Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Надпись и приветствие (I, 1-3).






Здесь Апостол говорит о своем Апостольском авторитете (1), о единстве церкви Коринфа с вселенской по единству освещения и призывания имени Господа (2), и в виду разделений внутри ее, особенно желает мира и благодати (3).

2) Начало послания (I, 4-9).

а) Благодарит Бога за дар веры и духовные дарования Св. Духа (4-7): (Бог его всецело, ибо он и сам Его всецело (мой Бог) достоин благодарения (4). Он во Христе обогатил их и познанием (предмет веры) и словом (способностью научить других) (5), о том говорят чудеса среди них Апостола и полученные им дары Духа (6) в такой степени, что Коринфяне их имеют не менее других церквей, и остается только ждать в таком всеоружии 2-го пришествия Христова (7),

б) надеясь, что Он сохранит их неповинными до конца (8-9): (Он утвердит их в вере и жизни неповинными до конца (8), ибо Он уже призвал их и по природе Своей не изменяет обещаний (9).

Содержание послания разнообразно. Оно представляет из себя ряд ответов на вопросы, какие ставила ему Коринфская церковь. По решаемым в послании вопросам все послание можно разделить на восемь отделений.

I. Пресечение разноречий (I, 10-IV, 21).

1) Кратко, но сильно, обличает нелепость таких разноречий (I, 10-16):

А) Предпослав, как вывод из предыдущего, увещание к единоречию и единомыслию (10); (пусть объединятся и в мыслях – умом, и в том духе любви – сердцем) и,

Б) Указав, в чем у них разноречия (11-12): (один говорит, что он Павла, тот Петра, а это – Христа),

В) объясняет, как это нелепо (13-16): (Христос – Глава телу церкви, а не кто-либо из учителей; важно не то, кто крестил кого, а то, в кого крещены, т.е. Христос и в Нем мы – одно (13) и Апостол поэтому рад, что сам он в Коринфе крестил очень не многих (14 и 16), чтобы кто не взял крещения им в повод к разделению (16).

2) Устраняет причины, из-за которых происходили разделения у Коринфян (I, 17-IV, 16).При чем последние были настолько не серьезны, что достаточно было двух-трех вопросов, чтобы и обличить нелепость раздоров и заставить образумиться несогласных. Но Св. Павел поставил целью и на будущее время отвратить всякую возможность подобных явлений, устранив самые источники несогласий. В качестве же последних были:

А) Слишком большое доверие к решениям своего ума, как и вообще к человеческой мудрости (I, 17-II, 16). Основная мысль Апостола такова: мудрость человеческая и Евангельская – две противоположности. Поэтому, кто хочет быть учеником мудрости Евангельской, тот должен отказаться от мудрости человеческой и даже стать глупцом в глазах мира. Евангелие – мудрость, но она является здесь в совершенно простой форме, поэтому и принимают ее только те, кто не опутаны еще человеческой мудростью, но зато, принимая ее в простоте сердца, становятся мудрее мудрецов. Мысли эти Апостол доказывает далее указанием в частности на то, что

а) предмет Евангельской проповеди не вместим для мудрости человеческой, и это по намерению Божию (I, 17-25). Апостол послан для великой миссии не крещения, что может сделать всякий, а для благовествования и, при том, не в мудрости ума, которая может вести к разделениям и упразднять дело Креста (17), а совершенно иным образом. Ибо слово о Кресте, кто может его принять, есть мудрость, в какой бы форме не было преподано, а кто жизнью своею отделил себя от истины, тому будет юродством (18); так о том говорит и В. Завет (19), то же ясно и теперь: ни книжник-еврей, ни совопросник-грек, философ, не поймут тайны Креста, с явлением которой, таким образом, мудрецы доказали свою несостоятельность (20). Потому Бог спасает не мудростью, а буйством (т.е. тем, что мир считает глупостью), что мир до того времени не был в состоянии понять ни сам, ни из творений Бога (21), потому что все здесь в вере, а современники хотят доказательств: то чудес, то измышлений ума (22), а без того ее считали одним соблазном, а другие безумием (23), но для нас это – Божественная премудрость и сила (24-5).

б) В, числе верующих Коринфян немного мудрых и видных лиц, но, уверовав, они получают высокое духовное достоинство (I, 26-31): (Господу угодно было из незначительности составить Свою Церковь, и эта незначительность стала важнее всего важного в мире (20-8), чтобы никто не хвалился здесь собою (29), ибо все у вас от Бога: и премудрость, и праведность, и святость, и искупление (30), и все это от Бога для славы Его Единого по Писанию (31).

в) И Апостол сам приходил в Коринф в смиренном виде с простым словом (II, 1-3) о Распятом (2), чтобы вера Коринфян ничем не была обязана мудрости человеческой (4), а только Богу (5) (II, 1-5).

г) Проповедь, при первом оглашении ею, проста, но уверовавшие потом в области веры получают знание истинной мудрости, недосягаемой мудрецам мира (II, 6-16). (Эта мудрость не людская – князей века сего (6), но та, что Сам Бог предуказал для нашего прославления чрез искупление Крестом (7), ее-то никто и не познал, иначе не распяли бы Господа (8). В самом деле, он, как любившие Господа, ничего славного не видели в Спасителе (9). А мы чрез откровение Духом, знаем эту мудрость (10), ибо Дух Божий, как и дух в человеке, знает внутреннее Божие (11). Его мы приняли в себя (12) и им изъясняем дарованное откровение соответственным духовным образом (13), потому-то наших слов не могут понять душевные мудрецы (14), но не мы (15), у которых ум Самого Христа (16).

Б) Вторым источником толков, разделявших Коринфян, было неправильное понятие о том, а) какая роль Апостолов, а за ними и всех других учителей в устроении Церкви Христовой, и б) если судить о них, то с какой точки зрения? (III, 1-IV, 16).

