Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Услуги в мировой экономике. Классификация услуг






Услуги — это комплекс разнообразных видов деятельности, в том числе и предпринимательской, связанных с удовлетворением совокупности потребностей людей. Поскольку это очень общее определение, различают понятие «услуги» в широком и узком смысле слова. В широком смысле услуги — это комплекс многообразных видов деятельности и разнообразных коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

Услуги составляют так называемый третичный сектор экономики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. Их преобладание в экономике США и других промышленно развитых государств, а также в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой — абсолютно. В 2003 г. удельный вес услуг в ВВП Российской Федерации составлял 35 %.

Большинство услуг продается и покупается, следовательно, услуга — это товар. В то же время услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его вещественном виде:

• они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невиди

мость» большинства услуг является нередко основаниям для того,

чтобы называть внешнюю торговлю услугами «невидимым» экс

портом и импортом;

• услуги неотделимы от своего источника;

• их производство и потребление, как правило, происходят од

новременно;

• для них характерно непостоянство качества, изменчивость,

невозможность хранения.

Роль услуг в мировой и национальной экономиках и торговле быстро растет.

Это объясняется следующими причинами:

• научно-технический прогресс, включающий развитие техноло

гий в целом и, в частности, бурный рост информационных техноло

гий, что значительно расширяет предложение различного вида услуг;

• развитие международных экономических связей в процессе

транснационализации и глобализации мировой экономики, рас

ширяющее международный обмен услугами;

• повышение доходов и платежеспособности населения во мно

гих странах мира. Это относится не только к индустриально разви

тым странам, но и многим развивающимся государствам.

Количество услуг очень велико. Например, в ходе международных переговоров в рамках ГАТТ/ВТО учитывается более 160 видов услуг, разбитых на 12 секторов. В классификатор услуг ООН включено более 500 позиций и субпозиций, объединенных в 6 отраслевых групп.

 

Услуги можно классифицировать не только по отраслям, но и по способу предоставления, связи с движением факторов производства и другим критериям.

Часть услуг производится и потребляется внутри той или иной страны. Это относится, в частности, к правительственным и обязательным социальным услугам, которые финансируются из национальных бюджетов.

Большинство видов услуг может быть объектами международной торговли. Торговля услугами — это нетоварные коммерческие сделки. Если сделка заключена между фирмами или физическими лицами разных стран, она считается международной. В отличие от

 

торговли товарами экспорт или импорт услуг не обязательно означает перемещение через таможенную границу. Например, если иностранец снимает номер в гостинице или оплачивает проезд внутри другой страны, это считается международной нетоварной сделкой по покупке (продаже) услуги.

Преобладает трансграничная торговля услугами, когда производитель и потребитель услуги разделены территориально. В то же время широко распространено присутствие иностранных фирм -поставщиков услуг в стране, где эти услуги предоставляются. Для этого организуются филиалы банков и страховых компаний, представительства торговых, строительных, консультационных фирм.

Возможны варианты, когда потребитель услуги отправляется в страну ее производства (туризм, лечение) или, наоборот, лицо, которое оказывает услугу, приезжает в страну ее потребителя.

Почти все виды услуг можно разделить на две большие категории:

1) персональные услуги, удовлетворяющие потребности фи

зических лиц;

2) деловые услуги для обслуживания юридических лиц.

Международная финансовая статистика, публикуемая МВФ,

группирует услуги по трем разделам:

1) транспортные услуги;

2) туризм;

3) другие частные услуги.

В отраслевой структуре экспорта услуг до 90-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они уступили первенство другим частным услугам и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В 21 в. другие частные услуги заняли первое место в экспорте услуг (около 45 %), поскольку именно в их состав входят деловые услуги, включающие финансовые услуги (банковские, страховые и т.д.), информационные (программное обеспечение, базы данных и др.), консультационные, торго-во-посреднические и ряд других.

Объем международного экспорта услуг растет быстрее международной торговли в целом. Экспорт услуг составлял в 1985 г. 402 млрд долл., в 1996 г. — 802 млрд долл., а в 2005 г. -1340 млрд долл., т.е. вырос за два десятилетия в 3, 3 раза. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составляет около 20 %.

Все новые виды услуг включаются в международную торговлю. В ней увеличивается роль услуг, которые прежде ограничивались национальными рамками (образование, здравоохранение). Однако очень часто трудно разграничить экспорт товаров и экспорт сопутствующих услуг в крупных и долгосрочных сделках.

Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы развитых (индустриальных) стран. Их удельный вес в международном экспорте услуг достигает 70%. Однако он имеет тенденцию к сокращению, поскольку новые индустриальные страны и другие развивающиеся государства проявляют большую активность в этом секторе мировой экономики.

По объемам торговли услугами со значительным отрывом от других государств лидируют США (около 19 % мирового экспорта и около 14% мирового импорта услуг), на которые приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. В десятку ведущих экспортеров услуг в конце 90-х гг. вошли (кроме США) Великобритания, Франция, Германия, Италия,.Япония, Испания, Нидерланды, Бельгия-Люксембург и Гонконг, а в десятку импортеров -- США, Германия, Япония, Великобритания, Италия, Франция, Нидерланды, Канада, Бельгия, Люксембург. К ней примыкает Китай. При этом Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем вывозят, т. е. являются чистыми импортерами услуг.

Россия на международном рынке услуг занимает 30-е место в мире по экспорту (0, 7 %) и 28-е место по импорту (0, 9 %). В 1998— 2005 гг. и экспорт, и импорт услуг в России сокращался как следствие финансового кризиса. Россия — нетто-импортер коммерческих услуг.

Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В развитых (индустриальных) странах такая специализация представлена прежде всего деловыми услугами (финансовыми, телекоммуникационными, информационными) и экспортом передовых технологий, а также услугами по образованию, здравоохранению и туризму. Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве услуг. Так, Турция, Египет, Таиланд, Кипр специализируются на туристских услугах; Панама, Либерия, Сингапур, Гонконг — на услугах морского транспорта; оффшорные центры Карибского моря и Тихого океана — на финансовых услугах.

Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств, Китая и ряда других.

Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь преимущества в использовании своего евразийского положения для организации международного транзита. Перспективно для России также развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма. В структуре экспорта российских услуг 33 % приходится на транспорт, 42 % — на туризм и 25 % на другие частные услуги.

