры, имеющие полное четырехлетнее образование, производят в среднем на 8% больше продукции, чем фермеры без образования.
Начальное образование идентифицируется с обучающимися в возрасте 6—11 лет. В области начального образования во всем мире произошли важные изменения. Доля детей, охваченных начальным образованием более 1 года, поднялась с 90% в 1970 г. до 96% в 1997 г. Наибольший сдвиг произошел в развивающихся странах. Однако до сих пор неблагоприятное положение отмечается в наименее развитых странах. Там начальную школу посещало до 80% (1975 г. — 56%). В странах Тропической Африки, ряде стран Азии, в частности Бангладеш, Непал, Ньянмана, более трети детей не реализуют право даже на элементарное образование. Произошло снижение охвата начальным образованием в странах бывшего Советского Союза. В результате 50 лет спустя после того, как ЮНЕСКО признало право каждого человека на образование, более 130 млн детей не имеют доступа к образован






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.