То и другое объясняет теперь Св. Павел. С этой целью он показывает, что

а) Апостолы только работники на ниве Божией (III, 1-23).

аа) Переходная мысль – Коринфяне еще не духовны, и потому не понимают духовного порядка вещей, считая людей источниками Евангельской проповеди и совершителями спасения (1-4).

аб) Все спасение устрояет Бог, а Апостолы только Его орудия (5-9): (Мы – работники по мере данных нам полномочий (5), а вы – нива, один из нас садит, другой поливает, но возращает все Бог (6-7) и нам награда не за результат, а лишь за работу (8); - вы – только нива Божия или Его устроение (здание), на которые мы посланы Богом (9). На основании высказанного.

ав) Апостол, далее, делает выводы, в качестве нравственного вразумления для вождей разделения (III, 10-23). Назвав Коринфян нивой Божией, зданием Божиим, Апостолов и учителей-соработников и слуг Божиих называет строителями Божиими. Но строение Божьего храма особое от вещественного – он растет изнутри, так что предшествующее его состояние служит основанием для последующего и, таким образом, он находится в постоянном устроении. Применительно к тому Апостол говорит и о Церкви Коринфской. Сначала лишь как об основанной им и выводит урок для строителей, что

ав1) строить его надо на соответственном основании и из такого же материала, иначе, и постройка и строитель понесут урон (10-15): (Ты хочешь продолжать мое дело строительства, смотри же, какое положено мной основание (10). Основание его – Христос (11) и потом, кто – тверже, без послаблений, выдержит принцип постройки, кто – слабее (12) – укажет суд Божий (13), там в зависимости от результата испытания получит награду, а нет – едва спасется, как из огня (15).

ав2) Доселе Апостол смотрел на Коринфскую Церковь, как только получившую от него начало, и с этой стороны давал урок. Теперь смотрит он на нее, как на целое, построенное им, здание. Это делает он с целью еще более устрашить переустройщиков или вернее разорителей Церкви. Выше он ставил возможность еще для них спасения, а теперь прямо утверждает: «растлит того Бог» (16-17): (Вы- Церковь Коринфская – храм Божий, и потому разделения на партии разрушают его и изгоняют живущего в нем Духа (16), а кто сделает это – разорит того Бог (17).

ав3) В, заключение этого отдела (18-23) Св. Павел как бы дает ответ Коринфянам на предполагаемый вопрос: что же им делать? А именно:

ав3а) Одни (учителя) пусть оставят мудрость века сего (18-20): (Чтобы быть истинно – мудрым – для Бога, будь безумным для мира) (18), потому что мудрость земная лишь хвастовство и безумие перед Богом: весь людской опыт – ничто и мудрецы, по В. Завету, сами попадают в свои тенета (19), и это так, ибо то же сказал сам Бог устами Давида (20).

ав3б) А, другие (ученики) пусть перестанут дивиться ей и подчиняться ее мудрованию (21-23); (Не хвалитесь учителями и их учением – все это второстепенное, главное – сыновство, чрез Христа Богу, на Него и должно быть направлено внимание, а то, учителя, лишь средства это для вас дано, а вы, то Христовы.

Как же надо судить об Апостолах?

б) Не почему-либо внешнему. А по тому – верны ли они своим призванию и назначению (IV, 1-16).

ба) Основная мысль для суждений (IV, 1-5): (Мы сами в деле спасения – ничто, как лишь Божии слуги (1), а потому и судить нас можно не по личным свойствам каждого, а по тому, верно ли мы исполняем порученное нам Божие дело (1-2). Но об этом может судить только Господь, даже сам я ничего не могу сказать в свою пользу. И так я все предаю на суд Господа – это выше всего для меня (3-4). Так и вы поступайте; не судите прежде времени. Придет Господь, все обсудит и каждому воздаст по его делам (5).

бб) Применение сказанного к Коринфянам (IV, 6-8): (Что сказано выше, то должно касаться и всех учителей в Коринфе – они не должны превозноситься (6), ибо еще не было испытания на суде Божием, а потом, и все, что у них – от Бога (7). Далее Коринфяне не должны хвастаться, что они с новыми учителями достигли всего, - нет, это не так, ибо иначе и сами Апостолы хотели бы этого (8). Нет, Коринфяне не имеют того главного, что составляет достоинство христианина – смирения и в этом отношении они должны подражать Апостолам,

бв) внешнее поведение которых (Апостолов) в мире далеко не блестяще (IV, 9-13): (Путь к совершенству – смирение и в нем Апостолы – посмешище среди мира (9), а Коринфяне, ученики их, вдруг считают себя совершенными (12-13). Такими смиренными Бог судил быть Апостолам, а таковы ли Коринфяне? – нет. И потому

бг) дает отеческое наставление и обличение (IV, 14-16): (Не для порицания вас, а по любви к вам говорю (14), но как отец (15), прося подражания себе, а вместе и Христу (16).

3) В, заключении извещает о посольстве к ним Тимофея и о своем скором прибытии, им дает внушения с целью отрезвить их (IV, 17-21):

(Пока посылаю к вам Тимофея (17), но в виду того, что в мое отсутствие многие возгордились (18), приду сам, чтобы испытать их совершенства, и уже не по словам, а на деле (19), ибо для Церкви Божией важно, не слово, а дело (20), поэтому виновные должны покаяться, или хотят, чтобы Апостол пришел не с любовью, а для наказания (с палицею) (21).

II. Обличение и исправление нравственных недостатков (V, 1-VI, 20).

1) Обличение Коринфян за равнодушие кровосмеснику и суд над последним (V, 1-8).