5.2. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

Одним из основных международных актов, регулирующих торговлю услугами в мировой экономике начала XXI в., является Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on

Trade in Services, ГАТС). ГАТС было выработано в ходе Уругвайского раунда ГАТТ и является одним из главных приложений к Соглашению об образовании ВТО и, соответственно, одной из ее юридических основ.

Круг ведения ГАТС охватывает все виды услуг, кроме тех, поставка которых связана с правительственными функциями управления. Особенно подробно в ГАТС рассматриваются финансовые услуги.

В торговлю услугами, регулируемыми ГАТС, включаются как услуги, перемещаемые через национальные границы, так и те, которые производятся и потребляются иностранными физическими и юридическими лицами на территории стран-участниц.

ГАТС предусматривает два вида обязательств'. 1) общие, принимаемые страной в безусловном порядке, и 2) специфические, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны. Общие обязательства — это РНБ, который обеспечивает равный доступ стран-участниц на национальный рынок услуг, но не определяет условия такого доступа. Исключения могут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отношении партнеров по зоне свободной торговли или таможенному союзу.

К специфическим обязательствам относятся прежде всего обязательства по предоставлению иностранным поставщикам услуг свободного доступа или национального режима на рынке данной страны, т. е. равных условий с местными участниками рынка.

Присоединившееся государство, не зафиксировавшее каких-либо ограничений в списке специфических обязательств, не имеет права их применять.

Подписывая ГАТС, государства не обязаны либерализовать сразу свой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления национального режима. При переговорах о вступлении в ГАТС можно добиваться определенной продолжительности переходного периода применительно к отдельным секторам услуг и с учетом приоритетов национальной экономической политики, а также уровня развития.

Различные виды услуг либерализованы неодинаково, и различные группы стран по-разному заинтересованы в открытости рынка услуг. Естественно, что в наибольшей степени в этом заинтересованы прежде всего развитые государства и ТНК.

К числу наиболее открытых отраслей относится туризм. В конце 90-х гг. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий, которые не только стремительно развиваются, но и дешевеют, а также рынка финансовых услуг, что также может привести к снижению стоимости страхования и кредита. Дальнейшая либерализация рынка услуг будет связана с проведением новых многосторонних переговоров.

Переговоры России о вступлении в ВТО касаются и торговли услугами. Это одно из самых сложных направлений переговоров, так как российское законодательство в этой сфере развито недостаточно. За исключением транспорта, российские фирмы, торгующие услугами, еще не сталкивались с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке и могут не выдержать ее, как это уже произошло на рынке многих товаров.

Лучше других защищен российский рынок финансовых услуг, где имеются определенные ограничения для нерезидентов. Так, в банковской сфере действует общая квота участия иностранного капитала — 12 %, установленная Советом директоров ЦБ РФ. С 2005 г. в страховых организациях поправкой к закону «Об организации страхового дела» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 установлена совокупная квота участия иностранного капитала — 15 %.

Проводя переговоры о вступлении в ВТО по рынку услуг, Россия должна будет принять общие требования ГАТС, представить и согласовать общие для всех секторов услуг и специфические (по отдельным видам услуг) обязательства. Потребуется модифицировать или заново сформировать нормативно-правовую базу в соответствии с требованиями ГАТС, а также добиться в ходе переговоров наиболее выгодных для страны условий либерализации рынка услуг.

 

5.3. Международный туризм

Международный туризм — один из важнейших секторов международной торговли услугами. В то же время это одна из быстрорастущих отраслей мировой экономики и один из наиболее прибыльных видов бизнеса. Туризм, в том числе международный, привлекает крупные инвестиции, обеспечивает растущую занятость и поступление доходов, в том числе и в государственные бюджеты.

Растущий спрос на туристские услуги во всем мире объясняется прежде всего социально-экономическими причинами.

К социально-экономическим причинам развития туризма, в том числе и международного, можно отнести: общий рост доходов при увеличении количества свободного времени, включая оплачиваемые отпуска; достаточный для продолжения активной жизни уровень пенсионного обеспечения; изменения в составе семей в сторону малодетности и бездетности.

Развитию туризма способствуют и другие факторы экономического и политического порядка: прогресс в развитии транспорта, его удешевление и доступность, снятие или ослабление валютных ограничений, либерализация визового режима.

Как и другие отрасли экономики, туризм является объектом как международного, так и национального регулирования. Веду-щей межправительственной организацией, отвечающей за развитие туризма, Генеральная ассамблея ООН признала Всемирную туристскую организацию (ВТО) (World Tourism Organization), которая действует с 1975 г. как преемница Международного союза официальных туристских организаций.

ВТО включает следующие категории членства: 1) действительные члены (суверенные государства, в том числе Россия и большинство стран СНГ); 2) ассоциированные члены (территории, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику) и 3) присоединившиеся члены (межправительственные, негосударственные и коммерческие организации и объединения, действующие в сфере, предоставляющей интерес для туризма). ВТО приняла ряд деклараций и других документов по организации международного туризма, включая Хартию туризма и Кодекс поведения туриста (1985 г.), издает статистические справочники и прогнозы, предлагает информационные банки данных для туристического бизнеса. ВТО зафиксирован целый ряд важных для международного туризма понятий (в том числе таких, как «туризм» и «турист»).

Туризм определяется как активный отдых, способствующий укреплению здоровья и связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. В международном туризме выделяются понятия «турист» (посетитель) и «экскурсант».

Турист — это любое лицо, которое остается на территории другого государства не менее 24 ч, но не более 1 года в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия в стране временного проживания оплачиваемой деятельностью. Этим определением проводится грань между туризмом и экономической миграцией.

Статус туриста по международным соглашениям предоставляет путешественнику целый ряд льгот, которые состоят в упрощенном визовом режиме и скидках по оплате транспортных услуг и проживания.

Путешественник, который провел за границей менее 24 ч, считается экскурсантом, и эта категория широко распространена прежде всего в странах Западной Европы и Восточного Средиземноморья с их небольшими расстояниями и развитой инфраструктурой.

Туризм представляет собой целый комплекс услуг, объединяемых в туристскую индустрию: совокупность гостиниц и иных средств временного размещения (мотели, кемпинги и т.д.), объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, спортивного и иного назначения.