А) Сначала показывает тяжесть греха и осуждает равнодушие к нему Коринфских христиан (1-2): (Грех таков, что о нем неслыхано даже у язычников (1), вы же гордитесь, что имеете такого в своей среде (2). Потом

Б) произносит суд отлучения над кровосмесником (3-5): (Из Ефеса он дает приказание, чтобы (3) при полном собрании церкви (во имя Господа) силою Иисуса Христа (4) предать его отлучению и во власть сатаны, который бы получил его тело и тогда спасется его дух (5) и

В) наконец, выставляет основания, почему так надо поступить с ним и должно так действовать в отношении ко всякому грешнику и греху (6-8): (Хвалиться тут нечем, надо бояться заразы греха: ваша старая закваска портит все тесто (6), надо очиститься от нее: теперь наступила Пасха Христова и квасного не должно быть ничего (7); итак, старое – вон, а будем жить с опресноками Христовой жизни (8).

2) Наставление об очищении христианского общества от всех от всех явных грешников (9-13).Оно выражается в требовании – не примешиваться ни к какому грешнику (9) из христиан, даже не есть с ними (11). Потому и заключает: «извергните развращенного из среды вас» (13). Что же касается язычников, то их представит суду Божию (10-12).

3) Обличение за тяжбы пред неверными (VI, 1-8).

А) Не только дела духовно-церковного характера, но и чисто житейские тяжбы Коринфяне должны решать сами, не доводя до языческих судей (1-6): Кто смеет судиться у чужих-нечестивых, а не у святых (1)? Если святые будут судить и мир, и ангелов (2-3), то стыдно им судиться у нечестивых (4). Как это нет своих судей (5)? Зачем идут за судом к язычникам? – стыдно это для христиан (6).

Б) А, еще лучше было бы совсем не судиться и взаимной уступчивостью, и готовностью скорее потерпеть обиду, чем обидеть, не давать даже зарождаться между собою тяжбам (7), а не то, чтобы самому обижать брата (8).

4) Обличение грешной и страстной жизни вообще (VI, 9-11).

(Установивши внутренний суд – в самой церкви для явных, нераскаянных грешников, повелевая изгонять таковых из общества христиан, привлекая к этому же суду и тяжущихся, Св. Павел направляет далее свое слово к самим грешникам, особенно же плотоугодникам, угрожая им лишением Царствия Божия).

5) В частности, - жизни плотоугодливой (12-20), выражающейся:

А) в чревоугодии (12-13а): (Вопреки ложному толкованию христианской свободы Апостол ставит ей рамки: 1) пользу – в отношении назидания и 2) сохранение свободы от страстей – пристрастий к чему-либо (12), ибо пища маловажнее вопроса вечного бытия (13а),

Б) и блуд (13б-19): Апостол учит целомудрию, выводя свое назидание из существа христианской веры: Мы члены Тела Христова, ибо Он таинственно входит в общение с нами (13б): теперь Он воскрес, воскресли в Нем и мы (14). Наши тела – члены Тела Христова – с Ним мы соединены: итак, будем ли мы отнимать тела свои от этого общения? (15), а, между тем, блудник отнимает и прилепляется блуднице (16), подобно тому, как, наоборот, соединяющийся с Христом – есть один с Ним дух (17). Блуд оскверняет самую природу человека (18), которая есть храм Духа Св. (19).

В) Общее заключение (20): (Не отдавая тела служению греху, надо заботиться, чтоб и тело, и дух служили к славе Божией).

III. Наставление о браке и безбрачии (VII, 1-40).

С седьмой главы Св. Павел отвечает на послание к нему Коринфян и решает разные возникшие у них недоумения, давая им при этом наставления о порядке Христианской жизни. На первом месте у него стоят наставления о браке и безбрачии (1-40).

1) Наставление о браке (VII, 1-24).

Излагая учение о браке, Апостол сначала дает

А) общий закон о браке (1-2): (Лучше быть безбрачным (1), но, во, избежание блуда, вступайте в брак (2).

Б) Совет о брачном сожитии (VII, 3-6): (Во взаимных отношениях пусть будет «благорасположение» (3), - если муж и жена – едино, то и телами своими каждый может располагать только по согласию другого (4), удаляясь в виду усиленной молитвы, но с опасением, чтоб удаление это не было поводом к искушению сатаны (5); впрочем, эти мысли лишь его личный совет (6).

В) Совет безбрачным и вдовам (7-9): Первым подражать в целомудрии Апостолу (7), а вторым – вторично не выходить замуж (8), впрочем, если есть сила победить в себе страстность, а нет – вступай в брак (9).

Г) Наставление брачным – не расторгать брака (10-24).Это касается двух случаев:

а) когда оба супруга – христиане (10-11): (Это уже заповедь Господня (10), а после развода – не вступать в брак (11) и

б) когда христианин только один из супругов (12-24). Но при этом,

ба) давая наставление брачным, из которых одна сторона принадлежит к неверным, Апостол советует верующим (12-18): не разводиться, если сочетанные с ними неверные не желают развода (12-13), ибо чистота брака здесь не нарушается; наоборот, верная сторона может служить к обращению неверной (14), а при требовании той стороны развода, подчинись во имя мира (15). Но, вообще-то, в таких случаях смешанных браков не надо отчаиваться в возможности обращения супруга, а потому и развод не нужен (16). В заключение

бб) Ап. Старается расположить всех к тому, чтобы все оставалось в том состоянии, в каком были призваны к вере (17-24): (Бог определил каждому свой путь спасения (17): обрезанный поэтому оставайся им, не стыдись своего обрезания, необрезанный – тоже (18), ибо суть дела в исполнении заповедей, которые обрезывают наш дух (19); даже кто раб, то еще лучше, если во имя свободы во Христе будешь служить (20-21), ибо во Христе мы все рабы (22), и вы куплены Христом и вам указан ваш путь, в Нем и оставайтесь, помня, что вы должны все делать пред Господом, а не пред людьми (23-24).

Д) Наставление о безбрачии (25-40).

Сначала Апостол предлагает общие положения, в которых говорит, что

а) лучше быть в безбрачии (25-28): (Это во имя и примера Апостола (25) и ради тяжести настоящего времени (26-27), а, впрочем, кто и женится – не согрешит (28).