Главное звено туристской индустрии -- гостиницы и другие средства размещения. Для обслуживания туристов, имеющих различный достаток, действуют отели с разными уровнями комфор-та и сопутствующих услуг, но при наличии определенного, привычного для развитых стран стандарта. В зависимости от набора услуг и других параметров, гостиницам присваивается определенная классность, звездность. Помимо мелких и средних фирм, владеющих или управляющих гостиницами, мотелями, кемпингами, в сфере гостиничного бизнеса действуют ТНК в виде гостиничных цепей. Услуги гостиниц, интегрированных в такие цепи, однородны, они имеют общее название и знак. Считается, что при объединении гостиниц в цепи доходность значительно повышается по сравнению с независимыми отелями. К числу крупнейших гостиничных цепей относятся: «Холидэй Инн», «Аккор», «Хилтон», «Хаятт», «Сол труп», «Шератон» и др.

Независимые отели и другие средства размещения также могут объединяться в гостиничные консорциумы с общей системой маркетинга и бронирования мест, они заинтересованы в государственном сертифицировании и поддержке.

Составной частью туристской индустрии выступает собственно туристский бизнес, где действуют: а) туроператоры — фирмы, производящие туристский продукт (тур), и б) турагенты — самостоятельные фирмы или агенты туроператоров, которые распространяют туристский продукт.

Туристский продукт (тур) — это разработка маршрута и сопутствующего комплекса услуг. Туроператоры заключают договора с гостиницами, транспортными фирмами и другими участниками туриндустрии.

Различные звенья туриндустрии представляют собой капиталоемкие и трудоемкие отрасли.

По оценке ВТО на долю международного туризма приходится 11 % мирового ВВП, 6 мирового экспорта товаров и услуг и около 10 % рабочих мест. В 2005 г. общее число прибытий туристов по всем странам составило 657 млн чел., что означает рост междуна-родного туризма за 90-е гг. в 1, 5 раза.

Все показатели международного туризма непрерывно растут и обгоняют по темпам роста мировой ВВП в целом. Это дает основание для прогноза о превращении международного туризма в крупнейшую отрасль мировой экономики. Однако динамика путешествий очень чувствительна к конъюнктуре национальных экономик и мирового хозяйства в целом. Спад в экономике той или иной страны, сокращение доходов ее населения немедленно сказывается на активном отдыхе ее граждан. Точно так же обострение политической обстановки и военные конфликты в районах туризма, будь то балканские государства, Ближний Восток или Закавказье, сказывается на количестве посетителей, вплоть до полного прекращения их приезда.

Международный туризм развивается неравномерно не только по годам, но и по регионам мира. В 2005 г. максимальное количе-

ство посетителей приходилось на страны Европы (58, 7 %), на страны Азиатско-Тихоокеанского региона выпало 14, 3 % посещений. В 90-е гг. увеличился приток туристов в некоторые страны Ближнего и Среднего Востока (Египет, Израиль, ОАЭ), Юго-Восточной Азии (Таиланд, Сингапур, Индонезия) и ряд других.

В десятку ведущих стран по приему иностранных гостей входят: Франция (71, 4 млн чел.), Испания (52, 0 млн чел.), США (47, 0 млн чел.), Италия (35, 8 млн чел.), а также Китай, Великобритания, Мексика, Канада, Польша, Австрия. По величине доходов от иностранного туризма десятку первых составляют: США (73, 0 млрд долл.), Италия (31, 0 млрд долл.), Испания (25, 2 млрд долл.), Франция (24, 7 млрд долл.), а также Великобритания, Китай, Австрия, Канада, Германия и Мексика. Наибольшее положительное сальдо, т. е. превышение доходов от экспорта туристских услуг над их импортом, имеют Испания, Италия, Франция, Турция и Мексика, тогда как наибольшее отрицательное сальдо характерно для Германии, Японии, Великобритании и государств Северной Европы.

В Российской Федерации туризм регулируется Федеральным законом «Об основах туристской деятельности» от 24 ноября 1996 г. № 132—ФЗ и рядом других нормативных документов по вопросам лицензирования туристской деятельности и сертификации туристских услуг. Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в России и порядок рационального использования туристских ресурсов. Под туристскими ресурсами понимаются природные, исторические, социально-культурные и иные объекты, которые способны удовлетворять духовные потребности туристов и содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Все важнейшие понятия системы туризма, которые употребляются в его российской правовой базе, соответствуют общепринятым международным терминам. Федеральный закон выделяет туризм выездной (импорт туристских услуг) и туризм въездной (экспорт туристских услуг), которые в сумме составляют международный туризм России. Кроме того, выделяются: внутренний туризм (путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, по территории страны), а в его составе — туризм социальный и самодеятельный. Федеральный закон рассматривает туризм как одну из приоритетных отраслей экономики страны.

В СССР международный туризм был жестко монополизирован в соответствии с государственной монополией на внешнеэкономическую деятельность.

Быстрый рост международных поездок граждан происходит со второй половины 80-х гг. В этот период основной поток международного обмена осуществлялся между СССР и странами Цент-

 

г

 

ральной и Восточной Европы. Максимального объема международный туризм в России в (составе СССР) достиг в 1989 г. (въезд туристов 2, 3 млн чел., выезд -- 2, 2 млн чел.) Международный туризм в Российской Федерации в 90-е гг. в целом стал более динамичным, но даже в лучшие годы для международного туризма в России поток российских туристов не составлял и 1 % мирового потока (табл. 5.1).

Таблица 5.1 Динамика международного туризма в Российской Федерации (тыс. чел.)*

 

Год Въездной туризм Выездной туризм

 

2000 915 2522

2001 1787 2555

2002 1716 3422

2003 2290 4084

2004 1904 3251

2005 1924 2580

* Без учета турпоездок в страны СНГ и из стран СНГ.

Турпоездки в страны СНГ в официальной статистике РФ не отражены, а между тем, Украина, Грузия и другие республики бывшего Советского Союза привлекали туристов из России в рамках социального и самодеятельного туризма в большом количестве. Поездки на отдых из России в другие страны СНГ и государства Балтии в 90-е гг. резко сократились.

Во въездном туризме в России лидируют Польша, Финляндия, Китай, Германия и США. Граждане России охотнее выезжают в Китай, Турцию, Польшу, Финляндию, Испанию, ОАЭ, Германию и Италию. Популярностью пользуется также Кипр, Греция, Египет, Болгария. Ведущие места, которые занимают Китай, Польша, частично Турция и ОАЭ, в большей степени связаны с челночной и приграничной торговлей, а не с оказанием туристких услуг как таковых.