б) Потом предлагает основания, по которым лучше быть безбрачным (29-35):

ба) скоротечность временной жизни и благ мира (29-31): (Можно подпасть таким обстоятельствам, что забудешь про все: мужья про жен (29), плачущим – будет не до слез и радующимся не до радости земной (30-31).

бв) в безбрачии удобнее угождать Богу (32-35): (он хочет в виду главного – служения Богу, освободить их от излишних забот, какие налагают на людей их брачные узы (32-40), впрочем, это опять не заповедь, а совет (35):

Е) Приложение данных наставлений о браке и безбрачии к делу (36-40):

а) сначала в отношении к девам (36-38): (Кто считает за стыд, чтобы его дочь оставалась девой – пусть выдает ее замуж (36), а кто нет – нет (37), вообще же – девство выше замужества (38);

б) потом, в отношении к вдовам (39-40); (До смерти мужа жена должна жить с ним, а после может выйти за кого хочет, но лишь за хорошего «о Господе» - (39), но лучше оставаться вдовой. Все это совет его, но сам он придает ему значение в мысли, что совет его согласен с волею Св. Духа, Которого он имеет в себе (40).

IV. Запрещение вкушать идоложертвенное (VIII, 1-XI, 1).

Пользуясь правом христианской свободы, некоторые из христиан Коринфа позволяли себе присутствовать на языческих празднествах и вкушали идоложертвенное. В оправдание же себя они ставили свое знание, что идолов, как живых существ, нет, а есть лишь заблуждения, к которым они совершенно спокойно, как «знающие», и относятся. Апостол обвиняет их в том, что они этим своим «знанием» приносят соблазн немощным в вере, а потом вредят и сами себе – оскверняются, хотя не думают делать ни того ни другого.

1) Сначала Апостол говорит против первого греха – соблазна немощных (VIII и IX гл.).

А) И прежде всего – раскрывает, как происходит этот соблазн (VIII). Здесь прежде всего:

а) указывает несостоятельность взгляда Коринфян по самому существу – по мысли их об этом предмете (1-6); Вы пишете о своем понимании дела, но, ведь, знание еще не все, надо дополнять его любовью, которая только и может созидать (1), да и знания у вас мало, хотя вы и хвалитесь им (2). Высшее знание получается за любовь, которая даст вам правильное понятие о деле (3), вы же не имеете этой любви, ибо служите к соблазну ближнего, а, следовательно, и истинного знания; и потому далее возлагает истинное учение о единстве Божества, в противоположность множественности богов у язычников (4-6). Так конечно, и надо рассуждать об идолах, но не все имеют «такое знание», а потому от вашего поведения

б) есть соблазн для немощных, которых надо беречь (7-13): (Есть еще среди вас такие, которые признают за идолами нечто, а потому и в идоложертвенном видят укор совести (7); конечно, сама по себе пища пред Богом ничто (8), но берегись соблазнить ею немощных (9). Немощный, видя тебя в капище, вкусит, как и ты (10), но у него нет твоего знания, а потому это ядение будет ему с укором для совести, а это для него – грех, и б. м., он с этого случая совсем перейдет в язычество опять – погибнет (11), но тогда ты уже преступник против Христа (12). Вывод ясен, по крайней мере, для Апостола: отказаться от того, что соблазняет брата. Мысль эта служит переходом к следующей главе (IX-ой), в которой он

Б) Собственным примером увещевает удерживаться от соблазна других (гл. IX).

Что же сделал такого Апостол, в чем Коринфяне могли бы брать с него пример по данному вопросу? На это и даются ответы.

а) Св. Павел – Апостол (1-3): (Он Апостол и по призванию (1) и по проповеди среди них (2), в этом защита его полной свободы (3).

б) Как Апостол, он мог бы пользоваться содержанием от верующих (4-14):

ба) и по примеру других Апостолов (которые пользовались содержанием от сопутствующих их благочестивых женщин) (4-6)

бб) и по праву житейских обычаев (7): (И воин, и виноградарь, и пастырь – все пользуются содержанием от своего ремесла),

бв) и по закону Моисееву (8-10): (там велено и волу давать простор питаться тем, что он молотит (8-9), что иносказательно относится и к нему, работнику на Божией ниве (10).

бг) да и по существу проповеди (11-12): (За духовное, данное нами, можно попользоваться телесным (11), но он и этого не делал, дабы возможным нареканием не подать повод соблазну (12);

бд) о том же говорит и положение о священстве ветхозаветном (13): (они питались от жертв) и наконец,

бе) на, то есть и прямое повеление Господа (14): (Который повелел Апостолам жить от проповеди. Итак, он мог бы пользоваться от них содержанием на себя),

в) однако он от этого всего отказался (15-18): (Пишет не для того, чтобы в следующие разы они давали ему это содержание; нет, в безмездной проповеди его похвала и от нее он не хочет отказаться, а потому ему ихнего не надо (15): если он проповедует только, тут ему нет похвалы – это заповедь ему Господня (16), а что он проповедует задаром, в том его награда (17-18). Вывод ясен: я жертвую своим правом, чтобы не помешать Евангелию, поступитесь и вы правом вашего знания и не ешьте идоложертвенного, чтобы не соблазнить брата, за которого умер Христос, и не ввергнуть опять в пагубу того, кого спасла моя проповедь.

г) И не только этим правом не пользовался Апостол, но и от многого другого отказался в пользу обращаемых (19-23): (Будучи свободным, он всем поработил себя (*19) с тем, чтобы быть всем все, входя в положение и иудея, и еллина, и немощного (20-22), дабы быть соучастником в деле Христовом (23).

д) Приложение всего сказанного к Коринфянам (24-27): (Что бывает на ваших играх? – бегут много до меты за наградой, хотя и предназначается она одному. Бегите и вы (24), но как там, не смотря на сомнительность успеха, состязатели тренируют себя воздержанием, так, и тем более, и вы воздерживайтесь в виду вашей высокой цели и возможности ее получить (25). В самом деле, кто знает свою цель, как он сам, тот не обратит внимания на посторонних, которые будут говорить ему, что он только воздух бьет; и вы знаете свою цель (26), а потому воздержанием укрепляете свой дух для успеха в деле получения венца (27).

2) Вкушающие идоложертвенного – оскверняются (X гл.).Главную мысль он развивает в ст. 15-22, а теперь

А) указывает на примере судов Божиих над израильтянами (которые изображают здесь христиан), согрешившими пред Богом идолослужением (1-14).

а) Как же христиане напоминают собою израильтян? (1-4): (Вы крещены и те крестились в облаке и в море (1-2), вы приобщаетесь тела и крови Господней, и те брашно духовное и пиво духовное вкушали (3-4).

б) Применение к христианам бывшего в Израиле (5-14): (Тех не пощадил Бог, когда они согрешили, и нас не пощадит, ибо то все образы нам быша (спаслись тогда только немногие – двое: Халев и И. Навин (5): не будьте же похотливы как те, когда от жертв перешли они к плотоугодию, а у вас наоборот (6-7), - не подвергайте себя опасности впасть при трапезах в грех безнравственности (8), не ставьте себя напрочно в искушение, думая, что Христос обязательно вас всегда спасет (9), не ропщите от недостатков, как и те в пустыне (10). Все, что было с ними, будет и с вами, ибо все это писано для наставления вас (11). И те, быть может, полагались на свои силы, но вы не полагайтесь много на себя – свое знание (12). Быть может, вам и трудно избежать идоложертвенного, но Бог вам поможет (13). Итак, избегайте идоложертвенного (14).

Вкушающие идоложертвенное – делаются общниками бесовской трапезы, а потому и виновны в идолослужении (15-22): (Подумайте, как разумные (15): в приобщении христианском мы общаемся со Христом (16-17), то же было и в израильских жертвах – вкушающие их бывают общники алтарю (18), так в идоложертвенном становятся общниками, но кому? – да кому служат чрез жертвы, т.е. идолам, а это кто? Истинный Бог – нет, - идол (19-20); итак, нельзя общаться идоложертвенного тем, кто общается в чаше Христу (21), иначе – ревнитель Бог на нас, и кто устоит? (22).

В) Но как же обходиться с пищей, чтобы не согрешить употреблением идоложертвенного? (23-XI, 1): (Все должно быть к назиданию (23), сообразно с этим и надо действовать: все, что продается на рынке – ешьте, ибо Господне (24-26), и в гостях тоже ешьте (27), но, когда вам скажут, что это идоложертвенное, тогда не ешьте, чтоб не было соблазна и осуждения, хотя бы в этот момент совесть ваша и была спокойна, ибо все Господне (28), щадите чужую совесть (29). Все делайте так, чтобы не давать повода к порицанию ни себя, ни своей веры (30), не все – во славу Божию (31), чего, однако, не будет, если мы будем служить поводом к соблазну и этого надо избегать по примеру Апостола (32-33), которому должно подражать, как он подражает Христу (XII),

V. Обличение и исправление некоторых непорядков при церковных собраниях (XI, 2-34).

Касательно двух предметов:

1) Что женщины не покрывают своих голов в церкви (XI, 2-16).

Покрывание голов есть знак смирения и целомудренной замкнутости жен в семье, поэтому кто из женщин не покрывал голову, та показывала непочтение и недостаток скромности к старшим. Язычницы открывали головы лишь при жертвоприношениях, как знак особого своего благоговения к своему богу. Апостол установил иначе, но языческий обычай почему-то не переставал входить в обиход жизни у Коринфян. И, вот, на этой почве произошло то разногласие, в виду которого Коринфяне обратились к Апостолу за разъяснением, и тот дает им ответ*):

А) обычай этот вытекает их христианских воззрений на отношение Бога к человеку и мужа к жене (3-12): (Глава мужу – Христос, а жене муж (3), потому на молитве муж молится с открытой головой, как представитель власти Бога на земле, иначе, он унижал бы это свое достоинство (4), не то жена, - открытием головы она унижает положение мужа и себя – свое целомудрие – она тогда все одно, что бритая, но такой никто из вас не желает и быть (5-6). Итак, муж не должен покрывать головы, а жена должна, ибо 1) глава мужу Христос, а жене – муж (7; 2), жена от мужа (8) и 3) для мужа (9) и 4) ниже мужа, и потому имеет на голове знак власти над нею, что будет радовать и ангелов, участвующих в молитве с людьми (10). Но это преимущество лишь здесь пред людьми на земле, а не по вопросу о спасении: где они оба равны между собою (11-12). То же видно

В) и из законов природы (13-16): (Посудите (13), ведь и природа жене дала более роскошные волосы, чем мужу, в том слава и краса их обоих (14) и в частности – волосы жене – покрывало ее целомудрия (15), думать же и поступать иначе – значит идти против обычаев всей церкви (16).

2) Вторым беспорядком было то, что Коринфяне неблагопристойно вели себя на вечерях любви (17-34).Для вразумления в этом Апостол сначала делает

А) Указание на то, в чем состоят эти нестроения (17-22): (Он осуждает эти собрания (17); здесь у них бывают разделения (18). Вообще, против разномыслий, как средства для выяснения истины, Ап. Не имеет ничего, но (19) разномыслия Коринфян не хороши. Из-за них у них нечто худшее (20): всякий прежде времени ест, что принес с собою, и даже до неприличия, но тогда – лучше и не ходить в церковь, для этого есть у вас дома (21-22). Потом, чтобы расположить их к должному времяпровождению на этих вечерях,

Б) говорит о таинстве Тела и крови Господних (23-32):

а) Как оно установлено (23-26): (Ап. Говорит об этом не от себя, но что ему открыто Господом (23), что Сам Господь установил таинство в Его воспоминание (24-26). Вот Его цель! Согласно ли вы ведете себя с этой целью?