Объемы международного туризма в России возрастали непрерывно до 2003 г. включительно. Финансовый кризис 2003 г. резко сократил выездной туризм в страны вне СНГ. В то же время произошел всплеск внутреннего туризма, особенно на российское Черноморское побережье. Вырос и поток российских туристов в Украину, особенно на курорты Крыма.

Для всех видов туризма в России общим является то обстоятельство, что туристская отрасль приватизирована. Различные со-

 

ставные части индустрии туризма, в том числе гостиницы, санатории, пансионаты, базы отдыха, стали объектами предпринимательской деятельности российских и иностранных юридических и физических лиц с очень небольшим участием государства. То же относится и к туристским фирмам — туроператорам и турагентствам.

В общей сложности в России действует несколько тысяч туристских фирм, с преобладанием турагентов по выездному туризму.

Государство обязалось поддерживать прежде всего въездной и внутренний туризм путем налоговых и таможенных льгот. Туристе-ко-экскурсионные путевки не облагаются НДС. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» №132-ФЗ от 24.11.1996 предусматривает возможность предоставления льготных кредитов и прямых бюджетных ассигнований на разработку федеральных и региональных целевых программ развития туризма.

Въездной туризм (экспорт туристских услуг) требует крупных инвестиций, прежде всего на строительство гостиниц и других средств размещения. Хотя в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи появились первоклассные отели, в том числе и принадлежащие известным международным гостиничным цепям («Холидей Инн», «Кемпински», «Мариотт», «Шератон»), сохраняется нехватка гостиниц, обеспечивающих привычные условия комфорта и сервиса для иностранных туристов, принадлежащих к среднему классу.

Несоответствие в соотношении «цена — качество» в организации въездного туризма, недостатки в рекламе и маркетинге отечественного туризма, впечатление о России как о стране криминала, война в Чечне — все это сдерживает рост въездного туризма. Как и все несырьевые экспортные отрасли экономики России, въездной туризм сталкивается с серьезной конкуренцией на международном рынке путешествий несмотря на богатейшие туристские ресурсы.

Большинство туристических фирм России работают на рынке выездного туризма в качестве турагентов. Для их образования не требуются крупные инвестиции. Рынок выездного туризма ограничен финансовыми возможностями клиентов. Выездной туризм конкурирует с внутренним, и значительное число организаций туристического бизнеса сочетают эти виды туризма в своей деятельности.

С 1995 г. международная туристская деятельность, осуществляемая на территории России российскими и иностранными юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также и физическими лицами, подлежит лицензированию. Лицензии выдаются федеральным агентством по туризму и соответствующими органами субъектов Российской Федерации на определенный срок. Утверждена единая форма туристской путевки (ТУР-1), к которой прилагается

 

стандартный пакет документов (договор, ваучер, т. е. документ с перечислением обязательного пакета оплаченных услуг, медицинская страховка). С 2000 г. введена сертификация туристских услуг.

5.4. Международный рынок транспортных услуг

В процессе осуществления международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое и составляет предмет международной транспортной операции. Процесс доставки товара в международной торговле включает: а) перевозку товара внутри страны-экспортера до пограничного пункта или порта данной страны; б) перевозку товара от пограничного пункта (порта) страны-импортера до пункта его потребления внутри страны; в) транзитную (через третьи страны) или морскую перевозку, если страна-экспортер и страна-импортер товара не имеют общей границы. Транспортные операции считаются международными, если они связаны с транзитом или перевозками по морским путям.

" " Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от видов транспорта, перевозимых грузов, а также региональных особенностей, ^Международные сообщения могут_бьггь прямые (бесперегрузочные), смешанные (с использованием двух и более видов транспорта), прямые смешанные (с использованием разных видов транспорта, но по единым транспортным документам).

Международные транспортные услуги включают не только непосредственно перевозочную деятельность, но и целый ряд сопутствующих операций (доставка груза до ближайшего грузового терминала — порта, железнодорожного узла и т.д.; погрузка, перегрузка, выгрузка перевозимых товаров или багажа; временное хранение в промежуточных пунктах, переоформление документов, а иногда и страхование).

Затраты, связанные с оплатой магистральных видов транспорта и сопутствующих операций, составляют транспортные расходы грузовладельца.

В международном транспортном процессе принимают участие фирма-грузовладелец и фирмы-перевозчики, которые заключают между собой договор перевозки.

Кроме грузовладельцев в транспортных операциях участвуют фирмы-стивидоры (операторы грузовых терминалов), с которыми заключается договор обслуживания, и фирмы-экспедиторы (в некоторых странах экспедиторы называются фрахтовыми агентами, комиссионерами, брокерами и т.д.).

По договору экспедиции грузовладелец поручает посреднику-экспедитору выполнение точно оговоренных операций — погрузку

 

 

и выгрузку его грузов, их хранение, оформление грузовых и таможенных документов, расчеты с перевозчиками и стивидорами, за-шиту своих коммерческих интересов в судах и арбитражах и т. д. При этом грузовладелец может заключать договоры непосредственно с экспедиторскими фирмами или договор с генеральным экспедитором, которому поручается организация перевозки в целом.

Современная транспортная сеть и структура транспортных перевозок сложились в процессе мирового экономического развития и международного разделения труда, они, в свою очередь, очень сильно влияют на указанные процессы. Общая тенденция состоит в том, что международные перевозки грузов растут медленнее, чем международная торговля, поскольку объемы перевозимого сырья, особенно нефти, растут незначительно либо не растут вовсе, а материалоемкое производство перемещается к источникам сырья.

Транспортная сеть расширяется, но неравномерно по различным видам транспорта. Доля транспорта в общемировом ВВП и особенно в ВВП развитых стран сокращается, то же самое относится и к величине транспортной составляющей в цене товара (6 % в конце 90-х гг.).

Международная транспортная инфраструктура, включая транспортные терминалы, чаще всего создается за счет государства и им контролируется. Наличие частных железных и автомобильных дорог не противоречит общему правилу.