б) Ясно отсюда, как должно приступать к этому таинству – воспитай в себе те чувства, что заповеданы Христом – иначе ты – виновник против Его Тела и Крови – убийца Его (27). Надо приготовлять себя испытанием совести – покаянием (28-29). Суд Божий неминуем, и у вас сказывается это в ваших болезнях или даже смерти (30). А того не было бы, если бы мы сами себя прежде судили – испытывали в своей совести (31). И хорошо, что Он теперь наказывает нас за это, а не откладывает суда на потом, когда бы осудил нас, со всем неверным миром (32).

В) Постановления о вечерях любви (33-34), а кто не может ждать других, пусть делает трапезу дома (34). Вот, главное, что он хотел им сказать, надеясь дополнить наставления при личном свидании.

VI. О дарах Святого Духа в Церкви (XII-XIV).

В первенствующей церкви с особенною силою проявлялись чрезвычайные дары Святого Духа в верующих, что давало разуметь всем, что только христианство есть единая истинная религия и вера, угодная Богу. Все эти благодатные дары посылались, кроме свидетельства истины веры еще и затем, чтобы при помощи их вся Церковь назидалась и укреплялась в вере и любви. Но Коринфяне с детским тщеславием хвалились друг перед другом своими дарами, особенно даром языков пред теми, кто его не имел, и в собраниях своих, назидая только себя, каждый спешил обнаружить свой дар, поэтому в собраниях были шум и нестроение (XIV, 33), а вместо общего назидания.

Для вразумления их Святой Павел пишет:

1) О благодатных дарах вообще, объясняя, как они равноценны и по источнику, и по значению их в Церкви (гл. XII).

2) о любви, как вместилище и вместе условии даров (гл. XIII);

3) об употреблении дара языков (гл. XIV).

1) О благодатных дарах вообще (XII, 1-30):

А) указавши общее действие благодатных даров в человеке в отличие от язычества (1-3): (Там было стеснение, а здесь – свобода, ибо там они были вне природы, а здесь в самой природе (1-2), там могли хулить И. Христа, а здесь – нет (3).

Б) Апостол утверждает, что при всем разнообразии даров, они имеют один источник – Св. Духа (4-11): (Каждому дается дар на его пользу, в соответствие с его склонностями – то учительства, то жизни, то чрезвычайные (4-10), но все они от одного источника – Духа Святого (11).

В) В, природе человека тоже есть разнообразие, но оно не ведет к признанию непригодности каких-либо членов, а к пользе их и всего тела, так и в Церкви Христовой (12-26): (Члены тела – это члены Церкви, глава которой Христос (12), ибо все мы живы одним Духом (13). Но тело, как такое, состоит из многих членов (14), здесь полное взаимообщение – ни один из членов тела не отказывается от другого (15-21), так тесно связаны они друг с другом, помогая и взаимно поддерживая слабейших (22-25), так что страдания одного ощущаются всеми, так же и радость их бывает только общая (26).

Г) Применение сказанного к тому, что есть в Церкви – там тоже различие даров благодати, и все они служат ко благу всей Церкви (27-30): (Здесь есть разные служения, как члены в теле (27-28): каждый не может быто всем в Церкви (27-30): (Здесь есть разные служения, как члены в теле (27-28: каждый не может быть всем в Церкви, как один орган нее может заменить все тело (29-30). Но (31) (переход к следующей главе, т.е. тринадцатой), если желаете высших даров – ищите.

Я же скажу вам, что дело жизни Христовой не в дарах. Есть в христианстве нечто, что выше всех даров – «превосходнейший путь, путь жизни, дух жизни о Христе Иисусе». И вот это я вам и хочу теперь показать.

2) О любви, как высшем пути (гл. XIII).

А) Сначала Апостол говорит о превосходстве любви над всеми дарами и подвигами (1-3).Доказать, что без любви нет пользы ни от веры, ни от знания, ни от пророчества, ни от дара языков, ни даже от совершенной жизни и мученичества. Апостол описывает красоту этой беспримерной добродетели, украшая ее изображение, как бы какими-нибудь красками, различными родами добродетелей и тщательно соединяя их части (Златоуст).

Б) Любовь выше всего, всех даров, по своей природе (4-7).

В) Любовь выше всех даров, выше пророчества и дара языков (8-9), знания (10-12), веры и надежды (13), ибо никогда не перестанет (8 и 13).

Указавши высокое значение любви, Апостол советует Коринфянам стремиться к ней и в то же время молиться о получении даров духовных, преимущественно пророчества пред даром языков.

3) Об употреблении дара пророчества и дара языков (гл. XIV).

А) Превосходство дара пророчества пред даром языков (1-25), ибо:

а) дар языков без истолкования его, служит только для назидания себя, а пророчество – для назидания других (1-5), напр.: если бы Апостол говорил на непонятном языке, его не поняли бы, как и пред строем неясный сигнал (6-11). Посему ищите дара полезного для Церкви, т.е. пророчества, или, при даре языков, их истолкования, тогда молитва Духом будет понятна для всех (12-19), иначе – дар языков – простая детская забава (20).

б) Дар языков, служит знамением для неверующих, а пророчество для утверждения верующих (21-22), иначе – один дар языков бесполезен и даже вреден (23-25).

Б) Правила для употребления в Церкви даров пророчества и языков (26-38):

а) сначала дается общий закон: все к назиданию (26), потом

б) частные правила (27-36):

ба) для говорящих языками (27-28): (Не более двух-трех и не перебивая друг друга и при том, когда есть истолкователь, а - нет – молчи):

бб) Для пророков (29-33): (Тоже по порядку и два и три, при чем, кто последний, т.е. только что получил откровение, тот и говори, а получивший откровение ранее, б. м. еще дома, молчи (29-31), и туи нет невозможного, ибо Дух Св. не действует насильно (32-33):

бв) для жен (34-36): (Предписывается в Церкви молчать, а никак не учительствовать, ибо она ниже мужа (34), о непонятном же спрашивать у мужа, и то дома, а не в церкви (35), - таков общецерковный обычай (36).