Однако транспортные средства, как правило, находятся в частной собственности, а на рынке транспортных услуг оперируют почти исключительно частные компании. К этому следует добавить, что международные перевозки и международные транспортные пути не отделены от внутренних и одни и те же транспортные фирмы могут заниматься и внутренними и международными перевозками.

Международные перевозки регулируются многосторонними соглашениями на региональном и общемировом уровнях. В этой сфере действуют многочисленные (около 100) межгосударственные организации, в том числе специализированные органы ООН: Международная морская организация и Международная организация по гражданской авиации с участием России.

Как уже было отмечено, мировая транспортная сеть растет постоянно, но неравномерно по видам транспорта. Эта неравномерность отражает научно-технический прогресс на транспорте и изменения в структуре грузоперевозок. Так, по данным ООН, за вторую половину XX в. сеть железных дорог и внутренних водных путей сократилась, длина автомобильных дорог выросла почти в 2 раза, а воздушных путей — в 3 раза. В то же время протяженность нефте- и нефтепродуктоводов увеличилась в 4, 2 раза, а магистральных газопроводов — в 6, 5 раз.

 

Структура грузооборота мирового транспорта (49 трлн т/км в 2000 г.) меняется в том же направлении, что и длина транспортной сети: удельный вес железнодорожного транспорта снижается, удельный вес морского транспорта почти 30 лет держится на уровне 61—62%, доля остальных видов транспорта возрастает. За 90-е гг. принципиальных изменений в структуре грузооборота по видам транспорта не произошло. Обращает на себя внимание рас--тущая конкуренция железнодорожного и автомобильного транспорта, в которой побеждает автомобиль.

Транспортные услуги различаются в зав«е«масщот_вида транспорта, предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж), транспортной характеристики товара, периодичности перевозки. Перевозимые товары делятся на сухие, или навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, удобрения), наливные (нефть, нефтепродукты и т.д.) и генеральные (готовая продукция).

Главное направление в развитии мировой транспортной системы — синхронизация работы разных видов транспорта, их совместное функционирование в смешанных перевозках. Особенно интенсивно растут перевозки товаров в контейнерах и генеральных грузов в целом. Комплексное обеспечение таких перевозок в международном масштабе практикуется при создании транспортных коридоров, в том числе и на территории России.

В международных перевозках лидирует морской транспорт, хотя темпы его развития замедлились. За 90-е гг. морские перевозки выросли с 3, 7 млрд т до 5, 1 млрд т, причем нефть и нефтепродукты составили 43 % объема перевозок. В 2005 г. мировой торговый морской флот насчитывал 29, 1 тыс. судов общим тоннажем 776 млн т, причем 32 % тоннажа приходилось на наливные суда (танкеры), 34% — на суда-сухогрузы (балкеры), остальное — на суда для генеральных грузов, контейнеровозы и другие типы судов.

Каждое торговое судно ходит под определенным государственным флагом и приписано к тому или иному порту. Широко распространена практика, когда флаг, под которым ходит корабль, не соответствует гражданству его владельца.

По тоннажу крупнейшие владельцы судов — Греция (17, 6%), Япония (12, 7 %), Норвегия (7, 7 %), США и Гонконг. В десятку лидеров среди владельцев входят также Китай, Корея, Великобритания, Германия и Швеция. По тоннажу Россия находится на 13-м месте в мире (2, 1 %).

Большинство же судов ходит под чужими флагами, особенно под флагами стран открытого судового регистра, иначе называемых удобными, или дешевыми флагами (42 % всех судов, или 58 % мирового тоннажа). «Удобные» флаги позволяют судовладельцам минимизировать затраты по налогам, оплате труда и другим параметрам. Официально к странам открытого судового регистра от-

 

 

носят Либерию, Панаму, Кипр, Сингапур, Бермудские острова и Содружество Багамских островов. Но в список этих своеобразных «налоговых гаваней» могут включать и другие страны. Из числа стран открытого судового регистра лидирующие позиции занимают Панама (16, 3 % мирового тоннажа) и Либерия (11, 7% мирового тоннажа), далее следуют Мальта, Багамы и Кипр.

В международном судоходстае сложидись две, формы организации перевозок: линейная ^регулярная) и трамповая (от англ, tramp — бродяга).

Линейное судоходство организуется на устойчивых географических направлениях с регулярным заходом в порты по расписанию.

Тарифы на линейные перевозки устанавливаются наподобие цен на мировых рынках товаров. Перевозка грузов оформляется коносаментом, т. е. документом, в котором подтверждается принятие товара для перевозки у грузовладельца и обязательство перевозчика доставить товар по назначению. При трамповом судоходстве капитан или владелец судна сам ищет груз и свободно перемещается в зависимости от спроса на тоннаж и предложения грузов.

Наем судна называется Ф^р^ахтдшнием, а договор фрахтования, заключаемый между морским перевозчиком и грузовладельцем, -чартером.

Транспортные пути России включены в общую мировую транспортную систему, и Россия участвует в международных перевозках экспортно-импортных товаров. В то же время ее транспортная сеть коренным образом отличается от мировой по многим параметрам.

Распад Советского Союза ухудшил транспортные условия развития страны. Огромная территория России с узкой полосой расселения в Сибири и на Дальнем Востоке и обширными слабоосвоенными пространствами северных территорий обусловила преобладание железных дорог в транспортной сети и грузообороте транспорта России, а также исключительную роль магистральных трубопроводов. Россия стала гораздо более континентальным государством, чем был Советский Союз, прежде всего это относится к выходам к Черному и Балтийскому морям.

Единая сеть железных дорог, а также магистральных трубопроводов, в большой степени обеспечивает условия не только для существования общего экономического пространства, но и политического единства Российской Федерации.

Железные дороги и магистральные трубопроводы России остаются в государственной собственности, тогда как морской, речной, автомобильный и авиационный транспорт акционированы и приватизированы. Исключительное значение приобретают в этих условиях тарифная политика, привлечение инвестиций и поиски

" г Смитиенки

 

оптимального сочетания государственного управления и рыночного регулирования железных дорог и магистральных трубопроводов.

Из всех видов транспорта, задействованных в международных перевозках и экспорте транспортных услуг, в наиболее сложном положении оказался морской флот России, Советский Союз занимал 4—5-е место в мире по тоннажу (6 %). Распад СССР повлек за собой раздел флота и оттеснение России от созданной в 70 — 80-е гг., в расчете на экспортные поставки новой инфраструктуры портов на Черном (Ильичевск, Южный) и Балтийском (Вен-тспилс, Клайпеда, Новоталлинский) морях. 80 % танкеров отошли Латвии и Азербайджану, 70 % контейнеровозов — Украине и Литве, причем новые владельцы не в состоянии эффективно их использовать.

По данным Министерства транспорта РФ за 2000 г., российским судоходным компаниям принадлежат морские суда тоннажем 11, 2 млн т, из которых около 60 % зарегистрированы за рубежом и ходят под «удобными» флагами. Происходит старение и сокращение флота, а новые суда большей частью регистрируются за рубежом, поскольку построены под долгосрочные залоговые кредиты иностранных банков и до оплаты считаются их собственностью. Судоходные компании со стопроцентным государственным участием (например, «Совкомфлот») находятся в том же положении, что и коммерческий частный флот.

Грузооборот российского морского транспорта в международном сообщении снизился к 2000 г. почти в 3, 3 раза по сравнению с 1992 г. Это означает, что и растущая часть экспортно-импортных операций России обслуживается иностранными судами. В то же время грузооборот автомобильного транспорта в международном сообщении в 90-е гг. остался примерно на том же уровне, а внутренний водный транспорт наращивает международные перевозки, используя свои транзитные преимущества. Иностранные суда на внутренние водные пути России не допускаются.

Развитие транспортного комплекса России в его взаимодействии с внешнеэкономическим комплексом предполагается по следующим направлениям:

1) рост конкурентоспособности российских перевозчиков

мировом транспортном рынке, в первую очередь, на рынке перс

возок российских экспортно-импортных грузов;

2) использование преимуществ географического и геополити

ческого положения России для организации транзитных транс

портных коридоров Восток—Запад, Север —Юг;

3) создание прямых транспортных путей для транспортиров! '

российского сырья на мировой рынок, минуя порты стран Бал

тии, а частично и территорию Украины, с целью уменьшения

расходов на транзит и избежания других осложнений экономи

ческого и неэкономического характера.

 

 

В России пока не применяются многие общепринятые в мировой практике протекционистские методы в отношении национальных перевозчиков, действующие в условиях либерализации внешней торговли. При прочих равных условиях российский перевозчик проигрывает иностранному конкуренту из-за более высоких налогов и более длительных административных и таможенных процедур.

Использование транзитного положения России связано прежде всего с Транссибирской магистралью, которая имеет выходы в Азии на транспортные системы Китая, Монголии, Кореи и Японии, а через Европейскую территорию России и Белоруссию — в страны Западной Европы.

Транзит по железным дорогам России из стран Дальнего Востока в Европу сокращает время и стоимость доставки грузов по сравнению с морским путем вокруг Азии. Российские железные дороги представляет собой один из трансконтинентальных мостов по перевозке грузов контейнерами от отправителя к получателю без промежуточных складских операций.

Помимо платы за транзит восточные регионы России выиграют от более полной загрузки и реконструкции Транссиба, по которому уже в настоящее время можно перевозить до 500 тыс. контейнеров в год.

Проект транспортного коридора Север — Юг разрабатывается в России в сотрудничестве с Индией, Ираном, Оманом и, возможно, другими государствами Южной Азии и Персидского залива. В коридоре Север — Юг должны быть задействованы автомобильный, железнодорожный, морской (в том числе по Каспийскому морю) и речной транспорт. Здесь планируется организовать перевозки не только транзитных, но и экспортно-импортных грузов между Россией и Индией, Россией и Ираном. В 2000 г. первая пробная партия контейнеров уже прошла путь от Бомбея до Москвы за 21 сут.

Значительная часть коридора обеспечивается существующей российской инфраструктурой, но проект в целом потребует создания новых портов на Каспии, новой паромной переправы, более современных типов судов — контейнеровозов и т. д. Только для обустройства новых портов и паромной переправы на Каспии нужно 2, 5 — 3 млрд долл. инвестиций. Предполагается, что подготовительные работы для запуска проекта продлятся до 2003 г.

К числу осуществляемых транзитных проектов относится также строительство новых нефтепроводов из Азербайджана и Казахстана.

В 2001 г. начались регулярные полеты по кроссполярным маршрутам, соединяющим США и Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной Азии над сухопутной частью России и Северным Ледовитым океаном.

Важная роль отводится реконструкции портов Санкт-Петербурга и Калининграда, а также созданию 4 новых портов в Финском заливе (Приморск, Усть-Луга, Ломоносов, бухта Батарейная). Вариант экспорта нефти Тимано-Печерской провинции получил название «Балтийские трубопроводные системы». Проект, осуществление которого началось в 1997 г., предусматривает создание системы трубопроводов общей протяженностью 2400 — 2700 км, новых нефтяных терминалов в Приморске и попутное снабжение нефтеперерабатывающих заводов в Киришах, Ярославле и Ухте.

Проект после его осуществления позволит сократить расходы на транспортировку нефти в Европу, в том числе и в результате экономии платы за транзит через порты стран Балтии. Однако для осуществления проекта необходимы крупные инвестиции. Только часть средств выделяется из бюджета, часть составляют средства от введения целевого инвестиционного тарифа за прокачку нефти, но необходимы и коммерческие кредиты, включая иностранные.

Существуют крупные проекты прокладки магистральных газопроводов: «Ямал — Европа» через территорию Белоруссии и Польши, «Голубой поток» — по дну Черного моря в Турцию, из Восточной Сибири в Китай.

5.5. Международный рынок технологий

Специфической составной частью международного рынка услуг является международный рынок технологий, отличающийся большим разнообразием и динамизмом развития.

Международная торговля технологиями -- это предоставление на коммерческой основе иностранному контрагенту резуль--татов научно-технической деятельности, имеющих не только научную, но и прикладную ценность (освоение на их основе производства новых товаров, предоставление новых видов коммерческих услуг и т. д.).

Объектами международной торговли технологиями являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной и1 неовеществленной форме, причем четкой границы между этими формами нет.

Неовеществленной формой могут считаться техническая документация, знания, опыт, рецептура, лицензии на использование' результатов научно-технических разработок, компьютерных про-грамм и т. д.