в) И, наконец, прилагается общее убеждение к принятию сказанного (37- 38): (Кто разумен, поймет сказанное (37), а не разумный – молчи и исполняй (38).

В) Общее заключение о дарах языков и пророчества (39-40).

Итак, начав рассуждать о дарах пророчества и языков, Апостол сначала доказал, что дар пророчества лучше и полезнее для Церкви дара языков, теперь заключает: ревнуйте о дарах пророчества, но и когда кто получит дар языков, тому не запрещайте его употреблять с теми ограничениями, какие я сделал. Потом Апостол писал правила, как действовать в Церкви этими дарами; и в заключение к этому преимущественно прилагает слова: «только все благообразно и по чину», а как благообразно и по чину, это он уже изобразил в вышеизложенных правилах.

VII. О воскресении мертвых (гл. XV).

1. Учение о воскресении мертвых по телу (1-34).

А) Несомненность воскресения Самого И. Христа телом, ибо при признании этого несомненного факта, о чем свидетельствует масса людей, видевших Воскресшего, нельзя отрицать возможности и нашего воскресения (1-11). Тем более, что отрицание это

Б) вводило бы расстройство во всю систему христианского мировоззрения (12-19): (Если Христос не воскрес, и мы не воскреснем (12-16) нет искупления (17) и будущей жизни, а тогда мы самые несчастные люди (19). Кроме того, признания воскресения требует еще и

В) сила воскресения, совоздвизающая нас с Христом (20-28): (Если в Адаме все мы умерли, то во Христе все мы оживем (20-22). Воскресением Своим Христос положил основание Своего Царства (23). Осуществится же оно лишь после победы над грехом, и тогда наступит уже Царство славы, которое Спаситель предаст Богу Отцу (23-28).

Г) Дает еще два доказательства воскресения (29-32):

а) из идеи крещения – не в мертвого, а в живого, иначе не могло бы быть и возрождения (29):

б) из своих опасностей при проповеди о воскресении (30-32). Т. о., верою в воскресение уясняется и идея крещения, и смысл страданий Апостола. Доказав истину воскресения, Апостол в заключение

Д) прилагает краткое увещание (33-40): (Избегать дурных влияний, которые внушили им лож о воскресении (33) и прогонять из души ложные мысли (34).

2) Учение об образе воскресения и качестве воскресающих тел (35-53). Неверующие Коринфяне смущали веру остальных в воскресение мертвых тем, что предлагали возражения:

А) Как и какою силою воскреснут тела? (36-38). (Ап. Отвечает: - по воле Бога, чрез природу: как то, бывает с растениями, когда из сгнившего семени рождается злак).

Б) В, каком виде воскреснут тела (39-50)? Ответ:

а) они будут различны между собою, как различны между собою тела земные и небесные – друг с другом и сами в себе (39-41): и указывает более определенно

б) самые черты этого различия (42-44): (Вместо тления – нетление (42), вместо унижения – слава и вместо слабости сила (43), вместо душевности – духовность и бессмертие (44). Такое

В) различие тел, воскресших от земных должно быть несомненным и по идее спасения (ст. 50), ибо тленное не получит спасения, а нетление можно получить только от Христа, как тление мы получили от Адама (45-50).

3) Пророчество о том, как совершится самое воскресение (51-53): (По звуку трубы Ангела тела умерших восстанут духовными и бессмертными, так же и мы, дожившие до этого момента, изменимся, как и те (51-52), таков уже закон относительно этой перемены (53).

4) Победная песнь над смертью и краткое увещание (54-58): (Погибла сила смерти – грех и его сила – закон). От того и другого освободил нас Христос (54-57): и теперь остается нам быть лишь твердыми в христианской жизни (58).

Заключительная часть послания

VIII. Разные распоряжения, известия, наказы, напоминания, приветствия, благожелания (гл. XVI).

1) Распоряжения о заготовление милостыни для Иерусалимлян (1-4): (Просит руководствоваться правилами, данными им на этот случай в Галатии, (1) понемногу откладывать в воскресные дни (2), чтобы потом отдать все Апостолу для пересылки в Иерусалим (3-4).

2) Извещение о своих планах относительно путешествия и трудов в проповеди (5-9): (Зиму и весну до 50-цы в Ефесе, где много дела в виду широко открытой им двери в Церковь, летом в Македонию, осенью на немного в Коринф, а потом опять в Македонию, осенью же прибыть на зимовку в Коринф, и отсюда отправиться, куда укажет Св. Дух) (в Иудею) (2 Кор. 1, 16).

3) Наказ о Тимофее с вестью об Аполлосе (10-12): (Просит принять с честью Тимофея, который послан им для обзора дел в Коринфской Церкви (10-11); а что касается Аполлоса, которого они просили прислать к ним, то относительно этого говорит, что теперь тот прийти не может, а придет потом, когда ему будет это удобно (12).

4) Напоминания, твердо стоя в вере, не покидать взаимной любви и отдавать должное трудящимся у них по делу Божию (13-18).(Будьте мужественны при перенесении неприятностей за веру (13), а любовь пусть вас подкрепляет сознанием взаимного сочувствия (14). К дому Стефана, первообращенцу среди них и, теперь, очевидно, предстоятелю ихнему, должно относиться с почтением (15-16), особенно в виду его посольства к Апостолу по поводу настоящих недоумений и в виду его личных симпатий к нему и других посланцам, которые своим визитом так живо напомнили Апостолу всю Коринфскую общину и успокоили его смущенное настроение, а также и всей Церкви (17-18).

5) Приветствия, изъявления, благожелания, поклоны (19-20): (От лица Асийских Церквей, Акилы и Прискиллы с их общиной (19), привет со святыми поцелуями (20).