К овеществленной форме относятся промышленные образцы, отдельные агрегаты и технологические линии, которые переда-1 ются для дальнейшего производства по той или иной технологии^:

Субъектами международного рынка технологий могут выступать государства, высшие учебные заведения и научно-исследова-

 

тельские организации, различные фирмы и фонды, а также физические лица — изобретатели и ученые. Другими словами, собственниками созданных технологий и других результатов научно-технической деятельности выступают либо их создатели, либо те государственные и негосударственные организации, которые финансируют их деятельность.

Хотя и в современную эпоху возможна деятельность изобретателей-одиночек, однако значительные затраты на научно-исследовательские и научно-конструкторские работы под силу только крупным фирмам, особенно ТНК. Большие средства расходуются на внедрение и распространение новых технологий, создание на их базе новых товаров, пользующихся спросом и конкурентоспособных на рынке. Затраченные средства окупаются не сразу. Отсюда вытекает тенденция к монополизации технологий на определенный период. Они передаются в первую очередь филиалам или дочерним компаниям ТНК и, в гораздо меньшей степени, независимым фирмам.

Это не значит, что создание новых технологий и их распространение возможно только в рамках ТНК. В научно-технических разработках и производственном освоении их результатов большая роль отводится мелким и средним фирмам, которые получили название венчурных, или рисковых.

Технологии являются частью интеллектуальной собственности и, соответственно, охраняются национальным законодательством и международными соглашениями. На практике законодательство' по интеллектуальной (промышленной) собственности базируется на принимаемых в отдельных странах соответствующих патентных законах. Однако в международном масштабе пока еще полностью не сформирована система, регламентирующая единообразный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной (промышленной) собственности и устанавливающая обязательные критерии патентоспособности технического решения (когда на данное техническое решение может быть выдан патент), определяющая сроки действия охранных документов и т. д.

К началу XXI в. единые международно-правовые (патентные) требования были выработаны лишь в ЕС. Европейская региональная патентная система была создана на базе Европейской патентной конвенции, подписанной в 1973 г. Первый патент Европейским патентным ведомством, входящим в Европейскую патентную организацию, был выдан в 1980 г., а к 1992 г. уже был оформлен 200-тысячный европейский патент и опубликовано 500 тыс. патентных заявок.

Характерно, что основная часть объектов промышленной собственности защищается в двух странах — США и Японии. Однако между ними существуют весьма существенные разногласия в дан-

 

 

ной области по целому ряду принципиальных вопросов. В частности, Япония, разделяя мнение всех остальных стран мира, исходит из принципа, что изобретателем является лицо, которое первым подало заявку на патент. В США придерживаются иного принципа: патент может быть выдан не тому лицу, которое первым подало заявку на патент, а тому, кто сможет доказать, что данное изобретение сделано им. Данное расхождение является причиной того, что до настоящего времени не подписан международный договор, дополняющий подписанную еще в 1883 г. (свыше 100 лет назад) Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности. Главный смысл этой конвенции — создание условий для ' обеспечения охраны прав, возникающих в одном государстве, на территории других государств, подписавших данную конвенцию,, т. е. облегчение патентования изобретений иностранцами.

Значительную роль в данной области призвана сыграть созданная в 1974 г. в рамках ООН Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая опирается на многочислен- i ные конвенции, договора и союзы государств, сложившиеся в данной сфере еще с 80-х гг. XIX в. Россия участвует в работе ВОИС. Международная торговля технологиями входит также в сферу деятельности ВТО, в рамках которой действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.

К промышленно-интеллектуальной собственности, связанной с торговлей технологиями^относятся также товарные знаки, иногда называемые брэндами (от англГЬгалй? -- клеймо, фабричная марка). Товарный знак на конкурентном рынке свидетельствует об определенном качестве товара, его техническом уровне и уровне гарантийного обслуживания. Следовательно, он влияет на пред- ' почтения покупателей и поэтому представляет собой реальную ценность.

Российское законодательство в указанной сфере включает патентный закон от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, Закон РФ «О товарных знаках, знаках соответствия и наименованиях мест происхождения товаров» от 18 12 2006 г. № 231-ФЗ и ряд других. В целом регулирование технологического обмена и других аспектов интел- i лектуальной собственности в России находится на начальном эта-пе, что препятствует защите российских интересов и привлечению иностранных инвестиций. В то же время Россия является участии-цей Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Договора о патентной кооперации, которые регламентируют международное признание национальных патентов.

Основными понятиями в торговле технологиями, их разработке, распространении и защите являются патент, лицензия и ноу-хау.

Патент (от лат. patens — открытый, явный) — это документ, выдаваемый компетентным государственным органом, по кото-рому то или иное техническое решение признается изобретением, полезной моделью, промышленным образцом. Патент закрепляет за лицом (патентовладельцем), которому он выдан, монопольное право на пользование этим изобретением.

Патентной защитой пользуются лишь принципиально новые изобретения, позволяющие достигнуть качественно новых технических (и экономических) результатов.

Срок обладания патентом в зависимости от национального законодательства составляет 15—20 лет. Однако реальный срок его действия обычно в 2—3 раза меньше. Это объясняется ростом научно-технического прогресса. Поскольку ежегодная поддержка патента требует уплаты пошлин, патентовладелец не заинтересован в его сохранении, когда имеются более производительные и экономичные технологии.

Патент действует только в стране регистрации. Поэтому широко распространена регистрация патентов в зарубежных странах. В результате патентовладелец имеет преимущество в конкуренции не только на национальном, но и на международных рынках.

Большинство патентовладельцев сами используют запатентованные технологии в производстве и реализации товаров. Но очень часто патент или право на его использование (полное или частичное) становится самостоятельным объектом коммерческой сделки посредством выдачи лицензии.

Лицензия (патентная) — это разрешение, выдаваемое патентовладельцем" (бн~же — лицензиар) другому лицу или фирме (лицензиату) на право промышленного или торгового использования содержания патента. Лицензия выдается за определенное вознаграждение, на определенных условиях и на определенный договором срок. При этом право собственности на объект лицензии остается за патентовладельцем.

Если лицензии или патенты передаются или продаются за границу, это уже считается международной нетоварной коммерческой сделкой. Предоставление за границу лицензий (патентных) и товарных знаков называется международным лицензированием, которое является основной формой международного обмена технологиями.

Существуют три основные вида патентных лицензий: простая, исключительная и полная.

При продаже простой лицензии патентовладелец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам. Простая лицензия обычно выдается фирмам, действующим на рынке товаров массового спроса, где могут сосуществовать несколько лицензиатов, обладающих данной лицензией. При продаже исключительной лицензии лицензиар предоставляет покупателю исключительные права на объект лицензии. Он может сам

использовать объект лицензии, но не имеет права предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам, поскольку это противоречит заключенному соглашению. Исключительная лицензия наиболее часто используется в международной практике. При продаже полной лицензии лицензиар не имеет права использовать объект лицензии на период действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами.

За использование лицензии покупатель (лицензиат) платит продавцу. Эта плата составляет часть дохода (примерно 10—30 %), полученного в результате использования лицензии. Лицензионные платежи (плата за лицензии) подразделяются на периодические -роялти и единовременные — паушальные. Роялти — это рента за интеллектуальные ресурсы. Она выплачивается в виде отчислений от дохода покупателя лицензии в течении срока действия соглашения. Паушальные платежи — твердо зафиксированная в лицензионном соглашении сумма, не зависящая от объема производства и сбыта продукции.

Продажа лицензий может производиться напрямую между патентовладельцем и покупателем лицензии. В этой сфере действует также большая группа посреднических (брокерских) фирм, которые получают комиссионные в обусловленном размере (5 — 10% стоимости лицензии).

Термин ноу-хау, возникший в США, происходит от англ. know how, т. е. «знать как (делать)». Под этим термином понимаются научно-технические знания и опыт производственного, управленческого, коммерческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и другой профессиональной деятельности, но не обеспечены патентной защитой и носят конфиденциальный (закрытый) характер.

Ноу-хау предоставляются либо в форме документации (чертежи, схемы, инструкции, компьютерные программы, рецептуры и т.д.), либо в форме передачи непосредственного опыта через командированных специалистов или обучение стажеров. Передача ноу-хау имеет форму беспатентной лицензии, которая тоже оплачивается в соответствии с заключенным контрактом.

К международному обмену технологиями относится и международный инжиниринг — предоставление иностранному контрагенту комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг.

К инжинирингу относятся:

• проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию того или иного объекта;

• разработка новых технологических процессов на предприя

тии заказчика;

• подрядные, управленческие и маркетинговые услуги.

Развитие научно-технического прогресса зависит от расходов

на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), подготовки научных и инженерных кадров и политики государства в инновационной сфере. Так, в 2000 г. доля расходов на НИОКР составляла в США, Японии и Германии 2, 7— 2, 9% ВВП, во Франции и Великобритании — 2, 3 — 2, 4% ВВП. Новые индустриальные страны приближаются к показателям европейских государств, а Республика Корея — к показателям США. Главные расходы по финансированию НИОКР приходятся на предпринимательские структуры (67 % по развитым странам в целом), но доля государственного бюджета в них также велика (в США — 33 %, в Германии и Франции — до 40 %).

В результате господствующее место в международном обмене технологиями занимают развитые (индустриальные) страны — США, Западная Европа, Япония, возрастает роль новых индустриальных стран, Китая и Индии.

Россия на мировом рынке высоких технологий сохраняет конкурентоспособность по целому ряду -направлений. Прежде всего это относится к производству и услугам в ракетно-космической промышленности и наукоемким отраслям оборонно-промышленного комплекса, в том числе участие в международных космических программах и экспорте вооружений.

В то же время в России имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции, товаров и услуг (помимо названных выше) в следующих отраслях: оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, разработка новых материалов.

В 90-е гг. научно-технические исследования в России оказались в очень тяжелом положении. По официальным данным, персонал, занятый исследованиями и разработками, уменьшился вдвое. Бюджетные ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» (без учета НИОКР в области космической деятельности) сократились с 0, 5 % ВВП в 1992 г. до 0, 26 % в 2005 г. В целом внутренние затраты на исследования и разработки (в постоянных ценах 1989 г.) в 2005 г. остались на уровне 1996 г., а удельный вес этих расходов в ВВП составил всего 1 %.

С 2005 г. на развитие НИОКР увеличиваются бюджетные ассигнования и, в еще большей степени, растут средства организаций предпринимательского сектора и других источников, которые составляют уже до 50 % финансирования.

Российская торговля технологиями с зарубежными странами по прежнему весьма незначительна и имеет отрицательное сальдо, что

свидетельствует об очевидном недоиспользовании научно-технических и интеллектуальных возможностей нашей страны.

Экспортные соглашения реализуются преимущественно в сфере науки и научного обслуживания, а в импорте преобладают лицензии и инжиринговые услуги, используемые в промышленности. Такая структура экспорта и импорта технологий отражает низкий внутренний спрос на новые технологии и недостаток средств на доведение изобретений и открытий до производственного применения.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение услуг и торговли услугами. Чем услуги

отличаются от товаров в вещественной форме?

2. Чем объясняется быстрый рост торговли услугами и увели

чение их роли в международной торговле?

3. Какие проблемы решаются Генеральным соглашением по тор

говле услугами?

4. Что такое международный туризм? Почему возрастает спрос

на туристские услуги?

5. Для чего введено международное определение понятия «ту

рист (посетитель)»?

6. Что такое туристский бизнес? Как он развивается в России?

 

7. Почему показатели экспорта и импорта услуг, в том числе

туристских, сократились в России в 2000 — 2005 гг.?

8. Что понимается под международными транспортными опе

рациями? Какие рыночные агенты задействованы в них?

9. В каких направлениях развивается структура международных

перевозок и международная транспортная система?

 

10. Что такое страны открытого судового реестра, какова их

роль в международных перевозках?

11. С какими проблемами сталкивается транспортный комплекс

России в системе международных перевозок?

12. Дайте понятие международной торговли технологиями и по

кажите, почему она является одной из наиболее динамично рас

тущих сфер международного рынка услуг.

 

13. Раскройте роль и значение интеллектуальной собственно

сти в современной мировой экономике.

14. Какие виды патентных лицензий вам известны?

15. Что понимается под ноу-хау и чем оно отличается от па

тента?

16. Что такое международные инжиниринговые услуги?

17. Что определяет лидерство развитых стран и ТНК на между

народном рынке технологий?

18. По каким направлениям Россия сохраняет научно-техни

ческий потенциал и конкурентоспособность на международном

рынке технологий?

 

 

Раздел III

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.