6) Последнее слово и благожелание Апостола (21-24): (Свой привет пишет он самолично (21). Надо любить Христа, без Него нет общения с Ним. Иначе, тому отлучение, и это верно, как верно то, что придет уже Господь: («маран-афа») (22). Итак, пусть будет с вами, благодать Христова и в этой благодати любовь его, Апостола к ним, таинственно, не земными узами связующего его со своим учениками, в Коринфе (23-24).

*) сначала Св. Павел хвалит Коринфян за верность преданному им ранее, несмотря на то, что тогда он не объяснил им нравственного значения преподанного обычая (2). Теперь же дает объяснение, указывая основания преподанному.

 

_______________________________________

Свое послание Св. Павел отправил с посланными Коринфян, а сам остался в Ефесе.

В Ефесе Св. Павел предположил было пробыть зиму и весну до Пятидесятницы (1 Кор. 16, 8), потому что Господь открыл в Ефесе широко двери веры. Но духу Божию угодно было изменить его план, ускорить уход его из Ефеса.

Зимой 59 и весною 60 года Св. Павел привлек в дверь Церкви много Ефесян и тем вооружил против себя врагов веры Христовой. Хотя они и умножились по мере умножения верующих (1 Кор. 16, 9), но с нападением их он еще мог пока бороться. Однако, в весенние праздники богини Артемиды Ефесской они массой напали на него, принудив прежде времени удалиться из Ефеса.

На чествование Артемиды специально посвящен был в Ефесе месяц май, который так и называли Артемидиным. На этот праздник в Ефес стекалось со всех концов множество народа, тем более, что в этот же время была здесь и ярмарка, называвшаяся «Ефесия». В этот месяц город стонал от всяких языческих ликований: веселые процессии отовсюду постоянно шествовали к знаменитому храму; пьянство и разгул широкой волной разливалось во всем городе. В такое время было неизбежно особенное огрубение фанатизма, и нет ничего невероятного, что бесстыдная и распутная чернь, подстрекаемая евнухами – жрецами Артемиды, избрала предметом своих оскорблений христианскую общину, собиравшуюся, главным образом, в школе некоего Тирана и ее всем известного учителя. А повод для фанатизма был налицо. В этом году (60) замечалось видимое уменьшение бесшабашного разгула вовремя Артемидина месяца, и причина этого была вполне известна. В Ефесе и во всех главных городах проконсульской Азии народ слышал проповедь Св. Павла и его сотрудников, что идолы – не боги. Много народа склонилось к этой проповеди; еще больше было таких, которые стали равнодушно относиться к идолам и бессмысленной обрядности служения идолам. Следствием этого было то, что в Ефесе «произошел не малый мятеж против пути Господня» (Деян. XIX, 23). Большие убытки от этого равнодушия несли, кроме жрецов, художники и мастера фигурок храма и богини Артемиды, которые теперь стали мало покупать. Поэтому один из продавцов их, некто среброковач Дмитрий, собравши мастеров и ремесленников, сказал им, что если дело так пойдет, то не только они разорятся, но и «самый храм великой богини Артемиды скоро ничего не будет значить, и испровержится величие той, которую почитает вся Азия и вселенная» (ст. 23-27). Эта речь воспламенила фанатизм народа, который с криком: велика Артемида Ефесская! Устремился в еврейский квартал, к мастерской Акилы, где остановился Св. Павел с своими сотрудниками. Ученики и друзья Св. Павла успели скрыть его от ярости толпы, которая поэтому захватила только учеников его, Гая и Аристарха, македонцев, и устремилась с ними в обширное помещение театра, который всегда стоял открытым. Однако, собравшийся на шум праздный народ не знал хорошенько, зачем собрались сюда, потому что «одни кричали одно, другие другое, - собрание было беспорядочное» (ст. 32). Но, по-видимому, все знали, что люди, послужившие причиной возмущения, были из евреев, к которым греки вообще были очень нерасположены. Чтобы отвратить от себя опасность, евреи подговорили одного из своих ремесленников, Александра, разъяснить народу, что христиане, хотя есть таковые и из евреев, но в сущности совсем отличные от них секта. Однако народ едва только увидел, что намеревается говорить им еврей, тотчас же пришел в ярость и закричал свое: «велика Артемида Ефесская!». Так кричали около двух часов, а когда на этом не успокоились, то вышел к ним начальник города с благоразумною речью: «Мужи Ефесские, воскликнул он: какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды. Если в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво. А вы привели этих мужей (Гая и Аристарха), которые ни храма Артемиды не обокрали, ни богини вашей не похулили. Если же Дмитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга. Ибо мы находимся в опасности за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которую мы могли бы оправдать такое сборище» (ст. 32-40). Эта разумная речь произвела поразительное действие, смятение, прекратилось. Но Св. Павлу нельзя было более оставаться в Ефесе, где в этот шумный месяц могли очень легко опять воспламениться страсти. Поэтому, когда прекратился мятеж, Св. Павел созвал своих учеников и, утешив их, простился с ними и направился в Македонию с Гаем и Аристархом, и из Ефесских христиан взял двоих – Тихика и Трофима (Деян. XX, 1). Но сам, испытывая горе, он пожалел и тех, кто могли подвергнуться горю, может быть, и по его вине. Так, Коринфяне, подумалось ему, прочитав его послание, могли опечалиться (2 Кор. VII, 8)? Может быть даже послание его, вместо пользы, принесет им вред (2 Кор. VII, 9). Скорбя об них отеческою любовью, Св. Павел посылает к ним морем своего ученика и сотрудника Тита, наказав ему узнать, какое произведет действие и влияние на Коринфян его послание и вместе распорядиться о сборе милостыни (2 Кор. VIII, 6) и уведомить их о том, когда им ждать Св. Павла. Собранные же известия Тит должен был принести Апостолу в Троаду, куда он намеревался отправиться с своими спутниками.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.